Которые вообще стоят особняком, не подходят ни под одно из определений родов - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модуль 5с ведение нормальных родов Слайд 5С-1 Ведение нормальных... 1 410.61kb.
«История поселений и захоронений казахских родов Жана-Кулан и Буран» 1 80.11kb.
Статья: Обзор систем, методов и методик оценки персонала 1 178.9kb.
Политическая культура, ее структура и типология 1 94.62kb.
Вступление: Стоят на холме два быка старый и молодой. Мимо (под холмом) 1 27.72kb.
В наше время усиленно идёт поиск методов работы с подростками и молодёжью... 1 49.61kb.
Таз с акушерской точки зрения. Плод как объект родов. Механизм родов... 3 521.1kb.
В какой валюте хранить сбережения? Самый частый вопрос: «В какой... 1 62.76kb.
• Узнайте, как сдавали егэ выпускники в прошлом году. Сделайте для... 1 21.72kb.
Здесь меньше говорят, больше молчат и больше видят видят и те миры... 1 250.46kb.
Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской... 4 792.74kb.
«Использование на уроках математики опорных сигналов (5 кл. 1 40.9kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Которые вообще стоят особняком, не подходят ни под одно из определений родов - страница №1/1

которые вообще стоят особняком, не подходят ни под одно из определений родов.

Литературные роды возникли давно, они проявились и доныне существуют в фольклоре, но к ним принято добавлять слово “народный” – народный эпос, народная лирика и народная драма.

Над принципами деления литературы стали задумываться ещё в античности, но греко-римская поэтика не выработала единого принципа деления на роды. Аристотель выделял три рода (эпический, драматический и трагический), Цицерон – четыре (эпический, драматический, трагический и комический), Гораций – 6 (трагический, комический, лирический, элегический, буколический и героический). Подобный разнобой был характерен и для средневековой Европы – от трёх до семи родов. Наиболее популярярным было деление по способу преподнесения материала (классификация Ю. Скалигера (1561): повествовательный род – говорит автор (элегическая, лирическая и эпиграмматическая поэзия), драматический – говорят сами действующие лица (комедия и трагедия), смешанный – говорит то автор, то действующее лицо (эпическая и буколическая поэзия). Классификация, которой мы придерживаемся ныне, окончательно была закреплена в восточнославянском литературоведении В. Белинским в работе “Разделение поэзии на роды и виды” (1841).

Но и позже предпринимались попытки выйти за эти рамки. Роды нередко пытались соотносить то с различными явлениями психологии (восспоминание, представление, напряжение), то с лингвистикой (первое, второе и третье грамматическое лицо), то с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Некоторые исследователи вообще не выделяют категорию рода, определяя только типы и жанры. ( См: М. Верли. Общее литературоведение.)

Возникают и чисто терминологические прблемы. Слова эпическое (эпичность), драматическое (драматизм), лирическое (лиризм) в литероведческих исследованиях могут обозначать не только родовые различия, но и определённые свойства произведений. Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое повествование, его сложность и многопланововсть, широту взгляда на мир, его всеобъемлющую оценку. Драматизмом называют напряженность переживаний, противоречий, взволнованность и тревогу, пронизывающие произведение. Лиризм – повышенная эмоциональность, тонкость чувств. Но все эти свойства могут быть присущи каждому из трёх родов.

Что же такое литературный род в современном понимании? Лит. роды принято различать по принципу отношения повествователя (автора) к изображаемому.

Литературный род – ряд литературных прозведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект, субъект или сам акт художественного высказывания: слово изображает предметный мир либо воспроизводит внутреннее состояние говорящего, либо воссоздаёт сам процесс речевого общения.

Сответственно: эпос – характеризуется воссозданием внешних по отношению к автору событий действительности в их объективной сущности, последовательно-логическом, сюжетном развитии. Лирика – воссоздание действительности через субъективное проявление чувств, переживаний автора, запечатлевающая внутренний мир личности. Драма – отражение действительности в речи и действиях самих персонажей.

Столь же сложным оказывается и вопрос об определении понятий “жанр”, “вид”, “жанровая разновидность”, которые выделяются внутри каждого литературного рода. Одни литературоведы на следующую ступень классификации литературных произведений ставят жанр, другие – вид. Но всё же преимущественное большинство исследователей относят сюда жанр. Определяют его так: жанр – исторически очерченный, относительно устойчивый тип художственной формы, где структура определённых формальных примет (архитектонических, образных, языковых) выражает конкретное поэтическое содержание (По В. Рагойше). Вид или жанорвая разновидность – это устойчивая форма произведения внутри жанра, отличающаяся определённым своеобразием.

. Но их классификация может происходить по разным признакам.



Эпос. Здесь жанры определяются по величине: эпопея, роман, повесть, рассказ, но также и по исторически сложившемуся типу повествования: сказка, новелла, басня. Есть основания к эпосу относить также романы в стихах. В некоторых учебниках к эпосу относят фольклорные жанры – миф, легенду, притчу, а также разновиднность литературного творчества на пограничье между художественной литературой и журналистикой (хужожественная публицистика). Существует также деление эпических произведений по их содержанию. Романы – рыцарский, авантюрно-приключенческий, научно-фантастический, исторический, социально-бытовой и т. Повести, рассказы и сказки также делятся по этому принципу.

