Конспект занятия по дисциплине «История стилей в костюме» для специальности 262019 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аттестационный контрольно-измерительный материал по дисциплине история... 1 24.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Функциональное и логическое... 4 432.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история национальной... 3 532.92kb.
Конспект занятия «история электрической лампочки» 1 36.66kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине 1 50.63kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 3 700.59kb.
Рабочая программа по дисциплине: «История и культура удмуртского... 1 189.75kb.
Методическая разработка деловой игры 1 40.76kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История эстетических учений» 1 323.57kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Конспект занятия 23 Ход занятия 1 58.88kb.
«Взрослые и дети: два мира и их взаимовлияние друг на друга» 1 127kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конспект занятия по дисциплине «История стилей в костюме» для специальности 262019 - страница №1/1

 

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО колледж лёгкой промышленности №5

 

 

 



 

 

 



 

 

КОНСПЕКТ

 

 

Занятия по дисциплине

«История стилей в костюме»


 

 

 



для специальности 262019

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

 

по теме


 

 

ИСКУССТВО И КОСТЮМ РОМАНСКОГО СТИЛЯ”



 

 

(базовый уровень)

 

 

 



Автор: Дехова Е.Е.

 

 



 

 

 



2014 год

 




1. Пояснительная записка

 

Конспект теоретического материала для занятия предназначен для использования на уроке или самостоятельного изучения темы «Искусство и костюм романского стиля». Данный материал разъясняет особенности формирования и развития романского стиля в искусстве Западной Европы и его влияние на формирование костюма, его форму и особенности декоративного решения.



В процессе изложения материала особое внимание уделяется признакам и эволюции стиля от зарождения до угасания, особенностям его развития в различных странах Европы, что является важным при формировании профессиональных компетенций конструкторов-технологов швейных изделий.
Цели и задачи темы

 

Цель - формированию знания формы костюма в ее связи с декоративными приемами оформления, особенностей использования материалов и их пластических свойств для разработки моделей одежды. Для ее достижения необходимо изучить эволюцию искусства и костюма через совершенствование конструкции, технологии изготовления тканей, их цветового решения, развития светского мировоззреия и его влияния на развитие костюма, выполнить преобразования формы.



 

Формы и методы работы

 

Занятия строятся по принципу сочетания теории и самостоятельной работы, а также творческого проекта по разработке моделей одежды. Согласно рабочей программе, на изучение темы отводится 4 часа.



В ходе изучения темы проводится лекционный обзор развития искусства и костюма.

Для формирования профессиональных компетенций специалиста важно добиться понимания особенностей сочетания деталей одежды в костюме, для чего проводится саостоятельная работа по изучению структуры костюма, что позволяет развивать процесс мышления: студенты зарисовывают и анализируют костюм, составляют его характеристику.

Представленный материал состоит из конспекта лекции по теме, презентации, задания для выполнения самостоятельной работы и иллюстративного материала, этапов выполнения задания по творческому исследовательскому проекту.

Представленная литература дает возможность более подробно изучить и расширить теоретический аспект вопроса творческой работы при моделировании и художественном оформлении современного костюма.

Контроль знаний осуществляется при использовании тестов.
2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
ИСКУССТВО И КОСТЮМ РОМАНСКОГО СТИЛЯ.

Периодизация искусства романского стиля





VIII век

– предпосылки для развития романского стиля (каролингский период)

X век

– становление романского стиля

XIXII век

– расцвет романского стиля

XIII век

– угасание стиля, его перерождение в новый стиль



С VI по X век Европа переживает младенческий период своей истории. Это период оседания варварских племен, принявших христианство. Самыми крупными культурными центрами эпохи были монастыри, которые имели все необходимое - от пищи до крова. Монастырь был единственным местом, где сохранялась культурная традиция, в основном это касалось сохранения и переписывания книг. Языком общения священников, дипломатов и государственных деятелей был латинский (древне-римский).

