Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Соединительные гласные 1 68.62kb.
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка 1 109.06kb.
«Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках... 1 83.07kb.
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Смирновой Ольги... 2 294.83kb.
Использование современных образовательных технологий учителями сш№3 с. 1 52.9kb.
Методы активного обучения на уроках английского языка Учитель английского... 1 62.78kb.
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках... 1 152.18kb.
Условия возникновения и становления опыта 2 497.35kb.
«Внедрение модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс... 1 32.06kb.
Маркелова Евгения Сергеевна, учитель английского языка Школы дистанционного... 1 53.03kb.
Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во... 1 293.76kb.
Публичный доклад о состоянии и результатах развития муниципального... 3 574.58kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного - страница №1/2

Министерство образования Республики Башкортостан

МОУ Гимназия № 93 Октябрьского района города Уфы

Еникеева Рина Руслановна, учитель английского языка

В рамках проекта «Восхождение»


«Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку»

Уфа 2010.


Содержание.


Содержание. 2

Введение. 3

Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку 5

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка. 6

Приложение 1. 27

Приложение 2. 31

Приложение 3. 38

Используемая литература. 39





Введение.


В свете стремительного изменения и развития социально-экономической

ситуации в России компетентностный подход к образованию при обретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин). Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, коммуникативная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других. Модернизация образования отныне направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.

Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на современные образовательные технологии, такие как обучение в сотрудничестве, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» и метод проектов, что обусловило выбор темы для данного проекта «Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку»

Цель проекта: формирование и совершенствование умений и навыков использования английского языка в повседневной жизни.

Гипотеза исследования: применение современных образовательных технологий способствует реализации компетентностного подхода на уроках английского языка. Исходя из цели исследования и сформулированной выше гипотезы были определены следующие задачи:


  • Проанализировать практический опыт по использованию современных образовательных технологий в педагогической деятельности;

  • Применять современных образовательных технологии на уроках АЯ;

  • Стимулировать учащихся к поиску и извлечению информации с помощью ИКТ;

  • Способствовать овладению иноязычной речью в процессе работы.

Актуальность заключается во введении компетентностного подхода в практику преподавания английского языка.

Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку


Известно, что задачей национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» является модернизация системы образования на всех этапах. Основная цель современной системы образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. В основу инновационной стратегии обучения и воспитания, разработанной в школе, лежит формирование компетентностной среды, как фактора развития основных компетенций учащихся. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день.

Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой установки делаются утверждения:


• компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
• компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
• компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
• компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);
Такой подход акцентирует внимание больше на ученике, чем на учителе.
Большую роль в реализации компетентностного подхода играет использование современных образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка.


В настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. Наша  гимназия внедряет компетентностный подход и широко используются современные образовательные технологии. Сегодня многие учителя нашей гимназии в той или иной мере, в том или ином виде используют данные технологии в образовательном процессе. К одной из наиболее часто используемых современных образовательных технологий относится информационно-коммуникационная технология.
Особенностями организации образовательного процесса школьников с использованием ИКТ являются:
• больший акцент на самостоятельную работу школьников; 
• обязательная компьютерная компетентность учащихся; 
• мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.
В XXI веке компьютеры в целом и сеть «Интернет», в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. Для того, чтобы считаться грамотными людьми, ученикам нужно учиться использовать компьютеры для исследовательской работы, развития навыков письменной речи и формирования коммуникативной компетенции. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку на уроках позволяет достигать две цели:
- совершенствовать навыки владения языком  
- повышать уровень компьютерной компетентности, необходимой для жизни и работы в современном обществе.
Интерактивный метод также способствует формированию коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь).

Информационные технологии открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. В гимназии это особенно влияет на учащихся, которые принимают участие в проектных работах по английскому языку. Интернет - позволяет окунуться целиком в английский язык, использовать аутентичную информацию из англоязычных стран позволяет нам (и учителям, и детям) участвовать в международных сетевых проектах. 

Вот некоторые используемые направления ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

 Использование обучающих программ, записанных на СD 

Широкое использование Интернет-Ресурсов  для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение английского языка отводится всего 3 часа в неделю, мы используем этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Ресурсы, которые используются в работе:

http://www.bbc.co.uk/ - домашняя страница ВВС.,  http://www.its-online.com/(www.its-myworld.com/) - для поиска друзей по переписке

*Варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).

* Мультимедийные материалы, представленные  Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.

