История русской литературы XI – XVIII вв - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Билеты: Ответы к билетам. XVIII век Пути формирования русской литературы... 11 2046.14kb.
На правах рукописи сальникова мария Петровна формирование оценочных... 4 442.44kb.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы 2 282kb.
История немецкой литературы; история еврейской культуры 1 436.43kb.
«исполин русской литературы» 1 59.16kb.
Учебника: И. М. Тронский «История античной литературы» с. 21-22,... 1 114.26kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Программа дисциплины "Ключевые тексты русской литературы" 1 375.57kb.
Рабочая программа дисциплины "Современная русская литература" для... 1 86.35kb.
Памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” 1 99.38kb.
Расширения русских земель 1 53.15kb.
Творчество Рафаэля: "Секстинская мадонна" 1 115.77kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

История русской литературы XI – XVIII вв - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Программа вступительного ИСПЫТАНИЯ

ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сыктывкар 2012


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI – XVIII ВВ.

Возникновение русской литературы. Переводная литература и ее значение для появления оригинальной русской литературы. Жанровая система древнерусской литературы, явление трансплантации жанров. Художественное своеобразие древней русской литературы. Особенности поэтики средневековой литературы: нормативность тематики, композиции и стиля; явление «литературного этикета»; иллюстративность изображения; иерархия жанров; абстрагирующие тенденции и символизм средневековой литературы. Лирическое начало в древнерусской литературе.



Летописание. Цели и задачи древнейшего летописания. «Повесть временных лет» - грандиозный летописный свод конца XI - начала XII вв. Древнейшие списки и редакции (реконструкции акад. Шахматова). Роль Нестора-летописца в создании «Повести временных лет». Особенности летописного повествования и основные его жанры.

Агиография. Житийный канон. Древнейшие русские жития. Время их создания, идеи и художественное своеобразие. Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, его художественные особенности, устная основа «Жития» и литературная традиция изображения подвижника. Киево-Печерский патерик. Особенности проблематики..

«Слово о полку Игореве». История его открытия, опубликования и изучения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идея и художественное своеобразие произведения (сюжет и композиция, образная система, жанр, стиль). Проблемы изучения «Слова» и научного комментирования.

Воинские повести и их место в жанровой системе древнерусской литературы. Произведения о татаро-монгольском нашествии и борьбе с татаро-монгольским игом. «Повесть о разорении Рязани Батыем»: тема, образы героев, композиция и стиль. Памятники Куликовского цикла.

«Экспрессивно-эмоциональный» стиль литературы XIV-XV веков. Общая характеристика литературного процесса XVI в., стиль «второго монументализма». Процесс секуляризации в литературе XVII века.



Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума» как образец раннего автобиографического жанра, отражение в нем социальных явлений эпохи. Сюжет и композиция «Жития Аввакума». Новаторство поэтики, системы образов, языка, стиля. Образ автора в «Житии».

XVIII век - новый этап в истории русской культуры. Зарождение классицизма в русской литературе, его национальное своеобразие. Создание литературной теории классицизма в трудах М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.



М.В. Ломоносов. Реформы литературного языка и стихосложения в трудах Ломоносова. Учение о трех «штилях». Разработка теории русской «высокой» оды и воплощение этой теории в стихах. Торжественные, духовные и натурфилософские оды Ломоносова, их тематика, композиция, стилистика; характерные особенности каждой из тематических групп.

Г.Р. Державин. Особенности мировоззрения и мировосприятия поэта, Появление индивидуального конкретного образа автора, изображение быта и космических образов, метафоричность. Создание образа достойного гражданина. Тематические разновидности од Державина (патриотические, сатирические, анакреонтические, философские; соединение элементов оды и сатиры). Размывание граней между стилями.

Д.И. Фонвизин. Просветительский характер творчества, его политическое и философское содержание. «Бригадир» как комедия о русских нравах, «Недоросль» как социально-политическая комедия; их проблематика, основные темы, политическое значение. Тенденция к реалистическому отражению действительности. Создание образов-типов. Язык комедий.

А.Н. Радищев. Философский материализм писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» как «энциклопедия» русского просвещения. Новое понимание проблемы патриотизма, идея протеста против насилия над личностью. Отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву» жизни всех социальных групп и сословий. Проблема главного конфликта России, иллюстрации его в сюжете книги.

