Край родной Аитково,2008 История заселения территории - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«легендарный кронштадт» 1 84.69kb.
Урок-викторина «Знаешь ли ты свой родной край?» 1 28.11kb.
Ау чр «Редакция газеты «Край родной» Минкультуры Чувашии, газета... 1 26.25kb.
О композиции «Край родной, навек любимый московский район Коньково... 1 30.73kb.
Темы «Край родной навек любимый» 1 30.28kb.
«Краеведческо – этнографический» раздел показывает историю Губкинского... 1 55.59kb.
Программа в системе дополнительного образования на 2011-2012 уч год... 2 425.45kb.
Урока: «Люблю тебя, мой край родной» 1 109.41kb.
Сценарий Единого Всекубанского классного часа «Олимпийский старт... 1 71.59kb.
Настало время объявить победителей в областном дистанционном конкурсе... 1 116.85kb.
Мбоу «Лицей №4» Рузаевского муниципального района 1 125.9kb.
Квн «Любите,цените и изучайте русский язык» 1 93.75kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Край родной Аитково,2008 История заселения территории - страница №1/1

Ф.Г.Асанов
Край

родной

Аитково,2008



История заселения территории
Точной даты заселения территории невозможно установить. Освоение территории можно предположить по материалам , которые сохранились в архивах городов Перми и Кунгура, по сохранившим оригиналам списков налоговых сборов и договоров и по находкам школьной команды следопытов «Наследники».

Вся эта работа началась 90-ые годы прошлого века. Весь накопленный материал после обработки приводит к таким версиям:

- в 13 веке болгарские племена подчинили себе население проживающее по р. Чусовой, потом постепенно распространили своё влияние дальше на восток – на территории вдоль рек Шаква и Сылва. Всё владение называлось Иренско – Сылвенские остяки (вокуличи) и татары. Позднее эта территория оказалась под влиянием Казанского ханства,

- для описания народов, заселённых на верховьях р. Шаква, живущих в восточных предгорных районах Урала, в 1723 году по царскому указу был направлен Мокшеев В.А. Его описания – характеристики сохранились в Пермском государственном архиве. Он подробно описал трех народностей, живущих на этих землях: вогулов, татар и башкир. При описании татар отметил такие черты характера, как гостеприимство, доброжелательность, общительность, грамотность, склонность конокрадству. Мокшеев В.А., сравнивая внешний вид, одежду, род занятий, пришел к такому выводу: что эти татары очень схожие с народами бывшего Казанского ханства,

- об освоение верховьев р. Шаква писчий Попов В.И. в 1869 году пишет, что часть татарских племен после падения Казанского ханского поднялись вверх по реке Чульман ( Кама ), обосновались в густых лесных массивах, вдоль маленьких речушек, заняв места, принадлежащие остякам и некоторые племена называли себя остяками. Для этого были свои причины:

а) чтобы скрываться от преследования царских дружин, которые вели насильную христинизацию,

б) в целях сохранения культуры, религии, устои, традиции и самого народа,

- о связях с Казанским ханством говорят медные деньги, найденные школьной организацией учащихся « Наследники». Эти монеты ручной чеканки с достоинством по 5 танга ( руб ) каждая, изготовленные в 1515 г. в Казанском ханстве, сохранившиеся в семьях, родители которых были жителями д. Конец гор (Олы кул ).





- сохранился оригинал дворового списка 1731 года на арабском языке д. Конец гор, где проживало 37 хозяйств, жители которых вели оседлый образ жизни. Отсюда следует, что первым населенным пунктом была д. Конец гор, существующей с конца 16 века и который дал начало д. Аитово, по имени протекающей речки.

Строительство крепостей внутри страны и по-граничных областях, содержание крупной армии и бесконечные войны требовали больших финансовых затрат. Налогами только невозможно было восполнить государственную казну. Царь Петр в 1703 г. издает указ, состоящий из 72 пунктов пошлин: посещение мечети, за наличие бани, похоронная пошлина, за каждую дымовую трубу, за регистрацию брака, за каждый скот, за каждую дугу, ворота, окно, погребную яму и т. д.

Несмотря на такие трудные условия жизни образование населенных пунктов продолжается. В начале 18 в. возникли д. Сава, Ваксу, Арзя. О количестве жителей и дворов документы не сохранились.

