Использование презентации на уроке по повести Н. В - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления и дать... 1 159.56kb.
«Тема «бесовщины» в повести А. С. Пушкина 1 169.63kb.
Использование учителем на уроке тсо в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими... 1 161.79kb.
«Использование информационных технологий в работе школьных музеев» 1 90.75kb.
Шабаев Александр Михайлович, 1 11.44kb.
Урок литературы в 11 классе по повести В. Кондратьева 1 89.39kb.
Урока презентации на тему: «Виды изобразительного искусства» класс... 1 248.53kb.
Пушкин а с. Образ пугачева в повести а с 1 50.01kb.
В повести И. С. Тургенева «Ася» 9-я глава, вероятнее всего, кульминационная. 1 59.74kb.
Место повести “Непокоренные” 1 200.05kb.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использование... 1 75.73kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 Скульптура и пластическая анатомия 2 286.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Использование презентации на уроке по повести Н. В - страница №1/1

Использование презентации на уроке по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Кочемасова А.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Школа №110»

Советского района г. Казани
Согласно теории нейролингвистического программирования, существует 3 типа восприятия информации: аудиальный (слышание), визуальный (видение), кинестетический (прикосновение, движение) – все они должны быть задействованы в процессе обучения. Использование на уроке различных презентаций помогает учителю воздействовать на все каналы восприятия информации, таким образом, достигается высокий процент усвоения материала на уроке.

В последнее время появилось очень много прекрасных программ, тренажёров по литературе ( например, «Кирилл и Мефодий»),но эти тренажёры не всегда отвечают поставленным на уроке целям. Чаще всего это лишь фрагменты урока. Поэтому у учителя возникает желание создать нечто новое, своё, отвечающее его замыслу построения урока.

При выборе слайдов для презентации, выборе общего фона необходимо учитывать цвет.

Вопросы цвета и его влияния на человека издавна интересовали многие выдающиеся умы человечества. Это и психологи , и врачи, и целители. Например, швейцарский врач и психолог Макс Люшер, великие физики Исаак Ньютон и Герман Гельмгольц, французский астроном Камиль Фламмарион.

Тему цвета разрабатывали поэты. Например, Иоганн Вольфганг Гёте и Артур Рембо. Композитор Александр Скрябин положил начало цветомузыке. О цветовоздействии на человека много размышляли выдающиеся живописцы, среди которых можно назвать Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского.

«Краска непременно должна воздействовать на каждого человека»,- говорил Василий Васильевич Кандинский (1866-!944), один из основоположников абстрактного искусства. Он придавал огромное значение звучанию цвета в живописной картине. В своём труде «О духовном в искусстве» Василий Кандинский исследовал психологическую суть цветов. Он дал оригинальные и ёмкие определения основных красок, привёл их меткие сравнения со звучанием различных музыкальных инструментов.

Для своей презентации я выбрала оранжевый цвет, совместно с бледно-зелёным. Ассоциация- цвет яркий, праздничный , переходящий при смешении в болезненно- серый. Оранжевый- цвет заката, это время, когда происходят основные события повести. Именно в это время суток всё в призрачном свете, всё расплывчато и обманчиво. Так начинается ассоциативный ряд: от цвета- к образам, от образов- к слову, от слова- к замыслу. Здесь мы видим, что от зрительских ассоциаций происходит переход к понятийным, логическим.

Существует несколько научных концепций усвоения социального опыта. Мне ближе ассоциативно- рефлекторная. Суть её в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чём-то сходными и различными. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека- это и есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций- простых и сложных.

В результате аналитико-синтетической деятельности происходит объединение ассоциаций в системы, т.е. формируется интеллект.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются; расширяются и удлиняются ассоциативные ряды.

