Классный час «Духовные ценности семьи: доброта и милосердие» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час «Духовные ценности семьи: доброта и милосердие» - страница №1/1

Классный час

«Духовные ценности семьи: доброта и милосердие».
Эпиграф: « Без сострадания и милосердия

невозможно жить в мире».

Зигфрид Ленц.
Цели:

-формирование духовно-нравственной культуры учащихся;

- побуждение учащихся к самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию;

- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни;



Задачи:

- помочь учащимся раскрыть содержание понятия: «милосердие», «добро», «добросердечность», «человеколюбие».

- формирование чуткого отношения к окружающим.
Место проведения: классный кабинет.

Участники: учащиеся 10 класса.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги, «ромашки», «ваза».

Оформление: Надпись на доске – эпиграф « Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.

Плакаты:

«Помнящий добро никогда не сотворит зла».

«Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет».

«Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет».

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

«Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом её богатство и сила». (Н. Бердяев).

«Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего». (Святитель Иоанн Златоуст).
Ход классного часа.
Слайд 1 Кл. рук.: Добрый день, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Слайд 2. Сегодня, в рамках областного семинара по духовно-нравственному воспитанию «Пасхальные чтения» мы проводим с вами классный час «Духовные ценности семьи: доброта и милосердие».

Слайд 3. Мы поразмышляем с вами о духовной культуре человека, о важнейших нравственных, человеческих ценностях – о доброте, уважении, любви, милосердии, человеколюбии, чутком отношении к окружающим, к родным.

Слайд 4. И этой беседой хотелось бы способствовать воспитанию у вас ответственного отношения к своей жизни, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремлению быть благородным в жизни.

Слайд 5. Как прекрасно, что человек живёт не один на свете.

Слайд 6. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят, любят и за всё прощают.

Слайд 7. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, именно в семье мы находим сочувствие, теплоту, взаимопонимание.

Когда-то семью называли малой церковью. В семье человек должен вести себя как в церкви. Таким был уровень требований наших предков.



Слайд 8. Пожалуй, стоит потрудиться душой, чтобы в нашей современной семье царили и царствовали ласковое слово, восхищённый взгляд, светлая улыбка.

Слайд 9. В последние годы статус семьи всё больше повышают, 2008 год был объявлен годом семьи. Ежегодно во многих областях страны проходят конкурсы «Лучшая семья года». И это не случайно. Именно в семье мы получаем представления о человеческих ценностях.

Слайд 10. Семья – это пример, которому будет подражать ребёнок. В основном дети поступают так, как поступают их родители.

Слайд 11. Поэтому семья должна служить эталоном и опорой для подрастающего поколения.
Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу и ответьте на вопросы.

Слайд 12. Человеческие ценности.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались. – ответил сын.
Вопросы учащимся:


    1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?

    2. Почему заплакал мальчик?

Слайд 13. 3. Какой способ убеждения используют ваши родители?

Учащиеся отвечают.



Слайд 14. Кл. рук.: Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, её чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».

А как думаете вы?



Задание:
Слайд 15. Ребята, я вам раздам ромашки – это «ромашки счастья», на лепестках напишите человеческие ценности, необходимые вам для удовлетворённостью жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность. Но прежде послушайте стихотворение Михаила Андронова.

Учащийся читает стих.

На тропинке той,

Что шла к реке,

Под поникшей веткой тополиной,

Бился голубь в детском кулаке

На виду у стаи голубиной.

Бился голубь,

Голубь был живой,

А его кормилец восьмилетний

В пыль уткнулся мёртвой головой

И закат в селе не видел летний.

А закат был от пожаров рыж.

Бился голубь,

Как в тиски зажатый,

Как хотел он взвиться выше крыш,

Как хотел взлететь к семье крылатой!

Жизнь и смерть

Сплелись в один клубок.

Мальчик был убит фашисткой миной.

Он лежал в пыли, а голубок

Сердцем рвался к стае голубиной.
Кл. рук.: Что же является самой главной жизненной ценностью?