Люди, живущие в этих населенных пунктах, принадлежали к Шаквинской общине, занимались земледелием и были государственными крестьянами, приписанными к Шаквинскому железоделательному заводу, основанному в 1740 г. Никитой Демидовым, сыном Акинфема Демидова, внуком Н. Демидов.



Перепись населенных мест 1859 год.

деревни

дворы

мужчины

женщины

мечети

Аитково в т.ч. Конец гор

43

102

96

1

Арзя

27

70

85




Сава

30

85

82




Ваксу

17

38

36




После отмены крепостного права в России, возникли новые населенные пункты и часть живущие в них крестьяне отошли от земледелия. Появились торговцы, лавочники, владельцы мельниц, постоялых дворов, охотники и другие.

К концу 19 в. на территории Аитковской общины возникло русское селение – Подволок. Русские вначале занимались земледелием, но аграрная реформа проведенная в начале 20 в. дала им возможность стать владельцами магазина, постоялого и конного дворов. В 1932 г. они были раскулачены и высланы, а деревня стала называться – Казан авыл.



Согласно переписи на территории Аитковской общины в 1904 г. проживало 1005 человек.


Селение

Кол-во дворов

Заняты земле делием

Незаняты земледелием

Мужчины

Женщины

Всего

Аитково

37

34

3

98

87

185

Арзя

13

13




35

43

78

Вакса

31

31




97

94

191

Запоскотина

12

11

1

28

28

56

Конец гор

29

27

2

84

76

160

Край Шаквы

2

1

1

7

7

14

На Мысу

1

1




3

3

6

Подволок

3

3




7

12

19

Сова

54

53

1

146

150

296

В 19 в. д. Аитково была построена мечеть, где позже открыли раздельные группы (мальчики и девочки) из мулл и зажиточных крестьян по изучению Корана, арабского языка, математики. Долгое время просвещением населения и их детей занимался Якуп мулла Мазитов.

В 1906 – 1908 годах окончив Троицкую духовную семинарию, вернулись: в Аитково - Шагаеп мулла Рахматуллин, в д. Сова – Нуртдин мулла Хусаинов, в д. Вакса - Халим мулла Рахметов. В деревнях Вакса и Сова с помощью сельчан они построили мечети. В эти же годы открываются в мечетях 3-х классные начальные школы для крестьянских детей наших деревень, где изучали арабский и русский языки, Коран, математику и астрономию.

Об участии жителей деревень в революциях 1905 и 1917 годов архивные документы не сохранились, но по рассказам долгожителей, были такие люди. Их было мало, так как в деревнях Аитковской общины почти все жители имели земельные наделы, лошади и крупный рогатый скот.

В годы гражданской войны через территории деревень прошли и белые и красные. Осенью 1919 года в Красную армию были мобилизованы 19 парней и более десятка обозников со своими лошадями. Из обозников домой вернулись трое, а из парней - семеро. Эти парни сначала воевали на Восточном фронте, потом в Южном, участвовали в штурме Перекопа, после гражданской войны – на Туркестанском против басмачей. Домой вернулись 1927-28г.г.

В 1919 г. в 22 декабря был создан Аитковский сельский Совет, весной 1920 года в домах торговцев и мулл были открыты 4 классные начальные школы..

Заведующими этих начальных школ были назначены в Аитково – Муллазян Аптраков, с 1939 г. –Давлетбаев Ахнаф, Сове – Асанов Ахун, с 1930 г.- Асанов Хаким, с 1939 г.- Давлетбаев Хунулла, Ваксе – Давлетбаев Салиман Аюпович.



В целях борьбы с неграмотностью в 1923 году в этих школах начались занятия с взрослым населением, посещали в основном молодые парни.

В годы новой экономической политики в жизни сельчан мало что изменилась, если не считать то, что многие улучшили своё социальное положение, увеличили земельные наделы и хозяйства. Как до революции и в годы НЭПа не было хозяйств не имеющих лошадь, корову и домашнюю птицу, несмотря на то, что гражданская война прошла через эти деревни. Про гражданскую войну старики вспоминали: пришли белые - всё оставили, и раненных, и больных лошадей, и фуража, и всего лишнего, пришли красные – всё забрали и ещё мобилизовали сельчан со своими лошадями в обозники.

