История религий 2006\2007 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обращение Кардинала ЙозефаТомко на Съезде мировых религий роль религий... 11 962.13kb.
Программы учебной дисциплины «Экология религий» 1 15.46kb.
Про заходи із проведення в області у 2007 році Року української книги 1 33.63kb.
История возникновения буддизма 1 84.91kb.
Шинкевич Марк Русланович 1 16.42kb.
Информационно-аналитическая справка о деятельности моу «Гимназия... 2 600.97kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 40.15kb.
Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 587.46kb.
Тәжірибелік сабаққа арналған әдістемелік нұсқау 1 76.71kb.
Календарно-тематический план по информатике 5 класс 2006-2007 уч... 1 88.87kb.
«фундаментальная наука центральной россии» 1 297.74kb.
Юдин Алексей Александрович, научный сотрудник оркир гпнтб со ран, г 1 50.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

История религий 2006\2007 - страница №1/7

История религий

2006\2007


  1. Религиозные причины возникновения государства

  2. Религиозные причины возникновения письменности

  3. Историко-культурные этапы складывания Египетского общества

  4. Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов

  5. Понятие «нечер» в Египетской религии

  6. Солнечный образ Бога в Египте. Ра, Атум, Хепри

  7. Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл

  8. Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.

  9. Космогонические представления в системе религиозной традиции

  10. Категория Нун в египетской религии

  11. Гермопольская восьмерица

  12. Птах. Поднимающаяся земля.

  13. Мемфисская модель творения

  14. Категории «кА» и «хемсут»

  15. Свобода воли и предопределение в египетском богословии

  16. Смысл божественного упокоения после творения мира в Египте.

  17. Сакральная топография в Египте. Верхняя и Нижняя страна. Царь.

  18. Девятирица Иуну. Атум.

  19. Начало Творения. Переход от небытия к бытию. Шу и Тефнут.

  20. Геб и Нут. Земля и небо.

  21. Осирис и осирическое предание. Исида и Нефтида.

  22. Сет. Понимание смерти и зла в Египте.

  23. Гор. Два образа Гора. Поединок Гора и Сета. Око Гора.

  24. Мин-Амон. Телец Своей Матери. Мин-Пан.

  25. Воскресение Осириса. Осирис – владыка Правды. Осирис имярек.

  26. Суд Осириса.

  27. Сотериологический смысл Девятирицы Иуну. Девять луков.

  28. Человек. Его происхождение в египетских представлениях.

  29. Человек – образ Бога.

  30. Основные компоненты человека – Ка, Ба, имя.

  31. Категория «Ах» как сотериологическая цель. Не сделано!



Ответы


  1. Религиозные причины возникновения государства

Государственность возникает практически одновременно с возникновением письменности (вторая половина 4-го тысячелетия) и является, также как и письменность, формой проявления религиозного. Царь возводится для людей как посредник меж ими и Богом, для служения людям. «Царь живёт для вас, бог (царь обожествляется, как помазанник) живёт для вас…»

Поучение Мерикара, XXI в до Р.Х (написано в I переходный период), царь поучает своего преемника сына: «Заботься о людях – пастве Бога. (Не хозяин, но пастырь, домоуправитель!) Для них сотворил Он небо и землю, (Речь идёт именно о Боге – Нечер, ntr.) для них, покорил Он чудовище водное (левиафан, сатана), для них соделал Он дыхание в ноздрях их, дабы жили они. Они (люди) образы Его, вышедшие из тела Его, для них, сияет Он в небесах (живой, естественный образ Бога конечно же – солнце). Для них сотворил Он растения, скот, птицу и рыбу, дабы питать их, для них поразил Он врагов своих, уничтожил чад своих, когда замыслили они мятеж. (Ангельские, по-видимому силы раскололи, замыслили мятеж…и Он их покорил ради человека). Для них сотворил Он свет дня и плывёт Он в небесах, дабы видели Его. Для них, воздвиг Он храм вокруг них, (всё мировое пространство – храм Божий который воздвигнут вокруг человека) и когда плачут они (т.е. люди) внемлет Он им, определяет Он правителей для них от яйца (т.е. от материнского чрева, т.е. от самого начала), вождей, укрепляющих спину слабому (вот для чего нужен правитель!), сотворил Он для них могучую силу (хэкау), дабы отводили они ею удары вражьи. Надзирает Он за ними (людьми) денно и нощно, поражает Он вероломных и из среды их (т.е. из людей) как бьёт человек сына своего ради брата его (т.е. наказывает, воспитывает). Ибо ведает Бог имя каждое».

