Краткий доклад на тему «Жизнь и творчество П. И. Мельникова-Печерского» Студентки 3 курса фс впу кристины Узорко Павел Иванович Мель - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Краткий доклад на тему «Жизнь и творчество П. И. Мельникова-Печерского» Студентки - страница №1/1




Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского

КРАТКИЙ ДОКЛАД на тему «Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского» Студентки 3 курса ФС ВПУ Кристины Узорко Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде.Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. Допоступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В1834 поступил на словесный факультет казанского университета, которыйуспешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрениевластей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителемгимназии. Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественныезаписки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии вСибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказписателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовленияделались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») –слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода –роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найтитаких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальномгороде. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин»не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравовнарода. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет. Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он былдопущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особыхпоручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и началлитературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновникомМельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельниковполучил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей»,где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы,собранные им самим. Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы»- рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей изреальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. Наинтересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска!Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников – это новыйрусский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но онне считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькойкомнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслитмасштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего пагубно влияетна его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такимикупцами силу. С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно поделам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенноревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольствоначальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разорительскитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагалисьпесни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и сталвидеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне виделиего верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменилсвоё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) онвозложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровеньправославного духовенства. В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп»,«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писательобличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернскиеи уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причинекоррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отменыкрепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовоеправо владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами передотечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становлениерусской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами ивладели душами. Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако оналюбопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязныйстарец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму(«Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать чертымельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе тобыло во Казани». В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецелоотдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русскоговестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз виделЧехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельниковсоздал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцессаВладимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение –романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовалжене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколькоисторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в НижнемНовгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занималсясадоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовкелеса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, омонастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизньнескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когдаторговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбыперсонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную средуденежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается властьалчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый впогоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губитполюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатомустарику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, которыйломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки. Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве оннаходит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркуюконцепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительнобогатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивыславянской языческой мифологии. Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там они умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильномсклепе.


izumzum.ru