Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ключевым сектором новой экономики является сектор информационно-коммуникационных... 1 94.92kb.
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно... 2 434.54kb.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы... 1 160.27kb.
Использование современных образовательных технологий для реализации... 2 326.28kb.
Конкурса «Новое в технологии обучения» 1 32.58kb.
График курсов планового повышения квалификации на 2013 год на базе... 1 84.04kb.
Использование современных образовательных технологий учителями сш№3 с. 1 52.9kb.
Соединительные гласные 1 68.62kb.
Программа краткосрочного повышения квалификации в форме дистанционного... 1 102.4kb.
Приказ №68/3 от «30»августа 2013г. Образовательная программа основного... 21 5937.66kb.
Оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий... 1 43.83kb.
Качество подготовки воспитанников цдтт 1 60.96kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных - страница №1/1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №8

Использование современных образовательных технологий,

в том числе информационно-коммуникационных
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому мы ведем активные поиски в этом направлении.

В гимназии четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Это долгосрочный процесс, ставший научно обоснованной и внутренне принятой программой работы всего педагогического коллектива, который идет путем освоения теоретических основ инновационных процессов, путем технологизации педагогической деятельности и учебного труда школьников, позволяющей достигать гарантированных педагогических результатов. Образовательные технологии, используемые в нашей гимназии, мы условно подразделяем на следующие группы: личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, частнопредметные технологии и информационно-коммуникационные технологии.


I. Применение личностно-ориентированных технологий обучения
Технология разноуровневого обучения. Мы исходим из того, что данная технология основывается на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Ученические потоки делятся на группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:1 - базовый (государственный стандарт); 2 - профильный (углубленный). Эта технология получила распространение в основной школе и в старших классах в рамках предпрофильной и профильной подготовки. В гимназии организовано обучение по следующим профилям: физико-математическому, филологическому, социально-экономическому, химико-биологическому и универсальному. Мы считаем, что этот подход даёт гарантированный результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
Технологии коллективного взаимообучения используются с целью плодотворного развития у обучающихся самостоятельности и коммуникативных умений. Эта технология работает у большинства учителей-предметников т. к. она привлекательна тем, что:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • отпадает необходимость сдерживания темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей.

Учителями используются парные и групповые формы работы в разных видах, а именно:

  1. Статические пары (группы);

  2. Динамические пары (группы);

  3. Вариационные пары (группы).

  4. Разнообразны режимы работы в парах и группах.


Проектное обучение применяется как полезная альтернатива классно-урочной системе в гимназии, но оно отнюдь не вытесняет её. Мы используем его как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. В практике работы гимназии используются предметные, межпредметные и надпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение в работе учителей. К примеру, изучение каждой темы по английскому языку по учебнику О. Л. Грозы "New Millennium English" заканчивается созданием проектов, которые оригинальны и интересны по форме и очень привлекают обучающихся. Вот формы проектов в 10 классе: постер "Наша школа", "Пресс-конференция со знаменитостью", "Радиопередача "Праздники", "Заседание совета школы", "Презентация нового вида спорта" и т.д.

Межпредметные проекты являются итогом работы интегрированных спецкурсов, которые выливаются в научные исследования и научные работы.

Особое место в проектном обучении занимают надпредметные проекты, которые выходят далеко за пределы школы. Например, социальный проект «Зеленый горизонт» принимал участие на республиканских конференциях «Эткер» и «EXCELSIOR» и в международной ярмарке проектов в городе Самаре. Необходимо отметить и следующие проекты: «Эти жертвы ожили из пепла» (г. Самара) в рамках всероссийского конкурса «Колокола памяти», «Экодизайн школьного двора», «Экодизайн школьных помещений», «Памятники и обелиски моего города», «Воспитательный центр «Школьная галерея», «Воспитательный центр «Музыкальная гостиная» (ноябрьские вечера), «Зимние забавы», «Мы дарим радость людям» (концертная деятельность учащихся школы искусств в рамках социального партнерства), «Шумерлинские росточки», «Зеленая улица – дорога к школе», «Перельмановская неделя», «Тренинги по обучению здоровью», «Я – лидер» (ученическое самоуправление), «Дом без одиночества», «Будем дружить», «Милосердие», «Австралия далекая и близкая» и. т.д.

