Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ коррекционно- воспитательной работы педагогического коллектива... 2 448.42kb.
Анализ методической деятельности педагогического коллектива школы... 3 958.31kb.
Главной целью воспитательной деятельности в техникуме является организация... 1 107.55kb.
Анализ работы педагогического коллектива 4 1177.04kb.
Жданова Елена Юрьевна Зав рмк управления образования Разработка и... 1 148.71kb.
Директор моу «сош с. Янтарного» Н. С. Шерстюк Опубликован на сайте... 11 1189.49kb.
Конкурс педагогического творчества 1 77.42kb.
Учебный план государственного бюджетного образовательного учреждения... 1 19.52kb.
Создание единой информационной образовательной среды через внедрение... 1 121.12kb.
«Компетентность педагогического коллектива доу как условие успешной... 1 74.58kb.
Анализ методической работы мобу оош с. Орловка за 2011-2012 учебный... 1 279.26kb.
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова 1 311.62kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения образования - страница №1/2

Отдел образования Жлобинского райисполкома
Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа № 2

г. Жлобина»

ФОРМИРОВАНИЕ

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Из опыта работы

педагогического коллектива

государственного учреждения образования

«Начальная общеобразовательная

школа № 2 г. Жлобина»

Адрес: 247210, г. Жлобин,

ул. Сортировочная, 2,

тел. 8-02334-2-11-56

Жлобин

2008

Аннотация

В данной работе представлена система формирования нравственно-правовых качеств у учащихся младших классов. Система предполагает ведение работы по принципу триединства, что означает решение данной проблемы одновременно с детьми, родителями, учителями. Предлагаемый материал используется учителями начальных классов в воспитательной работе. В приложении содержится практический материал, применяемый в работе с учащимися и родителями.

Предназначен для классных руководителей, других педагогических работников.

Заместитель директора

по воспитательной работе Т.П.Косарчук

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание…………………………………………….…………………2




  1. Введение……………………………………………….………………….3




  1. Работа с учащимися…………………………………………….………...4




  1. Работа с родителями………………………………………….………..... 8




  1. Работа с педагогическим коллективом………..………….……………11




  1. Список литературы……………………………………….……..………13




  1. Приложения…………………………………………….………………..14


Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша

счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее

горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А.С.Макаренко

ВВЕДЕНИЕ
то же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование,

Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком

с большой буквы.

В нашей школе большое внимание уделяется нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности, освоения индивидом духовных (доброта, совесть, человеколюбие, благородство) и нравственных (ответственность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность) ценностей, выработка способности жить согласно принципам и правилам морали. Вопросы о решающей роли духовно-нравственного воспитания осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Еще великий древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Педагоги-классики прошлого столетия признавали огромную роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Они считали, что влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще.

Наш педагогический коллектив в процессе работы по данному направлению пришел к следующему выводу: чтобы сформировать у школьника нравственно-правовые отношения, необходимо включать его в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по охране материальных ценностей и природы, историко-познавательную, общение с другими людьми. У детей развивается понимание общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознание своего «я» и причастности к человечеству.

Этот вопрос предполагает ведение работы по принципу триединства, что означает решение данной педагогической проблемы одновременно с детьми, родителями и учителями (см. приложение 1-2).



I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
ам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который,

перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока

любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает

телом и чувствует душой, что здесь его ждут труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души.

Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу. Поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.

Коллективом нашей школы разработана система формирования нравственно-правовых качеств личности. Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, классные руководители знакомят учащихся с традициями, которые живут в школе. Для этого необходимо не только рассказать о них, но и показать их в действии. С этой целью педагоги проводят экскурсию по школе, в ходе которой знакомят учащихся не только с учебными кабинетами, но и символикой школы, с людьми, которые в ней работают. В ходе такой экскурсии классный руководитель объясняет учащимся, как ученик может поступить, если у него возникают трудности учебной жизни, т.е. знакомит с правилами поведения в школе, в библиотеке, в столовой.

Для того чтобы малыши не забывали информацию, которую им довел до сведения педагог, эта информация на какое-то время помещается в классный уголок, пока выполнение этих требований не станет нормой.

Учителя вырабатывают совместно с учащимися законы жизни в классе.


1. Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.

2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Список традиций класса можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.

Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Поэтому педагоги нашей школы строят свою работу на следующих принципах:


Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Важной традицией в школе является сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Это и посещение родительских собраний в ДДУ, и организация концертов, выставок для родителей на базе ДДУ, проведение совместных психолого-педагогических консилиумов по преемственности в воспитательной работе.

Традиционными стали общешкольные праздники первого звонка, праздник зна­ний, День учителя, новогодний праздник, праздник мам, Международный женский день, праздник последнего звонка, выпуск­ной вечер для 4-х классов «Прощай, начальная школа!», оформление альбомов, стенгазет к нему.

У классных коллективов тоже есть свои традиции. Это, например, день вежливости, праздник именинников, день рождения классного коллектива, день об­щения с природой, праздник успехов. Праздник способствует единению, дружбе, взаимо­помощи, формирует культуру общения, гостеприимства.

О славных страницах истории своей страны ребята узнают от ветеранов войны и труда, участников войны в Афганистане, встречи с которыми проводятся в школе. Дети готовят для них праздничные поздравления с Днем пожилых людей, с Днем Победы, с Днем защитников Отечества, с интересом слушают воспоминания об их боевой жизни.

Важное место отводится в школе экскурсиям, поездкам по местам боевой славы и историческим местам. Так, наши учащиеся побывали на обзорной экскурсии в городах Минск, Могилев, Мозырь, посетили Курган Славы, мемориальный комплекс «Хатынь», навестили музейно-этнографический комплекс «Дудутки», Национальный парк «Беловежская пуща», побывали в музее военной славы в городе Гомеле, на мемориале «Детям – жертвам войны» в Красном Береге (см. приложение 7-8).

Экскурсии по родному краю объединяют детей, которые знают и любят свою Родину, хотят узнать о ней и увидеть еще. Пусть в их воображении Беларусь минувших дней звенит вечевыми колоколами, обороняется неприступными замковыми стенами, пронзает небо шпилями соборов и поражает своих соседей веротерпимостью и гостеприимством.

Все это дает возможность для изучения нравственного наследия своей страны, знакомит с историями жизни людей и их нравственным подвигом во имя мира и человечества, формирует у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем, позволяет приобщить подрастающее поколение к нашей тысячелетней истории и богатейшему жизненному опыту белорусского народа.

После таких мероприятий дети делятся своими впечатлениями: пишут мини-сочинения, выражают свои чувства с помощью рисунков, поделок, фотовыставок, делятся воспоминаниями о боевом прошлом своих дедов и отцов.

Интересно проходят в нашей школе недели здоровья, дисциплины и порядка, правовых знаний, семьи, проведение дней открытых дверей для родителей, дела в рамках программы «Экология»: выставки букетов, поделок из природного материала, акция «Семена», Неделя Земли. Родители учащихся также активно участвуют в этих мероприятиях.

С этого учебного года в школе больше внимания стали уделять экономии и бережливости. В рамках этой работы введен курс «Азбука Берегоши», проведены выставки рисунков на тему «Школа Берегоши», рейды по экономному использованию энергоресурсов, внеклассные мероприятия, направленные на повышение культуры быта учащихся.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии, викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Серьезные прочные знания – базис нравственного поведения учащихся. Формирование взглядов, убеждений, мировоззрения осуществляется как во внеурочной, так и в учебной деятельности. Наши педагоги придерживаются мнения, что на каждом уроке возможно и нужно формировать нравственную мотивацию у учащихся. Это – нравственное отношение к окружающему миру, труду, к людям, одноклассникам, к самому себе. Большим воспитательным потенциалом обладают уроки литературного чтения, курс «Человек и мир», предмет «Мая Радзiма Беларусь», а также кружки различной направленности, организованные с учетом интересов и пожеланий школьников. С удовольствием ребята посещают танцевальный кружок, кружки «Умелые руки», «Спортивный час», «Чудесная палитра», «Психогимнастика». В этом кружке осуществляется нравственно-правовое воспитание учащихся на занятиях по курсу «Школа человечности» (см. приложение 9-10).