(Учащиеся отвечают).

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь.

Запишите на лепестках другие духовные ценности, которые привили вам родители, школа. (Ученики выполняют задание и выборочно зачитывают свои ценности). А сейчас соберём «ромашковый букет счастья». (Учащиеся прикрепляют ромашки к доске). Как красиво получилось, мы с вами собрали человеческие ценности в букет. (Перечислить ценности).

Глядя на этот ромашковый букет, эпиграф нашего классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире», становится более понятен. Живя по этим нравственным духовным ценностям, жизнь человека на Земле становится ярче, добрее, ласковее, светлее, сердечнее.

Кл. рук.: Мы прослушали нескольких ребят, и если вы заметили, у всех прозвучали такие ценности, как доброта и милосердие.

Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей.



Слайд 16. 1 уч-ся :

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».



Слайд 17. 2 уч-ся:

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив.

Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

Слайд 18. 3 уч-ся:

Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И. С. Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает.


Слайд 19. 20. 4 уч-ся:

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.



Слайд 21. Учащийся читает стих.

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!
Кл. рук.: Милосердие и доброта -… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Слайд 22. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З - «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»

Азбука как бы призывала:


Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Кл. рук.: Что такое добро? Что значит быть добрым?

Ребята, продолжите фразы: «Добрый человек – это …», «Доброта – это…»



Слайд 23, 24. (Ученики размышляют: доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, сострадание и т.д. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый, замечает в других только хорошее и т.д.)

Вы сказали всё правильно.



Слайд 25. Учащийся читает стих.

Немало встречается злого

В любой человечной судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.
Слайд 26. Кл. рук.: Мы часто говорим друг другу : «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья», «доброго вам здоровья», -это не просто выражение вежливости, в этих словах- мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Слайд 27. Мы говорим друг другу «спасибо», «благодарю» -- в этих словах, ставших формулой человечности, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы человеку всегда сопутствовало добро.

Слайд 28. Учащийся читает стих.

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души во времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)



Вопросы для обсуждения:

Слайд 29. 1.Можно ли принудить человека быть добрым?

2.Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?



Слайд 30. 3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

(Учащиеся отвечают).



Слайд 33. 31 32 Песня «Милая моя». (Исполняет уч-ся под гитару)

Слайд 34. Кл. рук.: Доброта издавна ценилась на Руси. Русский народ немало сложил пословиц и поговорок о доброте и добросердечности. Ещё с древних времён родители наставляли своих детей следующими словами, своего рода кодекс воспитания. Я называю начало пословиц, а вы продолжите.

  1. Добро помни, а … (зло забывай).

  2. За добро … (добром платят).

  3. Доброе слово лечит, а … (злое калечит).

  4. Называться человеком легко, … (быть им трудно).

  5. Не одежда красит человека, а … (добрые дела).

  6. Торопись на доброе дело, а …(худое само приспеет).

  7. Кто добро творит, …(тому бог отплатит).

  8. Без добрых дел нет …(доброго имени).

  9. Вся семья вместе и …(душа на месте).

  10. От вежливых слов …(язык не отсохнет).

  11. Худо тому, кто … (добра не делает никому).

  12. Спорить спорь, а …(браниться грех).

  13. В добрый час молвить, …(в дурной промолчать).


Слайд 35. 36. Кл. рук.: Ребята, а какие нравственные критерии включает в себя понятие «милосердие»? Что предполагает «милосердность»?

(Учащиеся отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, гуманность, самоотверженность, доброта, забота, внимание и др.)