Государство возникает чтобы «поддержать спину слабого», т.е. не только в социальном смысле, но и, безусловно, в религиозном, в борьбе добра со злом – отнюдь не случайно дважды упоминается о водном восстании чудовища. Борьба со злом в физической и метафизической сфере. Люди создают государственность тогда, когда чувствуют, что другими способами они с этим злом не справятся, что необходимо выделить из своей среды особого человека, который будет посредником между Богом и человеком и который будет особым хранителем божественной правды (Маат) в человеческом мире. Правда – маат – m3t, изображалось в виде страусиного пера. Перо символизирует лёгкость и закон Божий лёгок для праведника, он самый лёгкий («легко бремя Моё») и тяжёл для грешника, для того, кто его нарушает. Маат очень важная категория для египтянина. Маат это и человеческий и Божественный закон, «пэр маат» - так называется в Египте здание суда.

В Древнем Египте совершенно чётко ощущалось, что государство для человека, а не человек для государства. (В Античности - Платон, Аристотель - тоже ещё живо ощущается эта правда.) Но всё деградирует и понимание государственности забывается. И в период VI-VII династии, случается революция, а тексты того времени явно свидетельствуют, что правители стали жить для себя, а не для народа. И народ восстал, и сверг.

В целом же, в Др.Ег. народ чаял через царя достичь Бога. Царь являлся образом Бога, помазанником, пастырем и ходатаем за свой народ, стадо, пред Богом. Потом I переходный период, упования на царя слабеют…
Алексей Крол, пишет о проблемах возникновения государственности в работе «Египет древних фараонов», М. 2005. В двух словах суть сводится к следующему. 1) Была теория занесения государственности в Египет некой пришлой расой (Р.Энгельбах и др.). Однако эта теория «не подтверждается современными археологическими данными. В настоящее время, кажется, никто из серьёзных исследователей не отстаивает» эту идею (А.Крол. стр. 16). 2) Была теория согласно которой гос-во появляется в результате необходимости ирригационной системы (К.Виттофогель). Эта теория «не согласуется с современным пониманием роли ирригации в Египте» (стр. 17). 3) Мифологическая теория К.Зете, в её последующем развитии другими учёными, говорит о военном конфликте Верхнего Египта и Дельты, в результате чего появилось единое государство. 4) Теория Е.К.Кёлер, говорит о том, что гос-во возникает из-за культурного, торгового и политического общения. Две последние теории вылились в главный спор о милитаристском и пацифистском сложении единого гос-ва. Сам А.Крол придерживается милитаристского взгляда. Однако это уже позднейший путь, здесь важно разобраться, откуда возникают два государства: Верхнее и Нижнее царства.

Элеонора Кормышева в книге «Древний Египет», М. 2005, стр. 37, пишет следующее: «Династическая эпоха начинается с правления легендарного фараона Мины (Менеса), который, по традиции, объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Ему приписывают создание государственности, изобретение письменности, деление страны на номы (административные области) во главе с номархами. На самом деле, как свидетельствуют сохранившиеся документы, и до Мины в Египте правили фараоны, которые постоянно вели войны со своими соседями и которых ныне объединяют в I и II династии раннего царства (3000-2770 гг. до н.э.)». Т.о. понятно, что принцип государственности появляется раньше объединения Египта в единое государство!

Б.А.Тураев в «Истории Древнего Востока», Мн. 2004., стр. 167, пишет: «Далее, памятники эти ясно указывают на то, о чём раньше мы заключали из рассмотрения последующей истории Египта, а именно, что дальнейшей стадией государственности (курсив мой - А.Г.) до объединения государства было существование двух самостоятельных царств: южного и северного».

Т.о. Алексей Крол, назвав первую главу своей книги «Теории сложения государства в Египте» проходит стороной откуда берёт начало царской власти и целиком посвящает, на мой взгляд, уже вторичной проблеме всё внимание. Ведь не так важно, каким образом соединились два царства, важно то, как возникло первое царство в истории человечества! Впрочем, А.Крол посвятил книжку вовсе не этой теме.

Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе», в 13 главе пишет следующее: «Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов». Из этого видно, что Осирис «воцарившись» среди «звероподобных» египтян, положил тем самым начало государственности. Первый царь есть Осирис. Возникновение института царской власти и начало цивилизации приписывается Богу. Понятно почему и цари носили титулы богов и были помазанниками и сами обожествлялись. Всё это свидетельствует в пользу того, что государственность возникает как религиозный институт. «Стержнем этой власти (царской – А.Г.) было вневременное понятие основ египетской государственности, стремление к созданию мировой гармонии, выражавшейся в служении богу, строительстве храмов, восстановлении правопорядка через уничтожение хаоса (зла), персонифицировавшегося во врагах Египта, торжестве правды над ложью, символическом единении с космосом. Фараон считался воплощением жизненной силы, интерпретатором воли бога, верховным жрецом, единственным земным существом, общающимся божественным миром и дарующим материальную и духовную жизнь своим подданным. Жертвоприношения должны были делаться только от его имени» (Э.Кормышева «Др. Ег.», стр. 36).

В лекции прочитанной А.Б.Зубовым в Екатеринбурге лет 10 назад, он говорил следующее. Государство возникает из принципа ритуала. Что бы добиться какой-то цели (богатство, здоровье, рождение наследника и проч.), египтянин молил богов – совершал ритуальное действие. Этим самым действием, он входил в мир богов (пост, воздержание и проч.), этим действием он побеждал зло, которое мешает добру, и после этого, доброе происходило в этом мире. Древний понял, что должен быть кто-то, кто постоянно должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, ритуального действия, который является как бы богом на земле – символически. И этим существом стал – царь. Так появился институт царской власти. Царская власть возникает именно как религиозная функция. (Помазанник Божий.) Именно поэтому в древности царь, очень часто, даже и не занимался политическими делами, оставляя всё это визирю, занимаясь лишь самыми главными политическими проблемами. А царь, это посредник меж Богом и людьми, его функция именно такова.




  1. Религиозные причины возникновения письменности.

Когда на самом деле появляется первая письменность мы точно не знаем. Человечество в себе неоднородно и разные народы идут разными путями и вот какие-то народы развиваются, а какие-то, напротив, стоят, или даже деградируют. И письменность явилась сильным шагом вперёд для египетского народа. Но письменность не появляется вдруг сама собой, это осознанный человеческий шаг, это сознательное творчество. Но что мы знаем о появлении письменности, какую она играла роль?

Прежде всего нужно помнить, что письменное слово само по себе не создаёт культуру, оно его записывает, транслирует, что, в свою очередь, уже является мощным помощником развития культуры. Как не культура создаёт слово, но слово культуру, так и не письменность творит культуру, но культура письменность. Не Гуттенберг создал Библию, он лишь её напечатал. Поэтому в наличие факта письменности, впервые появляющегося в истории человечества, видно, что этому предшествовала долгая и трудная созидательная работа культуры, людей. Письменность раскрывает всю древность, и неписьменные народы палеолита и неолита начинают говорить.

Египтяне относились к письменности крайне благоговейно: письмо, по-египетски, md.w ntr – мэду нэчер – слова Бога. Иероглиф – <ερο-γλυφικ= – <ερ3ς священный, святой, γλυφ/ резное изображение (γλ^ττα – язык, речь). Древний человек записывал только то, что заслуживает вечности. Плутарх, посвящённый египетский жрец, в Исиде и Осирисе называет слово божественным, и приводит следующий интересный образ: «Так же и крокодил пользуется почетом, не лишенным убедительного основания, - ведь его называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке и, “двигаясь по бесшумному пути, справедливо правит делами смертных”» или такое: «И из всего, чем владеет человек от рождения, нет ничего божественнее слова, особенно — слова о богах, и ничто не имеет большего значения для счастья». Влияние египетской культуры на Элладу, выработавшей философскую концепцию божественного логоса, также общеизвестно. Иероглиф, высеченный в камне предназначался для вечности, ведь можно было ограничиться скоропортящимися папирусами.

Итак, первые следы письменности найденные нами, датируются второй половиной 4-го тысячелетия до Р.Х. Первейшая надпись найдена в гробнице Уджа, датируемая 3150 г. до Р.Х. найденная на костяной пластинке, в его гробе, надпись та и была – Уджа, это имя этого династа. Раз положено в гроб, скрытое от людей, то понятно, что предназначалось оно не для праздных зевак, но для вечности. Имя, по египетски - рэм, священно, оно является аспектом личности человека, и потому имя звучащее в вечности как бы обессмертивало саму личность человека. Отсюда и молитвы за умерших, с поминовением их имени.