Кроме того, для воспитания нравственно-правовых качеств личности, в школе используются такие формы внеклассной работы, как классный час, классное собрание, информационный час, час общения, праздники, игры, марафоны, викторины, турниры, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Одной из главных форм внеклассной работы является классный час, так как это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

В начальной школе провести нравственный классный час не­просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому в нашей школе классные руководители нравственный классный час строят на жизненных ситуациях и реальных жизненных примеpax. Навыки нравственного поведения и нравственных привычек приобретаются через практические упражнения (соблюдение правил этикета в процессе диспутов, дискуссий, споров и т.д.). Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, но эти усилия себя оправдывают, когда присутствуешь на классных часах Бондаренко Татьяны Анатольевны, Филипенко Натальи Дмитриевны (см. приложения 11-12), которые проходят интересно и свободно. Дети активно участвуют в обсуждении, вместе с учителем пытаются осознать понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, уважительном отношении к ближнему, принимают их как систему ценностей. Нравственные классные часы у педагогов нашей школы проходят в доброжелательной атмосфере, учащиеся не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, побе­дах и поражениях.
Главным назначением классного часа является:


  • Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

  • Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных
    поколений.

  • Критическое осмысление и анализ собственных поступков
    и поступков сверстников и одноклассников.

  • Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою пра­воту и признавать правоту других людей.

Правовое воспитание в начальных классах имеет отличия, обусловленные как возрастными особенностями младших школьников, так и спецификой учебного материала. Во-первых, преподавание проводится с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов, психотренингов, игр-драматизаций.

Во-вторых, особенно важным для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. Установлению такой атмосферы способствует и отступление от обычного порядка поведения на уроках: во время занятий детям разрешается свободно ходить по помещению, садиться в кружок, располагаться на полу, если на нем постелен ковер и т.д. Требование «быть не рядом с детьми, а вместе с ними» на таких занятиях стало непреложным правилом: учитель находится в кругу во время игр, делится с детьми своими желаниями, анализирует свою деятельность с точки зрения соблюдения прав.

В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, ручного труда – позволяет детям наиболее полно реализовать свои возможности и удовлетворить потребность в самоутверждении. Применение пиктограмм, сказочной тематики, психогимнастических упражнений помогает ребенку сосредоточиться, легче запомнить материал, эмоционально окрашивая его.

Интересно проходят такие мероприятия у Клакоцкой Ирины Михайловны, Исакович Зинаиды Михайловны, Камендровской Ирины Валерьевны, Макаенок Ирины Николаевны (см. приложения 13-16).

Таким образом, предлагаемая система работы дает возможность закладывать у учащихся основы правовой культуры в области прав человека, прав ребенка. Потребность жить в правовом обществе, сформированная с детства, найдет свое продолжение в зрелом возрасте.

С целью выявить результативность проводимой работы с учащимися проводится диагностика уровня воспитанности, анкетирования «Отношение к труду», «Выявление гражданского кругозора», «Отношение к обществу», «Мое отношение к учебе», «Я и прекрасное», «Я по отношению к себе», «Что я знаю о правах ребенка?», «Мое отношение к Родине», тестирование «Размышление о жизни». По результатам диагностической работы проводится мониторинг воспитательной деятельности (см. приложения 3-5).

II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
громное значение в работе с родителями младших школьни­ков

имеет заранее продуманная и четко организованная система

сотрудничества.

Родителям необходимо помогать становиться хорошими роди­телями. Роль школы в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в соз­дании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радо­стной, счастливой), для развития его индивидуальности, формирования нравственно-правовой культуры в общем доме «школа-семья».

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и


родителей является просвещение по вопросам психологии и педагоги­ки.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психо­лого-педагогическому просвещению родителей в нашей школе при­влекаются специалисты различных направлений: врачи, психологи, представители общественных организаций, социаль­ный педагог, учителя-предметники.

С 2004 года в школе действует педагогический лекторий для родителей «Школа отношений родителей с детьми».

С его помощью коллектив школы доводит до сведения родителей непреложную истину, что именно в семье ребенок получает первые представления о должном и необходимом, правильном и неправильном, хорошем и плохом, красивом и безобразном, что именно семья обязана сформировать заботливость о животных, о пожилых людях, о младших членах семьи, научить оказывать помощь родителям. Родителям сообщается главное условие положительного влияния семьи на ребенка: супружеская любовь, уважение, сотрудничество детей и родителей.

Важное место во взаимодействии семьи и школы имеет знакомство родителей первоклассников с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Для них традиционно ежегодно проводится экскурсия по школьному зданию, знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней.

