Использование инновационных образовательных технологий для подготовки программистов - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сетевые структуры в образовании 1 259.35kb.
Использование современных образовательных технологий для реализации... 2 326.28kb.
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку... 1 251.96kb.
Использование современных образовательных технологий учителями сш№3 с. 1 52.9kb.
Программа развития мбоу «Гимназия №37» 2 450.07kb.
Соединительные гласные 1 68.62kb.
Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу... 1 65.41kb.
Приказ №68/3 от «30»августа 2013г. Образовательная программа основного... 21 5937.66kb.
Приглашает на работу программистов и инженеров 1 89.18kb.
Центр инновационных технологий 1 150.29kb.
Использование современных образовательных технологий, в том числе... 1 125.83kb.
Участие студентов нфи кемгу в олимпиадах в 2008-2011 гг 1 177.4kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Использование инновационных образовательных технологий для подготовки программистов - страница №1/1

Использование инновационных образовательных технологий для подготовки программистов (Саратовский центр)

Федорова А.Г., Коваль Е.О.

В 1957 году при механико-математическом факультете Саратовского государственного университета был создан первый в Поволжье Вычислительный центр, ставший ведущим в регионе на многие десятилетия, оказывая помощь и производственным предприятиям, и образовательным учреждениям.

Это событие и должно считать началом создания Саратовской школы программистов. Первые ЭВМ – это ламповые «Урал 1» и «Урал 2» аналоговые «МН-7», и «МН-14», первым заведующим ВЦ СГУ, первым преподавателем программирования в университете, написавшим учебник по программированию на «Урал 2, Урал 4», был, ставший впоследствии ректором СГУ (1977-1994 гг), Анатолий Михайлович Богомолов. Он создал в Саратове научную школу, кафедру математической кибернетики и компьютерных наук, открыл специальность “Прикладная математика”. Его усилиями в 1991 году был создан Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) со спутниковым каналом связи для выхода в Интернет. В 2000 году кафедра математической кибернетики и компьютерных наук и созданная на ее базе кафедра теоретических основ информатики и информационных технологий стали основой при создании факультета компьютерных наук и информационных технологий.

С первых дней своего существования ВЦ СГУ взял шефство над лучшими школами города. Физико-математической школе №13 (ныне ФТЛ №1) передавались вычислительные машины. Для школьников 19-ой, 13-ой школ сотрудниками мехмата и ВЦ велись кружки по программированию, читались спецкурсы. И когда в 1985 году в школах был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», именно госуниверситет возглавил в Саратовской области работу по подготовке педагогических кадров, методических разработок для учителей и школьников. Многие сотрудники ВЦ СГУ стали по совместительству первыми учителями информатики.

Одним из наиболее эффективных инструментов для выявления и подготовки одаренных программистов, вносящих существенный вклад не только в развитие современных компьютерных технологий, но и в развитие общества в целом, являются олимпиады по информатике и программированию. В нашей стране национальные олимпиады школьников по информатике проводятся с 1988 года, с 1989 года организуются международные олимпиады школьников по информатике. В Саратове первые олимпиады по информатике для школьников города и области были проведены в 1987 г. В 1988 г впервые была организована и проведена летняя областная школа-турнир по математике и информатике для одаренных детей (в этом году она проводилась в 16-ый раз). Городские кружки по информатике, областная заочная школа по информатике и математике, конкурс программных средств, командный турнир по программированию, городская и областная олимпиады по информатике – это все ежегодные мероприятия для учащихся средних учебных заведений, которые проводились сотрудниками механико-математического факультета, а с 2000 года проводятся сотрудниками факультета компьютерных наук и информационных технологий и ПРЦ НИТ СГУ. И школьники Саратова достойно представляют свой город и Россию на всероссийских и международных олимпиадах, достаточно сказать, что последние три года чемпионами России по информатике среди школьников являются Саратовские школьники, привозя золотые медали с международных соревнований.

К высшей школе программирования относится подготовка студентов к участию в чемпионатах мира по программированию, так считают крупнейшие компьютерные корпорации. Самыми престижными в мировом компьютерном сообществе считаются соревнования молодой программистской элиты – студенческий командный чемпионат мира по программированию. ACM ICPC – International Collegiate Programming Contest

проводится самой авторитетной в компьютерном мире организацией ACM- Association for Computing Machinery c 1977 года, который традиционно поддерживается конкурирующими фирмами Microsoft и IBM, и рассматривается всеми ведущими фирмами как источник пополнения их высококвалифицированными кадрами.

Саратовский госуниверситет включился в такую подготовку с 1996 года, когда впервые были проведены полуфинальные соревнования чемпионата мира Северо-восточного Европейского региона, в который входят Россия и все страны ближнего зарубежья.

В 1998 году, когда директорат полуфинальных соревнований предложил СГУ проводить четвертьфинал чемпионата мира по программированию среди сборных студенческих команд Южного–Поволжского региона, мы уже имели достаточный опыт в подготовке программистов и в организации и проведении олимпиад по программированию. Четвертьфинал чемпионата мира по программированию среди сборных студенческих команд Южного–Поволжского региона объединяет вузы 27 субъектов Российской Федерации от Нижнего Новгорода до Дагестана и Чечни, собирая в последние годы до 60 команд студентов вузов из различных областей и республик нашего подрегиона.