*On –line версии произведений известных английских и американских писателей.

*Словари, справочники  on-line 



  • On-line версии британского телевизионного канала BBC (http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english/на этом сайте находятся обучающие аудио и видео сюжеты. Эти материалы используются для развития навыков аудирования и чтения).

Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.

На каждом уроке организуется  информационную пятиминутку “Hot News”, на которой дети представляют информацию о текущих событиях в мире, предварительно познакомив  одноклассников с новой лексикой. (для информационных пятиминуток  используются материалы Интернет)

Иногда (при наличии технической возможности) учащимся предлагается выйти в Интернет в нашем гимназическом медиацентре, где выполняются различные задания.

Например, «Поиск друга по переписке» (7-8 класс).

Цель задания: развитие навыков поискового чтения, чтения с полным пониманием и письма.

1 этап Учащиеся обсуждают информацию, которую они могли бы предоставить о себе на сайт знакомства с целью найти друзей по переписке. Повторяется лексика по теме внешность и увлечения.

2 этап Учащиеся должны выйти на сайт http://its-online.com определитесь с выбором друга по переписке, с учётом их интересов и предпочтений. Они должны прочитать письма и заполните таблицу о двух или трех наиболее заинтересовавших их людях.

Name

 

 

 

Age

 

 

 

eyes

 

 

 

Hair

 

 

 

Built

 

 

 

Can

 

 

 

Like

 

 

 

Dislike

 

 

 

Want

 

 

 

3 этап Учащиеся делятся в группах результатами своей работы. Рассказывают о том кого они выбрали своим другом по переписке и почему. В качестве домашнего задания они пишут ответ своему потенциальному другу или подруге по переписке и на следующем уроке отправляют его этому человеку. Если время позволяет, учащиеся могут написать и отправить свои ответы сразу на первом уроке.

 «Dream holiday destination» (10 класс)

Цель задания: развитие навыков поискового чтения с целью извлечения конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развитие навыков аудирования, письма и говорения.

1 этап Учащиеся должны послушать рассказ учителя о стране и занести в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, деньгах, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Рассказ учителя сопровождается показом презентации на экране. Дети отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи.

2 этап Учащиеся делятся по группам. Они должны посетить сайт http://www.lonelyplanet.com/ и найти информацию о стране/месте куда они бы хотели поехать. Информацию они должны занести в таблицу.

3 этап Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде проекта выполненного при помощи Power Point.

Возможны два варианта организации работы учащихся. В первом случае работа полностью осуществляется в рамках одного урока. Во втором случае подготовительная работа осуществляется в конце одного урока, с ресурсами Интернет учащиеся работают дома в рамках выполнения домашнего задания, работа, предполагаемая на третьем этапе, проходит на следующем уроке.

 

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений. Обучение иностранным языкам, как и обучение в целом, прежде всего, призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в обществе, понимать динамику его развития.



Формируемые у учащихся компетентности составляют информационный, исследовательский и языковой аспекты проектной деятельности и способствуют развитию ключевых компетентностей, которые определяют качество современного образования.

Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник

Учащиеся , воспринимая язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия, знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познавая особенности функционирования языка в новой для них культуре и формируя страноведческую компетенцию.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставляют без внимания ни одну сторону школьного дела. С помощью новых методов обучения и воспитания осуществляется новые принципы личностно-ориентированного образования, которые формируют не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.


  Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, который формирует различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
  Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.

Актуальность данной разработки обусловлена несколькими факторами, одна из которых - реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализация национальной инициативы «Наша новая школа»

Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:


  • занятия ориентированы на практические действия учащихся, и затрагивают их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

  • осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках заданной темы;

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;

  • осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта;

  • повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за
    конкретную работу в рамках проекта;

  • работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников).

Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т. д.) учащиеся выбирают сами.

Проблема формирования компетентностей учащихся решается при поддержке учителей-предметников школы, а также родителей. Для этого мы используем следующие ресурсы: Интернет, медиатеку, музей школы и района. Защита проектов осуществляется и в урочное, и во внеурочное время, и на конкурсах.

Используются различные варианты проектов и путей их реализации.

