Контрольная работа №1 по дисциплине внешнеэкономическая деятельность - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа По дисциплине: «Страхование» Вариант 17 1 163.74kb.
Лекции для студентов 4-5 курсов 4 581.3kb.
Контрольная работа №1 23 Комплексная контрольная работа №2 23 Комплексная... 1 501.37kb.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан Внешнеторговый... 1 35.01kb.
Контрольная работа по дисциплине 1 173.02kb.
Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»... 2 303.79kb.
Контрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» 1 286.78kb.
Требования к контрольной работе для студентов заочного отделения... 1 264.84kb.
Контрольная работа по дисциплине 1 134.42kb.
Контрольная работа по дисциплине «Логика» Для студентов заочной формы... 1 35.78kb.
Контрольная работа По дисциплине: Страхование Вариант №3 Барнаул... 1 237.56kb.
Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические... 6 927.27kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Контрольная работа №1 по дисциплине внешнеэкономическая деятельность - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Кафедра менеджмента
Контрольная работа № 1
по дисциплине

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема:

«Государственное регулирование

внешнеэкономической деятельности в России»

Выполнил: студент 5 курса

заочного факультета

специальность 080507

шифр: ЭКД – 051590

Проверил: Сидоров Д.А.



Москва 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Внешнеэкономическая деятельность




  1. Становление российской системы управления

внешнеэкономической деятельности


  1. Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации


Список литературы

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность видов деятельности юридических и физических лиц, связанных с выходом за национальные таможенные границы.

Внешнеэкономическая деятельность охватывает такие сферы, как внешнеторговая, кредитная, валютная, оказание различного вида услуг, научно-технические связи и т.п. Как и любая предпринимательская деятельность, внешнеэкономическая имеет свою степень риска и ставит целью систематическое получение прибыли. В отличие от обычной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в границах одного экономического и правового пространства, внешнеэкономическая деятельность реализуется по меньшей мере в двух экономических и правовых полях: национальном и иностранном. Следовательно, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности сильнее и во многом определяется общим состоянием межгосударственных связей. Именно поэтому при осуществлении такой деятельности необходимо знать не только законы и другие правовые акты своей страны, но и того государства, в котором находятся фирмы-партнеры по внешнеэкономической деятельности.


СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В советский период руководство сферой внешних экономических связей осуществлялось Министерством внешней торговли СССР, в ведении которого находились экспортно-импортные операции, и Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям, ответственным за научно-техническое содействие с зарубежными странами. Такая структура была по-своему логичной. Предприятия не обладали правом самостоятельно выходить на мировой рынок, не имели валютных счетов и не были объективно заинтересованы в развитии контрактов с зарубежными компаниями и фирмами. В то же время во внешних экономических связях большую роль играли идеологические соображения: экономическое и техническое сотрудничество с социалистическими и развивающимися странами имело приоритетное значение.

Россия унаследовала от СССР механизм внешних экономических связей, однако в него со временем были внесены существенные коррективы. В 90-х гг. руководство сферой внешних экономических связей России осуществлялось Министерством внешних экономических связей Российской Федерации (позже оно было объединено с Комитетом Российской Федерации по торговле). Оно же обеспечивало разработку и реализацию государственной внешнеэкономической политики, координацию и регулирование внешней торговли.

Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации как Федеральному органу исполнительной власти было поручено проведение единой государственной политики и осуществление управления в области внешних экономических связей и части внешнеторговой деятельности, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и в пределах своей компетенции – других видов внешнеэкономической деятельности, а также в области внутренней торговли. Министерство являлось координирующим органом в этой сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постепенное утверждение в экономике России рыночных начал и становление процесса открытости российской экономики привели к существенному сближению внутренней и внешней составляющих экономической политики. В этих условиях существование особого министерства, руководящего сферой внешнеэкономических связей, утратило свой прежний смысл. Поэтому Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483 Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации было упразднено, а его функции переданы вновь образованному Министерству торговли Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации.