Н.М. Карамзин. Идейно-политическая эволюция писателя. Синтез европейских и русских традиций в творчестве Карамзина Карамзин как глава русского сентиментализма. Повесть «Бедная Лиза»: проблема ответственности людей за их чувства, гуманистическая тенденция. Своеобразие историзма Карамзина («Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница»). Предромантизм Карамзина: сюжет, композиция, характеры главных героев в повести «Остров Борнгольм». «Новый слог» Карамзина.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х ВЕКА

Периодизация литературного процесса Х1Х века. Особенности литературного движения 1800-1825 гг. Источники и этапы развития русского романтизма. Активное неприятие существующей действительности; уход в прошлое (жанр исторического романа), в «альтернативную реальность» (фантастика), в изображение внутреннего мира (лирика).



А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: история создания комедии. Вопросы текстологии. Система персонажей, особая роль образов Репетилова и Молчалина. Реалистический принцип в создании характеров. Проблема авторской позиции в комедии (Грибоедов и Чацкий). Отражение в «Горе от ума» историко-философских взглядов Грибоедова.

А.С. Пушкин. Принцип смешения жанров как отражение усложнившихся представлений о жизни. Разные облики романтического героя в творчестве периода южной ссылки. Трагедия власти и трагедия народа в «Борисе Годунове». Понимание смысла жизни, счастья и долга в романе «Евгений Онегин»; особенности композиции и персонажной системы романа, тема жизненного выбора. Представление о высокой миссии поэта; проблема «поэт и толпа». Любовь как преобразующая сила в пушкинской лирике. «Болдинские циклы» Пушкина; постановка в них узловых вопросов человеческого существования. Своеобразие пушкинской прозы.

М.Ю. Лермонтов. Романтический герой. Различие в мировоззренческих установках лирических героев Лермонтова и Пушкина. Ведущие мотивы лирики: одиночество, игра, безответность мира и пр. Идея мщения как движущая пружина лермонтовских сюжетов. «Герой нашего времени»: развитие принципов реалистического психологизма. Принципиальное отличие социально-исторического характера Печорина от характера Онегина. Система образов. Роль композиции романа для понимания его идеи.

Н.В. Гоголь. Романтические и фольклорные элементы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тема разрушения человеческой личности, искажения нормы в «Миргороде». «Петербургские повести»: отражение гротескного существования. Содержание понятия «реалистическая фантастика». Принципы гоголевской драматургии, «миражная интрига». «Ревизор»: тема маленького человека в мизерной действительности. «Мертвые души»: замысел и его реализация. Поиски положительного героя и проблема нравственного возрождения русского человека.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»: особенности жанра и композиции. Образы людей из народа. Романы 1850-х гг.: образы «героя времени», «тургеневской девушки»; «вечные» вопросы в постановке Тургенева. Органическое соединение принципов любовно-психологического и социального романа. Полемика о романе «Отцы и дети»: проблема авторской позиции, восприятие романа современниками. Неприятие догматических жизненных установок главных героев. Социально-политические романы «Дым» и «Новь», вопрос о судьбах России, типах ее политических деятелей.

И.А. Гончаров. Тема утраты целостности человеческой личности, обособление «романтического» и «прагматического» начал («Обыкновенная история», «Обломов»). Национальный характер в изображении Гончарова. Социальное, психологическое и философское содержание понятия «обломовщина». Русский дилетантизм (Райский) и проблема синтеза в романе «Обрыв»; символика заглавия. Особенности реализма Гончарова, интерес писателя к неизменным устоям жизни и точка зрения на прогресс.

А.Н. Островский. Развитие гоголевской традиции. Определение круга тем и героев в раннем творчестве («Свои люди - сочтемся»). Проблема компромисса в драме «Доходное место». «Гроза»: трагедия совести и знамение нового времени. Картина меркантильной эпохи в комедиях 1860-х гг. («На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы»). Новый тип героя в «Бесприданнице» (образы Ларисы и Карандышева).

Русская поэзия второй половины XIX века (Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет). Социальная поэзия и поэзия “чистого искусства”. Народно-поэтическая и гражданская темы в творчестве Некрасова. “Кому на Руси жить хорошо” как народно-христианская утопия. Философская лирика Тютчева. Основные мотивы и образный строй тютчевской поэзии. Лирика Фета: импрессионистичность стихотворений, роль художественной детали, музыкальность.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Гоголевские традиции и сатирические принципы Салтыкова-Щедрина (“История одного города”, “Господа Головлевы”, “Сказки”). Сюжет, персонажи, словесно-образная ткань произведений. Реальное и фантастическое, гротеск и сатирическая типизация, пародия и стилизация, трагическое и комическое в щедринской сатире. Эзопов язык. Обобщающее значение образов щедринской сатиры.

