История мировой культуры - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Среди интересных и актуальных для исследователей истории отечественной... 1 172.32kb.
Тема «Краткая история физической культуры и спорта» 1 39.86kb.
Базовый уровень изучение мировой художественной культуры на базовом... 1 70.05kb.
Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. История печати... 1 22.36kb.
Рабочая программа педагога бакановой Нины Николаевны 1 230.73kb.
Гсэ. Ф. 04. Культурология структура и состав современного культурологического... 1 350.54kb.
Образы мировой культуры в прозе д. С. Мережковского 4 545.59kb.
Лекции по предметам: «История культуры и искусств», «История костюма... 1 14.45kb.
Обеспеченность образовательного процесса оборудованными учебными... 1 59.23kb.
История немецкой литературы; история еврейской культуры 1 436.43kb.
Понятие динамики культуры. Соотношение понятий «динамика культуры»... 1 64.73kb.
Ударная дрель hp 1620 инструкция по эксплуатации 1 65.23kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

История мировой культуры - страница №1/1

Наименование дисциплины: История мировой культуры

Направление подготовки: 030600 История

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории М.В.Кольцов.

1. Курс предназначен для студентов специальности «история» исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Цель освоения дисциплины «История мировой культуры» – ознакомление студентов-историков с основными закономерностями культурного развития человечества (конкретнее – Евроамериканской цивилизации) через призму развития его материальной и духовной культуры.

Образовательные задачи включают в себя усвоение студентами специфики эволюции мировой культуры как процесса возникновения и последовательной смены культурно-исторических эпох, выяснение их особенностей, причин возникновения определённых исторически обусловленных художественных направлений, стилей и методов, знакомство с выдающимися произведениями мировой культуры различных культурно-исторических эпох от Первобытности до XX века.

По окончании курса студенты должны свободно ориентироваться в основных подходах к изучению истории мировой культуры, понимать основные проблемы курса, как на теоретическом, так и на конкретно-историческом уровне, свободно владеть понятийным аппаратом.

Курс рассчитан на 1 семестр.

2. Дисциплина относится к вариативной части Профессионального цикла Б3.

В связи со сложностью и многоплановостью истории мировой культуры, её изучение и преподавание должно базироваться на междисциплинарном подходе с учетом тесных связей между данным курсом и комплексом общественных и гуманитарных наук: истории, философии, социологии, психологии, культурологи, искусствоведения, истории естествознания и др. Таким образом, история культуры изучается в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

- различные подходы к анализу истории мировой культуры;

- сущность и специфику развития различных исторических типов культуры;

- особенности миропонимания, философии, научных представлений и художественного развития каждой культурно-исторической эпохи;

- основные направления и художественные стили, их конкретно-практическое проявление в произведениях художественной культуры: изобразительном искусстве, литературе, архитектуре и музыке, имена выдающихся представителей культуры и искусства и их произведения;

- основные понятия и категории культуры, проблему её периодизации и хронологии.


    Уметь:

- сопоставлять различные жанры и виды художественной культуры различных эпох;

- определять преемственность, взаимосвязь и взаимовлияние между культурами различных эпох;

- осознавать индивидуальность творческой манеры наиболее выдающихся представителей мировой культуры;

- пользоваться научной литературой по предмету;

- планировать и осуществлять мероприятия по комплексному анализу исторических источников.




    Владеть:

    - историческими методами исследования (сравнение, анализ, сравнительно-исторический метод).



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Понятие и содержание культуры. Этимология и многообразие определений понятия «культура». Структура и функции культуры. Основные концепции культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Основные категории художественной культуры

2

Первобытная культура. Проблема возникновения культуры. Особенности первобытного мировосприятия. Первобытные религиозные представления: культы, обряды, верования (анимизм, тотемизм, магия). Проблема появления и особенности первобытного искусства. Первобытное изобразительное искусство, архитектура и музыка.

3

Культура Древнего Междуречья и Египта. Древнее Междуречье: историко-географическая характеристика, особенности религиозной системы и мифологии. Государственно-правовая система. Письменность и литература. Архитектура и градостроительство. Скульптура и изобразительное искусство. Научные представления жителей Междуречья. Семейно-брачные отношения, быт, одежда, причёски.

Древний Египет: особенности религиозной системы, космогонии и мифологии древних египтян. Представления о загробной жизни, погребальный культ и пирамиды фараонов. Древнеегипетская письменность, литература, изобразительное искусство и научные познания.