Варвары, практически полностью разрушившие Европу, вследствие кочевого образа жизни не знали ни архитектуры, ни станковой живописи, ни скульптуры, не имели письменности. Они владели лишь декоративно-прикладным искусством, украшали оружие, предметы быта. Мотивы этих орнаментов исследователи называют зверино-ленточными, встречаются и плетенки с включением растений, реальных и фантастических животных.

VIII век. Предпосылки для развития романского стиля

Варварское искусство не знало изображения человека. Только с восприятием христианства варварские народы стали приобщаться к культурному наследию постримской монастырской цивилизации. Чтобы увеличить количество вновь обращенных христиан, возникла необходимость многократного переписывания и иллюстрирования церковных книг, что привело к расцвету (в VII - VIII веках) книжной миниатюры.



Расцвет варварского искусства совпадает с расцветом империи Карла Великого (VIII век), этот период называют Каролингским. В это время впервые после падения Рима было обращено внимание на античное наследие.


Рис. 1

Собор в Аахене. Архитектор Одо из Метца. VIII век. Экстерьер



Рис. 2

Собор в Аахене. Архитектор Одо из Метца. VIII век.

Интерьер.





Рис. 3

Замок Карла Великого в Аахене.



Рис. 4

Конная статуя Карла Великого


Единственым цивилизованным государством тогдашней Европы была Византия, поэтому в искусстве каролингов чувствуется её влияние. Посетив Равенну, Карл Великий был настолько потрясен великолепием убранства церкви Сан Витале, что велел воспроизвести её в своей столице Экс ла Шапель (ныне Аахен, Германия). Руководил строительством зодчий Одо из Метца, работы завершились в 798 году. Собор в Аахене (рис. 1, 2) по праву считается жемчужиной европейской архитектуры раннего средневековья. Карл Великий строил не только сооружения культового назначения, но и светские здания, среди которых достойное место занимает Замок Карла Великого (рис. 3).

Благодаря византийским влияниям начинают развиваться архитектура и скульптура. Появляются и первые изображения человека - очень схематичные и упрощенные (пример - конная статуя Карла Великого, рис. 4).

Империю Карла Великого смели нашествия новых кочевников - гуннов и норманнов. Постоянное разорение, голод, чума унесли много тысяч жизней, Европа буквально обезлюдела и смогла подняться только к X веку.



Между тем, в уцелевших монастырях продолжали сохраняться культурные традиции прошедших эпох, в основном в виде книг.

Постепенно складываются границы новых феодальных государств которые достигают расцвета к XI - XII в. Возникает Романский период в искусстве, период господства Романской культуры и латинского языка.

Население Европы проживало вблизи феодальных поместий, привязанное к своим господам крепостной зависимостью. Города были развиты слабо, находились в зачатке, поэтому важнейшими культурными центрами были монастыри, продолжающие сохранять и распространять духовную культуру.

Они начали возникать еще во времена существования Западной Римской империи, а после ее падения распространились по всей Европе, пользуясь поддержкой светских и духовных властей. Со временем многие монастыри усиливались, приобретали большие земельные владения и начинали оказывать заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие культуры. Обусловлено это влияние было множеством причин.

Прежде всего, в монастыри уходили часто самые образованные люди своего времени. Поскольку одной из главных целей монахов было изучение священных текстов, то практически все они были грамотными, знали латынь, так как латынь была официальным языком католической церкви. При этом уровень грамотности светских слоев населения, в том числе и высших, был очень низким. При монастырях существовали библиотеки, часто очень обширные, а также школы, где обучали монахов, а иногда и мирян. При монастырских библиотеках, как правило, были скриптории – мастерские по переписыванию книг. Благодаря монастырским переписчикам до нас дошли многие произведения античных авторов, таких, как Платон, Аристотель, Цицерон, и многих других.

Монахи создавали прекрасные произведения книжной миниатюры и драгоценных предметов культа.

Поместное натуральное хозяйство не способствовало совершенствованию ремесла. Но монахи, более организованные и нацеленные на совершенный результат, продолжали развивать и ремесленную традицию, связанную с изготовлением изделий культа. Именно поэтому центрами ремесла также были монастыри. Культуру этого периода с полным правом можно назвать монастырской.