В этой же гробнице Ужда найдены были сосуды с бывшими некогда в них маслами, и вот на дне этих сосудов обнаружены надписи, надписи сделанные скорописью (она пока ещё не расшифрована учёными), а это означает то, что письменность существовала уже за несколько веков до того! Почему мы не находим письма раньше? Потому что писали до этого только на папирусах, и лишь потом стали выбивать в камне. Почему мы знаем что писали на папирусах? Иероглиф означающий «слово» изображается как свёрнутый список папируса, а также этот иероглиф используется как детерминатив и встречается с первых же иероглифических текстов, поэтому мы можем сделать вывод, что на папирусе писали раньше, они лишь не сохранились до наших дней.

В Др.Ег. записывается не всё что попало, но только то, что помогает обрести спасение. Письменность связанна с заупокойными верованиями.

Итак, можно видеть, что, во-первых, письменность связана с религиозным, сокральным, и, во-вторых, мы можем сделать вывод, что, судя по всему, письменность возникает в эпоху какого-то кризиса, - он нём правда известно очень мало, есть лишь намёки, - а значит, письменность возникает как реакция, как способ спастись. Что-то людей заставило думать, что прежними способами им не удастся спастись, не смогут обеспечить себе вечности, что старые формы религиозной деятельности не эффективны, и тогда ищутся новые формы, новые пути и в этом направлении возникает новая религиозная форма. Меняется не суть, но форма. – Этим самым А.Б. объясняет, каким образом письменность утверждается и распространяется, т.е. посредством заупокойного культа, письменность закрепляется и развивается. Однако как же возникает письменность? Как отмечает Э.Кормышева, «египтяне приписывали изобретение письменности богу Тоту, обучившему ей людей во времена царствования Осириса. Так утверждалось древнейшее происхождение» (стр. 64) – по-видимому, первоначальное возникновение письменности самой по себе следует также искать в этой области.

Образ солнца как иконы Бога очень распространён, историк религии здесь может найти бесконечный материал. Мирча Элиаде в «Трактате по истории религий» посвятил главу «Солнцу и солярным культам», где он отметил одну интересную вещь: «культ Солнца доминирует именно там, где благодаря царям, героям и империям “начинается движение истории”. Чтобы объяснить подобный параллелизм между господством солярных культов и распространением “исторических” цивилизаций, выдвигалось немало других гипотез, порой совершенно фантастических» (Трактат, 36 Солярные иерофании и рационализм).




  1. Историко-культурные этапы складывания Египетского общества

В эпоху палеолита нильская долина не была заселена вообще, т.к., судя по всему, она была не пригодна для жизни.

В 8 тысячелетиипроисходит до Р.Х. переход к неолиту. Этот период называют «Себильской культурой», памятник комомбо. Это типичная неолитическая культура, которая была поспринята в Египте из переднего востока.

Этнический тип Египта неоднороден, он представляет собою соединение 3-х этнических типов: комомбо – западный (ливийский этнический тип), восточная дельта – семитический (южно-европиоидный), и, последний, негроидный. (Алексей Крол в книге Египет первых фараонов» описывает антропологический взгляд на этногенез в Древнем Египте.)

7 тысячеление именуется культурой Хелуана (развитая неолитическая культура, в долине Нила есть уже земледелие).

6-е – неолитические культуры: Меримда и Фаюм (фаюмский оазис).

5-4 тыс. (появление металла) называется халколитом (медно-каменный век) и включает в себя культуры: Эль Амра, Герза, Бадари. В это время памятники искусства уже вполне египетские. Да, они более примитивные, но типология та же. Культурный взрыв происходит в 4-м тысячелетии, в это время что-то происходит и мы обретаем здесь чисто египетскую культуру, со всем тем, что ей свойственно и знаменуется появление государственности и письменности. Но как видно появилась она не на пустом месте. Т.е. о египетской культуре мы можем говорить уже в 5-4 тысячелетии. В это время появляются города мёртвых, появляются точки религиозного поклонения. В неплодородных местах (т.е. плодородные нужны для живых) возникают гигантские кладбища. Мёртвые для Египта есть символ вечности. В 5-4 тыс. культ мёртвых очевиден. Здесь мы видим прямую связь с неолитом. Сама символика уже присутствует: ориентация в сторону солнца, зёрна во рту умерших, большие гробницы вельмож и др. Поздние египетские символы здесь уже есть. Возникает протодинастический период, т.е. когда Египет ещё не собран в одно единое государство, но царства и цари в нём уже есть.