Родительский коллектив класса знакомят с воспитательным планом работы на год, стараются создать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Классные руководители привлекают родителей к совместным посещениям театров и музеев, экскурсиям, семейным праздникам и классным часам, творческой работе вместе с детьми. Хочется отметить, что большую помощь в организации и проведении совместных мероприятий оказывают родительские комитеты классов. Родители всегда с интересом и удовольствием участвуют в школьных делах своих детей. Например, недавно во 2 «В» классе прошло увлекательное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья», подготовленное классным руководителем Бондаренко Татьяной Анатольевной и родителями учащихся (см. приложение 17).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Цель собраний на нравственно-правовую тематику - это обсуждение с родителями проблемы поведения детей в школе и дома, формирование у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Наша школа стремиться дать каждому родителю минимум педагогических знаний. В программу занятий с родителями входят аспекты возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы теоретические знания, получаемые на родительских собраниях, в ходе индивидуальных консультаций, каждый отец, каждая мать соотносили с духовной жизнью своего ребенка. Исходя из этого, классные руководители в начале года проводят диагностику по изучению воспитательного потенциала семьи, изучают запросы родителей, стараются подобрать к родительским собраниям актуальные материалы. Все классные руководители стремятся проводить родительские собрания содержательно и оригинально. Но особенно хочется отметить родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей», которое прошло в

4 «В» классе (классный руководитель Камендровская Ирина Валерьевна) (см. приложение 18).

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение роди­телей вызывало у них самих интерес, классный руководитель не только предлагает темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывает предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Демонстрация детских работ, выступление юных чтецов, певцов, музыкантов, танцоров, ознакомление родителей с результатами анкетирования, тестирования учащихся, постоянно действующий информационный стенд, делают просвещение родителей по вопро­сам педагогики и психологии наглядным, убедительным и досто­верным.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей заканчивается различного рода ре­комендациями и консультациями по их запросам со стороны социальной психолого-педагогической службы школы. Не остается без внимания ни один вопрос родителей.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в об­суждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя с семьей является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Она необходима при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий (см. приложение 6).

III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
процессе работы мы пришли к выводу, что самая большая

сложности и трудность нравственно-правового воспитания

учащихся – в воспитании самого воспитателя, а нравственное

просвещение учителя должно быть опережающим.

Основная цель работы с педколлективом – это просвещение по вопросам нравственно-правового воспитания личности. Эта работа проводится в форме лекций и семинаров, групповых консультаций, консилиумов, методических объединений классных руководителей, наблюдений за работой более опытных коллег, анализа уроков и воспитательных мероприятий.

Наш педколлектив старается создавать нравственный характер среды в духе взаимоприятия и взаимозаботы, доброжелательности, доверительности в подсистемах «учитель – администрация школы», «учитель – ученик – родители», «учитель – ученик», «ученик – детский коллектив».

Важным направлением в жизнедеятельности нашего учебного заведения стала забота о благополучном эмоциональном самочувствии самих педагогов, сохранении их духовных сил. Бережное отношение администрации школы и коллег к личному достоинству учителя, внимание, сопереживание его достижениям, помощь в решении возникающих проблем – все это создает необходимую подпитку позитивному эмоциональному состоянию самого учителя, поддерживает в нем чуткое отношение к ученикам.

В нашей школе приняты следующие заповеди участников взаимодействия:


1. Любите и уважайте того, кого учите или у кого учитесь.

2. Будьте интересной личностью для того, кого учите или у кого учитесь.

3. Нравственно взаимодействуйте между собой, уважаемые учителя, учащиеся и родители, не забывая соблюдать этические нормы.

4. Уважайте общечеловеческие моральные ценности – это жизнь, мир, здоровье, семья, Родина, счастье, дружба, любовь, профессионализм и др.

5. Нравственная личность создает себе подобную, безнравственная – себе. Выбор – за вами, ибо еще А. Дистервег писал: «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; невозможно развивать других, не будучи самому развитым, воспитанным, образованным».
Мы поняли, что воспитательная работа станет эффективной тогда, когда нравственно-правовое направление будет выдерживаться при организации учебно-воспитательного процесса, то есть через воспитательную работу, учебную деятельность, организацию внеклассной работы. Мы стараемся накапливать, систематизировать и бережно сохранять то, что имеем, создаем условия, чтобы проявлялись лучшие человеческие качества учителя. У нас каждый педагог охотно делится с другими тем, что удалось понять и сделать самому. Проводятся открытые уроки, воспитательные мероприятия, творческие отчеты, выставки методических материалов, разработанные учителями.