Например, программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследуются ещё и практические цели – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции. Учащимся предлагается различная тематика для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: « Город, в котором я живу и его проблемы», «Как сделать мой город Уфа привлекательным для туристов», «1 000 000 для моей школы. Мои идеи и предложения по использованию этой суммы денег».(Приложение 1)

Какие же типы проектов получили наибольшее распространение в практике преподавания иностранного языка:



  • Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы: “В какой школе я бы хотел учиться”, “Полезные правила”, “Мой любимый магазин”, “История моей семьи”, “Мы и наша душа”, “Знаменитые люди”, “ Школьная форма”.

  • Коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: “Домашняя медицина”, “Молодёжная субкультура”, “Королевская семья”, “Хотели бы вы посетить Великобританию?”, “Охрана окружающей среды”, “Директора нашей школы”, “Праздники Великобритании”

Типы индивидуальных и коллективных проектов.

  • Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: “ Счастливое Рождество”, организация концерта: “ Мы любим своих мам”

  • Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений (их переводов с английского языка), создание справочников. Одним из самых интересных проектов для нас является составление словаря молодёжного сленга и путеводителя по Лондону.

Разумеется, существуют и смешанные типы проектов, в которых есть признаки разных видов проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной вид координации. Самым существенным в проекте является подготовительная часть-осмысление в проекте учащимся самой идеи, цели их будущей работы. А также приобретение интереса к изучению языка и практических навыков: работы с источниками информации, анализировать и обрабатывать материал. Все это способствует коммуникативной компетенции.

Проект во втором классе прост и конкретен, а главное - должен быть увлекательным и полезным. По теме «Дом. Квартира» (учебник “Spotlight”) ставится коммуникативная цель - вести беседу или описание, используя вопросы: What is this? Where is it? Is it nice? Do you like it? и др.

Второклассники любят рисовать, вырезать картинки, привлекая родителей. Лексику и грамматико-речевые структуры к теме пишут на карточке для второклассников дети постарше. Выполняются записи аккуратно и разборчиво от руки и вместе с рисунками прикрепляются в тетрадь-словарь. Это- есть дидактический материал на ближайшее время и в последствии. Такие заготовки позвояют вести беседу как о своей комнате, так и жилье персонажей в учебнике. А также рассказать, кому живется лучше: сельской мыши или городской. Если этот диалог показать в костюмах, то поймут даже первоклассники.

Семиклассники готовят проекты, используя Интернет ресурсы (Рисунок 1, Рисунок 2). Цель этой работы найти друга по переписке по определенным параметрам, сначала учащиеся заполняю таблицу(рисунок 1).

Затем выбирают друга и пишут ему письмо.(рисунок 2)

Fact File



Full name / Real name:

John

Date of birth:

January 27, 1994

Place of birth:

USA

Marital status:

solteriko

Likes:

the good food

Dislikes:

the false people

Hobbies:

football and basketball

Heroes:

his best friend javier becerra




Рисунок 1







Name:



Email:



Web page:
(if you have one)

 Test this link

Age:



Sex:



Country:



Message:



Antispam:

 What shape is this image? 















Ребятам постарше предлагаются материалы к проекту по американской тематике с целью проведения мероприятия под названием

“A glance of America”. Кто-то получает задание о коренных жителях американского Севера (Рисунок 5, рисунок 7) в виде стенгазеты, кто-то о культурных традициях США, например, сценку о популярных угощениях «Pot Luck» (Рисунок 8). А кто-то готовит викторину об американских праздниках. (Рисунок 6).




Рисунок 5



Рисунок 6



Рисунок 7



Рисунок 8

Старшеклассники охотно берутся за социально-значимые темы «Экология», «Отношение к животным», «О дружбе»; философски окрашенные темы «Фантастика и реальность рядом», «Семья: Проблемы. Радости».()

Учащиеся профильного класса с гуманитарным направлением знакомятся с планом работы над проектом «Dream holiday destination» (9 класс).

1 этап Учащиеся должны послушать рассказ учителя о стране и занести в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, деньгах, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Рассказ учителя сопровождается показом презентации на экране. Дети отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи.

2 этап Учащиеся делятся по группам. Они должны посетить сайт http://www.lonelyplanet.com и найти информацию о стране/месте куда они бы хотели поехать. Информацию они должны занести в таблицу.

3 этап Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде проекта выполненного при помощи Power Point.


Приглашаются учащихся классом ниже. Оформляется класс географическая карта,буклеты,картинки. Так называемая «подсобная» группа готовит звуковое оформление - музыкальный фон, соответствующий настроению темы проекта.

