Конкурс «Знатоки истории России» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
По страницам истории школы Сорос назвал лучших «Соросовский учитель» 1 77.24kb.
Безобразова Олеся Станиславовна Дворянский род Безобразовых в истории... 1 329.5kb.
Алексеева Елена Вениаминовна диффузия европейских инноваций в россии 4 665.44kb.
«Армавирская государственная педагогическая академия» Кафедра истории... 1 136.55kb.
Конкурс «Золотой сайт 2009» 1 61.02kb.
Урок «Знатоки Средневековья» 1 88.29kb.
Наша экскурсия посвящена 176-летию истории развития железных дорог... 1 54.81kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе федерального... 2 364.74kb.
Конкурс им. Е. А. Мравинского 1 79.48kb.
Дорогие участники конкурса «Золотое Руно 2011»! Конкурс «Золотое... 1 440.42kb.
Основные эпохи и стили в истории искусства, их хронологию, искусство... 2 392.47kb.
Устойчивое управление пастбищами в зоне формирования стока реки Чон... 1 30.71kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конкурс «Знатоки истории России» - страница №1/1

Исторический конкурс

«Знатоки истории России»
Цели:

- Обобщить, расширить, закрепить знания учащихся по истории страны

- Привитие познавательного интереса к истории

- Развитие коммуникативных способностей детей

- Звучит музыка.

- 1 Ведущий: Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас на историческом конкурсе «Знатоки истории России»

Россия – самое большое государство в мире с богатой и сложной историей. Далеко простираются её бескрайние просторы «с южных гор до северных морей». Многочисленные народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях экономики, культуры, науки, военного искусства, географических открытий, освоения подземных богатств, космического пространства. Вы знакомились с деятелями страны – Святославом, Владимиром Красное Солнышко, Александром Невским и Дмитрием Донским, Петром I и Александром II, Суворовым и Кутузовым, Пушкиным и Толстым, Пироговым и Мичуриным, маршалами Жуковым и Василевским, Гагариным и Титовым – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы живём в России!

И сегодня вы, юные историки, не только покажите свои знания о родной стране, но и узнаете много нового и интересного, познавательного! Приглашаем 2 команды для проведения конкурса.

- Звучит музыка, команды занимают свои места.

- 2 Ведущий: За каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, та команда и будет считаться лучшими знатоками истории.


1 конкурс называется «Старинные слова»

Все предметы, действия, признаки имеют свое название. Проходят

годы, столетия… Появляется в нашем языке множество новых слов. К

сожалению, незаслуженно забываются хорошие старые слова, и уже

мало кто знает их былое значение. Вот, например, волка в старину называли «бирюк», огонь называли «теплина», затупленный топор – «тупица», а паутину – «мережка». Вот сейчас вам предстоит

вспомнить старинные названия. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны по моей команде поднять карточку с номером правильного варианта ответа. За каждый правильный ответ – вы получаете жетон.

Кувятка


  1. Инструмент

  2. Головной убор

  3. Новорожденный

Пыжик

  1. Маленький зверек

  2. Малорослый, пухлый человек

  3. Необработанная шерсть

Макляк

  1. Ягода морошка

  2. Маленький топорик

  3. Парень-гуляка

Рачить

  1. Очищать

  2. Пастись

  3. Стараться

Кныш

  1. Лепешка на масле

  2. Сварливый человек

  3. Сор, хлам

Кокуй

  1. Женский головной убор

  2. Красный суконный сарафан

  3. Птица

Мизгирь

  1. Дровосек

  2. Блюститель порядка

  3. Злой паук, тарантул

Желвь

  1. Рыболовная снасть

  2. Черепаха

  3. Брюзжание, лай (собачий)

Ендова

  1. Широкий сосуд для разлива напитков


  1. Накидная петля, аркан

  2. Низший полицейский чин в Русском государстве

Цельба

  1. Яство, еда

  2. Лекарство, снадобье

  3. Военный окоп, редут

- 1 ведущий. 2 Конкурс - «Языческий календарь»

Перед вами названия месяцев языческого календаря. Как соответствуют эти названия современным? Подсказка. Логика годового цикла здесь соблюдена, однако, начинается он не с января. Попробуйте отгадать какой месяц, как назывался.

Изок, Червен, Зарев, Рюен, Листопад, Груден, Студен, Просинец, Сеген, Сухен, Березозол. Травен.