Н. С. Лесков. Изображение русского национального характера в повестях Лескова, идея «праведничества» («Соборяне», «Очарованный странник»). Творческие возможности и судьба русского человека (“Левша” и др. произведения). Особенности сказовой манеры: речевая стихия, речь и поведение повествователя и персонажей, авторское начало.

Ф. М. Достоевский. Социальное и нравственно-философское в романах Достоевского. Герой как носитель идеи. «Преступление и наказание»: теория Раскольникова и ее разоблачение в художественной структуре романа. “Полифония полноценных голосов” (М. М. Бахтин) в прозе Достоевского. Поиски «абсолютно прекрасного человека» - роман “Идиот”. Нравственно-философский смысл романа “Братья Карамазовы”, его идеи и образы. Проблема свободы выбора и личной ответственности человека в творчестве Достоевского, полемика с рационалистической концепцией человеческой личности. Особенности психологизма писателя.

Л. Н. Толстой. Постановка основных проблем творчества в ранней прозе: воспитание личности, природа и цивилизация, бесчеловечность социальных установлений. Роман-эпопея “Война и мир”. Толстовская концепция истории. Трагедия Анны Карениной; “мысль семейная” в романе. Нравственно-духовные искания героев Толстого: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Константин Левин. Тема «нравственного воскресения» в произведениях позднего Толстого («Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», роман “Воскресение”). “Диалектика души” (Н. Г. Чернышевский) в художественной системе писателя.

А.П.Чехов. Комическое и трагическое в ранних рассказах Чехова. “Маленький человек” в творческой концепции писателя. Проблематика и поэтика зрелых рассказов и повестей Чехова («Скучная история», «Дуэль», «Палата №6», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Студент» и др.): разобщенность, взаимное непонимание людей, бессилие отвлеченных теорий перед сложностью жизни. Особенности повествования, «подтекст», открытые финалы, символика. Драматургическое новаторство Чехова. Характер конфликта, роль лирического начала, “подводное течение”, жанровое своеобразие чеховских пьес.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРЕБРЯНОГО» ВЕКА

Судьбы русского реализма конца XIX – начала XX вв. Творчество И. Бунина, М.Горького, Л. Андреева, А. Куприна, А. Ремизова, И. Шмелева, Б.Зайцева и др. (имена и произведения по выбору). Мировоззренческие основы, пути и методы углубления реализма. Синтез реализма и романтизма, экспрессионизма, импрессионизма, символизма. Влияние поэтического языка на язык художественной прозы. Перестройка жанровой системы русской прозы в начале ХХ века. Понятия «неореализма», «синтетического реализма» в русской прозе и критике 1910-х гг. Философская насыщенность литературы. Многообразие концепций человека, представлений о его природе и возможностях.

М.Горький. Новая концепция личности в романтических произведениях М.Горького и в рассказах о босяках. “Антропологизм” М. Горького и его отражение в произведениях писателя. Социальное и нравственное, социальное и религиозное, проблемы богоискательства в творчестве М.Горького второй половины 1900-х гг. («Мать», «Исповедь» и др.). Тема России и русского национального характера в Окуровском цикле и в цикле «По Руси». Образ «проходящего» в цикле «По Руси» и в раннем творчестве.

А.И.Куприн. Человек и природа в Полесском цикле («Олеся» и др.). Нравственно-философский смысл купринского пейзажа, романтическая окраска повествования. Проблема «нравственного воскресения» человека в «Поединке» Куприна. Проблематика и поэтика рассказов А.Куприна 1900-х гг. («Река жизни», «Гамбринус», «Мелюзга» и др.). Повесть «Яма». Особенности метода и жанра, «разрастание» образа Ямы до символа. Жанровое многообразие эмигрантского творчества А.Куприна («Жанета», «Юнкера»).

И.А.Бунин. Тема природы в поэзии и лирической прозе Бунина 1900-х гг. Поэтизация дворянского и крестьянского уклада жизни («Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон»). Новое в трактовке традиционных тем: судьбы России, проблема русского национального характера (“Деревня”, “Суходол”, крестьянские рассказы 1910-х гг.). Философская проблематика творчества Бунина 1914-1917 гг. Проблема «социального» и «космического» зла, судьбы современной цивилизации, эсхатологические мотивы («Господин из Сан-Франциско», «Старуха»). Основные темы эмигрантского творчества.