Современный этап развития белорусского общества характеризуется становлением новой политики в отношении детства, направленной на создание максимальных условий для его развития и социальной защиты. Значимость воспитания на основе общечеловеческих ценностей и обучения правам человека трудно переоценить. Дети должны усвоить, что каждый человек - это личность. Все мы имеем одинаковые права. Сначала мы - люди, а потом - мальчики и девочки, граждане государства. Построение цивилизованного государства с гуманными общественными отношениями невозможно без признания самоценности личности, ее уникальности, уважения прав каждого человека.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. В помощь социальному педагогу/ сост. Н.С.Криволап. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 128с.

  2. Вязгина, В.И. Управление процессом нравственного воспитания школьников./ В.И.Вязгина//Праблемы выхавання. – 2004. - №1. – С.46-49.

  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004, 252 с.

  4. Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003, 240 с.

  5. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000 г.)

  6. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь/ Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Дополнение за 1999. С.194.

  7. Подставко, Г.А. Концепция воспитательной работы/ Г.А.Подставко//Праб-

лемы выхавання. – 1999. - № 3. – С.111-124.

  1. Социально-психологическая помощь/ авт.-сост. Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – 176 с.

  2. Социальный педагог/ сост. С.В.Дормаш, Т.Е.Заводова. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 – 128с.

Приложение 1.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Начальная

общеобразовательная школа № 2

г. Жлобина»

___________________Л.Н.Говор

«____»________________2007 г.



ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ

по формированию нравственно-правовой культуры учащихся

на 2007-2008 учебный год

Цель: обучить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; познакомить учащихся с документами о правах ребенка, научить применять их на практике, формировать умения и навыки защиты в опасных ситуациях.
Задачи:

- учить отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия,

- способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, воспитание эмоционально ценностного отношения к людям и к себе,

- побуждать к доброжелательному отношению к людям, к уважению прав окружающих,

- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем,

- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.



Направления работы:

I. С учащимися

Цель: формировать нравственно-правовую культуру учащихся.



II. С учителями

Цель: повысить педагогическое мастерство учителей по проблеме формирования нравственно-правовой культуры учащихся.



III. С родителями

Цель: научить родителей формировать нравственно-правовую культуру детей, разрешать различные педагогические ситуации.



РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ


п/п

Содержание работы


Сроки

Ответственные

1.

Проведение тематических классных и информационных часов по нравственной и правовой тематике.

в течение года

классные руководители

2.

Конкурс газет, рисунков «Закон обо мне, мне о законе».

январь

классные руководители

3.

Встречи с ветеранами, известными людьми Жлобинщины.

в течение года

заместитель директора по ВР, классные руководители

4.

Выставка книг «Права человека в детских литературных произведениях».

январь

библиотекарь

5.

Рейд «Забота».

ежемесячно

социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

6.

Викторина «Ребенок о своих правах».

январь

социальный педагог, классные руководители

7.

Изучение нравственного наследия своей страны (экскурсии, поездки, походы по боевым местам).

в течение года

классные руководители

8.

Анкетирование учащихся с целью изучения уровня правовых знаний учащихся.

декабрь, май

классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

9.

Мини-сочинение «Дети о своих правах».

январь

классные руководители

10.

Работа «Телефона доверия», «Почты доверия».

в течение года

социальный педагог, педагог-психолог



РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ


п/п

Содержание работы


Сроки

Ответственные

1.

Педсовет «Работа педколлектива по формированию личности учащихся через единство общечеловеческих и национальных ценностей».

март

заместитель директора по ВР

2.

МО классных руководителей «Приоритетные задачи воспитательной деятельности в 2007/2008 учебном году».

август

руководитель МО, заместитель директора по ВР

3.

Круглый стол «Изучение нормативных документов по охране детства».

октябрь

руководитель МО, заместитель директора по ВР

4.

МО классных руководителей

«Организация гражданского воспитания учеников начальных классов».



февраль

руководитель МО, заместитель директора по ВР

5.

Психолого-педагогический семинар «Работа с учащимися группы риска, неблагополуч-ными семьями».

декабрь

педагог-психолог, социальный педагог

6.

Групповая консультация «Содержание правового воспитания».

март

заместитель директора по ВР

7.

Научно-методическое занятие «Особенности нравственно-правового воспитания младших школьников».

январь

педагог-психолог, социальный педагог

8.

Семинар «Работа с семьей: социальная защита детства, профилактика социального сиротства».