Ассоциации – сложный процесс логического мышления, возникают не на пустом месте. Автор художественного произведения, преобразуя действительность в художественную картину мира, воплощает свои индивидуально – авторские представления о людях, о явлениях и событиях . Производя отбор и монтаж образов , автор тем самым создаёт систему образов , образный строй , в котором реализуется идейно-эстетическое содержание произведения . Образный строй в свою очередь получает выражение в индивидуальной , уникальной для каждого художественного произведения речевой системе.

Таким образом, читательские ассоциации – это результат целенаправленной деятельности писателя.



1 слайд. «Современный Невский проспект». Чтобы закрепить зрительный образ, одного цвета мало. Необходимо показать, как выглядит эта улица, какие достопримечательности можно на ней увидеть. Можно провести заочную экскурсию по фотографиям.

Текст слайда: «Архитектура этой улицы сохранилась от Гоголя до наших дней. Пройдитесь по этой улице, вдохните её аромат, всмотритесь в витрины магазинов и кафе.



«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта».

Так начинается повесть Н.В.Гоголя».


2 слайд. «Историческая справка». Необходимо напомнить школьникам об истории создания произведения, т.к. именно в этот период (около 1935 г.) происходит окончательный отказ Гоголя от романтизма и появляются произведения в духе реализма (натурализма).

Текст слайда:



  • 1831-1832- опубликован сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • 1835- выходит сборник «Миргород»

  • 1835 (первая половина)- Гоголь публикует сборник «Арабески», в который вошли три «петербургских повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»



3 слайд. Сравнительная таблица «Романтизм и натурализм»



  • Романтизм

  • Провозглашение человеческой личности сложной и глубокой

  • Взгляд на жизнь сквозь «призму сердца»

  • Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному

  • Мучительное переживание разлада с действительностью

  • Отказ от обыденного

  • Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира




  • Натурализм

  • Стремление эмпирически описать действительность, а не преобразовывать её при помощи творческой фантазии

  • Критическая направленность

  • Антиромантические настроения

  • Снятие всех тематических запретов, установка на социальное обобщение

  • Гуманизм и демократизм

  • Аналитические тенденции





4 слайд. «Главные герои повести» Переходим к анализу текста.

Текст слайда.



  • Назовите героев повести «Невский проспект». После этого вопроса даётся время для осмысления.

  • Затем : «Главные герои не только Пирогов и Пискарёв , иначе Гоголь назвал бы своё произведение «Повестью о Пирогове и Пискарёве».

  • Обратите внимание на начало и конец повести, где даётся развёрнутое описание Невского проспекта, олицетворяющего Петербург в повести.



5 слайд. Вопрос: «Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?»

После ответов учащихся высвечивается ответ: «Невский проспект не просто место, где завязались истории Пискарёва и Пирогова. Он выступает и как своеобразный герой повести, соединяющий все её части. Писатель обращается к Невскому проспекту как к живому существу, влияющему на происходящие события. Ни один из героев не является главным уже потому, что история каждого из них является лишь частью повести, а её стержнем является Невский проспект».
6 слайд. «Композиция повести»

1 часть

Реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга

2 часть

Пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории двух молодых людей, выхваченных автором из толпы, гуляющей по проспекту

3 часть

Метафизическое пространство высшего порядка, мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.


7 слайд. Начинается с вопроса: «В чём вы видите особенности изображения Невского проспекта? Почему за восклицанием: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» автор не показывает достопримечательностей северной столицы и главного её проспекта? На чём он сосредоточил своё внимание и внимание читателей?» Слайд сопровождается фотографиями из модных журналов30-х годов XIX века ( слайд 2 – «Историческая справка»). В классе зачитываются отрывки из текста.
8 слайд. Воспроизводятся отрывки из текста, на которые необходимо обратить внимание.

Текст слайда: «Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, мамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках…

… Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, - пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства…

…А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским. ..»


9 слайд. Вывод ( по предыдущим 2 слайдам): «Перед нами проходит своеобразный «парад» частей тела и деталей одежды вместо людей, и это нельзя назвать случайностью.

Гоголь подчёркивает этим бездуховность обитателей проспекта, с одной стороны, а с другой- трагизм положения человека одухотворённого.



