Конкурс «Дорогой народных традиций» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С открытием навигации судами „река-море и частично железной дорогой... 1 15.54kb.
Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно... 1 59.75kb.
«Оркестр русских народных инструментов» 1 47.55kb.
Конкурс для хлопчиків, присвячений Дню Захисника Вітчизни 1 43.51kb.
Объектом исследования моей работы являются обычаи и традиции англо-говорящих... 9 492.13kb.
Г. 61 О внесении изменении в решение Ковровского городского Совета... 1 79.91kb.
Китайская Народная Республика является социалистическим государством... 2 415.34kb.
Программа дисциплины дн. В 01. История дпи и народных промыслов шифр... 1 160.05kb.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха (якутия) сокуон а о выборах... 8 2983.2kb.
Для послания Анонимных Алкоголиков не существует никаких языковых... 1 132.72kb.
Конкурс для специалистов, претендующих на обучение по программе «А»... 1 24.35kb.
1. Инвентарная опись имущества кабинета №117 1 32.11kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Конкурс «Дорогой народных традиций» - страница №1/1

ГБОУ ДОД АО «Детская школа народных ремёсел».

Областной детско-юношеский конкурс

«Дорогой народных традиций»

Исследовательская работа



«Технологии сочетания в традиционных изделиях народных ремёсел Русского Севера бересты и корня сосны».

Выполнила:

Учащаяся творческих мастерских

«Художественная обратка корня»

и «Художественная обработка бересты»

Детской школы народных ремёсел

Данилова Валерия Александровна.

Научный руководитель:

методист, п.д.о ДШНР Гринёва О.Б.

Консультанты:

Народный мастер РФ, п.д.о. ДШНР

Огородник А.П.

Народный мастер Арх.обл., п.д.о.

Андреев П.Ю.

г. Архангельск

2012г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Сравнительная характеристика двух материалов.

История плетения…………………………………………………………………….4

Сравнительная таблица основных характеристик, свойств и видов изделий из бересты и корня сосны.…………………………………….………………………...6

Сочетание бересты и корня сосны друг с другом и с другими материалами в изделиях мастеров……………………………………………….…………….……..13

Разработка эскиза современного изделия…………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………18

Приложение……………………………………………………………………………19



Введение

Издавна известно, что в работах как современных мастеров, так и в работах наших предков использовалось в сочетании два таких благородных материала, как береста и корень сосны. Но, как правило, традиционно эти два материала сочетались только одним образом – изделия из бересты прошивались корнем. Наглядным примером этому могут служить туеса, набирухи, полотухи. Примеров изделий из корня, обработанных или декорированных берестой, в традиционных образцах мы не обнаружили. Тем не менее, плетение из корня наравне с ремеслом плетения из бересты издревле бытовало на территории Русского Севера, как самостоятельное направление декоративно-прикладного творчества и археологические раскопки тому подтверждение. Поэтому мы поставили перед собой задачу разработать эскиз и выполнить изделие, сочетающее в себе гибкость и пластичность бересты с долговечностью, прочностью корня сосны, основанное на традиционных техниках и формах двух ремёсел.

Таким образом, цель нашей исследовательской работы:

Изучение способов сочетания в традиционных изделиях народных ремёсел Русского Севера корня сосны и бересты и возможностей новых технологических решений в сочетании этих двух материалов.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

- Изучить историю возникновения, развития и территорию бытования традиционных ремёсел Русского Севера – плетение из бересты и плетение из корня.

- Сравнить свойства бересты и корня сосны; сделать выводы по полученным результатам.

- Проследить технологии сочетания двух материалов в изделиях декоративно-прикладного творчества.



- Выявить, с какими ещё материалами сочетаются в изделиях береста и корень сосны;

- Разработать эскиз современного утилитарного изделия с использованием традиционных техник и материалов, взятых из двух ремёсел.

- Определить степень традиционности и новизны разработанного изделия, обосновать практическую значимость используемой технологии изготовления.
Объект исследования: Традиционные материалы народных ремёсел Русского Севера – корень сосны и береста.

Предмет исследования: Технологии сочетания двух материалов в изделиях народных ремёсел Русского Севера.


  1. История возникновения ремесла плетения из природных материалов.