февраль

заместитель директора по ВР

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Родительское собрание «Правовые основы семейного воспитания».

декабрь

заместитель директора по ВР, классные руководители

2.

Оформление уголка по правовому воспитанию.

ноябрь

социальный педагог, педагог-психолог

3.

Выставка детских рисунков по правовому воспитанию.

декабрь

педагог-психолог, социальный педагог

4.

Лекторий «Правовые знания и их значение в жизни семьи».

март

педагог-психолог, социальный педагог

5.

Встреча с инспектором ИДН.

декабрь

заместитель директора по ВР

6.

Анкетирование с целью выявить уровень правовых знаний родителей.

декабрь

классные руководители

7.

Посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений.

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Приложение 2.


СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Принцип триединства



Приложение 3.



МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ

учащихся начальной общеобразовательной школы № 2 г. Жлобина
Цель: определить уровень воспитанности учащихся.

Критерии: трудолюбие, навыки ЗОЖ, патриотизм, нравственность, коллективизм.

2004/2005 учебный год

2005/2006 учебный год

2006/2007 учебный год


Приложение 4.

РЕЗУЛЬТАТЫ

анкетирования учащихся

начальной общеобразовательной школы № 2 г. Жлобина

по выявлению уровня воспитанности

«Отношение к обществу»

в 2007/2008 учебном году
С целью изучения отношения учеников к обществу среди учеников 2-4 классов проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие 195 учеников.

Всегда участвуют в общественных делах 82 ученика (42%), остальные принимают участие иногда (35%) или никогда (23%).

173 ученика (89%) утверждают, что они бережно относятся к школьному имуществу.

Дисциплинированное поведение на перерывах оценили как положительное 107 учеников (55%), а 45% честно признались, что иногда нарушают порядок.

Чистоту и порядок в общественных местах всегда соблюдают 185 учеников (95%).

По каждому классу был определен средний балл, как показатель отношения к обществу:



Класс

Балл

Класс

Балл

Класс

Балл


2 «А»

6,7

3 «А»

6,8

4 «А»

7,1

2 «Б»

6,7

3 «Б»

6,9

4 «Б»

6,7

2 «В»

6,5

3 «В»

6,9

4 «В»

7

2 «Г»

6













Среднее:

6,48




6,87




6,93

Высокий уровень в 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «В» классах.

Средний уровень во 2-х, 3 «А», 4 «Б» классах.

Низкого уровня по школе не выявлено.

Выявлена положительная динамика уровня воспитанности.


АНКЕТА

1. Я участвую в делах класса, школы.

2. Я бережно отношусь к школьному имуществу.

3. У меня дисциплинированное поведение на переменах.

4. Я соблюдаю чистоту и порядок в общественных местах, на улице,

в транспорте.

Варианты ответов: да – 2 балла, нет – 0 баллов, иногда – 1 балл.

Обработка результатов: 7-8 баллов - высокий уровень,

5-6 баллов - средний уровень, 4-1 балл - низкий уровень.

Приложение 5.


РЕЗУЛЬТАТЫ

анкетирования учащихся

начальной общеобразовательной школы № 2 г. Жлобина

по выявлению уровня воспитанности

«Отношение к труду»

в 2007/2008 учебном году

С целью изучения отношения учеников к труду среди 2-4 классов проводилось анкетирование. В нем участвовало 197 учеников.

Всегда стараются в учебе 145 учеников (73,6%). Дежурить по классу нравится 141 ученику (72%). Помогают другим в делах 119 человек (60%).
В каждом классе был определен средний балл — показатель отношения к труду:

Класс

Балл

Класс

Балл

Класс

Балл


2 «А»

6,1

3 «А»

6,9

4 «А»

7,1

2 «Б»

6,7

3 «Б»

7,6

4 «Б»

6,6

2 «В»

6,6

3 «В»

7

4 «В»

7

2 «Г»

6













Среднее:

6,35




7,17




6,9

Высокий уровень отношения к труду оказался в 3 «Б», 3 «В», 4 «А»,

4 «В» классах.

Средний уровень во 2-х, 3 «А», 4 «Б» классах.

Низкий уровень не выявлен.
АНКЕТА

1. Я стараюсь в учебе.

2. Я помогаю другим в делах.

3. Мне нравится помогать в семье и выполнять работу по дому.

4. Мне нравится дежурить по классу.
Варианты ответов: да – 2 балла, нет – 0 баллов, иногда – 1 балл.