В течение непродолжительного времени Министерство торговли Российской Федерации (Минторг России) занималось разработкой и реализацией единой государственной торговой политики, осуществляло управление в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Особая функция Министерства состояла в проведении расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) в рамках своих полномочий должно было участвовать в разработке предложений по формированию внешнеэкономической политики, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, налаживанию взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями и осуществлению совместных проектов и программ, а также принимать участие в составлении платежного баланса Российской Федерации.

Кроме того, Минэкономики России привлекалось к разработке проектов программ внешних заимствований Российской Федерации, предложений об урегулировании проблем внешней задолженности, использовании средств, поступающих в счет погашения задолженности иностранных государств, по предоставленным СССР и Российской Федерации государственным кредитам.

Важной сферой деятельности Минэкономики России являлось участие в разработке совместно с другими министерствами и ведомствами предложений по защите экономических интересов Российской Федерации и отечественных товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках, государственной поддержке экспорта отечественных товаров (работ, услуг).

Министерству была также поручена организация на конкурсной основе с участием других федеральных органов исполнительной власти товарного наполнения кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями и иностранными государствами под гарантии Правительства РФ, и осуществление контроля за эффективным и целевым их использованием.

В компетенцию Минэкономики России входили также следующие вопросы: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом; осуществление сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере; проведение государственной экспертизы предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, а также ряд других вопросов, связанных с иностранными инвестициями.

Таким образом, вопросы внешней торговли и внешнеэкономической политики снова оказались раздробленными, что вряд ли могло принести положительные результаты.

Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. № 867 оба указанных выше министерства были упразднены, а их функции частично переданы вновь образованному Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Этому же министерству была передана часть функций упраздненных Министерства по делам Содружества Независимых Государств, Государственного комитета Российской Федерации по делам Севера, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и преобразованного Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

Указанное выше изменение структуры правительства РФ делает разграничение полномочий и функций министерств и ведомств более стройным и учитывает изменения переходного этапа развития экономики России.

Таким образом, в соответствии с новой структурой Правительства РФ координация и регулирование внешнеэкономической деятельности как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма возложены на Минэкономразвития России. Министерство осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными объединениями.

В сферу полномочий Минэкономразвития России входит экспортный контроль, аккредитация представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов иностранных юридических лиц.

Министерству поручено осуществлять руководство деятельностью представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и вопросам туризма, их кадровое обеспечение и финансирование, а также совместно с Министерством иностранных дел Российской федерации — руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

К числу основных задач Минэкономразвития России относятся:

• разработка предложений по государственной внешнеэкономической политике Российской Федерации и ее реализация, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

• участие в реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, разработке и осуществлении мер по предотвращению угрозы экономической и продовольственной безопасности страны, а также мер по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках;

• координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции соответствующих предложений и контроль над осуществлением указанной деятельности;

• обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, увеличения объемов экспорта российских товаров, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

• разработка в установленном порядке предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения обязательств российской стороны по этим договорам и осуществления вытекающих из них прав российской стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками их обязательств по договорам;

• содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами;

• организация научного и информационно-аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли;

• разработка совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации основных направлений государственной политики в отношении государств — участников СНГ, обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией реализации стратегического курса Российской Федерации на развитие всестороннего сотрудничества с этими государствами;

• содействие формированию Союзного государства России и Белоруссии, Таможенного союза государств — участников СНГ, а также зоны свободной торговли и единого экономического пространства в рамках СНГ;

• взаимодействие в пределах своей компетенции с органами СНГ, Союзного государства, интеграционного объединения государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ;

• разработка предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля и ее реализации;

• осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов в области экспортного контроля;

• участие в осуществлении контроля над полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по неэкономическим операциям;

• содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

К компетенции Минэкономразвития России также отнесены вопросы координации деятельности федеральных органов власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере, проведение государственной экспертизы предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.