С помощью рабочих – коммунистов весной 1927 года были созданы партийная и комсомольская организации. По сохранившим материалам в Пермском архиве одним из первых решений были борьба с религией, т.к. мечети всё ещё занимали центральное место в жизни сельчан и организация разнообразных форм совместной обработки земель. Осенью для пропаганды и агитации, для доведения до жителей политики партии открывается изба – читальня.

Весной 1928 года комсомольцами при плотном окружении милиции были спилены минареты мечетей в деревнях Сова и Вакса, была разрушена и распилена на дрова самая первая, построенная в начале 19 века, мечеть в Аитково. Особо отличились здесь первые комсомольцы Кинзибаев Файзерахман и Кинзибаев Сайдехан. В деревнях Сова и Вакса в здании мечетей перешли начальные школы.

Попытка организовать колхоз в 1929 году силовым методом не принесло успеха. Только осенью 1930 года, после выхода обращения Сталина « Ответ товарищам колхозникам» был организован колхоз, объединяющий все населенные пункты и разбросанные участки. Просуществовал этот колхоз до января 1932 года. В общем собрании колхоза было принято решение разделить хозяйство на три самостоятельных колхоза по трём крупным селениям. Так появились новые коллективные хозяйства: в Аитково - колхоз имени Кирова, в Ваксе – колхоз «Красная Заря», в Сове – колхоз « 1 мая» вместе с деревней Арзя. В июне 1933 года не желающих вступить в колхозы единоличников раскулачивали, отправили в районный центр, Пермь-Сергу. Таких семей было 11 и никто из них не вернулся обратно. По раскулачиванию местные власти не знали кого включать, не дали точного определения, кого считать кулаком, а план по раскулачиванию спускался сверху. Если в семье были лошадь, корова и мелкий скот, эти семьи подлежали к раскулачиванию.

В марте 1936 года жители всех деревень от имени 3 колхозов отправили в Москву Совет Народных Комиссаров письмо о переводе населенных пунктов и хозяйств из Пермь-Сергинского района в Лысьвенский. Ответ получили отрицательный. Повторные письма были направлены в 1939, 1941 годах, все ответы были не в пользу жителей. Жители обосновали свои просьбы такими аргументами: торговые отношения установившиеся с далёких времен, наличие металлургического завода, где можно приобрести запчасти к сельхозмашинам, наличие учебных заведении и другие.

Осенью 1936 года школа в д. Аитково. Бригада строителей и плотников под руководством Каметова Нуртдина построила новую школу к сентябрю 1937 года. Об этом писала Пермь – Сергинская районная газета. С сентября 1939 года все школы, которые писали и читали на латыне, перешли на кириллицу.

В 1938 году сгорела дотла д. Вакса из-за неосторожного обращения с огнём одной домохозяйки- Давлетбаевой Рашиды. Все 11 домов пришлось заново строить. В короткие сроки колхозники сообща построили всем новые дома.

22 июня 1941 года все жители деревень готовились праздновать Сабан туй. Прошли весенние полевые работы, и люди, уставшие от работы, ждали праздника. В разгар праздника Сабан туй дежурный телефонист объявил о начале войны.

На фронтах Второй мировой войны из деревень Аитковского с/Совета сражались 263 человека. Были среди них и пехотинцы, и десантники, и саперы, и танкисты, и т. д. 5 человек прошли через немецких концлагерей, двое совершив побег из немецкого плена продолжали борьбу с врагами в партизанских отрядах. Один из них Липишкин Салим, награждённый партизанской медалью. Мазитов Сабир был в плену, прошел через концлагерей Заксенхаузен и Бухенвальд. Домой, с войны не вернулись 161 человек.

