История славянской письменности - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История возникновения и развития славянской письменности 1 233.3kb.
Календарь знаменательных событий и памятных дат июль 5 июля День... 1 28kb.
В рамках празднования Дней славянской письменности и культуры 15... 1 83.59kb.
Праздник, посвященный Дню славянской письменности 1 93.45kb.
Форма организации урока 1 21.71kb.
Дни славянской письменности и культуры в школе 1 90.34kb.
Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечают праздник День славянской... 1 50.17kb.
«Церковнославянский язык и церковнославянская азбука», посвященный... 1 84.92kb.
Просветитель из аула Тидиб 1 46.8kb.
Рекомендации по организации посещения тематических выставок, посвященных... 1 78.75kb.
В день славянской письменности и культуры в Музее детской книги Центральной... 1 6.9kb.
Вопросы и практические задания к экстернату по химии 11 класс Теоретические... 1 36.99kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

История славянской письменности - страница №1/1

Урок,

посвящённый Дню славянской письменности


6 класс

Смолякова Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12

г. Новоалександровск, 2013 г.

Тема. История славянской письменности

Цели:


  1. Рассказать об истории славянской культуры.

  2. Познакомить учащихся с созданием славянской азбуки, с именами просветителей- братьев Кирилла и Мефодия, первым книгопечатанием.

  3. Проследить путь кириллицы к современному русскому алфавиту.

  4. Прививать школьникам бережное отношение к своей культуре.

Оборудование: выставка книг по искусству, сказания старины, славянская азбука-кириллица, буквенная цифирь.

Эпиграф к уроку: «Узнать, за что весь мир благодарен этим людям».

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня у нас необычный урок, который познакомит вас с историей славянской письменности. Двадцать четвёртое мая все просвещённые люди отмечают день памяти святых Кирилла и Мефодия. За что весь мир благодарен этим людям?

Более тысячи лет назад славянские книжники Кирилл и Мефодий стали авторами славянского алфавита.

В наше время десятая часть всех существующих языков имеет письменность на основе кириллицы.

Чтец: Молчат гробницы, мумии

и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом почёте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и

страданья,

Наш дар бесценный – речь.

И.Бунин

Ведущий: Праздник славянской письменности пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более ста лет. В нашей стране он отмечается с 1986 года. Центрами празднования были города Мурманск, Вологда, Москва...



(Учитель делает обзор книжной выставки, знакомит со славянской азбукой и буквенной цифирью)

Ведущий: Братья – проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди…

Буквами можно было обозначать и цифры: «аз»-1, «веди»-2.

(В это время проецируется на доске кириллица и буквенная цифирь)

Ведущий: Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма .А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.

В мае 1992 года в центре Москвы на Славянской площади установлен памятник братьям-просветителям.

Чтец: В тяжёлую минуту, человече, откроешь книгу, словно в храм светлый войдёшь, и найдёшь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали… Прими же, отец наш небесный, молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава вам, братья Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

Учитель: Потрогаем пальцами гладкий книжный переплёт, спросим:

-Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли?

Ведущий: Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Фёдорова, тем полнее раскрывается перед нами величество творческого дарования. Мы восхищаемся мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер-изобретатель, человек могучей воли – таким останется в нашей памяти Иван Фёдоров.

(На доске проецируется старославянская азбука кириллица и современная азбука русского языка)

Учитель: Ребята! Сопоставьте гласные буквы кириллицы с гласными буквами русского алфавита и определите, какие произошли изменения

-Сколько было гласных букв в кириллице (19) и сколько в современном алфавите?

-Какие буквы вышли из употребления ( -омега, фита, кси, пси…) и какие появились вновь?

-Сколько букв в современном алфавите? (33) А в старинном? (43-44)

Используемые теперь нами при записи чисел арабские цифры (от 1 до 9) вошли в употребление нашей страны не ранее XVIII века. До этого числа записывались с помощью букв алфавита, это была буквенная цифирь.

(Проецируется на доске)

Для записи тысяч алфавит, в указанном порядке, использовался сначала, но буквы сопровождались дополнительным значком – наклонной и перечёркнутой линией снизу слева буквы.

Буквы в числовом значении писались с «титлом», единицы стояли после десятков, десятки – после сотен и т.д.

Например: (запись на доске)

Задание:

Напишите буквенной цифирью:



  1. год вашего рождения,

  2. номер дома, школы,

  3. другие числа по вашему усмотрению

Чтец: Это интересно! В старину говорили: «Не будешь слушать – я пропишу тебе ижицу», т.е. если не выучишь три похожие буквы «И», которые назывались по-разному: ижи, ижеи, ижици, за это били розгами, а след от удара был похож на букву «ижица». Хорошо, что ту букву отменили при Петре I.

Трудно было различать в словах звуки «Е», «И», «Ъ», которые обозначала буква « ять». Кто справлялся с этим, того хвалили: «Он сделал дело на ять!» Эту букву отменили в 1917 году, чтобы дети не путались. А вот буква «Е» появилась в XVIII веке. Первым эту букву использовал писатель Карамзин.

Кстати, сначала ученики писали мелом на графитных досках, а потом уже стали писать на бумаге перьями и ручками, чернилами…

Проецируется вопросник для подведения итогов урока:



  1. Почему люди почитают двух братьев- Кирилла и Мефодия? Откуда они родом?

  2. Что такое клинопись? Пиктография?

  3. Сколько букв было в старинном алфавите, а сколько в современном?

  4. Что означает пословица «Я пропишу тебе ижицу»?

  5. Почему в старину говорили «Азбуку учат – во всю избу кричат…»?

  6. Что означает пословица «Он сделал все на ять»?

  7. Кто на Руси придумал печатный станок?

  8. Из чего раньше делали чернила?

Ведущий: История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех людей и их изобретений, о которых мы сегодня говорили – без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом:

В книге своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду –

Слов драгоценные клады.

И.Франко
Литература:

1. Ветвицкий В. «Современное русское письмо»

2.Вартаньян Э. «Рождение слова»

3.Воскобойников В. «Братья Кирилл и Мефодий»

4.Горбачевский Б. «Первопечатник Иван Федоров»



5. Матвеева Н. «Свидетели истории народа»