Конспект урока. Тема: «Эпоха Просвещения «век Разума» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. Пахсарьян. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной... 1 335.51kb.
Модернизм, как известно, уходит своими истоками к эпоху Просвещения... 1 35.61kb.
План-конспект урока учителя моу 1 55.55kb.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: Кровь. Кровеносная... 1 69.39kb.
Конспект урока по опк в 9 «Б» классе Тема урока: «Заповеди Блаженства. 1 94.01kb.
Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием икт тема:... 1 28.73kb.
Конспект урока по физике в 11 классе Тема: «Тепловые двигатели». 1 75.88kb.
Конспект урока чтения. 2 класс II четверть Тема урока : Пословицы. 1 28.3kb.
Конспект и презентация урока по биологии 1 166.32kb.
Конспект урока по музыке в 3 классе По программе «Музыка. 1-4 классы» 1 74.24kb.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока: «На суше... 1 61.84kb.
Закрытое акционерное общество «Управляющая компания УралСиб» 1 58.41kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конспект урока. Тема: «Эпоха Просвещения «век Разума» - страница №1/1

Конспект урока.

Тема: «Эпоха Просвещения («век Разума»), XVII–XVIII вв.;».

Класс – 9.

Тип урока: объяснение нового материала.



Методическое обоснование:

Цель урока: Дать полную информацию обучающимся о философах эпохи Просвещения, а также об идеях данной эпохи.

Задачи урока:

Образовательные: Способствование формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения;

Развивающие: Выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения;

Воспитательные: Воспитывать у учеников уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее

Методы: слово учителя, иллюстративный, опрос.

Средства обучения: презентация, карточки с заданиями.

Форма урока: беседа, диалог.

План урока:

Оргмомент – 2 мин.

Объяснение нового материала – 35 мин.

Рефлексия (выводы) – 5 мин.

Постановка домашнего задания – 3 мин.

Литература: - Мировая художественная культура. Емохонова Л.Г. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001 — 544 с.

- http://do.gendocs.ru/docs/index-38580.html

- http://sv-scena.ru/athenaeum/istoriya-kuljtury-konspekt-lekczij.Paragraf-1-2-1-13-41.html

Ход урока:

Ребята, здравствуйте, садитесь! Отметим, кого сегодня нет.

На прошлом уроке мы с вами подвели итог раздела посвященного Средневековью. Сегодня мы начнем разбирать блок тем посвященных «Эпохе Просвещения». Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (18001815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.).

Как вы думаете, какова цель просвещения?(предложение различных целей обучающимися).

Да, вы правы, давайте коротко запишем: цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. 

Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения.

Ребята, как вы думаете, кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»?(предположения обучающихся).

Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.



Слайд 2. К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого».

Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира.

Что здесь можно еще дополнить?

Ученик: То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.



Слайд 3. Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии»(запишем это определение). Эта утопия относилась, прежде всего, к изменению в политическом и социальном устоях. Но многие утописты не верили в данную идею.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Слайд 4.Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».



Слайд 5. Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед.

Как вы думаете каких?

Ученик: Например, таких как конфликты, войны и т. д.

Да, верно.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Слайд 6. Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли.

Слайд 7. Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Слайд 8. Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.

Слайд 9. Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.



Слайд 10. Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Слайд 11. Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).

Слайд 12. Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства: классицизм, романтизм, Сентиментализм.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению, такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.



Слайд 13. Родоначальником стиля рококо считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).

Слайд 14. Самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Слайд 15. Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

Слайд 16. В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Слайд 17. Людвиг Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.



Домашнее задание составить таблицу выдающихся деятелей, художников, музыкантов.(в таблице должны быть следующие графы, Имя Фамилия годы жизни, названия произведений, год его написания и основные идеи.)


izumzum.ru