Крым как импрови3ация или к вопросу о мадагаскарских жертвоприношениях - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Предисловие Приближается отпуск, и вас все чаще волнует вопрос... 2 435.18kb.
Информация об итогах проведения бессрочной акции «Сделаем Крым чистым» 1 50.43kb.
Письмо Министерства экономического развития и торговли ар крым от 01. 1 47.96kb.
О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике... 1 40.89kb.
К проекту постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым... 1 35.09kb.
К проекту постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым... 1 41.43kb.
Во-первых, это наличие у адресата возможности по собственной воле... 1 123.86kb.
Міністерство освіти І науки україни донецький індустріально-педагогічний... 1 149.06kb.
«К вопросу о правильном питании» 1 108.03kb.
Вопрос: о минимальном и максимальном сроках, в течение которых победитель... 1 15.79kb.
«Интернет-мем как речевой жанр: особенности функционирования» 1 198.77kb.
Февраль 2004 Horizon Capital открывает Международную ипотечную программу... 1 15.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Крым как импрови3ация или к вопросу о мадагаскарских жертвоприношениях - страница №1/1

КРЫМ КАК ИМПРОВИ3АЦИЯ

или


К ВОПРОСУ О МАДАГАСКАРСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ
Журнал «Новый Крым», N1, 1997
То, что вы затеяли, – это попытка в правильном направлении...
Я понимаю, что это идеализм, но это необходимо делать.
Открыть Крым... Открыть Крым миру...

Василий Аксёнов


А был ли Боспорский Форум? А другой – был? А потом ещё один – как с ним? Существует ли некий Сид, организатор и вдохновитель этих Форумов? Ступали ли на широкие стогны и узкие улочки города Керчь уверенные стопы Аксёнова, Искандера, Войновича, Жданова, Рубинштейна, Кибирова и прочих деятелей, с позволения сказать, большой литературы? Было ли что-нибудь вообще или наличествовала лишь коллективная галлюцинация очередных неопытных очевидцев, доверчиво прильнувших к радужной оболочке майи?

Было, было, всё было, хотя белопенный прибой и смыл с прибрежного песка отпечатки загадочных инсталляций, а жёлтый степной ветер унёс известно куда слова лёгких стихов и тяжёлых научных докладов... Было, говорю тебе, читатель, было, не спорь со мной, побудь со мной, я расскажу тебе всё.

...И незабываемым летом 1992 года двое крымчан – Игорь Сид и Андрей Поляков – и один москвич – Михаил Лаптев (он умер в январе 1995 г.) объединились в поэтическую группу «Полуостров». Цель объединения была сложна, повод – прост: поэтам нравились стихи друг друга. Год спустя в состав «Полуострова» охотно вошло ещё два московских пиита – Николай Звягинцев и Мария Максимова.

«Полуостровитян» объединяли не только совместные эстетические амбиции, но и любовь, натурально, к Крыму, ко всякой мало-мальски Средиземноморской культуре, любезной античности и прочему "всему нашему". Любить – значит действовать. Поэты и стали. Под чутким руководством Сида был разработан проект так называемых Боспорских Форумов современной культуры. Для старта была избрана Керчь – местечко, не избалованное культурными потрясениями, но зато там прописан Сид. Это важно, потому что без Сида никаких Форумов вообще не было бы. Скажу заветное: Боспорский Форум – самый впечатляющий культурный проект из всех, что были осуществлены на полуострове за последние лет, эдак, шестьдесят. Пряность ситуации заключается в том, что в Крыму легко добыть деньги на что угодно, кроме нашумевших на весь мир акций с привлечением лучших литераторов и художников современности.

Но вернёмся к первому Форуму. И, вернувшись, увидим: на Киммерийские холмы навалилось сырое небо сентября 1993 года. Сеется дождик, ветер пронзителен, зябко... Некое плавсредство бороздит свинцовую гладь Боспора Киммерийского (Керченского пролива); бороздит, чтобы высадить десант участников Форума, известных художников и поэтов, на о с т р о в Тузла, ровно посередине между украинским Крымом и русской Таманью.