Вот как выглядит использование личностно-ориентированных технологий обучения учителями гимназии в процентном соотношении:



  1. Разноуровневое обучение – 36%

  2. Коллективное взаимообучение – 80%

  3. Проектное обучение – 53%.



II. Применение технологий развивающего обучения
В виду того, что во главу угла в образовательном процессе мы ставим развитие интеллекта, особое внимание в инновационной деятельности уделяется развивающим технологиям, которые предлагают принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании. Мы создаём условия, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается в начальной школе на основе следующих систем:


Система

Содержание технологии

В.Л. Занков

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

«Гармония»

Развивающая технология обучения на основе традиционного содержания.

Школа 2100

Целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи и творчески достигает их.

Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов

Достижение теоретического уровня мышления, направленное на получение не внешних, а внутренних результатов.

Применение технологий развивающего обучения на начальной ступени составляет 100%: все учителя работают по развивающим системам, которые сопровождаются элементами здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, что обеспечивается использованием:

конторок в классах, позволяющих ребенку менять положение во время урока;

системы упражнений для глаз;

ковриков-тренажеров для ступней.
III. Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Коммуникативные технологии (Е. Пассов). Обучение на основе общения применяется в гимназии при преподавании иностранных языков и позволяет овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Этому в нашей школе способствует использование учебников издательства "Longman" (серия "Opportunities") и нового поколения российских учебников "New Millennium English" (автор О.Л.Гроза).

Игровые технологии. Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Игра используется в качестве:


  • самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы.

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения. Учителя начальных классов применяют игровые технологии, составленные ими из отдельных игр и элементов. Интересны игры, применяемые во внеклассной работе: «Велородео», «Картофельные игрища», «Лепкодром», «Защита сумасбродных проектов», «Лестничные забеги» и т.д.

В средней и старшей ступени используются игры, нацеленные на самоутверждение перед обществом, на стремление к розыгрышу и на речевую деятельность. Большое распространение нашли рейнджер – марафоны, имитационно-ролевые игры, гендерные и деловые игры.

Это одна из самых активно используемых технологий в практике работы учителей гимназии, и 50% педперсонала целенаправленно применяет ее.

IV. Частнопредметные технологии
Частнопредметные технологии представлены системами, работающими в начальной школе и школе искусств.

Начальная школа:

1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Захаров), которая помогает всесторонне активизировать познавательную мощь детского мозга.

2. Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир), которое показывает двух – трехкратное превосходство над аналогами по техническим параметрам чтения письма и десятикратное превосходство по информативному содержанию ёмкости.

3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) позволяет устанавливать больше логических связей в материале; выделять главное и существенное в большой дозе материала, выявить больше межпредметных связей и т.д.

4. Система художественного воспитания (Б. Неменский) – интеграция изобразительного искусства с историей, литературой, музыкой.

Школа искусств:

1. Система музыкально-творческого образования (Д. Кабалевский).

2. Система гармонизации психофизического здоровья обучающихся во время хорового пения (А. Стрельникова).

3. Фонопедическая система (В. Емельянов) способствует развитию певческого голоса у детей со слабыми и отсутствующими вокальными данными, что очень актуально для школы искусств, так как на музыкальном отделении обучаются все желающие, независимо от способностей.

Вышеназванные частнопредметные технологии применяются 64% учителей школы.
Применение информационно-коммуникационных

технологий обучения
Необходимость применения современных информационных технологий очевидна.

Сегодня, на этапе формирования современной системы информационного обеспечения учебного процесса, на первый план в гимназии выходят задачи технического и кадрового характера: создание единой локальной сети, объединяющей рабочие места участников процесса обмена информацией, обучение педагогического персонала и т.п. Нельзя сказать, что на сегодняшний день все они в одинаковой мере успешно решены в нашем образовательном учреждении. Как и любая другая школа, мы испытываем определенные кадровые и ресурсные ограничения, не позволяющие в полном объеме реализовать задуманное. По мере насыщения образовательных учреждений компьютерной техникой и овладением ею педагогов, становится ясно: «если учитель мыслит прежними категориями, то использование самых современных технических средств почти не меняет сути образовательного процесса» (Е.А.Ямбург).

Сегодня учителя гимназии применяют ИКТ для демонстрации разнообразного иллюстративного материала (карты, схемы и т.д.). Мы понимаем, что это обычная репродуктивная подача учебного материала, но воспринимается она учениками очень хорошо, т.к. подается с помощью современных мультимедийных средств. Такие учителя, как Т.С. Галкина, Н.В. Ковалив, Л.А. Леванова применяют ИКТ и в качестве источника учебной информации, как тренажер, как средство диагностики и контроля.

