Кафедра автоматизированной обработки экономической информации курсовая работа по дисциплине «экономическая теория» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по дисциплине: Экономическая теория 1 304.53kb.
Курсовая работа по дисциплине Маркетинговые исследования 3 746.54kb.
Курсовая работа на тему: "Современные методы защиты информации в... 3 706.59kb.
Курсовая работа по дисциплине : «История и теория кооперативного... 1 233.13kb.
Лабораторная работа №1 по дисциплине «Имитационное моделирование... 1 352.29kb.
Курсовая работа по дисциплине "Системы передачи информации" 1 12.97kb.
Контрольная работа №1 Вариант 39 по дисциплине «экономическая теория»... 1 90.48kb.
Курсовая работа по дисциплине теория локомотивной тяги кр. 190301. 5 642.34kb.
Курсовая работа «исследование эффективности поиска сведений в интернете» 1 142.78kb.
Тип программы: государственная 1 87.07kb.
Курсовая работа по предмету : «экономическая география» 1 208.39kb.
Развитие новых информационных технологий в системе общего и дополнительного... 1 51.37kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Кафедра автоматизированной обработки экономической информации курсовая работа по - страница №1/1



ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ




КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На тему «Финансовая система

и финансовая политика государства»

Содержание


Введение 3

1.1 Сущность и структура финансовых отношений 5

1.2 Сущность и структура финансовой системы 8

2. Сущность, виды и функции налогов 12

2.1 Налоги, значение и сущность 12

2.2 Виды и функции налогов 15

3 Сущность и цели финансовой политики 21

3.1 Финансовая политика сущность и цели 21

3.2 Основные направления финансовой политики РФ 24

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложение 1 32


Введение


Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, способствующие образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Актуальность данной работы заключается в том, что финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором выхода из кризиса, организации экономического развития, именно она совершенствует рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов.

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Данная работа состоит из трех глав: в первой главе я рассмотрела понятия финансовых отношений и финансовой системы, во второй главе - сущность и функции налогов, в третьей – финансовую политику, ее сущность и цели, а также финансовую политику России в настоящее время.

При написании работы были использованы материалы учебных пособий, учебников, журналов, а также данные из глобальной сети Интернет.

1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

1.1 Сущность и структура финансовых отношений


Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средства на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных, образуют финансовые отношения.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет каких источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует. [4, с.14]

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:



    • Государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

    • Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

    • Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

    • Предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;

    • Предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;

    • Предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

    • Предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

    • Предприятиями и организациями в процессе из производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергии), а также при реализации готовой продукции и оказания услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Совокупность экономических отношений, возникающих государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образуют финансовые отношения.

В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

В понятие «финансы» включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и с использованием фондов денежных средств.

В систему финансовых отношений не входят те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, то есть розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются гражданским, административным отраслями права.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов.[5, 47 c.]

Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

1.2 Сущность и структура финансовой системы


Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. Финансовая система РФ включает финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы. Схема финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 1



Рис. 1 Основные звенья финансовой системы России

Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст. 6]. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Финансы властных структур обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы самодеятельных хозяйствующих субъектов экономической сферы, обеспечивающие воспроизводственный процесс денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.[5, с.48]

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевых расходы. Государственные и муниципальные финансы состоят из трех уровней. Схема финансов властных структур представлена на рис. 2.



Рис. 2 Финансы властных структур

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязь с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предприятиями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому. [5, с.42]

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране.

Одной из составляющей части финансовых отношений являются налоговые отношения. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.


2. Сущность, виды и функции налогов

2.1 Налоги, значение и сущность


В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Речь идет о законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

Взыскание налога - не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся: императивно-обязательный характер; индивидуальная безвозмездность; денежная форма; публичный и нецелевой характер налогов.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. [12, с. 22]

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.[7, с.13]

Основными принципами налогообложения являются:

Принцип всеобщности налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Принцип равенства налогообложения – предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

Принцип справедливости – учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, - учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства;

Принцип отрицания обратной силы закона – законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия;

Принцип однократности обложения – один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида и только один раз за определенный законом период налогообложения;

Принцип льготности налогообложения – налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц) льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства – каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке;

Принцип недискриминационности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками [8, c.11].

