Классный час для обучающихся 11 класса «Как справиться со стрессом на экзамене» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час для обучающихся 11 класса «Как справиться со стрессом на экзамене» - страница №1/1

Классный час для обучающихся 11 класса

«Как справиться со стрессом на экзамене»

Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Материалы: бумага, ручки.

Разминка. Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»



Информирование. ЕГЭ – это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуется: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Проигрывание. Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в ЕГЭ. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня?

Упражнение «Самое трудное»

Продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…».



Ведущий. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

Информирование. Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ – самовнушение. Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях. Вот любопытный пример из истории. Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему преемнику, а вечером без видимых причин умер. Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный, будучи мнительным, вероятнее всего, внушил себе, что его час пробил. Можно проецировать подобную ситуацию на сдачу экзаменов: «У меня не получится», «Я не успею сделать задания «С» и т.д. Это примеры негативных установок, которыми мы ежедневно «бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу».

Но, к счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов? Необходимо ставить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:

1) Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». («Я уверен в своих возможностях», а не «Я не боюсь, что мне не хватит времени на выполнение экзаменационных заданий».)

2) Если слишком жесткое и категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.

3) Формулы должны быть краткими, лаконичными.

Попробуйте составить формулы, которые вам помогут в достижении успеха при сдаче экзамена.



Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.



Ведущий. Беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Информирование. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Инструкция. Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

А н а л и з. Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На 4 счета делается вдох, на 4 счета – выдох.

А н а л и з. Как меняется ваше состояние? Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

Информирование. Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

Игра «Стряхни неприятный груз»

Инструкция. Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее.

А н а л и з. Ваше самочувствие после выполнения упражнения?



Информирование. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, своих силах. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей:

- уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но не переходят на крик;

- часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами;

- всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;

- умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли;

- открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием;

- часто используют местоимение «я», не боятся выражения личного мнения;

- от уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения;

- все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.



Кук вы думаете, к какому типу относится грубое агрессивное поведение – к уверенному или неуверенному?

Действительно, это может показаться неожиданным, но агрессия – показатель неуверенности в себе. Если человек грубит, значит, он не знает ответов на вопросы: «Что делать в этой ситуации?» и «Каковы мои возможности?» (а это, как вы помните, признаки уверенного поведения).

Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники самовнушения и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Упражнение «Мои ресурсы»

Инструкция. Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны написать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа: «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.

Рефлексия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Как себя чувствуете?

- Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

- Что было легко, а где почувствовали трудности?

Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

- Подводя итог нашей встречи, я хочу прочитать слова мудреца:

Если ты считаешь себя разбитым,

Ты действительно разбит.

Если ты думаешь, что не посмеешь,

Значит, не решишься.

Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь,

что не сможешь,

То почти наверняка проиграешь.

В битвах жизни не всегда побеждает

Самый сильный или самый быстрый,

Но рано или поздно тот, кто побеждает,

Оказывается тем, кто считал себя на это способным.

Поверьте, жизнь преподнесет вам еще много неприятных сюрпризов, поэтому не стоит беспокоиться по причинам, не удостаивающим беспокойства.



До новых встреч!


Список литературы:

  1. Все, что тебя касается. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков / авт. коллектив Ю. Е. Бернова, Е. В. Дмитриева и др. – Фонд «Здоровая Россия», 2008.

  2. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / сост. Н. Ю. Кадашникова, Т. Ф. Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137 с.

  3. Малкина – Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 384 с.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика эмоциональной тревожности / сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 201 с.



izumzum.ru