Главными видами искусства этого периода являлись архитектура - светская и культовая и декоративно-прикладное искусство.
Р О М А Н С К И Й С Т И Л Ь

Становление романского стиля

АРХИТЕКТУРА
В основе архитектурнго плана этого периода лежала базилика, пришедшая из древнеримской христианской архитектуры. Отсюда происходит и название стиля – РОМАНСКИЙ. Нефы базилик перекрывали не балкой, новым по конструкции сводом - КОРОБОВЫМ (АРОЧНЫМ) (рис. 5). Изнутри такой свод опирался на стены или колонны. Вследствие значительной силы бокового распора АРОЧНОГО свода, стены делали очень широкими у основания, что придавало интерьерам вид суровый и мрачный. В качестве украшения интерьеров и экстерьеров сооружений романского стиля архитекторы использовали АРКАТУРНЫЕ пояса, котрые затейливо опоясывали здания. Капители колонн, поддерживающих своды, украшались резьбой по камню, мотивами которой были фантастические животные, резная растительность.




Рис. 5 Коробовый свод – основа романской архитектурной конструкции.





Рис. 6

Архитектура романского стиля.

Церковь Марии Лаах. Германия.


Архитектура романского стиля

Собор в Вормсе. Германия



Архитектура романского стиля.

Cобор в г. Гернрод. Германия. X-XI века





XI -XII века. Расцвет романского стиля



СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Памятниками светской архитектуры являются замки феодалов. Они строились отдельно стоящими, вдалеке от начинающих развиваться городов.

Жизнь в Европе периода раннего средневековья была суровой, полной опасностей, в первую очередь связанных с угрозой захвата воинственными соседями, поэтому главной задачей зданий феодальных поместий была защита населения от неприятеля. Замок феодала окружали из хорошо укрепленные стены, внутри которых находились жилые и хозяйственные постройки. (примеры - ЗАМОК АЛЬКАСАР, ЗАМОК в ГЕНТЕ) .

Жилой дом - ДОНЖОН - находился внутри двора. Он представлял собой прямоугольное или квадратное в плане здание, балочной конструкции, высотой 4-5 этажей, с толстыми стенами. Окна, как правило, были маленькими, без стекол. В холодное время года они закрывались рамами на которые натягивался выделанный бычий пузырь или промасленная ткань. Внутренние и внешние стены никаких архитектурных украшений не имели, изнутри стены завешивались шпалерами, которые вносили в помещение помимо тепла элемент красоты. Шпалерное ткачество в этой связи получило большое развитие и распространение.

Малочисленные и малонаселенные города также представляли собой неприступные крепости, усиленные несколькими рядами укреплений (например, ФРАНЦИЯ. Город КАРКАССОН). Мощная и тяжеловесная архитектура таких городов имела только один декоративный элемент – аркатурный пояс, который в несколько рядов опоясывал здание.


КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
В различных странах Европы формируется собственная архитектурная традиция, котрорая позволяет различать стили оформления, присущие этим странам. Например, романский стиль во Франции отличается затейливостью внешнего убранства, связанной с обилием резных каменных украшений. В Германии архитектура подчеркнуто конструктивна, сурова и монументальна, в Италии – нарядна и легка.

ГЕРМАНИЯ. Архитектура очень разнообразна за счет различных пропорциональных соотношений. Встречаются и приземистые, монументальные здания и внешне более легкие за счет более стройных пропорций, в которых длина значительно преоюладает над шириной.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЛАХ (Рис. 6). Очень сурова, логична, абсолютно симметрична. СОБОР в ВОРМСЕ имеет, более удлиненные пропорции.

Романский стиль развивался в Германии до XIII века.



ИТАЛИЯ. КОМПЛЕКС в ПИЗЕ. - один из первых архитектурных комплексов средневековой Европы, в решении котрого все элемненты взаимосвязаны – от материалов и пропорций до декоративного оформления. Здания легкие по восприятию благодаря использованию светлых материалов облицовки и использованию аркатурных поясов. Они опирающиеся на тонкие, стройные ПИЛЯСТРЫ, и КОЛОННЫ капители которых украшены резьбой по камню, в которой чувствуется влияние римских традиций.