Главный приём- приём контраста: внешняя помпезность помогает понять внутреннее убожество обитателей».
10 слайд. Возникает вопрос: «Обратимся к концу повести. Какой авторский взгляд появляется при этом описании? (Со слов «О, не верьте этому Невскому проспекту!- до конца повести)

После ответов учащихся появляется ответ : «Появляется образ «демона». Комментируем устно, что именно «демон», который следит за человеком, руководит его действиями. В результате человек видит только то, что хочет видеть , а не внутреннюю суть вещей. В подтверждение приводятся слова Г.А.Гуковского из кн. «Реализм Гоголя» : «… нормальные безумны, а сумасшедший богат душевными силами, «усы» блаженствуют, окружённые почётом и богатством, а человек опозорен и унижен, искусство становится подлым ремеслом, а ремесло приносит славу и уважение, пошлость блаженствует, а благородство гибнет, и все почему-то считают это естественным. Здесь всё лживо, искусственно, неестественно, в современном городе, в современной «цивилизации», - и потому «о не верьте этому Невскому проспекту!..» Здесь всё фикция, за всеми иллюзиями ценностей- пустота. Люди щеголяют тем, чего у них нет, даже внешнее в них лживо… Искусство, творчество- их нет,… кто думает о них?»
11 слайд. Высвечивается вопрос: «Крупным планом в повести показаны 2 человека. Почему Гоголь дал им такие фамилии?»

Затем высвечивается сравнительная таблица:

  • Художник Пискарёв

  • Фамилия созвучна с названием маленькой рыбки

  • Это ассоциируется с человеком тихим, незаметным , скромным

  • Трагическая тональность




  • Поручик Пирогов

  • В фамилии чувствуется ирония- намёк на съеденные после «экзекуции» пирожки

  • Комическая тональность



После анализа таблицы приходим к выводу, что приём контраста здесь уже не работает ( слайд 3- Сравнительная таблица «Романтизм и натурализм»).. Первоначально Гоголь хотел дать художнику фамилию Палитрин. Это уже был отход от романтизма, но автор даёт своему герою фамилию Пискарёв, т.о., герой уравнивается с Пироговым и не является исключительной личностью.
12 слайд. Вопрос : «Определите завязку сюжета повести». Ответ: «Встреча героев с прекрасными незнакомками». Приводятся иллюстрации В.А. Серова к повести. Задействуются сразу несколько каналов восприятия.

Эпизоды пересказываются или зачитываются фрагменты. При этом учитывается, что Гоголь большое внимание уделил социальной среде, из которой выходят герои.
13 слайд. После обсуждения прочитанного дети последовательно заполняют таблицу.

Пискарёв

Пирогов

Жил в атмосфере искусства, творчества, он настолько поглощён.творчеством, что оторвался от реальности

В его окружении преобладают заботы о быте, чинах, выгодной женитьбе

Авторское отношение- грусть

Авторское отношение- ирония, сатира

Романтик, художник, мечтатель

Офицер, олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность

Чистота души, искренность, талантливость, отсутствие внешней стойкости, мечтательность, идеализм

Примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов.

Тема столкновения мечты и реальности. Герой не способен противостоять действительности

Потеря себя как личности

Гибель его трагична. Герой полагал, что в самой гибели он торжествует над действительностью, но романтик гибнет побеждённым

Остался самим собой



14 слайд. Вывод. «Центральная тема повести- столкновение мечты и реальности

Впервые писатель обратился к персонажу психологически и профессионально близкому ему самому- художнику, человеку искусства, городскому бедняку, интеллигенту



Типичное чувство персонажа-чуждость всему окружающему»
Использование данной презентации на уроке даёт учителю возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Задействовать сразу все каналы восприятия информации: визуальный (прежде всего), аудиальный, кинестетический. Такой урок будет способствовать развитию образного, ассоциативного мышления.


izumzum.ru