Монефон, написавший египетскую историю (1 в. До Р.Х.), предложил деление династий на 30 периодов, это и называется династическим периодом, а протодинастический, это предшествующий ему, однако он уже имеет в себе практически все атрибуты династического времени.

Ι династия, это приблизительно 3100 до Р.Х. Раннее царство это первые 2 династии, 3000 – 2778. Этот период характерен похожестью культуры с месопотамской (м.б. у них близкие корни?). Об этом времени мы судим из того, о чём говорят гробницы.

Египет в то время был моногамен, наложницы царя это появилось позднее. Этот период поражает свое культурой, напр. статуи (среди статуй нередко встречается изображение жены и мужа высеченного в одном камне – «одна плоть и кровь») и др. Уровень религиозности тоже необычен для современного секуляризованного человека: в Египте были люди, которые не имели дома для жилья, но все свои средства эти люди вкладывали в строительство своей гробницы. Заупокойная традиция архиважная для Древнего Египта. Уже в 1-й династии есть гробницы, в гробницах есть всё нужное для жизни, в т.ч. и туалет, что говорит о том, что умершего не считали мёртвым, но живым.

Ι династия ведёт своё происхождение от царя по имени Менос, Μενες, или Мин. Его титул включал владыка верхней и нижней страны, что обозначалось соединением двух корон. Историк Манефон пишет, что этот царь основал город Мемфис (совр. Каир) – граница Верхнего и Нижнего Египта. Здесь царь воспринимается не только как соединитель двух стран, но и как соединить двух миров – земного и небесного, в этом состоит сакральная функция царя. До правления Меноса в Египте был политический и духовный кризис, и этот царь стал тем, кто вывел страну из этой беды.

2778 г. это переход от раннего царства к т.н. древнему. Древнее царство: 2778-2263. Это период 3-6 династии. Этот переход ознаменован неким сдвигом: царь строит себе гробницу, начинает использоваться гранит в заупокойных культах (м.б. это отголосок мегалитической культуры – для Бога нужно много трудиться).

4-я династия, пирамида Хеопса. Расцвет строительства пирамид. Хеопс царь деспот и после его династии власть переходит к 5-й династии – жрецов из Гелиополя. Из сказки папируса Весткар: к Хеопсу от скуки призывается ясновидец Джеди, Джеди разводит воду и находит серёжку, далее Хеопс предлагает проверить может ли Джеди и в правду воскресить человека, убив его перед этим, но Джеди говорит, что нельзя так поступать с паствой Бога. (Вообще в Египте убийства не приветствовались.) Затем Хеопс желает узнать будущее, и Джеди ему говорит, что внук Хеопса будет последним царём Египта этой династии. – Это сбывается.

Последний царь 5-й династии Унос впервые повелел писать в своей гробнице заупокойные тексты. Это первые тексты пирамид. Вместе с текстами пирамид возникают и тексты ковчегов (саркофагов). Деревянный гроб связан с древом жизни достигающим неба – это глубочайшая символика религиозных чаяний человека на протяжении всей истории человечества. Тексты ковчегов сохраняются вплоть до 12-13 династии, а потом перестают писаться. Климат сохранил их.

В конце правления 6-й династии наступает смута – первый переходный период: 2263-2100. В чём причины? Тексты ковчегов предвещают смуту, они говорят о том, что что-то уже начинало рушиться и появление текстов ковчегов говорит о том, что хотели этого избежать, хотели сохранить священное и пытались закрепить это в текстах ковчегов. Почему случилась смута? Цари стали богатеть и жить для себя, забывая и попирая свои сакральные функции помазанников. Цари стали жить для себя, а не для народа. Участь любой монархии. Поучительно здесь почитать поучения Мерикара, написанного как раз в этот период. Однако Египет смог преодолеть эту беду.

11-я династия. Начало Среднего царства 2100-1785, т.е. 11-я и 12 династии, Египет оправляется от смуты и снова един. Время великого развития египетского искусства, правда культура эта уже не столь религиозна как прежде, но всё же роль религии огромна. Египет становится империей, покоряет Нубию, и то, что потом станет Израилем. Египту платят дань, он богатеет. С этого времени дошло довольно много текстов пирамид, текстов ковчегов.