Новым аспектом деятельности органа государственного управления становятся вопросы размещения российского капитала за рубежом, а также регулирование и контроль над его вывозом за рубеж с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Обострение проблемы внешней задолженности требует усилить внимание к разработке проектов программ внешних заимствований Российской Федерации, процессу урегулирования вопросов внешней задолженности России и выплаты долгов иностранных государств Российской Федерации.

В обязанность Минэкономразвития России также входит организация на конкурсной основе с участием других федеральных органов исполнительной власти товарного наполнения кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями и иностранными государствами под гарантии Правительства РФ.

Минэкономразвития России призвано оказывать информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам, разрабатывать совместно с заинтересованными федеральными Органами исполнительной власти предложения о формировании государственной политики в отношении свободных экономических зон.

Особой заботой Минэкономразвития России должно стать развитие сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в торгово-экономической, научно-технической, производственной, социальной и иных сферах.

Более тесная увязка внутренней и внешней экономической политики требует усиления внимания к формированию единой государственной политики в области внешнеэкономической деятельности, в том числе в отношении отдельных зарубежных стран и групп стран.

Широкое поле деятельности Минэкономразвития России имеет в сфере внешней торговли: ему поручена подготовка предложений по государственной поддержке промышленного экспорта, совершенствованию порядка экспорта и импорта товаров (работ и услуг); изменению и дополнению перечней товаров (работ и услуг), в отношении ввоза и (или) вывоза которых в соответствии с законодательством Российской Федерации применяются меры нетарифного регулирования, а также контролю за осуществлением соответствующих внешнеэкономических операций.

Минэкономразвития России должно принимать меры по недопущению дискриминации на рынках иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности, товаров, услуг и капиталовложений, подготавливать предложения о введении ответных мер в области внешнеторговой деятельности в отношении иностранных государств, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских участников внешнеэкономической деятельности, политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения иностранными государствами обязательств перед Российской Федерацией, принятых ими по международным договорам.

В компетенцию Минэкономразвития России входят вопросы кредитования, контроля за предоставлением и погашением государственных кредитов, обеспечения гарантий и страхования экспортных кредитов и экспорта российских товаров и услуг, а также урегулирования проблем задолженности государств — участников СНГ перед Российской Федерацией.

Минэкономразвития России — головная организация во взаимоотношениях с ВТО и некоторыми другими международными экономическими организациями.

Министерству предоставлено право вносить предложения о приостановлении экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а также лишении субъектов предпринимательской деятельности лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности.

Новым направлением деятельности Минэкономразвития России стала сфера туризма, которая приобретает все большее значение для экономики России, а потому требует к себе повышенного внимания.

Валютные операции, являющиеся важной составной частью внешнеэкономической деятельности, регулируются соответствующим законодательством. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 394-1 (1990 г.) установлено, что ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

Перечисленные выше сферы внешнеэкономической деятельности подлежат государственному регулированию, однако оно может принимать различные организационные формы. В зависимости от поставленных задач могут создаваться новые министерства и ликвидироваться ныне действующие, осуществляться объединение министерств и ведомств, связанных с реализацией внешнеэкономической деятельности и ее регулированием.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательную и нормативную базу регулирования внешнеэкономической деятельности образует ряд федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и нормативных актов министерств и ведомств, в компетенцию которых входят вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одним из первых законов, регулирующих данную сферу, стал Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

В этом Федеральном законе, как и в последующих законодательных актах РФ, был установлен приоритет норм международного права: если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в данном Федеральном законе, то применяются нормы международного соглашения.

Федеральный закон «О таможенном тарифе» определил порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров различными видами пошлин при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральным законом зафиксирован принцип единства ставок пошлин, их виды (адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения; сезонные; специальные; антидемпинговые; компенсационные), а также порядок и процедуры предоставления таможенных льгот.

В специальном разделе Федерального закона изложены принципы определения таможенной стоимости товаров, начисления, уплаты и взимания пошлин. В Российской Федерации таможенная стоимость товаров рассчитывается шестью способами:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервным.