Л.Н.Андреев. Своеобразие художественного метода. Раннее творчество. Катастрофическое состояние мира, трагическая концепция жизни, мотив отчуждения человека в современном обществе. Трагизм человеческого разума в философских рассказах начала 1900-х гг. («Мысль», «Рассказ о Сергее Петровиче»). Протест против войны, насилия, реакции. Экспрессионистская повесть «Красный смех» - «фантазия» на тему будущих войн. «Рассказ о семи повешенных». Нравственно-философское осмысление библейских мотивов («Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот» и др.).

Русский символизм. Развитие русского символизма в 1890-е годы – начале 1900-х годов. Философия и эстетика символизма. Поэзия старших символистов (В.Брюсова, К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус и др.). Понятие о декадентстве. Ведущие идейно-стилевые тенденции. Формирование младосимволистской эстетики. «Соловьевские» мотивы мистических «чаяний», близящегося преображения мира, Вечной Женственности в творчестве А.Блока, А.Белого, Вяч. Иванова. Расцвет символистского романа (Д.Мережковский, Ф.Сологуб, А.Белый).

А.А. Блок. Лирическая трилогия А. Блока (авторское “Я”, символика, композиция). Эволюция мироощущения поэта. Воплощение идейно-эстетических принципов раннего А.Блока в «Стихах о Прекрасной Даме». Тема пути в творчестве поэта, ее место во втором и третьем томе лирики Блока. Лирический герой и «страшный мир». Образ города, тема России. Поэма А. Блока “Двенадцать” и ее значение для русской литературы.

Акмеизм. История формирования акмеизма. Акмеизм в контексте русского литературного процесса 1910-х годов. Литературные «манифесты» Н.Гумилева и С.Городецкого. Концепция поэтического слова у акмеистов. Поэтизация мира вещей, микромира, тяготение к экзотике и декоративности. Основные мотивы лирики О.Мандельштама, А.Ахматовой, Н.Гумилева данного периода.

Русский футуризм. История возникновения и развития футуризма. Основные футуристические группы («эгофутуристы», «Центрифуга», «кубофутуристы» и др.). Эстетические принципы футуризма, литературные манифесты, сборники. Поэтика футуризма и ее художественное воплощение (В.Маяковский, В.Хлебников и др.).

Драматургия начала XX века. Спор о человеке и принципах его существования в ранних пьесах М. Горького (“На дне”, «Дачники», “Дети солнца”, “Варвары”). Символика пьес А. Блока («Балаганчик», «Незнакомка»), драматургическое новаторство (условный театр, театр «панпсихе») Л.Андреева.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Литературная жизнь 1920–1930-х годов. Литературные объединения 1920-х годов. Пролеткульт, ЛЕФ, “Перевал”, “Серапионовы братья”, Кузница, РАПП и др. “Партийное руководство литературой”. Первый съезд советских писателей.

Русская советская поэзия 1920–1940-х годов. Проблемы типологии поэзии 1920-х годов. Изменение статуса поэзии в культурном поле эпохи. Социально-нравственная проблематика и жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Маяковского после Октября. В. Маяковский и ЛЕФ. Сатира В. Маяковского. Жизнь и творчество поэта в критике и литературоведении. Лирический герой поэзии С. Есенина. Образ Родины и образ времени. Жанровый диапазон творчества поэта. Есенин и “новокрестьянские” поэты. Жанровый состав поэзии военного времени. Авангард в поэзии: философская и эстетическая платформа футуризма, ОБЭРИУ и др.

Русская советская проза 1920–1940-х годов. Трансформация жанра романа-эпопеи в русской советской литературе. “Жизнь Клима Самгина” А.М. Горького – “движущаяся панорама десятилетий”. Образ Клима Самгина и психологическое мастерство писателя.

Судьбы русской интеллигенции в трилогии А. Толстого “Хождение по мукам”. “Тихий Дон” М. Шолохова как роман-эпопея. “Мысль народная” в романе. Образ Григория Мелехова. Творчество М. Шолохова в школьном изучении.

Утопия и антиутопия как способы осмысления глобальных исторических катаклизмов (Е. Замятин). “Чевенгур” и “Котлован” А. Платонова как художественная онтология русской революции. Этика и поэтика прозы А. Платонова. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” в контексте прозы о гражданской войне (А.Серафимович, Б. Пильняк, И. Бабель, А. Фадеев, Б.Лавренев, А.Толстой и др.).

