Изучение народного декоративно-прикладного искусства как основа формирования художественной и нравственной культуры подростков в нас - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Виды классификации декоративно-прикладного искусства 1 81.46kb.
План Факт Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) 1 193.56kb.
В условиях современной культуре наблюдается усиливающийся интерес... 1 41.93kb.
Цветное стекло 1 339.51kb.
Положение о I районном конкурсе декоративно – прикладного творчества... 1 52.91kb.
Выставка декоративно-прикладного искусства проходила в школе с 01... 1 39.39kb.
Ознайомити ліцеїстів із поняттям вишиванки; формувати повагу до виробів... 1 114.66kb.
Организация воспитательной работы в образовательном учреждении 1 146.64kb.
Тема : Золотая хохлома 1 54.45kb.
Певень Лола Остановна моу дод «Детская школа искусств №47» 1 234.02kb.
Программа духовно-нравственного воспитания как основа формирования... 1 162.95kb.
Урок повторения и закрепления учебного материала об основных физических... 1 86.29kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства как основа формирования художественной - страница №1/1

Окишева Л.И.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Ленинского р-на г. Ижевска


Изучение народного декоративно-прикладного искусства как основа формирования художественной и нравственной культуры подростков
В настоящее время вырос интерес общественности к предметам ручного художественного труда, к так называемым изделиям «hand made», в том числе и к народному творчеству. Изделия, выполненные народными умельцами, всегда создавались не только для практического применения, но и восполняли эстетические потребности людей. Умение народных мастеров создавать недорогие по себестоимости и простые по форме предметы, да так «чтобы все любовались», всегда восхищает и не оставляет равнодушным любого человека. Одним из необходимых признаков одаренности подростков принято считать мотивацию к самостоятельному приобретению знаний, потребность в саморазвитии. Занятия народным декоративно-прикладным творчеством, способствуют поддержанию интереса к повседневной творческой деятельности, в связи с изучением устного творчества – воспитанию нравственности.

Программа «Декоративная композиция» художественной студии позволяет освоить актуальное направление - изготовление сувенирной продукции. Наша программа тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как «Рисунок» и «Живопись», рассчитана на детей подросткового возраста.

Личный опыт работы показывает, что изучение декоративного искусства является эффективным средством для развития творчества, к тому же народное декоративное искусство более доступно как для зрительного восприятия детей, так и для техники исполнения. Простые и в тоже время удивительно красивые изделия народных умельцев помогают прививать детям любовь к родному краю, ценить традиции родных мест, уважать чужой труд и получать радость от удачно выполненной работы. Кроме того, обучение декоративному искусству на основе лучших образцов народных ремёсел закрепляет основные понятия композиции и цветоведения.

На занятиях декоративной композиции у детей формируется художественная культура, интерес к народному творчеству, а так же творческая активность через практическую деятельность. Одна из главных задач программы «Декоративная композиция» - это приобщение детей к народному искусству. Занятия способствуют развитию наблюдательности и аккуратности; освоению технических приемов росписи по дереву, стеклу, керамике; помогают изучить символику в народном искусстве; формируют умение выполнять творческие композиции.

Практическая деятельность - это основа освоения программы «Декоративная композиция». С первых занятий воспитанники знакомятся с народным искусством, а точнее изучают виды росписи по дереву. Так, хохломская роспись помогает виртуозно владеть кисточкой, лишает страха перед формой и белой поверхностью. В технике хохломской росписи дети изготавливают различные сувениры и подарки для своих друзей и близких. Городецкая роспись очень живописна и сюжетна, поэтому именно городецкая роспись помогает изучению законов декоративной композиции. Расписывая «по-городецки», воспитанники не только развивают технические навыки росписи, но и создают замечательные творческие работы.

Формированию художественной культуры способствует так же сочетание зрительных образов со словесными. Объяснение нового материала не обходится без проговаривания народного фольклора: частушек, песен, мифов и сказок. Народное слово дает почву для размышления, будит воображение и фантазию, помогает создать выразительный образ.

Обыгрывание темы, развивает интерес к предмету, расширяют кругозор. Для этого предлагаются такие задания как выступления с докладами, составление кроссвордов, оформление альбомов-пособий с образцами народного искусства.

Особый блок тем в программе «Декоративная композиция» - знакомство с народными промыслами народов, населяющих Удмуртию. У каждого народа свои традиции, культура, неповторимое искусство. Приведу несколько примеров. Знакомство с удмуртскими народными промыслами, значением символов и знаков в росписи, копирование с образцов декоративного удмуртского искусства, учит детей наблюдательности, аккуратности и способствует концентрации внимания.

Познакомившись с национальными и изобразительными особенностями татарского народа, дети смогли полученные знания воплотить в коллективном творческом проекте «Татарские узоры». Во время работы над проектом, ребята изучали татарский фольклор (легенды и пословицы), слушали песни, готовили доклады об особенностях костюма. Дети обратили внимание не только на отличительные особенности растительных мотивов, но и сходство цветовых сочетаний удмуртского и татарского костюма.

Изучение технических приемов росписи русской матрешки, помогло детям расписывать матрешек в национальных костюмах: удмуртских, татарских, азербайджанских, марийских и др.

На занятиях воспитанники работают не только с кисточками и красками, но и с обычной бумагой. Традиционные техники вырезания из бумаги есть у многих народов. Работа с резаком и ножницами учит аккуратности, терпению, внимательности. Воспитанники с удовольствием изучают новые приемы и делают копии с образцов, сочиняют и создают собственные творческие композиции.

На своих занятиях я часто говорю своим ученикам: «Не зная прошлого – нельзя построить будущее». Изучая с подростками культуру, историю и народное творчество, воспитывая в детях чувство любви и гордости за свой народ, я могу сказать, что формирую их художественную культуру.



Атмосфера творчества и взаимопонимания являются главными в моей работе. Попадая в мир прекрасного, дети забывают о своих домашних проблемах. Изготавливая красивые и полезные вещи, дети учатся аккуратности, трудолюбию, развивают эстетику. По сути, старшеклассники вполне овладевают навыками росписи, работы с бумагой и графическими материалами, демонстрируя свои умения на выставках различного уровня, имеют награды международных и всероссийских конкурсов. И, самое главное, дети понимают, что народное искусство не может быть забытым и старым, но часто дает новые, актуальные и современные идеи для творчества. А творчество для детей является основой духовного роста, средством самопроявления и саморазвития.