Почти каждая семья потеряла то сына, то отца, то брата. 102 человека в разное время в годы войны и после победы вернулись домой. Почти все имели боевые награды, а Халилов Мунип 2 и 3 степени медали солдатской Славы. В годы войны жизнь в деревнях тоже была нелёгкая. Место, ушедших на войну мужчин, заняли женщины, старики и подростки. За трактор сели женщины и молодые девушки: Хусаинова Сания, Нариманова Сахиба, Нигматуллина Нурзиян и Низаметдинова Назмухана. Каждая семья для обеспечения фронта продуктами должна сдать в год мясо – 41 кг, молоко – 319 л, 75 штук яиц, 1,5 кг шерсти. Школьники для воинов собирали теплые вещи, руковицы, носки. Дети малые летом пасли колхозных коров, лошадей, постарше - помогали колхозникам. Они наравне со старшими работали на уборке зерна, заготовке сена и вспашке. Учеба в школах продолжалась. В каждой школе держали корову, которую выделили колхозы, чтобы поддержать детей. Были случаи, когда дети на уроках падали в обморок от голода. Каждая школа имела свой участок земли, где выращивала овощи, заготовляла корма для школьной коровы. Технички из своих продуктов готовили обеды. В школах не хватало тетрадей, учебников на 30 учеников 3 – 4 шт., писали на полях старых газет, чернила делали сами из сажи.

В деревнях не выдавали продовольственных талонов, как рабочим. Урожай, собранный со своего огорода хватало не надолго. Люди с весны начинали собирать молодую траву, кору липы, ели замороженную картошку, которая оставалась на полях осенью. Очень много людей умерли от голода. На сельских кладбищах до сих сохранились могилы без оградок и имени, наверное, у людей иногда просто не сил похоронить своих близких как положено.

Несмотря на такие трудности, сельчане не развалили хозяйства. За доблестный в годы войны 32 колхозника были награждены медалями.

После войны на территории Аитковского с/Совета началась массовая лесозаготовка, вначале верховьях р.Арзя, после р.Вакса. Заготовка леса шла и в годы войны, в основном на военные нужды, где рабочие получали по 400 граммов хлеба при выполнение дневной нормы, при перевыполнении – 600гр. Все эти работы выполнялись силами колхозников. В колхозах не хватало рабочих рук, ведь кроме выращивания зерна, заготовки кормов, леса колхозники занимались свиноводством, птицеводством, овощеводством. Были фермы по выращиванию лис, овец и мини молокозаводы. Ежегодно проводились наборы молодёжи для обучения ФЗУ, т.к. заводы тоже нуждались в кадрах.

Осенью 1947 г. была отменена долгожданная карточка на продовольственные и промтоварные изделия. На заработанные деньги можно было покупать что хочешь. Это немного облегчило положение крестьян. Сохранились все налоги военного и послевоенного периода, к ним добавились налоги за бездетность женщинам и мужчинам.

В 1950 году произошло объединение всех начальных школ в Аитковскую семилетнюю школу, не оставив ни одного начального класса в дальних населенных пунктах, директором был назначен Касимов Шариф Садыйкович.

По решению общего собрания колхозников трёх отдельных хозяйств в 1952 было принято решение объединиться в одно хозяйство- колхоз имени Кирова.

После 1953 года начались разные эксперименты в сельском хозяйстве, все эти стадии прошел и этот колхоз.

В 1955 г. вновь открываются начальные классы в д. Вакса и Сова, позднее в пос. Сова, где был организован Совинский лесопункт Комарихинского леспромхоза. К этому времени количество детей школьного возраста увеличилась вдвое.

В декабре 1959 года в результате нового районирования был Пермь-Сергинский район и территория Аитковского с/Совета была передана Лысьвенскому району. Колхоз имени Кирова в январе 1960 г. был включен в состав Заимковского колхоза, а через два месяца Заимковский колхоз стал подсобным хозяйством металлургического завода и в том числе территория Аитково. В 23 января 1961 г. на землях подсобного хозяйства завода был организован совхоз «Лысьвенский», состоящий из 6 отделений. Вся территория Аитково стала шестым отделением совхоза.

С 1961 по 1979 годы в политическом, социально – экономическом развитии территории произошли большие изменения. С января 1961 года не стало Аитковского с/Совета, все полномочия перешли в Новорождественскому с/Совету. В 1965 году Аитковская школа стала восьмилетней. Была проведена централизация и строительство новых производственных объектов (коровники, гаражи, склады, сушилки и др.) в Аитково и Сове, началась строительство ведомственных и личных домов и благоустройство населенных пунктов. Были построены магазины, клубы и Дом культуры в д. Сова, пункты службы быта и детский садик.

Осенью 10 сентября 1979 года из совхоза «Лысьвенский» выделен совхоз «Новорождественский». Аитково стало вторым отделением нового хозяйства. По экономической мощи Аитково было сильнее и крупнее, больше рабочих. На территории Новорождественска был построен комплекс на 2000 голов крупного скота, зная, что территория не может обеспечить ни кормами, ни рабочими. Всё это было рассчитано на Аитково.