4

Культура Античной Греции. Проблема периодизации. Крито-Микенская культура: Кносский дворец, критский и микенский периоды. Культура древнегреческой архаики. Значение архаического периода в истории и культуре Древней Греции: мифологическая система, философское знание, литература, скульптура, керамика и архитектура. Культура древнегреческой классики: ансамбль афинского Акрополя, классическая скульптура, драматургия и литература. Историческое и философское знание. Олимпийские игры. Характеристика культуры эллинистического периода.

5

Культура Древнего Рима. Проблема влияния этрусской культуры на религию, искусство и государственную систему Древнего Рима. Идеология и ценностная система Римского государства. Особенности древнеримской религии, образования, науки, философии и литературы. Архитектура Древнего Рима и типы общественных архитектурных сооружений. Изобразительное искусство и портретная скульптура.

6

Культура европейского средневековья. Характерные особенности средневековой европейской культуры. Средневековая философия: патристика и схоластика. Образование в эпоху Средневековья: низшие, средние и высшие школы (университеты). Сравнительная характеристика романского и готического средневекового искусства и архитектуры. Средневековая литература: героический эпос, рыцарский роман, поэзия вагантов и городская литература. Развитие и типология средневекового театрального искусства. Средневековая музыка: «григорианский антифонарий», музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров.

7

Культура европейского Возрождения. Проблема понятия и локализации феномена Возрождения. Отличительные черты эпохи Возрождения. Раскрытие понятия гуманизм. Новая система гуманитарных дисциплин – studia humanitatis. Итальянское Возрождение – периодизация и характерные особенности. Проторенессанс в итальянской литературе и изобразительном искусстве: Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Раннее итальянское Возрождение: Флоренция и Платоновская Академия, творчество Мазаччо, Донателло и Брунеллески, а также других представителей этого периода в итальянской живописи. Высокое Возрождение в Италии: жизнь и творчество трёх титанов – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Эпоха Позднего итальянского Возрождения: венецианская школа (Тициан, Джорджоне), маньеризм (Понтормо и Пармиджанино), драматургия (Ариосто, Макиавелли) и комедия дель арте.

Северное Возрождение: понятие, специфика и региональные особенности в Нидерландах (Ван Эйк, Босх, Брейгель Старший), германских землях (Дюрер, Грюневальд, Гольбейн Младший, Кранах Старший), Франции (Клуэ, Рабле), Испании (Эль Греко, Сервантес, де Вега, де Молина) и Англии (Марло, Шекспир)



8

Европейская культура XVII века. Особенности развития культуры, науки и философии в XVII в.: специфика XVII в. как начала нового этапа развития Евроамериканской цивилизации, выдающиеся естественно-научные открытия и их творцы (Галилей. Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Гюйгенс, Гарвей, Мальпиги, Левенгук), научно-мировоззренческая революция и достижения в философии (Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза).

Стиль Барокко в европейском искусстве и музыке XVII в. Особенности барочной архитектуры: Бернини. Барочная живопись и её региональная специфика в Италии (Караваджо), Фландрии (Рубенс. Ван Дейк, Йорданс), Испании (Веласкес) и Голландии (Халс. Рембрандт). Музыка раннего барокко: зарождение оперного жанра и К. Монтеверди, оратория, фуга, орган и клавесин.



Классицизм в европейском искусстве, литературе и драматургии XVII в. Франция как родина классицизма: Версаль и французская живопись XVII в. (Пуссен и Лоррен). Классицистическая литература и драматургия: Буало, Корнель, Расин и Мольер.

9

Культура эпохи Просвещения. Этапы, основные идеи и региональные особенности Просвещения: Англия (Локк, Юм, Смит), Франция (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро), Италия (Вико, Дженовези, Беккария) и Германия. Характеристика культурной жизни Европы XVIII в. Классицистическое просвещение и просветительский реализм: основные представители в изобразительном искусстве и литературе. Стиль рококо: особенности и представители. Литература и драматургия второй половины XVIII в. Музыкальное искусство позднего барокко (Бах и Гендель), венская классическая школа (Гайдн и Моцарт).

10

Культурная эпоха XIX века. Особенности культурно-исторического развития Евроамериканской цивилизации в XIX в. Основные достижения в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах. Важнейшие научно-технические изобретения и их воздействие на жизнь общества. Романтизм в европейской культуре XIX в.: понятие, генезис, периодизация, типология и эстетическая теория. Романтическая литература и живопись Англии, Германии и Франции. Специфика и особенности романтической музыки. Основные представители немецкого, итальянского, французского, польского и венгерского музыкального романтизма. Реализм в европейской культуре XIX в.: понятие и характерные особенности. Критический реализм в литературе Франции и Англии. «Новая драма», веризм и натурализм. Художественная культура рубежа XIX-XX вв.: особенности и ключевые представители импрессионизма (Моне, Мане, Ренуар, Дега, Писсарро), постимпрессионизма (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген, Ван Гог), неоимпрессионизма (Сера, Синьяк) и символизма (Бодлер, Верлен, Рембо, Маларме, Метерлинк)..