СКУЛЬПТУРА

Развивается как круглая скульптура, так и рельеф, являясь главным украшением фасада. Интерьеры украшают колонны и пилястры, капители которых непропроционально большие по сравнению с ордерными античными, но очень декоративны за счет резьбы.

Романская скульптура, изображающая человека, условна, схематична, а главное - подчинена архитектуре. (пример - БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ). Сюжетами для композиций могли также быть сцены страшного суда (например, рельеф церкви СВ. ПЕТРА в ВЕНЕ).

При оформлении фасадов фигуры подчинялись размерам его элементам: укорачивались или удлинялись под стать длинным колоннам, обретали движения, подчиненные конфигурации архитектурной детали. Поэтому человеческие фигуры изображались в неестественных, удлиненных пропорциях, своей условностью напоминают скульптуру времен греческой архаики (например, оформление портала собора в ШАРТРЕ, РЕЛЬЕФЫ СОБОРА В АМЬЕНЕ)

Ведущей школой резьбы по камню была школа аббатства КЛЮНИ во Франции. Мотивы орнаментов - переплетения причудливых растений, фантастические животные, химеры.

Школа аббатства КЛЮНИ выработала свой стиль изображений человека: они более реалистичны, связаны между собой единым действием; тщательнее проработана форма фигур. Оформление церкви аббатства МУАССАК.



XIII век. Угасание романского стиля

В XIII веке начинают меняться пропорции архитектурных сооружений, становясь удлиненными и стройными. Сооружения украшаются арочными галереями, отчего выглядят наряднее. Арки удлиняются и заостряются, создавая предпосылки для увеличения высоты сводов (пример – собор св. Цецилии в Альби). Таким образом, романский стиль перерождается в новый стиль – готический, который получил распространение в Европе в XIV-XVI веках.


ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО.
В X веке в условиях господства натурального хозяйства, мебель изготавливалась в мастерских феодальных поместий, была еще достаточно грубой и несовершенной в сочленениях и обработке поверхности. Мебель была тяжеловесной и громоздкой, часто имела необычную форму: стулья могли опираться на три ноги, кресла напоминали чашу. В качестве шкафов использовались сундуки, окованные металлом в углах и металлической фурнитурой. В изделиях обихода преобладала функциональность, они практически не имели декора.

Позже, в XII-XIII веках, при становлении и расцвете городов, в связи с разделением труда, уровень технологии повышается, оставаясь тем не менее достаточно низким. Основными исполнителями работы были ремесленники, опиравшиеся на традиционный опыт и передававшие мастерство ученикам при помощи копирования действий мастера. Работа в условиях профессиональной изоляции, строжайшее соблюдение технологических секретов не давали возможность ремесленникам развиваться и совершенствовать мастерство путем обмена профессиональным опытом.


КОСТЮМ РОМАНСКОГО СТИЛЯ
Костюм западной Европы 8 века стал синтезом костюма варварских народов Европы и костюма Византии. Византийские и католические традиции, оказали влияние на формирование одежд священников. Вновь обращенные в христианство варвары частично перенимали увиденные формы одежд. Благодаря этому сформировался бытовой костюм, несший на себе черты варварских одежд и традиционного костюма священников.
X - XI века

Костюм романского стиля сочетал в себе и элементы костюма Древнего Рима христианского периода, Византии и детали костюма варваров, которые осели в Европе и ассимилировались с местными народностями.

Из варварского костюма в раннероманский костюм были привнесены короткие штаны БРЭ, состоящие из двух половин, которые впоследствии удлинились до щиколоток. Для более плотной фиксации БРЭ переплетались ремешками до колена. Поверх штанов надевалась ТУНИКА длиной чуть выше колена, которая фиксировалась поясом. Поверх туники набрасывался распашной плащ, который у франков назывался КАП, его надевался на фигуру, открывая одну руку.