Плетение - один из очень интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Для плетения использовались и используются по сей день различные материалы - сосновый и еловый корень, прутья лозы разных сортов, лыко, бересту, ржаную соломку и рогоз, и другие. Тысячелетиями совершенствовались приемы и способы плетения, по наследству передавались секреты мастерства этого искусства. Чем изначально привлекало это мастерство, так это тем, что люди легко приспосабливали его к потребностям своей жизни.

Практически невозможно определить, когда появилось первое плетёное изделие. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. Так, при раскопках в гробнице Тутанхамона были найдены хорошо сохранившиеся плетёные стулья. И вероятнее всего из Египта искусство плетения перекочевало на Ближний Восток, затем в Древний Рим и далее в Европу, Россию и Скандинавию.

На территории Русского Севера ремесло плетения распространялось благодаря кочевым финно-угорским племенам и далее было перенесено в Скандинавию.

Как правило, очаги возникновения искусства плетения находились в районах изобилующих водоёмами, реками или болотистыми местностями, поскольку материалы для плетения предпочитают влажные почвы. Таким образом, территория Русского Севера по своим природно-климатическим характеристикам и богатыми лесными массивами хвойно-лиственных деревьев, являлась благодатной почвой для бытования и развития ремёсел связанных с технологиями плетения из природных материалов, таких как береста и корень сосны.

Корень хвойных деревьев - сосны, ели, пихты - применяются в плетении с глубокой древности. Плетение из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички - встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны.

Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Но большая трудоёмкость, сложность заготовки сырья, а главное, изменение быта сельского населения и уход из него ставших не нужными современному человеку предметов, например, корзинок-чаруш для выпечки хлеба, резко уменьшили потребность в плетённых из корня вещах и, в основном на территории России бытовало плетение из ветвей ивы, лозы и бересты. Так, плетение из корня сосны и ели, фактически, сохранилось только на территории Архангельской области.

Действительно плетение из корня гораздо более трудоёмкое и уступает в гибкости и пластичности бересте, с которой могли легко работать даже маленькие дети, но оно имеет и свои преимущества заключающиеся не только в прочности, но и в красоте материала, фактуре плетения и в особой изящности готовых изделий.

В настоящее время современные мастера нередко сочетают в своих изделиях корневое плетение с другими материалами, например, с лозоплетением и пластовой берестой.

Ошибаются те, кто считает, что плетение – уходящее ремесло.  Да мало остается мастеров, знающих все секреты этого  удивительного искусства. Но спрос на плетеные изделия не ослабевает, возрождаются центры по изучению и обучению этому ремеслу. Плетёные ручные изделия, отвечающие самым разнообразным требованиям моды, сегодня гармонично смотрятся в современном интерьере и преображают всю композицию, делая её более живой и эстетически законченной.



  1. Сравнительная характеристика свойств бересты и корня сосны.


п/п

Характеристика сравнения

Береста

Корень сосны

1.

Экологичность

Береста является экологически чистым материалом.

Корень является экологически чистым материалом.

2

Сроки и места заготовки

Проводить заготовку бересты лучше всего в лесах, где намечаются плановые лесозаготовки, вырубка дорог, просеки и т.п. Время заготовки обычно совпадает с цветением шиповника, с первыми грозами, сильной жарой. Это вторая половина июня, начало июля.

Корень можно добывать в тёплое время года до тех пор, пока землю не схватит мороз и её не прикроют снега. Добывают в смешанном или хвойном бору, часто в местах, где есть выворотни (вывороченные с корнем деревья) или где растёт белый мох, так называемый «беломошник», на лесосеках, корчёвках, вырубках.

3.

Рабочие свойства:

а. гибкость

б. прочность

в. влагоустойчивость

г. наличие смол


а. в обработанном виде очень гибкая;

б. обладает средней прочностью;

в. недостаточно влагоустойчива: хранясь во влажном помещении может покрыться грибком (плесенью);

г. смола не наблюдается.



а. во влажном состоянии очень гибкий;

б. изделия из корня очень прочные, сам по себе корень в сухом виде достаточно хрупкий;

в. обладает хорошей влагоустойчивостью и мало подвержен гниению;

г. в свежезаготовленном корне есть смолы, при дальнейшем хранении они высыхают.



4.