В 1785 г. Египет подвергается завоеванию гиксосов. Гиксосы это семиты, но не иудеи. Они пришли с Синая. В Египте понятное дело, наступает упадок.

1875-1580 – второй переходный период. Египет распадается на много частей, это время 13-17 династии. Египетский полководец Яхмес, начинает борьбу за освобождение Египта.

1580-1085 – период 18-20 династии. Египет быстро поднимается, мощный расцвет. При Рамсесе 2, Египет становится самым большим за всю свою историю – огромная территория. Мир Расмеса с хеттским царём, в результате которого, всё что находится южнее Малой Азии оказывается под властью Египта. Заупокойная традиция в это время общераспространённая: всех хоронят согласно религиозным требованиям, люди богаты и живут в достатке. В это время распространяется т.н. «Книга мёртвых», которую сами египтяне называли «книгой выхода в день», т.е. книгой воскресения. Книга мёртвых содержит 185 речений, картинки заупокойного царства – нововведение. Эти картинки вкладывают в пелены мумий. Мастерство мумификации достигает своего технологического апогея. Идёт расцвет по всем направлениям: искусство, астрономия, материальная составляющая, военное дело совершенствуется (египтянами впервые применена тактика и строй), строится морской флот.

В 1200 г. переселение народов на Востоке: индоарии вторгаются в Грецию и дорийцы вытесняют ахейцев. В Египте это названо «движением народов моря». Это приводит к падению хеттского государства, главного соперника Египта. Народы мря постепенно движутся в сторону Египта. Мерне-Птах разбивает их, в тяжёлой битве. Мерне-Птаху принадлежит израильская стела, в ней впервые упоминаются евреи.

Богатый Египет начинает хиреть от своего достатка. Власть в Египте слабнет, внутренние проблемы одолевают его. Фактическая власть переходит к высшим санам фиванского жречества. После этого ливийцы захватывают большую часть Египта.

1085-950 – третий переходный период. Переворот Амен-Хотепа 4, который берёт себе имя Эхнатона. Суть реформы Эхнатона заключается в том, что до этого царь считался образом Бога, а теперь Бог считается иконой царя. Эхнатон объявляет, что он и царь, и бог, единственный бог, и его икона – Атон, т.е. солнечный диск. Абсолютное обожествление правителя. Остальные религиозные символы стали вымарываться. Неслучайно, что эта реформа произошла после того, как Египет развратился в богатстве. Эхнатон строит себе город (рядом с деревней Эль Амарна) и поселяется в нём, за ним тянутся подчинённые. Эхнатон означает – слава атона, солнечного диска. Но уже его сын Тутанхамон (тут-ан-атон – вечно живой солнечный диск) отказывается от реформ отца. В этот период гробницы всё так же строятся, но в них уже запрещается делать изображения, кроме изображений царя (запретить строить гробницы, всё-равно что запретить хоронить). Эхнатона, понятное дело, невзлюбили, даже его имя после смерти перестали произносить (мы помним, что в имени по египетским представлениям, заключена частичка личности человека!), а просто говорили так: «враг…» Это ясное отношение, ведь вместо богов, он пытался заставить поклоняться себе. Одной из главных ошибок Эхнатона было то, что он пытался запретить любимого египетского бога Осириса, бога воскресения. В искусстве, реформа Эхнатона, отобразилась следующим образом: в идеалистическом изображении, чисто символическом и духовном, начинают проступать натуралистические черты, СА царь изобразается с отвисшей губой, пузом, что прежде было немыслимым. И это понятно, ведь в если человек икона Бога, то он и изображается наиболее приближенным к идеалу, а раз Эхнатон ввёл религию человекобожия, в собственном лице, то и изображается всё в крайнем натурализме. Реформа Эхнатона не монотеизм, как иногда утверждают, но попытка введения религии человекобожия.

Это ослабило Египет, и его захватили ливанцы. В 952 г. при 22-ой династии Египет освобождается от оков. 950-525 – Поздний Египет. 22-26 династии. Выше Египет уже не поднимется, нового не создаст.

В 6-7 веке Египет впервые полностью завоёван другой цивилизацией – Ассирией. Затем, Нововавилонское царство покоряет Ассирию. В 525 г. Египет снова завоёван, на этот раз персидским царём Камбизом.