Основной метод расчета — по цене сделки с ввозимыми товарами. Если он по той или иной причине не может быть использован, то применяется последовательно каждый из указанных выше методов. При этом каждый последующий метод должен использоваться, если таможенная стоимость не может быть определена на основе предыдущего метода.

Важной проблемой при осуществлении тарифных и нетарифных мер регулирования является определение страны происхождения товара. Федеральным законом «О таможенном тарифе» утверждены соответствующий порядок и критерии.

Практически одновременно с упомянутым выше Законом в июне 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, которым закреплены правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в РФ. В Таможенном кодексе РФ, в частности, зафиксированы таможенные режимы и платежи, применяемые в РФ, определен порядок таможенного оформления и контроля, валютного контроля, установлены льготы различным категориям иностранных лиц (например, дипломатам). В отдельный раздел выделены вопросы таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации.

Большое место в Таможенном кодексе РФ отведено вопросам борьбы с нарушениями таможенного режима, методики проведения соответствующих расследований и наказания виновных. Как показала практика, данные положения Таможенного кодекса РФ актуальны и в настоящее время.

Более широкий круг вопросов внешнеэкономической деятельности нашел: отражение в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Необходимость такого закона к середине 90-х гг. стала вполне очевидной. Утверждение рыночных начал в экономике России, более высокая степень интеграции страны в мировое хозяйство потребовали разработки комплексного подхода к регулированию предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Одно дело, когда внешнеторговыми операциями занимаются несколько крупных государственных внешнеторговых объединений, как это было в советский период, и совсем другое, когда субъектами внешнеторговых отношений становится огромное число фирм и компаний, получивших право выхода на мировой рынок. Требуется система регулирования, адекватная потребностям переходного этапа развития экономики России.

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» является основным законодательным актом, регулирующим внешнеторговую деятельность в РФ по ряду параметров.

Во-первых, в Федеральном законе дана правовая характеристика внешнеторговой деятельности и определены цели и принципы ее регулирования государством,

Во-вторых, проведено четкое разграничение компетенций федерального центра и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности и одновременно зафиксирована необходимость координации их действий.

В-третьих,- дано определение категории «участники внешнеторговой деятельности», которая включает как российских, так и иностранных лиц, и зафиксированы правила ведения ими внешнеторговой деятельности.

В-четвертых, в Федеральном законе изложены основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и перечислены федеральные органы, ответственные за эхо.

В-пятых, Федеральным законом разрешено введение особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (приграничная торговля и свободные экономические зоны).

В-шестых, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию программы содействия развитию внешнеторговой деятельности, в частности ее информационного и статистического обеспечения.

В-седьмых, Федеральным законом закреплены меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, и предусмотрена защита экономических интересов РФ и российских лиц в области внешнеторговой деятельности.

В-восьмых, Федеральным законом установлена ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим некоторые вопросы внешнеторговой деятельности, которые регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в частности в нем определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ:

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

• единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

• приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

• защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Анализ этих принципов показывает, что в их основе лежит учет интересов как государства, так и непосредственных участников внешнеторговой деятельности.

В Федеральном законе подробно изложены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которое осуществляется путем применения импортных и экспортных таможенных тарифов, а также нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования). Другие методы законом запрещены.

Важным положением Федерального закона является отсутствие количественных ограничений экспорта из Российской Федерации и импорта в нее. Тем не менее в исключительных случаях Правительством РФ такие ограничения могут вводиться.

В Федеральном законе предусмотрены защитные меры против ввоза в Россию недоброкачественной, вредной для здоровья людей или экологически опасной продукции. Хотя в отдельных случаях это может рассматриваться как своего рода нетарифные ограничения, тем не менее жесткие требования к качеству ввозимой продукции являются совершенно оправданными. Глобализация мировой экономики, одним из последствий которой стала резко возросшая мобильность рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, ставит серьезные проблемы перед национальными службами, ответственными за экологическую и санитарную безопасность страны. Пример с эпидемией ящура в западноевропейских странах в этом отношении весьма показателен.