Термоустойчивость

Изделия из бересты хорошо и надолго сохраняют температуру продуктов, находящихся в них (например, тёплое молоко долгое время будет сохранять свою температуру, находясь в туесе).

Изделия из корня сохраняют тепло гораздо хуже, чем изделия из бересты. Температура сохранится лишь на небольшое время, но затем продукт будет остывать.

5.

Основные формы изделий

Большинство изделий имеют квадратную или прямоугольную формы дна. По краям стенок береста принимает круглую или овальную формы (в большинстве изделий).

Донышки изделий обычно круглой или овальной формы, реже – прямоугольной. Встречаются особые формы корзинок – полусферические, с одной ручкой, которая «замыкает» эту сферу, или широкие, овальные, с двумя отверстиями-ручками на острых концах.

6.

Долгосрочность использования изделий

Изделия из бересты имеют гораздо меньший срок пользования и хранения, чем из корня. Они становятся достаточно хрупкими со временем и быстро трескаются и ломаются.

Изделия из корня очень долговечны, они могут храниться и служить в течение нескольких столетий, при этом их внешний вид практически не изменяется.

7.

Изменение некоторых свойств готовых изделий при использовании в быту и воздействии внешних факторов

Изделия со временем пересыхают и могут трескаться и ломаться. Береста немного темнеет со временем, это происходит, как в готовых изделиях, так и в хранящейся бересте.

Изделия из корня, находясь продолжительное время на солнце, приобретают коричнево-оранжевый цвет. При дальнейшем хранении они совсем темнеют, если отсутствует их чистка. То же самое происходит и с заготовленным, хранящимся корнем.

8.

Сложность и сроки изготовления однотипных изделий:

- шаркунок

- хлебница

- корзина

Шаркунок:

Существует несколько видов шаркунков, выполняемых из бересты. На изготовление каждого из них уходит разное время:

-маленький: около 0,5 часа;

-средний: около 2,5 часов;

-большой: около 5 часов.

Хлебница:

На её изготовление из бересты уходит около 4 часов.

Корзина:


На её изготовление из бересты уходит около 5 часов.

Шаркунок:

Известен только один вид шаркунка, выполняемый из корня сосны. На его изготовление уходит около 8 часов.

Хлебница:

На её изготовление из корня сосны уходит около 60 часов.

Корзина:

На её изготовление из корня сосны уходит около 70 часов.



9.

Места бытования ремесла

Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Нижегородская, Казанская, Вятская, Архангельская и др. области

Русский Север, Архангельская область (Шенкурский, Красноборский, Устьянский, Вилегодский, Вельский и Лешуконский районы); страны Скандинавии.

10.

Примеры изделий

Шаркунок, солонка, пестерь, рожок, полотуха, ваза, солоник, солоник-уточка, крупеник, лапти, ступни, корзина, туес, набируха, конь.

Корзина, короб, солоничок, корзинка с ажурным бортиком, шаркунок, корзина-ларец, крупеницы; другие варианты названий: корневушки, коренушки, корешатки, коренатки.

11.

Виды плетений

Существует два вида плетения из бересты: прямое и косое.

В Архангельской области были распространены и сохранились три вида плетения: плотное, редкое, очень редкое Техника плетения может быть спиральной или кольцевой.

12.

Цвет материала

от светло-жёлтого, золотистого до тёмного коричневого.

У корня в основном светло-жёлтый цвет, в редких случаях он может быть коричневых оттенков.

13.

Хранение

Береста – более капризный материал в отношении хранения. Её необходимо хранить в сухом, прохладном помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей. Поскольку в сыром помещении береста покрывается плесенью и жёлтыми пятнами, а от солнечных лучей меняется цвет бересты. Очень долго хранить бересту тоже нельзя, со временем она пересыхает и становится непригодной к использованию.