Рис. 7


Женские костюмы романского стиля.

Миниатюра начала XIII, XII веков



Рис.8


Мужской костюм романского стиля.

Миниатюра. 1300 г.


В обиход входит ШЕНС - широкая нательная рубашка туникообразного кроя с заужающимся рукавом, расклешенная к низу при помощи боковых клиньев, длиной чуть ниже колена. Поверх ШЕНС надевали верхнее платье – БЛИО, сходное по крою с ШЕНС, но короче и шире. В декоративных целях ШЕНС выполняли из ткани другого цвета. Края рукавов, горловину, низ ШЕНС могли украшать полосками ткани другого цвета, которые были видны из-под более короткого БЛИО их выполняли из домотканого льняного полотна. БЛИО могло иметь разрезы по бокам и по линии талии фиксироваться поясом.

Женщины не носили БРЭ, надевая только ШЕНС и БЛИО длиной до щиколоток. Обувью служили мягкие туфли из цветной воловьей кожи.

Принципы конструкции костюма - мужского и женского, знатных лиц и простонародья в 10-11 веках были одинаковы, их отличали качество материала и применение украшений, нежели формы кроя. Нужно было время, чтобы половые и социальные различия отразились и были закреплены в одежде.

Разграничение прежде всего началось с цвета. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, черным и коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее и красное. При изготовлении костюма различия сказывались в качестве ткани, и её орнаментации, а также в наличии украшений в одежде знатных людей.

Ткани, изготовленные в условиях домашних мастерских, окрашивали красками, полученными из соков растений, поэтому они не были яркими.


XII век

Будучи тектоническим видом искусства, как и архитектура, костюм имел некоторую тяжеловесность пропорций и форм. В начале XII века одежды были достаточно широкими, подхваченными поясами, что придавало фигуре некоторую приземестость, устойчивость, разбивавшуюся большим количеством мелких частых складок (Рис. 7)

Перемены в стилистике костюма стали более заметными в середине XII столетия. Норманский хронист Одерик Виталий возмущался новшествами в одеждах феодалов: прежние одежды, удобные для движения, заменяются более длинными. Удлинились носки туфель, длиннее стали рубашки и плащи, которые подчас даже волочились в пыли, длиннее и ỳже стали рукава. Разумеется изменение не было столь внезапным, как это кажется хронисту, оно объясняется осознанием класса феодалов своего особого места в обществе.

Т К А Н И

Длинная одежда, подчеркивавшая праздность господ - лишь одно из проявлений перемен. Другое - внедрение новых сортов тканей : шелка и хлопка. До XII века шелк лишь изредка привозили с Востока, и он ценился в Европе очень дорого. В середине XII века шелковое производство налаживается в Италии, в XIII веке - во Франции и чуть позже - в Германии. Хлопок шел на производство как рядовых тканей (иногда в смеси со льном), так и дорогих сортов, таких как камка – ткань из нитей одного цвета с узором, полученным при помощи различных переплетений. Производство хлопковых тканей было налажено во Франции в XII столетии. Наряду с этим из давно знакомых сортов волокна - из льна и шерсти - научились изготовлять высокосортные материи. Часть одежды шили дома, но уже в XI-XII веках в городах существовали цехи портных, изготовлявших одежду по заказу или на рынок.

Еще одной чертой новой моды было усиление орнаментальных мотивов - БЛИО не только украшалось вышивкой, но и кроилось таким образом, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на ШЕНС, орнаментированный подол ШЕНС выглядывал из-под более короткого БЛИО. Особое внимание стали уделять поясу: раньше БЛИО носили с напуском и оно прикрывало пояс. Появляется прообраз вытачки. Теперь БЛИО делают прилегающим к фигуре за счет ряда петель, пришитых к стану в области талии и пропущенных через них шнурах, благодаря чему открылся пояс и стал важным декоративным элементом. Именно наличие пояса в костюме романского периода отличает его по форме от византийского.