В течении десяти лет рабочие второго отделения работали на комплексе, выделяли корма, хотя по поголовью скота было примерно одинаково. Численность работающих во втором отделение два раза больше, зарплату получали меньше, так как рабочим привозным платили по часовой сетки, своим по продукции. Были и другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности нерешенные в течении десяти лет.

Аитково, несмотря на свои трудности, продолжало развиваться. В 1983 году открывала двери новая средняя школа, появилась новая улица с двухквартирными домами и новые производственные объекты.




Существующие разногласия между отделениями 1 марта 1989 года привели к расколу хозяйства на два совхоза: Аитковский и Новорождественский. За короткий срок в совхозе « Аитковский» были построены хозяйственные дворы, склады арочные, ЗАВ-20 сушилка, тёплая стоянка для тракторов и машин, детский сад на 60 мест, асфальтированная дорога до трассы, квартиры для рабочих.

В 1990 году по просьбе населения был восстановлен Аитковский с/Совет, который просуществовал до 2006 г. После событий 1991 года название хозяйства менялось несколько раз, сначала было АОЗТ совхоз «Аитковский», потом СПК колхоз «Аитковский», сейчас СПК колхоз «Труд».

Не все деревни и населённые пункты сохранились до наших дней. Одни – исчезали вследствие пожаров, миграции живущих в них, другие – в годы советской власти, когда проводили коллективизацию, централизацию, разные аграрные реформы. Исчез с карты области Пермь – Сергинский район, где родилась половина жителей Аитково.

Ни разу не стоял, не был на повестке национальный вопрос, селения русские и татарские стояли рядом, работали и отдыхали вместе, уважая и перенимая традиции друг у друга. Населенные пункты Аитковского куста, татарские деревни самые северные на Пермской земле. Они имеют общие традиции, общие праздники, общие земли, природные ресурсы и богатства с русскими населенными пунктами и самое главное – общую малую Родину.
Население

Значительные перемены, происходящие в последние десятилетия в жизни страны, во всех сферах жизнедеятельности человека и сельского образа жизни, развивают существующие и порождают разносторонние потребности, обусловливают социальную подвижность и перемещения сельского населения, что в конечном итоге приводят к изменениям социальной структуры сельского населения.

Управление социальными процессами на селе, обеспечение села квалифицированными кадрами требуют конкретного знания социального и профессионального состава сельского населения, тенденций его изменения, всестороннего учета специфических интересов и потребностей различных его групп и слоёв.

О численности населения деревень Аитковского куста архивные документы имеются только с переписи 1859 г.


Годы

1859

1904

1939

1949

1968

1987

2007

Мужч.

295

610

724

496

822

585

453

Женщ.

299

510

631

608

856

618

531

Всего

594

1120

1355

1214

1678

1203

984

В таблице не указаны возрастная структура населения и только проживающиеся на данной территории до 1970 года, после 1970 года демографическая ситуация начала меняться в отрицательную сторону. Молодые уезжали в город, кто на учебу, кто –то зарабатывать деньги и многие оставались на там и стали городскими жителями.

Из таблицы можно сделать и такой вывод, что мужское население преобладало в 1904 и 1939 годах, оба раза перед войнами.

Численность населения деревень Аитковского куста с 1987 года в таблице показан с теми кто прописан, но не живет в деревне, а работает и живет в городе. Они составляют более 100 человек, особенно молодёжь.

Рождаемость в среди живущего населения в 2007 году составила 14 человек, смертность – 11. С 1992 года естественный прирост населения был отрицательным, т.к. в связи с распадом СССР изменились политические, социально- экономические факторы, которые оказывали сильное влияние на жизнь людей. И впервые, в 2007 году естественный прирост населения стал положительным. К положительным демографическим процессам привели изменение отношения государства к своим гражданам, проведенные правительством разные программы по социальным направлениям: это защита молодых семей, многодетных и малоимущих семей и разные субсидии, льготы.

Наибольшая численность населения на территории была в 60 – х годах прошлого века, когда в полную мощь работал Совинский лесоучасток, когда шёл процесс реализации сельскохозяйственных, социально-экономических реформ по улучшению условий труда и быта сельского населения. Тогда рождаемость в отдельные годы составляла 46 – 48 человек. В 1968 году общее население по данным с/Совета составило 1678 человек.