Корень, в отличие от бересты, достаточно покладистый материал в отношении хранения. Его можно хранить в сухом, прохладном помещении, но также он и не боится тепла и света. Он не пересыхает и его можно использовать в работе даже после длительного хранения

Проведя сравнительную характеристику двух материалов мы пришли к следующим выводам:



  • Оба материала – экологически чистые продукты;

  • И корень сосны, и бересту можно добывать в одно время года – летом;

  • Оба материала гибкие, но они обладают разными характеристиками в сравнении по прочности, влагоустойчивости, наличию смол и термоустойчивости;

  • Изделия из бересты и корня имеют разные формы дна;

  • Изделия из корня хранятся гораздо дольше и лучше, чем изделия из бересты;

  • Готовые изделия, как из бересты, так и из корня практически не меняют свои свойства и вид под воздействием внешних факторов;

  • Существует несколько однотипных изделий как в плетении из бересты так и в плетении из корня, например, хлебницы, корзины, шаркунки. Но, на изготовлении изделий из корня уходит гораздо больше времени, чем на те же изделия, выполненные из бересты.

  • И плетение из корня сосны, и плетение из бересты насчитывают большое количество примеров изделий, которые перекликаются в двух ремёслах;

  • В обоих ремёслах существует несколько видов плетения;

  • Диапазон цветовой гаммы у корня и у бересты совпадает: от светло-жёлтого до коричневого цвета;

  • Корень сосны хранится дольше и полностью сохраняет свои рабочие качества, в отличие от бересты, которая их теряет из-за продолжительного и/или неправильного хранения.

Таким образом, сходство некоторых качеств (гибкость), одинаковая цветовая гамма, возможность заготовки этих двух материалов в одно и тоже время, наличие однотипных изделий и сходных форм, наличие техники прямого плетения в том и другом ремесле, позволяет нам сделать вывод, что изучаемые нами материалы – береста и корень сосны, могут гармонично сочетаться между собой в одном изделии.

Но, прежде чем приступить к разработке эскиза нашего будущего изделия сочетающего в себе оба материала, проанализируем, каким образом они сочетаются друг с другом и другими материалами в традиционных изделиях и работах современных мастеров.



3. Сочетание бересты и корня сосны друг с другом и другими материалами.

Традиционно, как уже упоминалось выше береста и корень сочетались между собой в изделиях, таких, например, как полотухи, набирухи, туеса, а также для берестяных лодок, только одним образом – корень выступал как соединительный материал для деталей этих изделий, т.е. как прошивка (см. Приложение№1). Никаких других вариантов сочетания двух материалов в одних и тех же изделиях нами не обнаружено.

Береста помимо корня сочеталась ещё только с деревом, в этом варианте из дерева выполнялись донышки для туесов и крышки для туесов, солоничков и крупеников.

Что касается корня, то вариантов сочетания его с другими материалами больше. Так корень в работах мастеров прошлого и современности сочетается не только с деревом, но и с серебром и кожей. В экспозициях музеев встречаются ёмкости для хранения в которых основу выполненную из корня дополняет и завершает верх из кожи, который позволяет стянуть и завязать эту ёмкость как мешок. (см. приложение №2, рис.1) Кроме того, педагогами школы ремёсел, народными мастерами России Огородником А.П., Беднарчик А.А., Рыжей Л.Н. и другими выполняются коренушки в сочетании с северным ткачеством, росписью по дереву и ажурной берестой (см. приложение №2, рис.2-4). В традициях плетения скандинавских мастеров большое место занимают великолепные украшения из корня (серьги, браслеты, заколки) обрамлённого серебром. Подобные сочетания таких разнообразных по своей сути материалов, позволяют, создавать более практичные и функциональные, утончённые и изысканные, органично дополняющие современный интерьер изделия.

Поэтому мы решили, продолжить ряд возможных вариантов сочетания различных традиционных материалов, и разработать эскиз, а затем и выполнить такое изделие, которые не только сочетало бы в себе изучаемые нами материалы (бересту и корень) в новом ракурсе, но было бы выполнено в традиционных техниках народных ремёсел и имело утилитарное значение.

4. Разработка эскиза современного изделия и поэтапное выполнения изделия.

Итак, мы хотели создать современное и утилитарное изделие, поэтому взяли за основу ёмкость для хранения продуктов. Создавая эскиз нашего будущего изделия, мы хотели соблюсти традицию, но также и привнести что-то новое. Пытаясь следовать всем пунктам, мы разработали следующий эскиз нашего изделия.





  1. – Берестяной «ободок». Техника прямого плетения с использованием традиционной символики.

  2. – Основа стенок из корня сосны. Техника плотного плетения.