525-404 – 27 династия, от Камбиза до Дария 2. В 404 полководец Псыметих устраивает восстание и освобождает Египет.

404-343 – 28-30 династии Мендесская и Себенитская. В это время Египет посещает Геродот.

В 343 Египет снова завоёван Персией. В 343-332 Псамметих 3 пытается сопротивляться, но их разбили.

В 332 г. Александр триумфально входит в Египет и провозглашает себя освободителем. Его венчают двойной короной. С этого времени Египет под властью эллинизма. После Александра Египет принадлежал династии лагидов: 305-31 – греческие цари. Происходит синтез греческой и египетской культур – греки начинают мумифицировать. Через Грецию Египет открывается миру. В это время на лицо умершего кладётся портрет (фаюнский портрет).

31 г. до Р.Х. Египет завоёван Юлием Цезарем. Клеопатра становится женой цезаря. Египет теперь – римская провинция и ей он остаётся до 642 г. н.э. Египет первый народ всецело принявший христианство – они были говоты к этому в силу многовекового ожидания Спасителя, веря в воскресающего Осириса. Во 2-м. веке все коренные египтяне – христиане.

В 642 Египет завоёван мусульманским халифом Омаром. С 642 по 1517 халифат. Потом Египет включается к османам, в 19 веке на время становится под власть Англии и наконец снова свободен.


  1. Египетская культура в Библии, патристике и у античных авторов.

Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов. Между Израилем и Египтом существует особая, уникальная связь. Не успевает создаться Богоизбранный народ, как Авраам попадает в Египет. Проходит два поколения и Иосифа продают в Египет, дальше вся семья Иосифа попадает в Египет, а потом и весь Израиль оказывается в Египте. Египет остается воспоминанием в богослужении.

Целый ряд народов близких евреям не могут войти в сообщество Израиля, а египтяне в 3-м поколении, по закону Моисея, могут. Во время пасхального Седера первая капля вина отливается в память египетского войска погибшего в Красном море. Да египтяне преследовали Израиль, но на протяжении веков давали приют Израилю. И, наконец, в эпоху Царей египетские принцессы даются царям Израиля, израильские принцессы отдаются в Египет.

После падения Иерусалима часть евреев бежит в Египет.

Когда происходит пришествие Христа во плоти, единственная страна, которую он посетил, кроме соседствующей Сиро-Финикии, это Египет.

Египет был первой страной, на народном уровне, почти полностью, принявшей христианство во 2-м веке. Как пишет Евсевий Кесарийский - "Египет был первой страной в Эйкумене, которая стала христианской". То есть простые люди из глубинки приняли новое Слово, следовательно, ждали, а там где не ждали там и не приняли. Когда Павел проповедовал в Афинах о воскресении, которого не ждали, его пригласили в ареопаг и сказали, мы тебя послушаем дорогой, но в другой раз. А Египтяне верили в воскресение, и новое учение стало подтверждением их веры.

В Деяниях есть момент, когда Стефан, обвиненный в богохульстве, произносит речь и касается истории еврейского народа. Дойдя до Моисея, он говорит: "и научен был Моисей всей премудрости египетской, и силен был в словах и делах". Он говорит об этом как о чем-то важном, о чем-то связанном с божественной силой дарованной Моисею. Понятно, что он был обучен не примитивной вере, над которой смеялись Цицерон и Минуций Феликс, будто египтяне верят в ибисов и крокодилов, конечно, он был обучен чему-то другому.

В античном мире египетская культура предстает как некая экзотическая религиозная глубина. Наблюдается взаимопроникновение культур. Египетсая религия, и египетская культура в целом становится предметом изучения античных мыслителей (ср. Плутарх), а порой даже практикуется в той или иной мере.

В патристике отношение к Египту не однозначное. Если богослов полемизировал с язычниками, то египетская религия становилась также предметом критики. Когда же речь не идет о полемике, то мы найдем множество вполне достойных отзывов о египетской культуре (см. Ориген, Климент Александрийский).




  1. Понятие «нечер» в египетской религии.