Но зачем туда плывут все эти люди? Затем, что именно на Тузле состоится выставка произведений московских художников-концептуалистов «ТАВИЬА КА5А».

Не изгладится из памяти очевидцев километровая надпись (геоглиф) на пляже, выдуманная Ростиславом Егоровым, – «LJJK TO THE HEAVENS!» («Смотри в небеса!»), над которой дни и ночи трудились наиболее физически здоровые художники и литераторы. Воплощали выдумку так: выкапывали в земле траншеи по намеченному Егоровым контуру, а затем заполняли их противными чёрными водорослями, в изобилии нанесенными штормом. Творцы поработали не зря – через месяц оргкомитету Форума передали из США снимки удивительных букв, сделанные из космоса службой спутникового слежения NASA. Мораль – посмотри в небеса!

«Уши Палеополиса» – так назывался проект далёкой австралийской девушки Мэри Гоуф. Проект представлял из себя ряд непривычно крупных ушных раковин, покрывающих часть береговой полосы. Имела отношение к песку и известная инсталляция Валерия Айзенберга и Ирины Даниловой «Рождение Афродиты из яйцеклетки», кочевавшая перед этим по галереям Старой Европы.

Цитата из буклета: «Эффектным завершением вернисажа явились работы Аристарха Чернышёва: инсталляция без названия, в виде вереницы заполненных водой лабораторных колб, выстроенных с интервалом около трёх метров на узком окончании песчаной косы острова; в каждой колбе находилось по длинной серебристой рыбе; и пироперформанс «Боспор – Бикини», заключавшийся в серии ослепительных взрывов вдоль совершенно голого побережья, порожденных жестикуляцией стоявшего в отдалении среди зрителей автора».

Перечислю в произвольном порядке ряд сокровенных литературных имен, в разные годы имевших то или иное отношение к Форуму. Вот они: Василий Аксёнов, Фазиль Искандер, Владимир Войнович, Борис Стругацкий, Михаил Гаспаров, Владимир Микушевич, Михаил Лаптев, Михаил Айзенберг, Евгений Сабуров, Сергей Гандлевский, Иван Жданов, Тимур Кибиров, Алексей Парщиков, Генрих Сапгир, Лев Рубинштейн, Николай Звягинцев, Дмитрий Кузьмин, Андрей Поляков, Виктор Куллэ, Мария Максимова, Изяслав Гершмановских, Андрей Мальгин и многие, многие другие. (Читателю предлагается развлечение – расположить авторов в списке по своему вкусу.) Второй Боспорский Форум, грянувший в июле 1994 года, был единственным форумом, получившим одобрение на самом что ни на есть государственном уровне,— его почтил своим присутствием поэт и, по совместительству, тогдашний вице-премьер Крыма Евгений Сабуров. Сабуров не только по-отечески поддержал участников Форума, но и почитал свои стихи (хорошие, между прочим) и сделал взбудораживший слушателей доклад «Святые Кирилл и Мефодий как идеологи авангарда», напечатанный впоследствии журналом «Юность» и «Таврическими ведомостями».

Впрочем, интеллектуальный, так сказать, эпатаж «6оспоритам» вообще свойственен. Звучали на форумах тексты под названиями: «Полуостров, остров, Пуп Земли, мировой art-полигон (мифологема Крыма в ретро- и перспективе)» и «Тавриология как геопоэтическая дисциплина» (Игорь Сид), «Новые происки Средиземноморья» (Диана Штаудахер, ФРГ), «Постмодернизм и как с ним бороться» (Всеволод Некрасов), «Альтернативная космонавтика» (Вик-тор Бабанин), «Орфей: его тень, двойник и чучело (глоссематическая модель лирической оппозиции и проблема автора в дескриптивной семиотике трансцедентального мегатекста)» (Андрей Поляков), «Проект крымского феодального центра» (Дмитрий Канторов), «Будущее как опечатка» (Изяслав Гершмановских, Лос-Анджелес), «Вряд ли» (Николай Звягинцев) – так вот, когда это «вряд ли» произносится вслух с высоких трибун, тут уж остаётся только развести руками. Да и не только по поводу текстов.