Пояса были тканые и плетеные из цветных нитей. Самой заветной мечтой было обладание шелковым поясом. Он проходил вокруг талии и завязывался узлом спереди, так что оба конца ниспадали к ногам. Мужчины к поясу подвешивали шелковый кошелек, также богато орнаментированный, а дамы – зеркальцо.

В XII веке значительно изменяется крой мужского костюма: ШЕНС и БЛИО делают значительно уже и длиннее. Ткани применяют тонкие и пластичные, благодаря чему они ниспадают тонкими частыми складками (пример – скульптуры портала собора в Шартре). Поэтому даже складки плащей имеют вид плиссированных. Одежды этого периода были достаточно легкими по весу, что давало им возможность свободно развиваться при ходьбе. Молодые кавалеры могли одевать более короткие БЛИО, иногда с ассимметрично подхваченным низом, под БЛИО в этом случае надевали ШОСС - очень узкие штаны, повторяющие форму ноги, имеющие шов сзади. ШОСС выполнялись из тонкого сукна. Голову покрывали чепцом КАЛЬ.

Значительно именился женский костюм. Он также стал более “аристократичен”. ШЕНС и БЛИО кроятся уже и ниспадают до пят, оставляя открытыми лишь острые концы мягких туфель из цветной кожи. Одежды высшей знати выполняются из шелка и полушелка. БЛИО теперь обтягивает торс, по линии бедер отрезается, нижняя часть иногда выполняется из другого материала и густо сосбаривается, иногда даже плиссируется. Рукава узкие сверху, начиная от локтя, стремительно расширяются, ниспадая почти до земли. Горловина и низ рукавов украшаются вышивкой. БЛИО подпоясывалось поясами из шелка, полотна, шерсти и кожи.

Сначала пояс завязывается одинарно, затем перепоясывается в несколько рядов. Это способствовало возникновению типично женской детали костюма, подчеркивающей талию - накладного жилета-пояса ЖИП, горизонтально расположенные стегальные дорожки которого поначалу иммитировали плотно прилегающие друг к другу полоски шнура.



Крестьяне и простые горожане продолжали носить: мужчины – штаны БРЭ, рубаху КАМИЗУ под пояс; в прохладную погоду укрывают себя накидками типа ПЕНУЛЫ, которые теперь называются КУАФ. КУАФ представляет собой накидку длиной до линии груди с длинным, острым на конце капюшоном. Для удобства движения КУАФ имел разрезы в области рук спереди для удобства движения.

Голову прикрывают чепцами - их часто можно видеть на книжных миниатюрах этого периода. На ногах носят башмаки из грубой кожи, горожане также надевали деревянные башмаки типа шлепанец.



Женщины-горожанки также носят КАМИЗУ под пояс, более длинную, чем у мужчин. Излюбленным женским головным убором этой эпохи были разновидности чепцов: БАРБЕТТ или БАРБ. Голову также могли покрывать накидкой, более богатые носили ВУАЛЬ, поверх которой надевали КАЛОТТ – головной убор из войлока полусферической формы.

XIII век

“Аристократическая мода” сменяется на рубеже XII - XIII веков новым типом костюма. Шелк сохраняется лишь для самых торжественных случаев в быту высшей знати. Зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается теперь в сукно, которое в это время начинает вырабатываться в больших количествах и отличается отменным качеством. Костюм XIII столетия отличался скульптурной простотой тяжелых одеяний из шерстяного сукна. Это костюм “городской” и по материалу и по функциям : сукно - продукт ткацкого производства самых развитых городских центров. Суконная одежда практичнее “аристократических” одеяний XII века, она рассчитана не на пребывание в доме, но на уличную деятельность, на дальние путешествия. Свободный полет краев одежды, столь типичный для предыдущего периода, теперь исчезает. Возникает обычай зашивать в полы рубах монеты, чтобы придать линиям напряженность и неподвижность.

