Контрольные вопросы к зачету по курсу «концепции современного естествознания» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по дисциплине «концепции современного естествознания» 1 64.19kb.
Современного 27 7830.7kb.
Концепции современного естествознания 2 375.86kb.
Горбачев В. В., Безденежных В. М. Концепции современного естествознания... 1 23.98kb.
Кроссворд по предмету "Концепции современного естествознания (ксе) 1 16.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»... 14 1915.15kb.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие /А. 1 28.54kb.
Контрольная работа по дисциплине «Концепции современного естествознания»... 1 200.13kb.
Гипотеза о происхождении жизни, возникновения живого из неживого 1 510.1kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права Беларуси» 1 38.35kb.
Реферат по дисциплине: «Концепции современного естествознания» 1 287.72kb.
Юрий С. Ямпольский Россия, Санкт-Петербург 1 73.27kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Контрольные вопросы к зачету по курсу «концепции современного естествознания» - страница №1/1


- -


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



высшего профессионального образования

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»



2011
Лекция 2

  1. Что мы понимаем под Вселенной?

  2. С какими размерами, массами, энергиями, временами мы встречаемся в природе?

  3. Укажите масштабы тех же величин для непосредственного окружения человека (для «зоны жизни»).

  4. В каких диапазонах может воспринимать человек внешние воздействия своими органами чувств?

  5. Какие три материальные сущности лежат в основе окружающего мира?

  6. Какие типы взаимодействий в природе относятся к фундаментальным?

  7. Почему Вселенную можно считать единой целостной системой?

  8. В чем проявляется самоподобие Вселенной во всех ее частях?

  9. Охарактеризуйте основную направленность эволюции Вселенной. Какие самые сложные материальные системы возникли в процессе ее эволюции?

  10. Какие виды упорядоченности материальных структур окружающего нас мира Вы знаете?

  11. Перечислите материальные объекты иерархической системы структур в неорганическом мире.

  12. Вспомните иерархию материальных структур для живого мира.

  13. Какими особенностями обладает иерархическая система материальных структур?

  14. Какие науки связаны с изучением различных материальных структур?

  15. Дайте сравнительную характеристику материальных структур, относящихся к микро-, макро- и мегамиру соответственно.

  16. Обрисуйте связи между микро-, макро- и мегамирами.

  17. Что такое материя?

  18. Как связаны субъективные проявления живого и мыслящего с материей?

  19. По каким признакам материя разделяется на две формы: вещество и поле?

  20. Назовите основные физические величины, характеризующие поведение и свойства поля.

  21. В чем проявляется корпускулярно-волновой дуализм в природе?

  22. Приведите примеры проявления волновых свойств частиц.

  23. Как связаны физический вакуум и поля?

  24. Какие частицы относятся к элементарным?

  25. На какие группы и по каким признакам можно разделить элементарные частицы?

  26. Какие характеристики элементарных частиц Вы знаете?

  27. Как делятся элементарные частицы на частицы и античастицы?

  28. Как делятся частицы на фермионы и бозоны?

  29. Перечислите и опишите фундаментальные взаимодействия.

  30. Что Вы знаете о кварках?

  31. Какие частицы называются нуклонами? Какова их роль в природе?

  32. Какую гипотезу о «неточечной» модели частиц Вы знаете?

  33. Что такое эфир? Связь этого понятия с понятием «физический вакуум».

  34. В чем отличие науки от псевдонауки по происхождению?

  35. Почему модель эфира оказалась несостоятельной?

  36. Что такое «Море Дирака»?

  37. Как объясняет современная теория вакуума происхождение античастиц и их аннигиляцию с частицами?

  38. Поясните акт превращения -кванта в пару «частица-античастица».

  39. В чем особенности виртуальных частиц? Как они проявляются?

  40. Какие виды упорядоченности материальных систем и процессов отражают понятие «время» и «пространство»?

  41. Представление о пространстве по Демокриту и Ньютону.

  42. Представление о пространстве и времени по Аристотелю-Лейбницу-Эйнштейну.

Лекция 3


  1. Приведите первые предположения об изменчивости природы в неживом (Декарт, Ломоносов, Кант).

  2. В чем проявляется эволюция в живом мире?

  3. Охарактеризуйте отношение религии к идее эволюции Вселенной.

  4. Когда и кем был получен первый научный вывод о нестационарности Вселенной?

  5. В каком дальнейшем развитии нуждалась теория Фридмана после ее возникновения?

  6. Кто и когда заложил основы теории Большого взрыва?

  7. В чем основные идеи теории Большого взрыва?

  8. В чем основные идеи инфляционной теории зарождения Вселенной?

  9. Как связаны между собой теория инфляции и теория Большого взрыва?

  10. Почему первоначальная температура возникшей Вселенной оказалась чрезвычайно высокой и стала снижаться при расширении Вселенной?

  11. Что лежит в основе единства и целостности Вселенной?

  12. Почему Вселенная однородна в глобальных масштабах, но локально неоднородна?

  13. Как возникли первоначальные малые неоднородности вещества и излучения во Вселенной?

  14. Охарактеризуйте разрабатываемую современной наукой последовательность объединения четырех фундаментальных сил в единую силу. В чем истоки единства законов, которым подчиняется природа?

  15. Охарактеризуйте эру инфляции.

  16. Охарактеризуйте эру адронов.

  17. Охарактеризуйте эру лептонов.