  1. – Берестяное дно с традиционной символикой.

  2. – Основа стенок из корня сосны. Техника плотного плетения.

После разработки эскиза часть работы (берестяная часть стенок) была выполнена сначала из бумаги, чтобы можно было рассчитать, сколько места займёт каждый символ, и какое по объёму количество бересты на понадобится для работы. Затем, чтобы проверить, как будет выглядеть берестяная часть изделия, как лучше прошить бересту и соединить элементы изделия вместе, мы выполнили образец стенки будущего изделия из бересты и корня. Изучив необходимый расход материалов и проверив возможность необходимого для нас сочетания, мы приступили к изготовлению готового изделия.

Нашу работу сопровождали некоторые особенности. Так, традиционно изделия из корня плетутся с донышка, но в нашем случае, из-за возникшей сложности расчета необходимой ширины берестяных лент (при прямом плетении важную роль играют толщина бересты, плотность плетения, зазора в доли миллиметров в общем виде могут дать разницу и не соответствие с бумажным вариантом на сантиметр или больше), мы экспериментально плели изделие сверху вниз. Вначале мы сплели берестяной «ободок», выполнив на нём орнаментированный узор, состоящий из крестов и ромбов, использующихся в таких ремёслах, как ткачество, роспись по дереву, керамика, вышивка, резьба по дереву. Затем прошили бересту и начали выполнять плетение корнем сосны (см. Приложение№3). Выполнив стенки нашего изделия, мы вплели берестяное донышко, которое также украшено ромбическим орнаментом. Закончили модель проплетением «ободка» с другой стороны и выполнением бортика.

Таким образом, на выполнение берестяного «ободка» у нас ушло около 14 часов. На подготовку материала и плетение части работы из корня ушло около 35 часов.

Наше изделие получилось новым в своём роде, поскольку мы не обнаружили аналогов ни в традиционных образцах декоративно-прикладного искусства, ни в работах современных мастеров. С другой стороны выполненное нами изделие можно считать традиционным по форме и техникам плетения: прямого плетения из бересты и плотного плетения из корня.



Заключение

В нашей работе мы изучили историю возникновения, развития и территорию бытования традиционных ремёсел Русского Севера – плетение из бересты и плетение из корня сосны. Оба этих ремесла зародились очень давно и бытовали примерно на одной территории. Но, большее распространение из-за гибкости, мягкости и податливости в работе получило плетение из бересты. Плетение же изделий из корня, отличающееся большой трудоёмкостью, стало более редким и менее распространённым видом ремесла. Проследив технологии сочетания двух материалов в изделиях декоративно-прикладного творчества, мы обнаружили только один вариант сочетания – корень как прошивка для берестяных изделий, тогда как по отдельности эти материалы более разнообразно сочетаются с другими материалами, особенно это касается корня. Оказалось, что он прекрасно сочетается с серебром, кожей, деревом и даже ткачеством. Поставив перед собой цель, найти новый вариант сочетания изучаемых нами материалов, мы разработали эскиз современного утилитарного изделия с использованием традиционных техник и материалов, взятых из двух ремёсел. Разработанное и выполненное нами изделие, может быть и не стало более долговечным и не приобрело свойств бересты (бактерицидного и термоустойчивости), но стало более изящным, привлекательным и современным.



Список литературы:

  1. Бурчевский В.Н. «Ремесло за плечами не виснет», . Архангельск, 2006 г.

  2. Клевцов В.И. «Плетение из бересты», . Санкт-Петербург, 1996 г.

  3. Кочев М.С. «Секреты бересты», . Сыктывкар, 2000 г.

  4. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР, отв. Ред. Седов В.В., М., 1987г.


Приложение №1

Варианты прошивки корнем сосны берестяных изделий.



Набируха, 2007 г.и., Фёдоров Дмитрий, 12 лет, мастеровой «Детской школы народных ремёсел»



Полотуха, работа учащихся «Детской школы народных ремёсел».



Туес, работа учащихся «Детской школы народных ремёсел».



Кузов, 2009 г.и., Бессонов Алексей, 18 лет, учащихся «Детской школы народных ремёсел».

Приложение № 2



Рис.1



Рис.2



Рис.3



Рис.4

Приложение №3










izumzum.ru