Ответ:


  • Изок - июнь

  • Червен - июль

  • Зарев - август

  • Рюен - сентябрь

  • Листопад - октябрь

  • Груден - ноябрь

  • Студен - декабрь

  • Просинец - январь

  • Сечен - февраль

  • Сухен - март

  • Березозол - апрель

  • Травен – май


- 2 ведущий. 3 Конкурс - «Крылатые слова»

О человеке, хорошо владеющем фразеологией родного языка, говорят, что он «за словом в карман не полезет», а «если говорит редко, то метко». А тех, кто с трудом выражает свои мысли, народ строго высмеивает: «что ни скажет, то промажет»; «у него каша во рту застыла»; «у него слово слову костыль подает»; «говорит, как

клещами на лошадь хомут тащит».

О крылатых словах говорят: «красное словцо»; «золотое слово»; «вовремя сказанное»; «бьет не в бровь, а в глаз»; «бойкое словцо».

Каждая команда получит карточку, на которой написано фразеологическое выражение. Ваша задача – объяснить откуда пошло это изречение и в каких случаях мы употребляем его.


  1. «НЕ ЛЫКОМ ШИТ» - какова история этого выражения? Лыко – один из слоев в стволе липы. Из него на Руси плели туеса, короба, лапти. Обувь из лыка носили бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных. Потом его стали употреблять в более широком смысле: он не простак, он «себе на уме».

  2. «ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ» - о каких зубах идет речь? Положить зубы на полку – значит ограничивать себя в чем-то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование. но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. речь идет о зубах, зубьях орудий труда – пилы, грабель, вил, гребенки. Если работа была, человек был сыт, а не было работы – орудия труда смело можно убирать на полку («зубы на полку») и голодать.

  3. «ПЕРЕСОЛИТЬ. НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ» - почему мы так говорим? Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка стояла около хозяина, и он сам сыпал гостям соль. Разумеется, больше этого лакомства доставалось тому, кого глава дома уважал и любил сильнее, стараясь угодить почетному гостю, он нередко пересаливал. Вот почему до наших дней и сохранилось выражение «пересолить», то есть перестараться. Ну, а уйти откуда-то «не солоно хлебавши», означает «не добившись своего, безрезультатно», «уйти с пустыми руками». Незнатные гости зачастую не получали дорогого лакомства, уходили восвояси, похлебав щей без соли.



  1. Что означает выражение «БИТЬ БАКЛУШИ»? Это выражение исстари относится к бездельникам. Битьем баклуш, заготовкой чурок для изготовления деревянной посуды, занимались лесники. Из чурок выделывали ложки, миски, и т.д. А битье баклуш считалось делом пустячным, нетрудным, подходящим для лодырей.

5.Почему мы так говорим: «ЛЕЗТЬ НА РОЖОН»?

Это выражение означает: в ярости и ослеплении идти

вопреки всему на явный риск, а то и на гибель. Рожоном в

старорусском языке (да и сейчас в местных говорах)

назывался заостренный кол. Охотясь с рожоном или

рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя,

выставляли впереди себя острый кол. Напоровшись на

рожон, медведь погибал.

6.Что означает выражение «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? Эта поговорка относится к далеким временам, когда люди верили в сверхъестественные силы. В древней Руси охотники держали в тайне, куда и когда они пойдут, на кого будут охотиться. Они верили в силу злых духов, могущих принести вред охоте, а также остерегались недобрых и завистливых людей. Вдогонку охотникам говорили: «Ни пуха, ни пера!» Этим напутствием хотели, как бы обмануть духов, отвести «дурной глаз», т.е. желали удачной охоты. Эта древняя поговорка укоренилась в народе и теперь используется как пожелание успеха вообще.
-1 ведущий. 4 Конкурс - «Праздники страны».

*На какой месяц приходятся 3 православных Спаса? (На август –медовый, яблочный, ореховый)

*Сколько раз в России можно встречать Новый год? (11- по числу часовых поясов)

*Когда Новый год встречали в допетровской Руси 18 века? (1 сентября)

*Как называются 12 дней между Рождеством и Крещением? (Святки)


*Когда на Руси заканчивается купальный сезон? (В Ильин день -2 августа)

*Почему у юного Пушкина не было новогодней ёлки? (В России ёлку стали использовать с середины 19 в.)

