История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому экзамену / С. А. Бартенев; Всероссийская академия внешней торговли. - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области... 1 121.2kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки 1 45.09kb.
Ю. А. Огородников История и философия науки Программа 2 601.54kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки 1 88.9kb.
Учебное пособие / М. А. Черняк. Спб.: Сага; М.: Форум, 2014. 1 15.09kb.
Фамилия, имя, отчество Занимаемая должность 2 251.29kb.
История и философия науки планы семинарских занятий 1 159.39kb.
Роль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / Т. 1 50.59kb.
Эконометрика. Практикум: Учебное пособие / С. А. Бородич. М. 1 60.99kb.
Методы расчета пылеулавливающих систем: Учебное пособие / М. 1 66.39kb.
1. Философия науки как область теоретической мысли: дисциплинарный... 1 106.15kb.
Рава и экономики Alpatov A. A. Issues the 1 297.03kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому экзамену / С. А. - страница №1/1

История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому экзамену / С.А. Бартенев; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. (обложка)

ISBN 978-5-9776-0068-2

Учебное пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по философии и истории экономической науки.

В пособии учтена специфика кандидатского экзамена, соотнесены философия и экономическая тематика. Освещены понятия науки, структура научного знания, вопросы научной методологии. Применительно к экономическому профилю диссертационных исследований рассмотрены история науки (история экономических учений) и философские проблемы конкретной науки (философия экономики).

Детально представлена технология подготовки диссертационного исследования по экономической тематике.
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ГЛАВА


1

Что такое философия экономической науки? . . . . . . . . . . . . . 11

1.1. Исходные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.2. Философия науки — ее основания . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.3. Проблематика и предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

1.4. Экономика: наука и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

1.5. Эволюция экономического знания . . . . . . . . . . . . . . . . 22

1.6. Эпистемология — теория научного познания . . . . . . . . . . . 24

ГЛАВА

2

Основания экономической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33



2.1. Целостность познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

2.2. «Всеохватывающая взаимозависимость» . . . . . . . . . . . . . 34

2.3. Теория вбирает практический опыт . . . . . . . . . . . . . . . . 37

2.4. Еще о проблематике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

2.5. Сферы (фазы) и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

2.6. Конституирующее начало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

2.7. Экономика и этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

2.8. Свобода и ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

ГЛАВА

3

Методология и методы познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57



3.1. Что такое методология науки?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

3.2. Общенаучные и специфические методы . . . . . . . . . . . . . . 61

3.3. Эмпирическое и теоретическое знание . . . . . . . . . . . . . . 64

3.4. Познание в экономической науке . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

3.5. Традиционные и специфические методы . . . . . . . . . . . . . 69

3.6. Спор о методе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

3.7. Критерии истинности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

История и философия экономической науки 5

ГЛАВА

4

Ценность как экономический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . 80



4.1. Стимулы и предпочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

4.2. «Экономический человек» — и не только . . . . . . . . . . . . . 83

4.3. «Теории ценности» и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

4.4. Количества ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

4.5. Ценность и справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

4.6. Ценность в науке и политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

ГЛАВА

5

Эволюция философскихвзглядов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103



5.1. Зарождение философской традиции . . . . . . . . . . . . . . . 103

5.2. Рационализм против схоластики . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

5.3. Диалектика и метафизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109

5.4. Философы о воле к жизни и воле к власти . . . . . . . . . . . 114

5.5. Экзистенциализм о человеческой свободе . . . . . . . . . . . . 118

5.6. Идеи постиндустриального общества . . . . . . . . . . . . . . . 120

5.7. Логический позитивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122

ГЛАВА


6

Модели позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

6.1. Постпозитивизм о стиле мышления . . . . . . . . . . . . . . . 127

6.2. Прогресс науки — научные революции . . . . . . . . . . . . . 128

6.3. Парадигмы — основания науки . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