Известно, что информационные технологии дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями.

Сами особенности цифровых сред, которыми пользуются сегодня педагоги, задают направления в развитии педагогических технологий, реализуемых в новой информационно-образовательной среде:


  • организация исследовательской работы;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование информационных технологий в системе дополнительного образования;

  • информационная поддержка зарекомендовавших себя на практике эффективных педагогических технологий, как в области обучении, так и воспитания;

Первые три направления уже активно используются в нашем образовательном учреждении.

Организация исследовательской деятельности ориентирована на сильных мотивированных учащихся. С ними активно работают: З.В. Шурыгина, Н.А. Осипова, Е.Ю. Журавлева, В.Н. Ванеева, Л.А. Леванова, З.Ф. Макова, Е.П. Ванифатова.

Проектная деятельность охватывает большое количество детей и позволяет перенести навыки, полученные учениками на уроках информатики, на все без исключения предметы. Эту работу освоили и перенесли в практику повседневной деятельности 100 % педагогов гимназии № 8. Одним словом, имеющийся современный инструментарий делает проектную деятельность доступной и приемлемой для любого заинтересованного педагога.

Изменилось место и роль учителя гимназии в современном учебном процессе. Педагог, сотрудничающий с учащимися на информационном поле, вынужден выступать в роли:



  • генератора идей;

  • консультанта проекта;

  • приемщика готового продукта.

Благодаря этому ребята готовят и предъявляют компактные компьютерные презентации с картами, схемами, портретами участников событий, фотографиями, а не просто «скачивают» с Интернета.

Естественно и органично урочная деятельность связана с дополнительным образованием. С 2005 года на художественном отделении при гимназии появился новый предмет – «Компьютерная графика». Компьютер с его универсальными возможностями развивает внимание, комбинированное мышление, воображение ребенка.

Образовательный процесс неразрывно переплетается с воспитательным. Основные направления использования информационных сред в системе дополнительного образования в основном мало отличаются от аналогичных, происходящих в учебном процессе гимназии, так как предполагают в первую очередь включение воспитанников в творческую, исследовательскую и проектную деятельность. Активно используется Интернет и современные мультимедиа средства для оформления школьных конференций, праздников, вечеров, спектаклей.

Многие педагогические технологии, разработанные еще в доинформационную эпоху, не потеряли своей ценности и, будучи усиленными и обогащенными новыми средствами, могут значительно увеличить образовательный эффект.

Но нахождение разумного баланса между педагогическими и информационными технологиями – серьезная дидактическая проблема. Ситуация осложняется тем, что «на фундаментальном научном уровне проблема развития дидактики в условиях существования высокотехнологичной информационно-образовательной среды пока никем серьезно не разрабатывается. Она еще только ждет своих Скаткиных и Лернеров» (Е.А.Ямбург.).

Школа не может застыть в ожидании, и потому, принимая вызов времени, гимназия активно занимается поиском педагогического наполнения информационного пространства. Два кабинета информатики, объединенные локальной сетью, медиатека и компьютеризированный предметный кабинет помогают в решении этой непростой задачи.

Четко осознавая, что информационная среда школы – это не только использование компьютеров на уроках информатики, но и эффективное применение ИКТ во всем образовательном процессе, мы используем информационный ресурс в управлении развитием гимназии (планирование, руководство, контроль).


В гимназии ведется работа по следующим авторским программам:

  1. Программа «Преподавание МХК в 6-11 классах» (автор З.В. Шурыгина, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы);

  2. Программа по литературе «Жанровый подход в преподавании литературы в старших классах» (автор З.В. Шурыгина, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы);

  3. Программа интегрированного спецкурса по английскому языку и русской литературе «Лингвистические аспекты художественного перевода» (авторы: З.В. Шурыгина, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы, С.И. Кошелева, учитель английского языка, Л.А. Леванова, учитель английского языка);

  4. Программа интегрированного курса психологии и физической культуры «Развиваем тело и душу» (автор-составитель Л.В. Матюнина, педагог-психолог);

  5. Программа оздоровительных занятий по профилактике нарушений осанки и предупреждения плоскостопия (автор-составитель Г.В. Сучкова, учитель физической культуры).