Важным нововведением в костюме явился КОТТ - верхняя одежда из сукна, одеваемая поверх рубашки КАМИЗЫ или ШЕНС; БЛИО осталась домашней одеждой. Выходя из дома человек надевал шестяной КОТТ, плотно сидевший в груди. Поверх КОТТ одевали также суконное СЮРКО - одежду типа безрукавки, с низкими и глубокими проймами, просторнее, чем КОТТ. Края пройм, низ СЮРКО нередко орнаментировались или выполнялись из материала контрастного цвета, в низу боковых швов могли быть разрезы. Помимо СЮРКО могли также носить НАРАМНИК – накладную одежду типа СЮРКО, но не сшитую по бокам, а сошнурованную. НАРАМНИК мог фиксировася поясом.

Мужские КОТТ и СЮРКО могли колебаться по длине от середины икр до щиколотки, под ними носили ШОСС. Одежды были тяжелы и монументальны, строгость силуэта в некоторой степени компенсировалась многоцветием одежд: КОТТ были синие, красные, зеленые; ШОСС - зеленые, белые, синие, розовые.

В качестве верхней одежды в холодное время года применяется ГАРНАШ - вид плаща, иногда с капюшоном, ГАРНАШ по бокам мог зашиваться только до середины, его пропитывали жиром, чтобы защитить от намокания.

Начиная с XII века в государствах Европы формируется армия, постоянной частью которой становятся рыцари – дворяне, облаченные в тяжелые металлические доспехи, воюющие верхом. Основным оборонительным вооружением рыцаря была кольчуга, сплетенная из металлических колец в два или три слоя. Кольчуга была длинной, до колена. Ее носили в комплекте с кольчужными чулками и рукавицами. Кольчугу носили поверх стеганной на овечей шерсти рубашки. Голову рыцаря защищал шлем с забралом. Для плотности посадки шлема его надевали поверх чепца-подшлемника, также стеганного, с прослойкой непряденой шерсти. Важнейшей частью доспеха был щит, на котором располагался герб рыцаря. Герб был важнейшей частью идентификации рыцаря. Сообразно его символам и цветовому решению решался и костюм рыцаря. Символика гербов фиксировалась в специальных геральдических документах, которые оформлялись при наделении достойного человека дворянским титулом за выдающиеся заслуги перед короной. Обязательной составляющей герба был девиз.

Символами гербов были растения – лилия, роза, тюльпан, а также животные – лев, леопард, волк, орел.

Важнейшей частью досуга рыцаря были турниры, где проявлялась их доблесть и отвага. Наиболее сильный и смелый рыцарь получал награду из рук прекрасной дамы. Сражение происходило на ристалище, на значительном удалении от зрителей, поэтому костюм рыцаря, наденваемый поверх доспехов, должен был нести графическую информацию о владельце. Таким образом, появляется геральдичекая одежда, призванная служить различию рыцарей между собой.

В это время начинает появляться ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ, многоцветная одежда, и среди гражданского населения. Она часто имела разделение вертикальной полосой пополам, причем правая сторона по цвету отличалась от левой сообразно цвету герба феодала. Эта одежда, а затем и такой стиль декоративного решения костюма, стал называться МИ-ПАРТИ. Костюмы носили в соответствии с цветами герба. Если в цветовом решении герба принимали участие четыре цвета, сюрко феодала шилось из материй четырех цветов.

Обувью служили мягкие остроносые туфли ПИГАШ, которые прикреплялись ремнями к деревянной подошве.

Женщины в XIII веке отказались от плиссировки, легкости одежд и, так же как и мужчины, оделись в сукно. Шелковые детали остались лишь на ШЕНС, которые стали исключительно нижней деталью костюма. Верхнее платье теперь украшают не вышивками, а плетением, с которым тотчас же начинают бороться церковники. В конце XIII века издаются указы, запрещающие тккие отделки, через которые просвечивает нижняя рубаха ШЕНС. Женские КОТТ и СЮРКО были длинными, до пят. СЮРКО для торжественных случаев имело шлейф, проймы таких СЮРКО могли иметь меховую отделку. Крой достигает разнообразия за счет рассечения платья по горизонтали на линии бедер. При этом нижняя часть или закладывалась в сборку или кролилась по кругу. Такой крой использовался в верхнем платье СОРКЕНИ, плотно облегающим грудь и имевшим декольте. СОРКЕНИ кроилось отрезным по линии бедер с расклешенным низом конического кроя. В это время в употребление входят пуговицы, которые быстро становятся декоративным элементом.

