Конспект урока по русскому языку - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект открытого урока по русскому языку 1 38.94kb.
Конспект урока по русскому языку умк м. М. Разумовская 9 класс по... 1 41.47kb.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Умк «Школа России» 1 47.73kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе... 1 407.09kb.
Программа по русскому языку включает три раздела: пояснительную записку; 1 95.05kb.
К рабочим программам дисциплин Аннотация к рабочим программам по... 3 573.08kb.
Программа вступительного испытания по русскому языку 1 29.17kb.
Конспект урока по английскому языку для 2 класса на тему "Запоминаем... 1 61.82kb.
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку... 1 251.96kb.
Методические рекомендации по написанию части С, по выполнению задания... 3 645.14kb.
Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс 21 4629.73kb.
Ситуационное (практическое) задание. Укажите характерные особенности... 1 9.19kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конспект урока по русскому языку - страница №1/1

План-конспект урока

по русскому языку

Дата: 14. 03. 2014

Класс: 6-А, Б, В

ТЕМА УРОКА: Словосочетание

ЦЕЛЬ УРОКА: знать понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте; уметь выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи; развивать, память, наблюдательность, воспитывать у любовь к русскому языку, к природе

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация опорных знаний




  1. Проверка д/з

Составить памятку «Как научиться правильно пересказывать текст?»

  1. Повторение.

«Интеллектуальная разминка»
Какие разделы языкознания вам известны?

Что изучает синтаксис?


(Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение)


  1. Мотивация учебной деятельности.


Наблюдение над языковым материалом
Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.
Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит


Что помогло вам построить предложение?

- Выделите словосочетания.
Тужит в темнице

Тужит там

Бурый волк

Служит ей

Служит верно
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.



-Измените главное слово. О волке (Предложный падеж)
- Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось)


Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании

Запишите тему урока: Словосочетание

Сформулируем цели урока:


  1. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Например, голубое небо, чистая вода.)

По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.

 Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)

 Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)

 Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)

 Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)




Именные

х

Волк бурый

Главное слово выражено именем существительным.

Глагольные

х

Служит верно

Главное слово выражено глаголом.

Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид.


(Даю образец разбора) В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.

http://festival.1september.ru/articles/534046/img1.gif

Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.



  1. Задание: выбери нужное

Глубокая (весна, осень, ночь, день)

Большое (спасибо, привет)

Рыбный (суп, хвост)

Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

  1. Выборочно-распределительный диктант

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна .

(С. Есенин)

Задание

Выпишите словосочетания в два столбика: а) с главным словом сущ., б) с главным словом глаголом; поставьте вопрос от главного слова к зависимому, крестиком обозначьте главное слово



Физкультминутка

А теперь прошу вас встать.

Пришло время отдыхать.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука направлена вверх, другая вниз. Плавным движением одна рука опускается, а другая поднимается)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Шаги на месте)

Вот теперь прошу садиться

И немного потрудиться.



  1. Закрепление изученного материала




  1. Конструирование

Работа в группах.

Задание.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?


1 группа.

Сверкали в (трава)


На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь


(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)


Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд

Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?



сверкали в траве

на ясном небе

родной край

зовет к тебе

маленькая мышь

раскидистый тополь

подошли к реке

развести костер

клубились на горизонте

виднеться в тумане

под моим окном

шум реки

  1. Определи вид словосочетания

Желтеющие листья,  падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем,  пестрый ковер, помогать по-соседски.

  1. Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания,указывая в каждом главное слово.

Задача учащихся-определить правильность высказывания и в словосочетании с этим поставить + или-

1.Опытный наставник. Главное слово-наставник.

2.Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3.Бабушкин совет. Главное слово-бабушк5ин.

4.Заполнить анкету. Главное слово-заполнить.

5.Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

В результате у учащихся в тетрадях, должна появиться такая запись: 1+,2+, 3+, 4+,5-, 6-

4. РАБОТА СО СХЕМАМИ.

-Составь словосочетание по схемам:

Чей? Существительное + Прилагательное

С кем? Глагол + Существительное

О каком? Прилагательное + Существительное

Откуда? Существительное + Существительное

5. Творческое задание

Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:
1) главным
2) зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.

(золотая осень - люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)



  1. Итог урока. Оценивание.

Слово учителя

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?

Расскажите по схеме:



На доске помещена схема:

Сегодня на уроке

img3.jpg (1957 bytes)

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

Учитель: Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Выписать из худ. лит. 5 предложений. Из них выписать словосочетания, определить вид, начертить схему
* лингвистическая сказка о словосочетании.



izumzum.ru