Слово-знак изображающий Бога был, как писал Уоллес Бадж, в Древнем Египте такой: «хотя мы ничего не знаем о том, когда возникла вера во всемогущего Единого Бога, надписи сообщают нам, что это Существо называли словом, которое можно передать как Нетер, и его изображали в виде секиры (вероятно, камен­ной) с длинной деревянной рукояткой. Цветные иерогли­фические изображения показывают, что секира прикрепля­лась к ручке кожаными ремнями или веревками и, судя по внешнему виду, была грозным оружием в умелых и сильных руках. Недавно появилась теория, согласно которой на этих рисунках изображена палка с привязанным к ее верхнему концу цветным лоскутом ткани (эту теорию выдвинул сэр Ален Гарденер – А.Г.). Но вряд ли эта теория найдет приверженцев среди археологов. Линии, пересека­ющие обух, изображают веревку или кожаные ремни и указывают на то, что секира была изготовлена из хрупкого камня, который легко мог расколоться. На рисунках эпохи последних династий металлическая секира заменила камен­ную, и, поскольку новый материал был более прочным, его не нужно было дополнительно закреплять» (Египетская религия, египетская магия» М.2003, стр. 13).

Нетер, или как мы называем – нечер, есть то Имя, которым египтяне называли Бога. Нечер – ntr – в коптском зыке пишется как – noyte (это единственное число), но коптский язык появился поздно и он не передаёт до конца значение слова, однако намекает на него. Слово noyte мы находим и в «розетском камне», написанном на 3-х языках: греческом и 2-х египетских, и эквивалентом слову noyte в розетском камне стоит – Θε3ς. Что оно значит в Древнем Египте, какова его этимология, каков корень, что мы можем об этом сказать? Выдвигались разные теории, У.Бадж говорит, что единогласия здесь нет: «Известный французский египтолог Э. Руже свя­зывает имя Бога Нетер с другим словом нетер — «возрож­дение», «возобновление». В соответствии с этим, по-види­мому, можно считать, что основной в концепции Бога была идея о Существе, обладающем способностью постоянно возрождаться, или, другими словами, «Самосущем». Доктор Г. Бругш лишь отчасти разделяет этот взгляд, ибо он определяет нетер как «активную силу, которая вновь и вновь воспроизводит и творит сущее, которая всему дает новую жизнь и возвращает молодость» (Егип. религ., егип. маг, стр. 15). Однако вернее будет, по-видимому, переводить это слело следующим образом: коптское noyte очень близко к noyten, что значит натр, натрий (так означается «нитрийская долина»), т.е. в буквальном смысле, химическое вещество Na2OH. Как можно узнать из энциклопедии: «Поваренная соль (хлорид натрия NaCl), едкая щелочь (гидроксид натрия NaOH) и сода (карбонат натрия Na2CO3) находили применение еще в Древней Греции», т.е. вещество это в древнем мире использовалось довольно активно. Но здесь важно то, что натрий использовался в заупокойных ритуалах, а именно, при мумификации. Дело в том, что натр очищает, делает тело чистым. Слово натр, по смыслу значит – чистый. В религиозно-богословском аспекте это значит, что чист тот, кто не запачкан грехом, кто не как человек. Т.о. видно, что для египтянина в понятии Бога важен акцент чистоты. А человек не чист. Отсюда получается, что Имя Бога, Нечер или Noyte (по коптски) можно передать как Чистый. (Религиоведческая параллель: Имена Бога всегда появляются не просто так, они всегда имеют смысл, так, наше слово Бог происходит от «бхага», т.е. податель; Бог – богатый, тот, кто имеет, тот, кто даёт; т.о. образом получается, что Бог это Податель жизни, Творец.) Некоторую параллель с этим мы находим в Ветхом Завете: «Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий» (Мал. 3:2). Натр используется как средство очщения (ср. наше мыло), но в богословском аспекте это нужно понимать, что человек очищается для его обожения, для того, что бы стать подобным Богу. Представление об обожении-очищении – вот главная идея Нечер. (Такое толкование впервые предложил египтолог фон Биссинг.)

Но понимание этого слова в силу своего смысловой направленности распространялось шире, так, в Древнем Египте слово нечер употреблялось для обозначения: 1) Бога Творца (Его, однако называли разными именами), 2) многочисленных духов, слуг Бога (божественные ангелы) и 3) так именовали обоженных умерших – аху – т.е. сияющие, воскресшие (нэчри – обожение), и наконец последнее, 4) это живые люди, но чистые и пребывающие в Боге, во-первых конечно же царь, как помазанник, как икона Бога (живая икона Бога очень важна для Египта).

  1. следующая страница >>


izumzum.ru