Населенный пункт

Количество жителей

Аитково

562

Большая Сова

528

Малая Сова

94

Запоскотина

76

Вакса

167

Арзя

72

Посёлок Сова

176

В 1965 – 1975 годы, как помнят большинство сельских жителей, это были годы повышения жизненного уровня, технического оснащения производства, производительности труда, роста благосостояния населения, культурного и образовательного уровня населения.

За высокие показатели в социальном соревновании и за личные достижения с 1965 года по 1990 годы были награждены:

Мазитов Ситдик – орден Ленина

Субханов Шаукат – орден Ленина

Фаткуллин Забир – орден Трудовой Красной Знамени

Ахмарова Мухсина – орден Знак Почета, медаль за трудовую доблесть

Гасияров Идиял – орден Трудовой славы III степени

Байсакина Сария – медаль за Трудовую доблесть

Гасиярова Назима – медаль за Трудовую доблесть

Низамутдинова Назиля – медаль за Трудовую доблесть

Шамсутдинова Фазиля – медаль за Трудовую доблесть

Мазитов Габдулгазиз – медаль за Трудовую доблесть

Гайсин Хавис – медаль за Трудовую доблесть

Кабышева Галия – медаль за Трудовое отличие

Каметова Машриха – медаль за Трудовую доблесть.

С 1975 года начинается убыль населения, особенно в мелких населенных пунктах, причинами были: миграции населения из деревни в город, процесс укрупнения больших или центральных хозяйств с ликвидацией неперспективных населенных пунктов, создание лучших социально – бытовых условий в центральных хозяйствах, в связи уменьшением лесных ресурсов.

Все эти демографические и политические процессы в перспективе ухудшили половозрастной состав населения деревень, который в значительной степени отразился на воспроизводстве и трудовых возможностях населения.

Постепенное сокращение наиболее трудоспособного сельского населения (молодёжи) отрицательно отражалось на демографических процессах. Это привело к снижению числа браков, уменьшению рождаемости и увеличению смертности.

События, происходившие после 1991 года, усилили эти процессы. Люди, живущие в социалистической стране, не были приспособлены к таким условиям жизни.

Если в 70-х годах ощущалась недостаток рабочий силы, то после событий 90-х - росла безработица, началась торговля, в том числе алкогольными напитками, большое развитие получил бартер, по полгода люди не получали зарплату и т. д. За 15 лет число личных подсобных хозяйств снизилось с 383 до 342.

В 1996 году зимой был закрыт новый детский садик, которого своими силами построил совхоз в 1989 году, несмотря на возмущение населения. Садик ещё посещали 14 детей, но районная администрация считала низкой, закрыли в Аитково и Канабеках, в других населенных пунктах оставили, хотя во многих других дошкольных учреждениях села посещаемость ниже. В том же году летом не стало и Дома культуры в Аитково. Через год начали возводить новое здание Дома культуры и до сих пор строят. Все объекты соцкультбыта перестали существовать за последние 15 лет.

В настоящее время на территории проживает 746 взрослого населения с временно прописанными, детей – 238. Трудоспособных: мужчин – 202, женщин – 120, безработных – 124, из них живущие за счет личного подсобного хозяйства – 91. Население стареет, старше 60 лет – 142, инвалидов – 55 человек. Трудоспособные работают: в колхозе « Труд» - 86, в бюджетной сфере – 57, в сфере торговли – 15 и 40 человек трудятся в 4 лесозаготовительных бригадах, организованных на коммерческой основе.

В последние годы сильно наблюдается расслоение сельского населения на семьи более высокими доходами, средними и низкими. Государство принимает меры по поддержанию семей с низкими доходами в виде субсидий на коммунальные расходы, на питание детей и т. д.

Слабо решаются проблемы строительства жилья, создаются трудности в выделении стройматериалов, особенно леса, в оформлении документов. Появились трудности в пользовании услугами соцкультбыта, одно поколение детей выросло, не посещая детский садик и клуб. Несмотря на такие проблемы и трудности сельские жители на будущее смотрят оптимизмом и надеждой.