Федеральная налоговая служба России включает 26 управлений, состоит из межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, управлений ФНС по субъектам Российской Федерации, территориальных налоговых органов. Схематично структура налоговой системы Российской Федерации представлена в Приложении 1.[www.nalog.ru]

2.2 Виды и функции налогов


Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [Часть 1 гл. 2 ст.12 НК РФ]

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статьи 14 НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Согласно статьи 14 НК РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги и сборы, составляющие систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Общая схема классификация налогов представлена на рис. 2 Схема классификации налогов.



Рис. 2 Схема классификации налогов

По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются и используются для общегосударственных целей. Специальные налоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые в бюджете.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемый в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся.

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что в переводе означает «корзина».

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфунции, влияющие на воспроизводственный процесс, как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом. [8, c. 16].

Экономическая функция реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономических инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиций, темпы экономического рост, а также стимулирование отдельных отраслей экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налоговой в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.[13, с. 36]

Стимулирующая функция налогов, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и инвалидов, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направленные на обеспечение социальной защищенности и государственные гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке, финансирование государственных социальных программ.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средства на мероприятия, прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства

Контрольная функция. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами осуществляющими контроль за правильностью исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным предоставлением налоговой отчетности [7, с. 18]. К ним относятся органы Федеральной налоговой службы России, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов РФ, государственные внебюджетные фонды.

Согласно Приложению 7 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) сумма поступления от налогов и сборов составит 4 280 336 200,00 тыс. руб.

Таблица 1

Поступления доходов в федеральный бюджет в 2007 году [3, прил. 7]

(тыс. руб.)



Наименование доходов

Сумма

Налоги на прибыль, доходы

580 408 800,00

Налоги и взносы на социальные нужды

368 773 900,00

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 485 042 900,00

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

713 432 800,00

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 068 990 200,00

Государственная пошлина, сборы

26 314 400,00

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 455 079 800,00

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

99 780 600,00

Платежи при пользовании природными ресурсами

37 373 200,00

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

118 694 600,00

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2 231 300,00

Административные платежи и сборы

3 782 200,00

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2 172 100,00

Прочие неналоговые доходы

2 758 400,00

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

482 000,00

Всего доходов

6 965 317 200,00



3 Сущность и цели финансовой политики

3.1 Финансовая политика сущность и цели


В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов, формирующиеся на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.[10, с 42]

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Основными целями финансовой политики являются следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.[11, с. 111]

Экономисты выделяют и другие цели проведения финансовой политики: снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.


3.2 Основные направления финансовой политики РФ


В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры…) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, для достижения баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Эти цели характерны и для современной финансовой политики России.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждается законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обуславливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р, Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Основным направлением политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу, которой составляет налоговая политика, основной целью современной налоговой политики – формирование налоговой системы, которая буде необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, в части процедур расчеты и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности.

Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуются отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инновационной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов.

Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерацию. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными и расходными полномочиями.

Важной составной частью финансовой политики России на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.

Заключение


Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

Экономист И. В. Левчук подчеркивает большую роль финансовой политики в повышении производства и отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2006-2008 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности социально-экономического развития страны при этом является удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правой базе и элементах финансового механизма.



Написав данную работу, я пришла к выводу, что финансовая политика играет важную роль в жизни общества, поскольку именно через нее Правительство реализует социально и экономически значимые программы.

Список использованной литературы


Официальные документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.12.2006)

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. От 30.12.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2007).

  3. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорации «Дашков и Ко», 2003. – 532 с.

  2. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.: ил. 47-52

  3. Ковалева А.М. Финансы: Учеб. пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.: ил.

  4. Юринова Л.А., Баранова Л.Г. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.: ил.

  5. Черник Д.Г. Налоги: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 430 с.

  6. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник – 2-еизд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 328 с. (Высшее образование)

  7. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 575 с. Финансовая политика 42-49

  8. Лушина С.И., Слепова В.А. Финансы: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2006. – 682 с. – (Homo faber) с.111

Статьи из журналов и газет

  1. А.В. Демин Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность "Налоговый вестник", № 3, март 2002 г.

  2. Н.А.Попонова Проблемы применения налоговой терминологии Финансы № 10 2004 год



  3. www.nalog.ru – Официальный сайт федеральный налоговой службы России

Приложение 1


Структура налоговой системы Российской Федерации






izumzum.ru