Давным-давно, аж на Первом Форуме, организаторы взяли да и основали «Музей Аристоника», равного которому нет, пожалуй, нигде. Был такой греческий поэт, который путешествовал вдоль побережья Тавриды, якобы неспешно гастролируя, а на деле (враг!) – собирая для неприятеля информацию о мощности укрепленных городов, которая легко определялась по посещаемости его концертов,- такими фанатиками искусства были древние боспориты. Аристоник – один из полузабытых крымских героев. Но ни память о его подвиге, ни само дело его не должно пропасть. В Музей его имени все замечательные деятели науки и искусства, соприкоснувшиеся с БФ-ами и полуостровом, отдают на вечное хранение личные вещи. А что? Удачная задумка! То-то Сида видели после последнего Форума в подаренной «Музею Аристоника» японской... м-да... ладно, чего уж там.

Не промолчу и об акциях «Письма с Понта» и «Циклопический жест». Акция «Письма с Понта» заключалась в следующем. Бралась просмоленная дубовая бочка изрядных размеров, участники Форума писали на листках бумаги послания потомкам, письма вкладывались в деревянное нутро, крышка бочки заливалась воском, а сам «конверт» летел в набежавшую волну с кормы заплывшего в пограничные воды катера. Предполагаемый маршрут почты представлял из себя такое: Боспор Киммерийский – Понт Эвксинский – Симплегады – Боспор Фракийский – Пропонтида – Геллеспонт – Эгейское и Ионическое моря – Сцилла и Харибда – Тирренское и Лигурийское моря – Геракловы столпы – Внешнее море. Где-то во Внешнем море почтовая бочка носится и поныне по воле ветров и течений (если ещё не попала в руки потомков).

Акция «Циклопический жест». Знай, читатель, что под Керчью существует комплекс курганов боспорских династов под кодовым названием Юз-Оба, что на крымскотатарском означает «Сто Вершин». Во время очередного Форума его участниками за одну ночь был насыпан ещё один – Юз-Адын-Оба («Сто первая вершина», но уже на языке яки из романа «Остров Крым»). Таким образом, Форумы ещё раз (вспомним геоглиф Егорова) изменили не только культурный, но и географический ландшафт Крыма.

В интервью радио «Свобода» в феврале 1994 года Сид, в частности, сказал: «Наш Форум – это просто экспериментальная саморазвивающаяся форма жизнедеятельности современной культуры, сочетающая черты углубленной дискуссии и карнавала искусств, интеллектуального шоу и хэппенинга нон-стоп, артистической акции и строгого семинара. Цель – выработка концепции ПРЕВРАЩЕНИЯ КРЫМА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОЛИГОН».

«Стоп, стоп! – внезапно вскричит вдумчивый читатель. – А как же мадагаскарские жертвоприношения?» Да ну их... Почём я знаю – как? Я там никогда не был. Да и что нам за дело до каких-то жертвоприношений бредовых? Мадагаскар далеко, зато Крым – прекрасная и загадочная земля – близко. Настолько близко, что его можно пощупать пальцами, наклонившись: вот же он!



Полюбим Крым ещё больше, чем любили до сих пор, а там – даст Бог! – найдутся средства и на Четвертый, и на Пятый Форумы, и наш полуостров, благодаря БФ-ам так плотно вошедший в историю культуры конца XX века, войдет в неё уже настолько окончательно и бесповоротно, что все дураки, которые этого не хотят, полопаются от злости...

А всем остальным сразу станет хорошо.


izumzum.ru