Заключение
Без знания и учета взаимосвязей в природе, истории края нельзя использовать ее богатства, т.к. каждая территория имела свои особенности, свои отличительные черты. Мы сразу же нанесем ей ущерб. Природа начнет нам мстить. Однако желание получить быстрые результаты победила необходимость подумать о последствиях.

Вся совокупность взаимодействия человека и природы, включая освоение ресурсов, их охрану, а также преобразование природы называется природопользованием. Следует различать рациональное и нерациональное природопользование. Основу рационального природопользования в настоящее время должно составлять преобразование природы, которое имеет своей целью:

1.Полное прекращение загрязнения природной среды вредными для человека веществами.

2.Рациональное использование всех видов природных ресурсов.

3.Сохранение живой природы.

В процессе хозяйственной деятельности, в своём историческом развитие человек так изменил естественные природные комплексы, что вновь возникшие ландшафты стали называть антропогенными.


Антропогенные ландшафты весьма разнообразны – это поля, сады, парки, пруды, водохранилища, каналы, транспортные магистрали, карьеры, свалки, деревни, села, города и т. д. Важнейшими природоохранительными задачами в этих рукотворных ландшафтах являются – создание оптимальных условий для жизни людей и поддержание продуктивности агроценозов для обеспечения человека продуктами питания, одеждой, поэтому надо всем знать ценность и значимость природных ресурсов, всю природу.

Многое в этом деле зависит от осознания каждым человеком необходимости бережного отношения к окружающей среде, ответственности за ее сохранение, от правил личного поведения каждого в природе.

Многие краеведческие проблемы ждут своих исследователей. Мы, например, ничего не знаем о первопоселенцах родного края, только предполагаем. Мы не можем доподлинно установить место и время возникновения наших населенных пунктов. Совсем плохо изучена духовная и хозяйственная жизнь народа в дореволюционное время, нет полной картины по истории деревень до Великой Отечественной войны.

Замечательный писатель Виталий Бианки говорил: « Краевед – прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он люблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных… Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там так увлечешься, что и не бросить.».

Материалы, которые Вы открыли, - это начало.

Дальнейшее зависит от Вас самих.

Список литературы



  1. Амниев С.Х. «Татары среднего Поволжья». Казань, 1973.

  2. Баринов И.И. «География России». Москва: Дрофа, 1998.

  3. Гагарский М.Д., Столбов В.А. «Пермская область: отрасли, регионы, города». Пермь, 1977.

  4. Зубков Е.Ф. «Календарь погоды для любого пункта». Пермь,1977.

  5. Константинов В.М., Столбов В.А. «Экологическое основы природопользования». Москва: издательство Мастерство, 2001.

  6. Комлев А.М., Черных С.А.. «Реки Пермской области». Пермь: книжное издательство, 1984.

  7. Козубовский А.И. «К тайнам кладовых Урала». Пермь: книжное издательство, 1982.

  8. Кучер Т.В. «Экологическое образование учащихся в обучении географии». Москва; издательство «Просвещение», 1990.

  9. Лысьвенская метеостанция, среднегодовые данные.1980-2000.

  10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России». Москва: АО МДС, 1996.

  11. Мычелкин В., Чудинов С. «Лоси, люди, лес». Пермь, 1971.

  12. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. « География Пермской области». Пермь, 1999.

  13. Назаров Н.Н., Циберкин Н.Г. «Природная география Пермской области». Пермь,2001.

  14. Николаев С. «Природа нашего края». Молотовиздат, 1951.

  15. Пермский областной архив, статические данные за 1870 и 1904 гг., архивные материалы т.3 р. 361.

  16. Парфенов Н.М. «Очерки краеведа». Лысьва, 1998.

  17. Раткевич В.И. «Растительный мир Прикамья». Пермь, 1984.

  18. Школьная практика по краеведению, календари погоды, данные по практическим работам, экскурсии, походы.

  19. Статические данные поселковой администрации.

20. Фатыйхов А. « Гайна иле». Барда, 1995.

21. Находки – оригиналы списков жителей д. Конец гор, договора, списки налоговых сборов и др.



22. Воспоминания следующих жителей за 1975 – 2008 г.г.: Асанова Шамсемунира, Батыршиной Фаизы, Асановой Маймуны, Асановой Маувы (100 летняя), Файзуллиной Сазиды, Фаткуллиных Забира и Насибы и другие.