Обработка результатов:

7-8 баллов - высокий уровень,

5-6 баллов - средний уровень,

4-1 балл - низкий уровень.

Приложение 6.


Результаты анкетирования родителей учащихся

начальной общеобразовательной школы № 2 г. Жлобина

по правовому воспитанию

в 2007/2008 учебном году
Цель: выявить уровень правовой культуры родителей, основные проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы.

Объект изучения: 107 человек (родители учащихся 1-4 классов).

Дата: 05.12.2007 г.

Методика: анкетирование родителей.

Литература: Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа.

1-4 классы. М.: ВАКО, 2004. – С. 206



Результаты:

  1. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

беседа – 100%


  1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?




  1. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?




  1. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?



  1. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?



  1. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?






  1. Можете ли вы гарантировать, что ребенок не будет подвергаться насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?



  1. Где, на ваш взгляд, ребенок может быть подвергнут насилию?


Социальный педагог Грицкова И.А.

Педагог-психолог Вавринчук Е.А.

Приложение 7.



Третьеклассники в мемориальном комплексе «Хатынь» (22.10.06 г).

Четвероклассники на мемориале «Детям – жертвам войны» в Красном Береге (26.09.07 г.)

Приложение 8.





В прошлом году мы с классом ездили на экскурсию по памятным местам Беларуси. В начале у нас была экскурсия по городу-герою Минску. Мне там очень понравилось. Мы ездили и смотрели город, были на Острове мужества и печали, после чего поехали в мемориальный комплекс «Хатынь». Экскурсовод рассказывал нам очень интересные истории о том, как жила и погибла целая деревня вместе с жителями. Мы почтили память погибших минутой молчания.

Скоробогатый Егор,

4 «В» класс


Во втором классе я ездил на экскурсию в Дудутки. Дудутки – это музей народного творчества. Там я видел мельницу. В старые времена на мельнице из зерна получали муку. Рядом с мельницей находились старинные дома. Ещё я был в кузнице, где увидел, как делают подкову. Мне разрешили помочь раздувать меха. Потом была экскурсия в гончарный цех. Там их глины делают свистульки и вазочки. А ещё я увидел здесь много интересных животных. В конце экскурсии я катался на лошади.

Мне очень понравилось в Дудутках.

Турковский Константин,

4 «В» класс

Приложение 9.



Работа над стенгазетой на занятии кружка «Психогимнастика»

Как Вам результат?!
Приложение 10.

План работы кружка "Психогимнастика"

на 2007/2008 учебный год
Руководитель: педагог-психолог Вавринчук Елена Александровна
Учебно-тематический план (2 класс)




Раздел, тема (вид деятельности)


Общее кол-во часов

Теоре- тические

Прак- тические

1.

2.


3.


4.

5.


6.

7.
8.


Я и моя семья (воспитание любви к своей семье)


Наш внутренний мир: мостики познания (развитие познавательных процессов)
Наш внутренний мир: познаем себя

|и других (учимся понимать себя и

других)
Наш внутренний мир: познаю себя

(осознание качеств своей личности,


развитие положительного отношения к собственному "Я")
Наш внутренний мир: изучаем

правила общения (развитие навыков

бесконфликтного общения)
Наш внутренний мир: учусь владеть

собой (обучение способам саморегу-

ляции)
Изучаем права ребенка
Жизненные навыки: ответственность

5

7


6


5

5


3

5
6

1

2


2

1

1


1


2
2

4

5


4


4

4


3

3
4





Всего часов:

42

12

30

Литература:




  1. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2-м классе. Под. ред. С.В.Крив-

цовой. // Школьный психолог. – 2002. - № 29 - С.5 – 12.

  1. Король Е.Д., Изучаем права ребенка // Пачатковая школа. – 2003. - № 1. -

С. 48 – 51.

  1. Король, Е,Д., Осипова, М.П., Панасевич, З.М. Я и моя семья (II класс) // Па-

чатковая школа. – 2002. - № 1. - С. 32 – 37.

  1. Осипова, М.П., Сачик, Н.Н. Наш внутренний мир: познаю себя //Пачат-

ковая школа. – 2003. - № 2. - С. 40 – 44.

  1. Осипова, М.П., Сачик, Н.Н. Наш внутренний мир: учусь владеть со-

  2. бой // Пачатковая школа. – 2003. - № 4. - С. 37 – 41.

