Конспект урока музыки в 4 классе на тему: «портрет в музыке и живописи» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Миф «Орфей и Эвридика» в живописи и музыке 1 70.83kb.
Урок музыки в 6 классе Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке... 1 67.62kb.
Конспект урока чтения в 1 классе на тему «Звук [Ц], буква Ц» 1 33.94kb.
Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 9 классе... 1 48.5kb.
Конспект урока по музыке в 3 классе По программе «Музыка. 1-4 классы» 1 74.24kb.
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла 1 73.74kb.
Конспект урока по информатике в 5 классе на тему : Разработка учителя... 1 107.89kb.
Урока музыки в 5 классе на тему «Вокруг света с башкирским кубызом» 1 80.13kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме: "Музыка и кино" Тема урока: музыка... 1 45.63kb.
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве» 1 46.82kb.
Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием икт тема:... 1 28.73kb.
Екатерина Вторая 1 370.27kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: «портрет в музыке и живописи» - страница №1/1

МОУ СОШ №9 г. Буя Костромской области


Учитель музыки Кабанова Т.С.


КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:


«ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с еще одним примером музыки, которая изображает портрет человека, раскрывая особенности его характера. Сопоставить музыкальное и художественное произведения.

ЗАДАЧИ УРОКА:



ОБУЧАЮЩАЯ: Учить детей слушать и анализировать музыку, сопоставлять различные виды искусства;

ВОСПИТАТЕЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ: Воспитание любви к родному искусству, к родной истории, видеть взаимовлияние жизни и музыки;

ВОСПИТАТЕЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ: Учить детей формировать и высказывать свое мнение о музыке и живописи, воспитывать музыкальный вкус;

РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие внутреннего зрения и внутреннего слуха, развитие творческих способностей, развитие исторической памяти.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:



  1. Портреты М.П.Мусоргского и И.Е.Репина;

  2. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (аудиозапись);

  3. «Протодьякон» И.Е.Репин (репродукция).

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Ребята, назовите мне тему этой четверти.

УЧЕНИКИ: Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку».

УЧИТЕЛЬ: Правильно. А в чем мы с вами хотим убедиться, знакомясь с этой темой?

УЧЕНИКИ: Мы хотим доказать, что музыка может вызывать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные образы), даже определенные картины.

УЧИТЕЛЬ: На прошлом уроке мы познакомились с музыкальным произведение. Какую картину мы представили в своем воображении?

Как называется это произведение и кто его автор?

УЧЕНИКИ: Мы представляли русских богатырей могучих, сильных, мужественных, которые разудало куда-то идут, пританцовывая под русскую народную мелодию. Это был фрагмент и Симфонии №2 «Богатырской» А.П Бородина.

УЧИТЕЛЬ: С каким произведением русской живописи мы сравнивали эту музыку?

УЧЕНИКИ: Мы сравнивали ее с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

УЧИТЕЛЬ: К какому выводу мы пришли.

УЧЕНИКИ: Мы убедились в том, что разные виды искусства, каждый своими средствами, отзываются на одни и те же события жизни, и при этом они остаются независимыми. Музыка не была написана к живописи, и картина не была написана к музыке. Просто образы героев защитников отечества всегда волновала людей в нашем государстве.

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами разучили песню, в которой поется о защитниках нашей Родины, как называется эта песня?

УЧЕНИКИ: Это песня «Лети стальная эскадрилья»



«ЛЕТИ СТАЛЬНАЯ ЭСКАДРИЛЯ» - исполнение с маршем.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим знакомство с данной темой на новом примере. И мы должны будем доказать, что и музыка, как и живописи может рисовать образы, портреты человека, выражая его характер, настроение, образ жизни. Мы проанализируем «Песню Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Прежде чем познакомится с новой темой, мы разучим мелодию этого фрагмента.

«ПЕСНЯ ВАРЛААМА» ИЗ ОПЕРЫ «БОРИС ГОДУНОВ» М.П.МУСОРГСКОГО – разучивание мелодии и знакомство с содержанием.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы услышим эту музыку в оперном исполнении. Вам необходимо будет ответить на следующие вопросы:



  1. Определите характер музыки.

  2. Исходя из характера попытайтесь представить себе как мог выглядеть Варлаам, каков был его характер, какую жизнь он вел?

УЧИТЕЛЬ: Варлаам по сюжету – «беглый» монах, бежавший из монастыря. А М.П. Мусоргский был великий мастер ярких, образных, острых, характерных «музыкальных портретов».

«ПЕСНЯ ВАРЛААМА» - слушание.

УЧЕНИКИ: Характер широкий, «Разбросанный», резкий, сильный, зловещий, неистовый, грубый, по мнению одного из критиков «звероподобный». Чревоугодник, любящий выпить и поесть, ведет разгульный образ жизни.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Я хотела бы показать вам репродукцию картины И.Е Репина «Протодьякон». Протодьякон это монашеский чин на Руси. Что вы можете сказать о характере героя картины, похож он на Варлаама?

УЧЕНИКИ: «Протодьякон» очень похож на Варлаама из оперы «Борис Годунов», гигантский живот, можно сказать центр репинской картины подтверждает это сходство (чревоугодие, разгульность).

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Совпадает ли ли образ в данном фрагменте на репинского «Протодьякона» и на тот портрет, который мы увидели, прослушав только аудиозапись?

Видеофрагмент «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (Энциклопедия классической музыки издательство «Интерактивный мир» АО Коминфо) - просмотр.

УЧЕНИКИ: На увиденном видеофрагменте мы увидели именно такой портрет Варлаама, какой увидели в музыке М.П. Мусоргского и в картине И.Репина «Протодьякон».

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сам Мусоргский, увидев эту картину, воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!..» Хотя музыка не была написана «к картине», так же как картина не была написана по музыке. И Варлаам и «Протодьякон» - самостоятельные образы, запечатлевшие, однако схожие характерные для старой России типы людей, малограмотных и необразованных. В основе оперы лежит трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов», с каким еще видом искусства мы видим здесь связь?

УЧЕНИКИ: Мы видим связь музыки и литературы.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сейчас я зачитаю, как описывает Варлаама Александр Сергеевич Пушкин в драме «Борис Годунов»:

«… А лет ему … за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…» - (слова пристава);

«… А у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, повторим и в донушко поколотим» - слова Ваолаама.

УЧИТЕЛЬ: Какой вывод мы можем сделать, с чем познакомились сегодня, в чем еще раз убедились?



УЧЕНИКИ: Мы познакомились с еще одним примером музыки, которая рисует музыкальный образ, портрет, выражающий нрав героя, его характер и образ жизни. И познакомились с репродукцией картины И.Е. Репина «Протодьякон», которая изображает похожий образ священнослужителя старой эпохи. И живопись и музыка каждая своими средствами изображают образ человека, раскрывая его характер и нрав. Оба вида искусства при этом остаются самостоятельными и независимыми.

«ЖУРАВЛИ» - разучивание песни.