Конкурс сторителлинга «Моя история» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс сторителлинга «Моя история» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»

Косихинского района, Алтайского края

Краевой молодежный дистанционный конкурс сторителлинга «Моя история»

Номинация «Истории – персоналии»

«Адриан Топоров – учитель, писатель, просветитель».

Автор:


Баев Никита, 14 лет

Косихинский район

с. Верх-Жилино

ул. Молодежная,4

2013

Давным-давно, почти сто лет назад, в наше село Верх-Жилино приехал новый учитель.



Звали его Адриан Митрофанович Топоров.

Родился и вырос Адриан в с. Стойло Курской области. Там же закончил церковно-приходскую школу, в которой должен был работать учителем, но он мечтал поехать в Сибирь. Многие его земляки уже уехали в этот богатый край. Сибирь в то время называли Беловодьем, где «поля неоглядны, леса не троганы, в реках тесно рыбе, а в борах несметно диковинно зверей и птиц».

Однажды из этой обетованной земли приехал к Топоровым родственник погостить. Он был богат, держал батраков. На подворье у него «шестнадцать коров, двадцать три лошади и два амбара пшеницы».

Адриан слушал дядькины рассказы с печи и думал: «Добрать ся бы до этой богатой земли». Очень ему хотелось узнать, как же живут люди в других местах. У них, в Курской области люди жили очень бедно.

В 1912 году судьба свела Адриана с политическим ссыльным Леонидом Петровичем Ешиным. За короткое время он научил уже начинавшего учительствовать Адриана работать с книгой и выбил из головы все, чему его научили в церковно-приходской школе. В этом же году Ешин привозит Топорова в Барнаул. В то время в Барнауле было много ссыльных революционеров. Город был наполнен духом вольнодумства. Передовае люди мечтали переустроить общество революционным путем. В Барнауле была хорошая библиотека, организованная ссыльными. Ссыльная У.П. Яковлева ей заведовала, отбывая в Сибири свой срок каторги. В такое общество попал Топоров, ходил в эту библиотеку.

Вскоре Адриан понимает, что не всем здесь в Сибири хорошо живется. Хорошо живут только хваткие мужики, которые стали кулаками. Разбогатели они , стали людей эксплуатировать, забыли, что предки их бежали от гнета помещиков в тайгу. Передовые люди хотели облегчить жизнь крестьян, помочь им выбраться из тьмы. Адриан решил уехать в глухую деревню. В 1915 году А.М.Топоров был назначен учителем министерской начальной школы села Верх-Жилинское Косихинской волости.

Школа недостроенная стояла в центре села, крыша текла. Мужики на сходе ругались, но по пять копеек на строительство школы дать не согласились. Крышу кое-как залатали «и в этом сарае началась моя педагогическая деятельность» - пишет А. Топоров в книге «Я учитель».

Вечерами учитель ходил на «сборню», здоровался, садился, но больше молчал. Разговаривали мужики о русско-германской войне. На эту войну забрали из села молодежь. На «сборне» учитель предложил почитать газеты, в них сводки военных лет. А.М. Топоров в книге «Я учитель» пишет: «Очень интересные были в Верх-Жилинскрм мужики, попадались и грамотеи, которых остальные именовали «политиканами». Бабы в разговоры не вступали». Солдатки приходили к учителю и просили написать письма на фронт под диктовку, он не отказывал, а потом стали просить: «Надо нам письма писать на войну, а не умеем. Сам знаешь промежду мужем и женой всяка тайность есть, через чужого и сказать трудно. Научи нас грамоте».

С разрешения инспекции учитель за год обучил людей грамоте. Мужики возвращались с фронта и уже знали Топорова, приходили к нему как к знакомому, брали книжки почитать.

Приближался 1917 год. А.Топоров читал сельчанам статьи В.И. Ленина, разъяснял декреты новой власти. В марте 1920 года крестьяне села Верх-Жилино решили создать коммуну «Майское утро». Коммунарам был выделен земельный участок в трех километрах от села. Коммуна быстро строилась: дома, фермы, мастерские, пекарня кирпичный и маслодельный завод, больница, школа, учителем в которой стал работать А.М. Топоров. Днем учитель учил детей, а вечером устраивал для взрослых «громкие читки» произведений русских и зарубежных классиков. После прочтения книги, крестьяне высказывали свое мнение о героях произведений, а Топоров записывал все это. Результатом этих читок стала книга «Крестьяне о писателях» вышедшая в 1930 году в издательстве «Красный пролетарий».

Кроме школы для детей работали ликбез, школа повышенной грамотности, проводились политинформации, научно-популярные лекции, учителем был организован хор, оркестр, драматический кружок.

Топоров – новатор по натуре, борец за справедливость. Не любил он воров, головотяпов, казнокрадов, активно боролся с ними. Были люди, которые вставляли ему шпильки в колеса, мешали работать.



Сам Адриан Митрофанович вспоминает, что на Алтае «положил лучшие свои силушки, здесь оставил самую дорогую часть своей души».


izumzum.ru