Лирика. Её жанры подразделяются в первую очередь по типу переживания, исторически сложившейся форме. По этому принципу в лирике различают:

лирическое стихотворение – произведение, отражающее в стихотворной форме чувства и переживания автора или лирического героя.

песня – стихотворение, положенное на музыку.

романс – песня о любви.

гимн – торжественная песнь в честь героев, позже – литературно-музыкальный символ государства, сообщества.

медитация – стихотворение философского содержания.

ода – торжественные стихи в честь героев и выдающихся личностей.

элегия – стихотворение минорного характера, с настроением грусти, печали.

стансы – стихотворение элегического звучания, содержащее четыре стиха, написанные четырёхстопным ямбом.

эпиталама – свадебная песня в честь жениха и невесты.

дифирамб –жанр античной торжественной лирики, носит хвалебный характер.

мадригал – небольшое стихотворение в честь любимой.

панегирик – торжественная хвалебная песнь в честь знаменитой личности.

пеан – хоровая песнь в честь бога Аполлона, победная песнь.

эпиграмма – в античности стихотворение, прославляющее богов или героев. В наст. время – стихотворение, порицающее пороки кого-нибудь.

пародия – сатиричаское стихотворение, в котором в преувеличенно-комическом виде предстают отдельные строки или стиль определённого поэта.

эпитафия – стихотворение на надгробном камне, а также на смерть кого-то.

эклога – жанр античной буколической поэзии.

молитва – стихотворение, обращённое к богу.

Многие разновидности лирических стихотворений связаны с осбенностью рифмовки, строфическим делением, наличием или отсутствием ритма, рифмы, особеностями формы. Это верлибр или свободный стих, белый стих, акростих, буриме, каламбур, моностих и т. д. Это так называемые твёрдые, или классические формы стиха: сонет, триолет, октава, секстина, терцина, рондо, рондель. Среди них особое место занимает сонет – один из типов канонического стиха, возникший в Италии в XIII cт. Он имеет ряд особенностей формы и содержания.

Кроме того существует ряд жанровых разновидностей лирических стихотворений, пришедших из национальной поэзии разных народов: японские хокку и хайку, а также танка, газель, дайна, дума, касыда, и т.д.

Лирика может подразделяться также по тематическому принципу: пейзажная, любовная, философская, медитативная, патриотическая. Лирическое произведение может быть написана от лица самого поэта или от так называемого лирического героя. В первом случае лирика называется автопсихологической, во втором – ролевой.



Драма как термин имеет два значения. 1) один из трёх родов. 2) один из жанров внутри этого рода – пьеса с острым конфликтом социального или бытового характера. Жанры драмы – мелодрама, драма-феерия, драма для чтения. Драмы по содержанию могут быть исторические, психологические, бытовые, социальные и социально-бытовые.

Кроме того к драматическому роду относятся:

трагедия – драматическое произведение, содержащее непримиримый конфликт.

комедия – драматическое произведение, в котором при помощи юмора и сатиры высмеиваются негативные явления в жизни людей.

Жанровые разновидности комедии: трагикомедия, сатирическая драма, мистерия, миракль, фарс, водевиль, интермедия, моралите.

Существует также так называемый лиро-эпос, к которому относят поэму, балладу и иногда басню.

В последнее время стали вычленять так называемые внеродовые формы литературного творчества. Среди них – литература потока сознания, эссеистика, литературная биография, литературный портрет. Некоторые склонны относить сюда также мемуары, литературные дневники, воспоминания. Эссеистика – непринуждёно-свободное соединение фактов, описаний и размышления о них.

К отдельным типам художественного творчества в настоящее время относят также художественную публицистику, литературную критику и художественный перевод.



Художественная публицистика – выд литературного творчества, сочетающий в себе элементы художественной литературы и журналистики. К ним относят очерк, памфлет и фельетон.

Очерк – повествовательное произведение, в котором рассказывается о реально существующих людях, фактак, событиях. Отличается повышенной эмоциональностью.

Памфлет – публицистическое произведение сатирического характера.

Фельетон – небольшой рассказ резко обличительного или юмористического характера.



К публицистике ближе такие виды письменной деятельности, как мемуары, дневники, воспоминания, но в принципе всё это уже не художественная литература, ею занимаются люди, не обладающие способностью к творчеству. Однако есть мемуары, дневники, воспоминания, созданные писателями. Писатели могут делать также литературную запись, обработку написанного или рассказанного людьми с большим жизненным опытом, богатой на события биографией, необычной судьбой.

Литературная критика – вид литературного творчества, оценка и истолкование художественных произведений и отражённых в ни явлений. Критику рассматривают также как одну из отраслей литературоведения. Жанры: статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, литературно-критический диалог, полемическая реплика, послание, библиографическая заметка, анонс.

Художественный перевод – вид литературного творчества, в процессе которого произведение, существующее на одном языке, перевоссоздаётся на другом. Переводом называют и само произведение, уже перевоссозданное на другом языке.