11

Культура XX века. Особенности развития культуры в XX веке. Глобальные проблемы современности: понятие и классификация. НТР: её суть и последствия. Модернизм в культуре XX века. Основные модернистские течения в искусстве 1 пол. XX в. и их представители: фовизм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Сущность модернистского метода в литературе: поток сознания. Постмодернизм в культуре XX века: характерные особенности и основные направления. Теория литературного постмодернизма: интертекстуальность. Основные представители постмодернистской литературы. Массовая культура как феномен культуры XX века: понятие и сущность. Характерные признаки продукции массовой культуры. Кинематограф и поп-музыка как две сферы массовой культуры.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.

2. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000.

3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.


б) дополнительная литература

1. Дмитриева Н. Краткая история искусств: В 3 т. М., 1991.

2. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991.

3. История зарубежного театра: В 4 ч. / Под ред. Г.Н. Бояджиева. М., 1971-1986.

4. Луков В. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: ACADEMIA, 2003.

8. Рычкова Ю. Краткая история живописи. М., 2002.

9. Скворцова Е. Теория и история культуры. М., 1999.

10. Философия культуры: Становление и развитие. С-Пб., 1998.

11. Шаповалов В. Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 1999.

12. Кольцов М.В. История и теория мировой культуры (XIX – ХХ вв.): методические указания. Ярославль, 2005. 40 с.

б) дополнительная литература:

13. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.

14. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в её развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2000.

15. Варга Д. Древний Восток: у начал истории письменности. Будапешт: Корвина, 1979.

16. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1997.

17. Греция: храмы, надгробия и сокровища. М.: ТЕРРА, 1997.

18. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1990.

19. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.

20. Европейская живопись XIII-XVIII вв. Энциклопедический словарь. М.: Искусство, 1999.

21. Зарубежная литература XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2003.

22. Зарубежная литература. ХХ век. / Под общ. ред. Н. П. Михальской. М., «Дрофа», 2003.

23. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. М., 1997.

24. История Европы: в 8 т. Т. 1-4. М., 1988-1994.

25. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1987.

26. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

27. История зарубежной литературы XIX века: в 2 т. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1991.

28. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьёвой. М., 2000.

29. История итальянской литературы XIX-XX вв. М., 1990.

30. История немецкой литературы: в 3 т. М., 1975. Т. 3.

31. История немецкой литературы: в 5 т. М., 1976. Т. 5.

32. История французской литературы: в 3 т. М., 1962. Т. 3.

33. История эстетической мысли: В 6 т. Т. 5, 4.. М., 1986-1987.

34. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Италия, Испания, Фландрия. М., 1988.

35. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995.

36. История искусства зарубежных стран: Первобытность, Древний Восток, Античность. М., 1980.

37. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М.: Высшая школа, 1999.

38. Культура Древнего Рима. М., 1985.

39. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

40. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

41. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

42. Культурология XX век: энциклопедия в 2-х т. М., 1995.

43. Культурология XX век: Словарь. С-Пб., 1997.

44. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.: Музыка, 1982.

45. Массовая культура и массовое искусство: за и против. М., 2003.

46. Дудова Л. В. и др. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998.

47. Мировая художественная культура ХХ век: Кино, театр, музыка. С-Пб., 2008.

48. Помпеи: сгинувший город. М.: ТЕРРА, 1997.

49. Рим: эхо имперской славы. М.: ТЕРРА, 1997.

50. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV – XVIII вв. М., 1966.

51. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

52. Удивительные Эгейские царства. М.: ТЕРРА, 1997.

53. Уоллэйс Р. Мир Леонардо 1452-1519. М.: ТЕРРА, 1997.

54. Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Используется современное программное обеспечение проприентарное (ОС семейства Windows и MS Office) и бесплатное (Open Office.org).

В качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

- Всеобщая история искусств – http://www.artyx.ru

- Культурология: теория, школы, история, практика – http://www.countries.ru

- Музеи Европы: художники и картины – http://nearyou.ru/

- Старатель: живопись, литература, философия – http://www.staratel.com



- Энциклопедия культур – http://ec-dejavu.ru




izumzum.ru