В качестве головных уборов используют ОМЮСС – драпированный головной убо типа капюшона с прорезью для лица, а также - БАРБЕТТ, подхваченный под подбородком, войлочную шляпу полусферической формы - КАЛОТТ, всевозможные чепцы типа КАЛЬ, которые часто имели прорезь для уха.

Женская обувь была аналогична мужской.

Костюм был одним из важнейших символов социального статуса человека на протяжении всего средневековья. Платье не только грело и украшало человека но и показывало его место на социальной лестнице. Свои особенности в манере одеваться имели университетские и цеховые корпорации, заседатели городского совета, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты)

Лишение права облачаться в костюм, соответствующий статусу, рассматривалось как тяжкое наказание. Так, например, городской совет Аугсбурга запретил купцу, расстратившему городские денеги, носить соболя, куницу, бархат, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения - наиболее выразительные символы городского высшего слоя.

Городские советы свободных городов в те времена строго следили за тем, чтобы костюм и украшения бюргерш соответствовали величине имущества их супругов. Ограничениями и запретами такого рода изобилует городское законодательство XIII-XIV веков.

Костюм романского периода был исключительно разнообразен, как по форме, так и по своему декоративному оформлению. Причем это разнообразие продолжало развиваться с появлением нового готического стиля в архитектуре и его развития в новых пропорциях готических же одежд в начале XIV века.
Вопросы по теме:


  1. Искусство какого государства пост античной цивилизации оказало влияние на развитие искусства Западной Европы VIII века?

  2. Какое строение послужило основой для строительства храма в Аахене во времена Карала Великого?

  3. Какой язык был официальным языком духовного общения?

  4. Как назывались монастырские мастерские по переписыванию книг?

  5. Какая конструкция легла в основу романских культовых сооружений?

  6. Какие приемы украшения культовых зданий использовали романские архитекторы?

  7. Как назывался жилой дом феодала?

  8. Какие изделия прикладного искусства использовались для украшения и утепления светских сооружений?

  9. Как назывались узкие штаны, повторяющие форму ноги, которые носили мужчины в XII веке?

  10. Какую ткань использовали для верхних одежд в XIII веке?

  11. Как называлась одежда в XIII веке, надеваемая поверх рубашки?

  12. Как называлась просторная верхняя одежда сшитая по бокам, типа безрукавки, с глубокими проймами?

  13. Что являлось основной частью оборонительного вооружения рыцаря?

  14. Как назывался стиль асимметричного декоративного решения костюма, разделенного пополам вертикальной полосой в соответствии с цветом герба феодала?

  15. Как называлось женское платье узкое в груди с отрезной по линии бедер конической юбкой?

  16. Как назывались мягкие туфли, которые прикреплялись к деревянной подошве?

  17. Как назывался драпированный головной убор XIII века типа капюшона с прорезью для лица?

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Задание. Выполнить графический анализ костюма и составить его характеристику (2 часа)
4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Разработка новых видов одежды по мотивам костюма раннего средневековья

Этапы:


  1. Преобразование источника

    1. Зарисовка исходного изображения

    2. Обобщение

    3. Преобразование пропорций

  2. Создание современного костюма

    1. Изменение пропорций

    2. Ввод отделок

5. ЛИТЕРАТУРА.




  1. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма стили и направления. Учебное пособие для СПО. - М., “Академия”, 2010.

  2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие для СПО. - М., “Академия”, 2010.

  3. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. – М., “Академия моды”, 1993.

  4. под ред. Рольфа Томана. Романское искусство. - Köln, Könemann, 2001.

  5. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, “Артия”, 1966.

  6. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. - М., “Искусство”, 1978.

  7. U. Fehling. Mode gestern und heute. – Leipzig, “VEB Fachbuchverland”, 1985.