На доску прикрепляется объявление, например:



Today we are listening to Folomkina Tanya and Stegunova Helen on the project work «NYC.The city of my dreams»

После выступления отвечают на вопросы товарищей.

При выполнении всех видов проектов учащиеся активно используют Интернет-ресурсы.

В работе над проектом соблюдаются несколько условий:



  • Стимулы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;




  • в процесс работы над проектом (проектами) привлекаются все учащиеся класса, каждому предлагаются компетентностно-ориентированные задания с учетом уровня языковой подготовки.

Более целесообразными и плодотворными являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов.

Во время работы над проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты.

В настоящее время разрабатывается проект , который предполагает переписку учащихся с тинэйджерами Великобритании. Продуктом деятельности микрогрупп может быть и оформление презентации, сообщений, выпуск альбома с достопримечательностями этой страны, организация выставки “Достопримечательности Великобритании” и т.д. И в ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Применение проектной деятельности повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Поэтому, задача состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью. Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценить их ответы.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника.

На основе выделенных    Е.С.Полат параметров внешней оценки проектов , были разработаны критерии, с помощью которых может быть дан анализ  групповой работе, творчеству учащихся, эстетике оформления, работе с информацией, самостоятельности, умению отвечать на вопросы. Разработанные критерии позволяют также оценить эффективность проектной деятельности для формирования коммуникативной компетенции, поскольку главным результатом работы над проектом является сформированность речевых умений, способность учащихся предъявить способ решения проблемы проекта, дать анализ своей проектной деятельности. В целях проверки степени сформированности лингвистической компетенции был проведен исходный срез, для которого были подобраны тексты и разработаны специальные задания. Основным  инструментом для определения сформированности других компетенций явилось  наблюдение в ходе проводимых срезов, в естественных условиях работы над проектом, а также в ходе защиты и оппонирования проектов.

Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей был проведен итоговый срез, в котором учащиеся выполняли задания, близкие по характеру и целевой ориентации к заданиям исходного среза.

Из диаграммы видно, что уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся 6, 7 классов к концу года вырос.

 



Уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся 6, 7 классов



Уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся 8 классов

Кроме того, была проведена оценка коммуникативной компетентности учащихся 6, 7 и 8 классов, которая свидетельствует о том, что уровень коммуникативной компетентности так же вырос.





Оценка коммуникативной компетентности 6, 7 классов



Оценка коммуникативной компетентности 8 классов

Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.

Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать, то, что они умеют. Жизнь стала интересней, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности.

Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребёнка. Как нетрудно Проектная работа является моделью “многостороннего” общения на уроке и имеет более сложную структуру взаимоотношений и взаимосвязей между участниками образовательного процесса по сравнению с “односторонним” видом общения, в случае которого имеется в виду организация учебного процесса, где учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности – ученик отвечает. При “многостороннем” же общении каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определённой деятельности.“Многосторонняя” парадигма общения представляет обучение как свободное раскрытие личностных возможностей как учителя, так и учеников Содержание любого метода раскрывается через его принципы.

К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:


  1. связь идеи проекта с реальной жизнью;

  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;

  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

  4. самоорганизация и ответственность участников проекта;

  5. нацеленность на создание конкретного продукта;

  6. монопредметный и межпредметный характер проектов;

  7. временная и структурная завершенность проекта.

К использованию метода проектов можно предъявить следующие требования:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  • использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Исходя из этого, этапами разработки структуры проекта являются следующие:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижение гипотез решения проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  3. обсуждение методов проверки гипотез в группах, возможных источников информации;

  4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  5. оформление проекта;

  6. защита проекта (гипотез решения проблем);

  7. выявление новых проблем.

Заключение.

Таким образом, результаты опытного обучения могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы  проекта по теме «Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку» и доказательство эффективности применения данной технологии на всех этапах обучения английскому языку. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой в начале работы гипотезы и позволили сделать следующие выводы:  предложенная методика адекватна цели исследования; использование современных образовательных технологий на всех этапах обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ, основные из которых: а) повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся; б) улучшение мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, способностей само - и  взаимооценки; в) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления; г) возможность учета возрастных и психофизиологических особенностей подростков.

При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения современные образовательные технологии очень эффективны. Они способствует развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Они учатся планировать, осуществлять мониторинг и давать оценку своей деятельности. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают. Это особенно ценно для России, где все еще существуют очень маленькие возможности для живой коммуникации с носителями языка.. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.



следующая страница >>