6.4. Механизм научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

6.5. История науки — история конкурирующих программ . . . . . . . 133

6.6. Относительность научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . 136

6.7. Верификация и фальсификация . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

ГЛАВА


7

Классическая школа о предмете и методе . . . . . . . . . . . . . . 145

7.1. Где таится источник богатства? . . . . . . . . . . . . . . . . . 145

7.2. Исходный пункт — производство . . . . . . . . . . . . . . . . 147

7.3. Согласование и координация мотивов . . . . . . . . . . . . . . 150

7.4. Кого относят к классической школе . . . . . . . . . . . . . . . 153

6 История и философия экономической науки

Оглавление

7.5. Экономическая лингвистика и понятия_метафоры . . . . . . . . 155

7.6. О стоимости и ценности: терминологическое уточнение . . . . . 157

7.7. Рождение науки — переворот во взглядах . . . . . . . . . . . . 159

ГЛАВА


8

Маржинализм и альтернативные школы . . . . . . . . . . . . . . . 163

8.1. Формирование маржинализма . . . . . . . . . . . . . . . . . 163

8.2. Два этапа маржиналистской революции . . . . . . . . . . . . . 165

8.3. В основе ценности — полезность . . . . . . . . . . . . . . . . 167

8.4. Экономическое равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

8.5. Оптимум по Парето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171

8.6. Теория цены: затраты и результаты . . . . . . . . . . . . . . . 173

8.7. Теория распределения доходов и производственная функция . . 175

8.8. Историческая школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178

8.9. Экономическая теория К. Маркса . . . . . . . . . . . . . . . . 180

ГЛАВА


9

Кейнсианская революция и эволюция кейнсианства . . . . . . . . 185

9.1. Переворот в экономическом мышлении . . . . . . . . . . . . . 185

9.2. Методология Дж. М. Кейнса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

9.3. Политика стимулирования спроса . . . . . . . . . . . . . . . . 191

9.4. Полемика с монетарными подходами . . . . . . . . . . . . . . 193

9.5. Эволюция кейнсианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195

9.6. Накопление и технический прогресс . . . . . . . . . . . . . . . 197

9.7. Теория ценности П. Сраффы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199

9.8. Поиски новых подходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

ГЛАВА

10

Информационная экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204



10.1. Информация и институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204

10.2. Теорема Р. Коуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206

10.3. Информационная асимметрия . . . . . . . . . . . . . . . . . 207

10.4. Теории организационных структур . . . . . . . . . . . . . . . 208

10.5. Теории игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211

10.6. Глобализация финансовых систем . . . . . . . . . . . . . . . 213

10.7. Новая парадигма стоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215

10.8. Логика истории — логика науки . . . . . . . . . . . . . . . . 217

История и философия экономической науки 7

Оглавление

ГЛАВА

11

Экономическая наука и национальная школа . . . . . . . . . . . . 220



11.1. Становление национальной школы . . . . . . . . . . . . . . . 220

11.2. Приоритетные исследования математиков . . . . . . . . . . . 223

11.3. «Большие циклы» Н. Д. Кондратьева . . . . . . . . . . . . . . 225

11.4. В поисках методологических основ . . . . . . . . . . . . . . . 226

11.5. Анализ аграрных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228

11.6. Первая в истории модель экономического роста . . . . . . . . 230

11.7. Теория многоуровневой экономики . . . . . . . . . . . . . . . 233

11.8. Дискуссии послевоенного периода . . . . . . . . . . . . . . . 235

11.9. Рецепты и практика реформирования . . . . . . . . . . . . . 236

ГЛАВА


12

Технология научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241

12.1. Что такое диссертация? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241

12.2. Формулировка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244

12.3. Информационный поиск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249

12.4. Объект и предмет исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 255

12.5. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257

12.6. Новизна и значимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259

12.7. Оформление квалификационной работы . . . . . . . . . . . . 264

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266



Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269


izumzum.ru