*Сделав это на праздник Крещения – весь год будешь здоров. Что же нужно сделать? (Искупаться в проруби)

*Какой праздник отмечается у нас 22 августа? (День Флага. Пётр 1 в 1705 г. утвердил триколор)

*Когда у российского Деда Мороза появилась внучка Снегурочка? (В 1873 г. А.Н.Островский написал пьесу «Снегурочка»)


- 2 ведущий. 5 конкурс «Жить – родине служить»

*Имя какого святого носит флаг русского флота? (Святого Андрея)

*Кто ввёл портянки в русской армии? (Г.А.Потёмкин)

*Воинское звание Екатерины 2? (Полковник)

*Чему был равен шаг А.В.Суворова на марше? (Одному аршину. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». 1 аршин=71 см 12 мм )

*В 1903 г.поручик русской армии Турчинович изобрёл… (Полевую кухню)

*Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Смлами России? (Президент России)

*Высший российский военный орден? («Победа»)

* Что в 17 в.использовали на занятиях по строевой подготовке? (Сено и солому )

*В каком году были введены погоны для воинов Красной Армии? (В 1943г)

*Какой род войск был ликвидирован в СССР в 50-х гг. 20 в.? (Кавалерия)
- 1 ведущий. 6 конкурс - «Деньги»

«Монета» – латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит

землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность.

В разных странах эти вещи были разными: ракушки- кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны.

Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.

Куны – это шкурки куницы, которые очень высоко ценились.

Ногаты, скорее всего, это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного.

Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.

Внимание конкурс!



  1. Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын)

  2. Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник)

  3. Как называлась полкопейки? (Грош)

  4. Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка)

  5. Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна)

  6. Как называлась 15-копеечная монета (Пятиалтынный)

  7. Что такое «семишник»? (2 копейки)

  8. Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина)


  1. 4 полушки? (Копейка)

  2. По реформе 1534 года началась чеканка общегосударственной монеты – копейки. Почему так назвали монету, «копейка»? (Потому, что на монетах того времени был изображен воин с копьем)

  3. Что вы знаете о происхождении слова «рубль»? (Слово «рубль» происходит от глагола «рубить», что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра «отрубали» часть).

  4. В какое время была введена единая денежная система, при которой рубль стал основной единицей, содержащей 100 копеек? (При Петре I)

13.Интересная картина открылась бы нашим глазам на Московском базаре XVII века. Житный ряд находился на Красной площади. Цены на съестные припасы были следующими:

  • пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг)

  • рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, по цене из расчета 37 копеек за пуд.

  • 1 лимон 1,5 копейки

  • 1 курица 1 копейка

  • 10 штук яиц – 1 копейка

  • шуба из овчины – 30-40 копеек

  • бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей

  • штаны из сукна – 40 алтын.


-2 ведущий. 7 конкурс «Обычаи»

1.Самое высокое сооружение Московского Кремля – колокольня Ивана Великого, ее высота 82 метра. Какой смысл придавали зодчие его возведению? (Московский Кремль – прямой символический центр государства, поэтому, его храмы – главные, они – «пуп» Русской земли. Второго не могло быть, именно поэтому в 1600 году колокольню надстроили до нынешней высоты, чтобы она стала самой

высокой в государстве. Любая колокольня – символическая мировая

ось, ведущая к Богу.)

2.На севере Руси купола церквей иногда делали из осины. Почему? (Осина, долго оставаясь на открытом воздухе, становится похожей цветом на серебро. Купола из осины со временем смотрятся как серебряные. Но еще важнее здесь другое свойство осины – изгонять и не подпускать нечисть.)

3.В некоторых русских губерниях был обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Береза – одно из наиболее чтимых деревьев, так как она охраняет от зла. Березовое полено у порога – преграда для нечистой силы.)

4.Есть ли в доме Бабы-Яги окна? Почему? (Окон в доме Бабы-Яги нет, так как нечистой силе солнечный свет не нужен.)

5.Какое время считалось наиболее удачным для начала земледельческих работ – новолуние или полнолуние? (Новолуние предпочтительнее, так как молодой растущий месяц как бы способствует всему молодому и растущему в природе.)

6.Почему Ивана Купалу в народе называют «травником»? (Считалось, что в ночь накануне праздника Ивана Купала любая трава целебна. Поэтому именно в эту ночь собирали чародейные растения. Много чудесных явлений, по мнению наших предков происходило в Иванову ночь с растениями: деревья переходили с места на место, разговаривали друг с другом, а самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады. Он станет сильным, начнет понимать язык животных и птиц.)

7.Что изображает соломенное чучело, которое сжигается на огромном костре в последний день масленичной недели? (Зиму. Таким образом люди прогоняли в старину зиму и пытались разбудить природу, весну.)


-1 ведущий. Наш конкурс заканчивается, но не заканчивается знакомство с историей страны, впереди у нас будут новые встречи.

Подводятся итоги.