  3. Сачик, Н.Н., Осипова, М.П. Наш внутренний мир: мостики познания

(II класс) // Пачатковая школа. – 2002. - № 2. - С. 31 – 48.

  1. Сачик, Н.Н., Осипова, М.П. Наш внутренний мир: познаем себя и дру-

гих // Пачатковая школа. – 2002. - № 5. - С. 41 – 44.

  1. Сачик, Н.Н., Осипова, М.П. Наш внутренний мир: познаем себя и дру-

гих // Пачатковая школа. – 2002. - № 6. - С. 18 – 22.

  1. Сачик, Н.Н., Осипова, М.П. Наш внутренний мир: изучает правила об-щения // Пачатковая школа. – 2003. - № 3. - С. 44 – 47.

Приложение 11.


Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа № 2 г. Жлобина»

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Классный час


Из опыта работы

классного руководителя 1 «В» класса

Филипенко Натальи Дмитриевны

Жлобин

2007

Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися
Значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать пло­хое от хорошего.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя:

Крошка - сын к отцу пришел

И спросила кроха:

"Что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.

- А вам они известны? (Учащиеся дают ответ на вопрос учителя. Если ребята знают стихотворение, то могут его расска­зать)

- Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны
на доске.

Плохо, когда... Хорошо, когда...

Учащиеся продолжают предложения, записанные на доске.

II. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»

«Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...»

— Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем,


чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различ­ные варианты окончания этого рассказа.)

— Что мы можем сказать об этих мальчиках?

— Встречались ли вы с подобными ситуациями?

А теперь послушаем продолжение рассказа.

«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыль­цо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.»

- Почему женщина была возмущена?

- Почему удивились мальчики?



II. Пересказ рассказа

Учащиеся пересказывают текст, Но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).



III. Составление сказки

Учащиеся составляют сказку про Плоха и про Хороша. Сказку ребята составляют по цепочке. Один - первое предложение, второй -второе и т.д. (к своим сказкам они могут нарисовать рисунки.)



  1. Подведение итогов классного часа.

Приложение 12.
Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа № 2 г. Жлобина»

О лени и лентяях
Классный час

Из опыта работы

классного руководителя 2 «В» класса

Бондаренко Татьяны Анатольевны

Жлобин

2007

Классный час «О лени и лентяях»
Цель классного часа: обсудить с ребятами проблему человече­ской лени и сделать собственные выводы о том, как можно преодо­левать собственную лень.

Предварительная подготовительная работа:

I. Изготовление карты острова «Ленивый».

II. Разделение учащихся на группы и подготовка драматизации
стихотворений А. Барто «Сережа» и «Кот и лодыри» С.Маршака.


  1. Конкурс сказок о лени.


Ход классного часа

На доске - большой лист ватмана, на котором изображен остров Ленивый.



I. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в Путешествие по различ­ным странам. Мы будем преодолевать различные преграды, путе­шествовать по морям и океанам. Это путешествие будет долгим - весь год. И сегодня мы прибываем к какому-то странному острову. Давайте прочтем название острова.

Учащиеся: хором читают - остров Ленивый.

II. Отвечаем на вопросы.

- Как выдумаете, как называется столица этой страны?

- Как вы думаете, как выглядит эта страна?

- Как живут в ней люди? Какие они - люди, населяющие остров

Ленивый?

- Долго ли сможет просуществовать остров Ленивый?

- Ребята подходят к карте и наносят на нее достопримечательности острова Ленивого.

III. Беседа с учащимися о лености.

Ребята рисуют словесные портреты ленивых людей, характеризуют их.



  1. Инсценировка стихов «Серёжа» и «Kот и лодыри».

Вопросы учащимся:

- Можно ли считать Сережу жителем острова Ленивый?

- Трудно ли жить Сереже?

- Как помочь Сереже и можно ли ему помочь?

- Лентяй и лодырь – это одно и то же явление?

- Можем ли мы с вами считать, что лодыри тоже жители острова Ленивый?

- Кто из героев стихотворения вам больше нравится и почему?


  1. Рисование на тему «Остров Ленивый в картинках».

Ребята комментируют свои рисунки.

Подведение итогов.

Приложение 13.


Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа № 2 г. Жлобина»


Все люди разные, но права у них одинаковые
Классный час


Из опыта работы

классного руководителя 1 «А» класса

Клакоцкой Ирины Михайловны

Жлобин

2007

следующая страница >>


izumzum.ru