Художественный мир романа “Мастер и Маргарита”. Социально-философская проблематика романа, его место в русской литературе XX века. Сатира М. Булгакова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова: проблематика, жанрово-стилевые особенности их произведений. Полемика с господствующей системой ценностей.

Проза военных лет. Публицистичность как ее стилевая тенденция.

Русская литература 1920–1930-х годов: диалектика соотношения. Причины и следствия разделения русской литературы на два потока. Революция и культура. “Волны” и поколения русской эмиграции. Литература эмиграции о “русской идее” и судьбе России (И. Бунин, А. Ремизов). Христианские мотивы в творчестве Б. Зайцева и И. Шмелева. Концепции истории в прозе Д. Мережковского. Мемуарная проза в литературе русского зарубежья. Творчество В. Набокова и традиции русской литературы. Роман “Дар” как воплощение художественно-эстетической концепции В. Набокова. Экзистенциальные мотивы в поэзии М. Цветаевой, Г. Иванова, В. Ходасевича. Философско-поэтическая модель мира и жанровый диапазон творчества М.И. Цветаевой.

Периодизация современной русской литературы, методы и направления.

Поэзия. Образно-стилевая система лирики Б. Пастернака, проблемы поэтической эволюции. А. Ахматова: творческий путь и место в литературном процессе ХХ века. А. Ахматова и акмеизм. Лирическое “я” и эпическое начало в поэзии 1930–1950-х годов. Феномен “поздней” Ахматовой. Пафос духовного возвышения личности в стихах и поэмах второй половины 1950–1960-х годов. Жанрово-стилевые искания поэтов разных поколений. Авторская песня как поэтический феномен. Характеристика творчества одного из ведущих поэтов. Лирика 1970–1980-х годов и русская поэтическая традиция. Художественный мир И. Бродского. Особенности миросозерцания и поэтики. Поэзия эксперимента рубежа XX-XXI вв.

Русская советская проза. Эволюция военной темы в прозе 1950–1980-х годов. Повесть о «малом бое», ее идейно-жанровые особенности. Исторический военный роман, философское осмысление войны. Документальная проза о войне. История создания, восприятия и оценки романа “Доктор Живаго”. Мировоззренческие основы романа. Юрий Живаго как лирический герой. Система действующих лиц, идеи.

Феномен “деревенской” прозы в русской литературе XX века. Конкретно-историческое и общефилософское в “деревенской прозе”. Концепция национального характера в произведениях Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина.

Герои и конфликты в прозе В. Шукшина. Психологическая и социальная природа его персонажей. Мотивно-образная система «деревенской» прозы. Понимание коллективизации, роли крестьян в русской истории.

Осмысление периода “культа личности”. “Лагерная проза”. Экзистенциальная проблематика “Колымских рассказов” В. Шаламова. Человек и государство в прозе А. Солженицына.

Трагические коллизии эпохи в “возвращенной прозе”.

Драматургия: истоки, традиции и новаторство. Театр А. Вампилова.

Кризис “литературоцентристского” общественного сознания на рубеже XX-XXI веков. Традиционное направление. Постмодернистские явления на русской почве. Социально-философская проблематика и специфика художественного сознания в новейшей русской литературе.


Составлено на основании типовой программы государственного экзамена, рекомендованной Советом УМО по филологии.
Список литературы:

  1. История русской литературы: в 4 т. Л., 1980-1983.

  2. Кусков В.В., Прокофьев Н.И. История древнерусской литературы. Л., 1987.

  3. Федоров В.И. История русской литературы ХVШ века. М., 1982.

  4. Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века. М., 1997.

  5. История русской литературы ХIХ века / Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1987.

  6. История русской литературы ХIХ века / Под ред. В.Н.Аношкиной. М., 1989-2001.

  7. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ веков. М., 2001.

  8. История русской советской литературы / Под ред. Л.Ф.Ершова. М., 1988.

  9. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. М., 2000.

  10. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

  11. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

  12. Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1994.

  13. :Кулешов В.И. История русской критики ХУШ-Х1Х вв. М., 1991.

  14. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1967.

  15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.

  16. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. Л., 1972.

Список научных исследований см. в изданиях методических указаний кафедры русской и зарубежной литературы






izumzum.ru