Слайд 37. 1 уч-ся: Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Кл. рук.: Ребята, приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
Слайд 38. 39. 40. 1 Уч-ся: Есть один рассказ о жизни блокадного Ленинграда. Я не помню автора. Это рассказ о милосердии, о человечности. Женщина со своими двумя сыновьями осталась в Ленинграде. Они голодали и замерзали. Однажды к ним зашла соседка, у которой украли продовольственные карточки, она была чуть жива. И мать мальчиков налила ей кипятку и положила маленький кусочек сахара, свою долю. Потом сыновья спросили мать, зачем она отдала сахар, ведь у них у самих есть нечего, на что мать сказала, что женщина может умереть с голоду, а людям надо помогать. Через несколько дней соседка умерла от голода. И мальчики откалывали кусочки сахара со своей доли для матери, чтобы она не умерла. Так, помогая друг другу выжить, они остались в живых. Мать проявила милосердие к другому человеку, и на собственном примере воспитала в своих детях чуткость, доброту, человеколюбие.
Слайд 41. 42. 2 уч-ся: Многие люди во время войны и после брали на воспитание детей-сирот, хотя у них были свои дети.

Кл. рук.: Верно. Обе мои бабушки взяли на воспитание сирот из своего села, у которых умерли родители, и вырастили их вместе со своими детьми.
3 уч-ся: В наше время люди добровольно сдают кровь, чтобы помочь больным, пострадавшим от терактов. Совсем недавно в метро, в Кизляре.
Слайд 43. 44. 45. 46. 47. 4 уч-ся: Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Слайд 48. 49. 50. 5 уч-ся: Движению сестер милосердия - 150 лет

• СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...


• Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ". В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.

Слайд 51. 52. 53. 6 уч-ся: Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца Включают 77 миллионов членов обществ, 20 миллионов добровольцев. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.

Слайд 54. 7 уч-ся: Символом милосердия была и есть Мать Тереза.

Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.



Слайд 55. 56. 8 уч-ся: .Я хочу протицировать слова патриарха Алексея II.

• «Милосердие и благотворительность да войдут в ваши сердца и станут душевной потребностью, которая в прошлом была присуща всем тем, кто составлял славу российскому предпринимательскому и купеческому делу, кто созидал национальную культуру, возводя стены храмов и монастырей, больниц и музеев, кто, возжигая светильник православной веры, воздвиг памятник величию и подвигу Святой Руси».


Слайд 57. 58. Кл. рук.: Ребята, ответьте!

- Нужно ли милосердие в нормальной повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

- Нужно ли проявлять милосердие к падшим людям, пьяницам, бомжам, наркоманам?



Слайд 59. Давайте же с вами посмотрим на памятку «Жизненных правил»:

  1. Люби окружающих тебя людей: родных, близких, друзей.

  2. Умей видеть достоинства людей, ценить их.

  3. Научитесь прощать людям их слабости; умей повиниться и прощать обиды.

  4. Учись ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

  5. Не стесняйся проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

  7. Не пытайся осчастливить всех, начни со своих близких.

  8. Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы с тобой поступали.

Слайд 60. Учащийся читает стих:.

Не зли других и сам не злись,


Мы просто гости в этом мире,
И если что не так – смирись:
Будь поумнее, улыбнись…

Ведь в мире всё закономерно-


Зло излучённое тобой
К тебе вернётся непременно…

Рефлексия:.

Слайд 61. Итак, ребята, сегодня мы очень проникновенно затронули вопросы добра, милосердия, любви, семьи.

В жизни по-разному можно жить –


Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И, подарить его людям.

Я призываю вас – спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами и будьте милосердны. Пусть добрая улыбка станет спутником каждой семьи и дружба поселиться в ваших семьях навечно.



Слайд 62. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. Мы с вами проучились вместе почти год, привыкли и полюбили друг друга. Я хочу сказать вам спасибо за ваше хорошее отношение друг к другу, доброжелательность, чуткость. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, дружба. А что же для этого нужно?

Слайд 63. Послушайте китайскую притчу.

«Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

А сейчас давайте все вместе споём песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…».

И сделаем общую фотографию на память.

Спасибо за внимание всем гостям нашего мероприятия.


Использованная литература:

1. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка. Любое издание.

2. В Кызыханов, Уроки нравственности. – Издательство «Творчество», 1997.

3. Журнал «Воспитание школьников» № 6 ,2006.



4.Журнал «Классный руководитель», №1, 2004.; №6, 2004.