  18. Охарактеризуйте эру фотонов.

  19. Охарактеризуйте эру вещества.

  20. Опишите последовательность основных этапов (эр) эволюции Вселенной с помощью единой схемы.

  21. Какие из фундаментальных сил находят непосредственное применение в различных областях техники?

Лекция 4


1. При каких температурных условиях и в какой временной период после возникновения Вселенной началась эра вещества?

2. В каком состоянии находилось вещество в начале этой эры?

3. Какие главные события произошли в эру вещества?

4. Какую роль в эволюции вещества играла гравитационная сила?

5. В результате каких процессов возникли скопления галактик?

6. На какой стадии эволюции Вселенной возникли первичные неоднородности материи, которые стали в эру вещества центром формирования гравитационных неустойчивостей?

7. Как делятся галактики по геометрическим признакам и чем определяются различия галактик по этому признаку? (Отметить только 3 основных типа галактик).

8. Каково типичное распределение усредненной плотности вещества в пределах галактик?

9. Из чего состоит межзвездная среда?

10. Укажите основные процессы, происходящие в системе «галактика, звезды, межзвездная среда».

11. Как межзвездная среда влияет на свет и электромагнитные волны других диапазонов, распространяющиеся в космосе?

12. В чем состоит круговорот вещества во Вселенной, связанный со взаимодействием межзвездной среды и звезд?

13. Опишите основные особенности нашей Галактики.

14. Опишите структуру протозвезды и процесс ее превращения в звезду.

15. Что определяет равновесное состояние звезды?

16. Опишите основные стадии, характерные для эволюции звезд.

17. Как возникают и что собой представляют черные дыры?

18. Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы?

19. Охарактеризуйте структуры и особенности Солнечной системы.

20. В чем различие планет земной группы и группы «внешних» планет?

21. Что такое астероидный пояс, где он располагается в Солнечной системе?

22. Охарактеризуйте существующие представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.

23. Какую роль в формировании состава Солнца и планет сыграл взрыв сверхновой?

24. Как возникли астероиды и кометы?

25. Как возникли спутники планет?

26. Какие процессы служат источником солнечной энергии?
Лекция 5

1. Опишите основные особенности Земли как планеты.

2. Какие геометрические модели Земли Вы знаете?

3. Опишите внутреннюю структуру Земли.

4. Какие модели эволюции Земли Вы знаете?

5. Какие существуют источники нагрева Земли?

6. Какова роль разогрева Земли в эволюции?

7. Что такое литосфера? Каковы особенности ее эволюции?

8. Как возникали первичная и современная атмосфера Земли?

9. На какие основные слои атмосфера Земли делится; их роль в жизни и деятельности человека?

10. Что такое биосфера?

11. Что такое жизнь?

12. Перечислите и поясните основные признаки живого?

13. Перечислите основные химические элементы, входящие в состав живого на Земле; опишите в общих чертах основные молекулярные составляющие живых систем.

14. Какие процессы лежат в основе зарождения жизни на Земле с точки зрения современных представлений?

15. Опишите гипотезу Опарина о возникновении жизни на Земле.

16. В чем суть идеи генобиоза?

17. Почему неприемлема идея «случайной сборки» атомов в живые системы?

18. Какие основные этапы проходит превращение неживого в живое с точки зрения современной биохимической концепции возникновения и эволюции жизни.

19. В чем сущность биологической эволюции?

20. Перечислите важнейшие факторы эволюционного развития живого по Дарвину.

21. Опишите суть современной молекулярно-генетической теории эволюции.

22. В чем состоит принцип необратимости эволюции?

23. Что такое самоорганизация и самоуправление сложной системы?.

24. Опишите роль обратных связей в функционировании живого организма.

25. Какие каналы информационных связей в живом организме Вы знаете?

Лекция 6


1. Что такое состояние системы? Приведите примеры.

2. Что такое отражательная способность материальных систем?

3. Каков механизм отражения одних систем другими?

4. Почему и как общая отражательная способность материи преобразовывалась в ходе эволюции живого в избирательную сенсорную систему?

5. В каком направлении эволюционировала нервная система в биологических объектах?

6. Опишите особенности человеческого глаза как сенсорной оптической системы.

7. Может ли человек видеть с закрытыми глазами, например, пальцами?

8. Какие виды восприятия окружения возникли в биологических объектах в процессе эволюции в живом всеобщего свойства материи, называемой «отражение»?

9. Какие информационные системы присущи живому?

10. Представьте схематически и поясните на примере зрения человека функционирование его биологической информационной системы.

11. Опишите принцип функционирования зрительной сенсорной системы человека.

12. Что такое нейрон, как он функционирует?

13. Дать общие представления о структуре нашего мозга.

14. В чем основная объективная причина многовариантности результатов обработки нашим мозгом одной и той же внешней информации при познании окружающего мира?

15. Что такое модель, моделирование?

16. Какова связь построения моделей с особенностью нашего мышления?

17. Какова связь моделирования с объективной реальностью и ее познанием человека?

18. Что такое материальное моделирование? Приведите примеры.

19. Что такое идеальное моделирование? Приведите примеры.

20. Какие модели относят к фундаментальным?

21. Что такое компьютерный (вычислительный) эксперимент, компьютерное моделирование?

22. Сопоставьте моделирование в научном, инженерном, социальном, экономическом видах деятельности, а также в искусстве.


izumzum.ru