Законом установлен запрет на ввоз в Россию товаров, которые • не отвечают предъявляемым техническим, санитарным, экологическим и иным стандартам и не имеют соответствующих сертификатов.

Другие виды внешнеэкономической деятельности, в частности международное инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, валютные и финансово-кредитные операции, Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» не регулируются.

В развитие Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был принят Федеральный закон «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. Ключевыми в данном законе являются понятия «существенного ущерба отрасли российской экономики (или его угрозы)» и «существенного ущерба от импорта товара».

В Федеральном законе под «существенным ущербом отрасли российской экономики» понимается подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств).

Фундаментальный принцип, использованный при формулировке положений Федерального закона, базируется на том, что применение мер по защите экономических интересов РФ может основываться только на результатах соответствующего расследования.

В Федеральном законе изложен порядок проведения такого расследования и система специальных защитных мер, которые могут вводиться после выявления факта нанесения существенного ущерба отрасли российской экономики в связи с возросшим ввозом товара из-за рубежа.

В отдельную главу выделены антидемпинговые меры, использование которых разрешается как в отношении собственно товара, импортируемого по демпинговым ценам, так и всех (или отдельных) производителей (экспортеров) данного товара с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств). При этом в Федеральном законе учтена практика демпингового импорта товара отдельными российскими производителями, которые либо сами его осуществляют, либо образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии с российским гражданским законодательством. В этом случае под отраслью понимаются остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Помимо антидемпинговых мер Федеральным законом разрешается применение компенсационных мер, т. е. мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), посредством введения компенсационной пошлины. Также допускается ограничение импорта товаров для поддержания равновесия платежного баланса, выполнения целевых федеральных программ развития и т. п.

Помимо мер, имеющих целью защитить товары российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей, в Законе содержатся положения, разрешающие ограничение экспорта продовольственных или иных товаров в случае их критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации. При этом срок действия такого запрета или ограничения не должен превышать 3 года.

Практика применения законодательных актов, регулирующих внешнюю торговлю России, показала необходимость упорядочения экспорта товаров из России, в частности тех, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, ибо такая угроза, в условиях глобализации мирового хозяйства вполне реальна. Во многих странах уже имеется достаточный научно-технический потенциал, который может быть использован для создания оружия массового поражения.

18 июля 1999 г. был принят Федеральный закон «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ. Экспортный контроль вводится с целью защиты интересов Российской Федерации, реализации требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, а также создания условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.,

В Федеральном законе определены принципы и методы осуществления экспортного контроля, порядок утверждения списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, изложены правовые основы экспортного контроля.

В развитие Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в данном Федеральном законе конкретизированы положения по регулированию внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

Федеральный закон дает возможность развивать сотрудничество России с другими странам путем налаживания контактов в сфере контроля за экспортом продукции, которая может быть использована в военной сфере.

За нарушение данного Федерального закона установлены наказания, в том числе в виде штрафа и лишения права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до 3 лет.

Таким образом, в 90-х гг. в России был принят ряд законов, которые позволили создать нормативно-правовую базу для осуществления внешнеэкономической (и в том числе внешнеторговой) деятельности. Однако процесс совершенствования внешнеэкономического законодательства продолжается, поскольку перед страной стоят сложные проблемы — более глубокой интеграции в мировую хозяйственную систему.



В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию (апрель 2001 г.) подтвержден курс на продолжение таможенной реформы, чтобы осуществить коренное изменение системы таможенного администрирования. В 2001 г. главной задачей в этой сфере является принятие новой редакции Таможенного кодекса РФ, причем как закона прямого действия. Новый Таможенный кодекс должен также соответствовать нормам ВТО, присоединение к которой остается приоритетным направлением российской внешней политики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Внешнеэкономическая деятельность. Под редакцией Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. – М.: Мастерство, 2002 г.




  1. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для ВУЗов. Под редакцией Шуркалина А.К., Цыпиной Н.С. – М.: Логос, 2000 г.