Уровень подготовки Саратовских программистов, наличие Саратовской школы программистов можно оценивать по различным показателям, и одним из них является результат участия команд Саратовского госуниверситета в чемпионате мира по программированию. За последние 5 лет команды СГУ трижды участвовали в финале чемпионата мира, добиваясь высоких результатов: дважды серебряные призеры и чемпионы Европы 2002года.

В июле 2003 года в университете был создан Центр олимпиадной подготовки программистов имени Наталии Львовны Андреевой, внесшей огромный вклад в создание Саратовской школы программистов. Сегодня в этом Центре занимаются (слушают лекции, проводят, как минимум, дважды в неделю 5-ти часовые компьютерные


тренировки, занимаются индивидуально, решая задачи на университетском сервере) студенты четырех естественных факультетов университета: физического, нелинейных процессов, механико-математического и компьютерных наук и информационных технологий. В Центре работают кружки олимпиадников для школьников, школьные команды участвуют в тренировках студентов. И все это возможно только благодаря использованию университетской компьютерной сети, работу которой обеспечивает ПРЦ НИТ. С 1997 года для проведения всех тренировок, школьных и студенческих олимпиад, четвертьфиналов чемпионата мира по программированию и региональных командных олимпиад школьников используется оригинальная тестирующая система. Специальная тестирующая система, разработанная программистами Центра олимпиадной подготовки и ПРЦ НИТ, установлена на международном открытом сервере http://acm.sgu.ru, она обеспечивает онлайновые и офлайновые интернет-тренировки и соревнования. По статистике на сегодняшний день этот сервер насчитывает более10000 пользователей из 100 стран мира, включая США, Китай, Индию и т.д. Для самостоятельных тренировок студентов и школьников существует сайт http://acm.sgu.ru/olimp

О необходимости профессиональной послевузовской подготовки программистов много говорилось в серьезных докладах на конференциях в Санкт-Петербурге «Телематика-2005» и в Петрозаводске. Главный вызов современной информатизации – все возрастающий разрыв между подготовкой ИКТ-кадров и ускоренным обновлением ИКТ-технологий. Несмотря на то, что наиболее быстрая смена технологий, приложений и услуг заставляет специалистов этой сферы постоянно осваивать новое, уровень квалификации среднестатистического потенциального пользователя все больше отстает от уровня реализованных технологий.

В настоящий момент в базе данных вузов России (http://db.informika.ru/VR), созданной Минобрнауки России, можно найти 284 вуза, которые осуществляют обучение по специальностям, связанным с информатикой («Информатика», «Информатика и вычислительная техника» и др.). Всего же вузов и их филиалов, готовящих специалистов по информатике, информационным системам и системам защиты информации, в России 635. Таким образом, более половины вузов страны, расположенных во всех регионах, проводят подготовку специалистов в области ИКТ.

Однако в Федеральной целевой программе "Электронная Россия" недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ определен как одна из основных проблем, сдерживающих распространение и доступ к электронной информации.

Анализ профессиональной пригодности и востребованности выпускников вузов – специалистов в области ИКТ – показывает, что после завершения обучения по специальности работает незначительная часть выпускников. Поскольку современные работодатели предпочитают принимать на работу готовых специалистов с опытом работы, то те выпускники, которые не приобрели такой опыт во время учебы, испытывают значительные трудности в трудоустройстве.

В этой связи может быть интересен опыт Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского госуниверситета, который уже более десяти лет занимается практической подготовкой специалистов в области ИКТ.

Изначально руководство ПРЦ НИТ понимало, что постоянно расширяющийся круг задач, стоящих перед центром, требует усилий все большего количества специалистов. Рассчитывать на то, что кадровые проблемы можно будет легко решить по мере возрастания объема работ, в силу многих причин не представлялось возможным, и было принято решение готовить кадры на месте. Несмотря на перемены в руководстве, в вопросах кадровой политики ПРЦ НИТ придерживается сложившихся в течение более десятка лет традиций.

В ПРЦ НИТ работу по подготовке специалистов начинают с момента, когда абитуриент еще только выбирает будущую специальность. Во время проведения дней открытых дверей параллельно с факультетами идут подробные презентации деятельности центра. Подобные мероприятия повторяются для первокурсников в начале каждого учебного года, где они приглашаются на работу в центр в качестве волонтеров. За десять лет работы система волонтерства СГУ оправдала себя полностью.

В качестве волонтеров на работу в ПРЦ НИТ сначала принимаются все желающие. У них есть возможность выбрать сферу деятельности в различных отделах центра. Это могут быть программирование баз данных, сетевое администрирование, веб-дизайн и веб-программирование, работа с различными средствами мультимедиа, а также обслуживание вычислительной техники.

Вот как, например, проводится работа с волонтерами в отделе информационных ресурсов и систем. Сначала студентам даются индивидуальные задания. Эти задания, как правило, не требуют особых профессиональных навыков. Их назначение: выяснить степень способностей волонтеров в усвоении материала, а также наличие желания работать. Задания обычно подбираются индивидуально для каждого. Это требует значительных временных затрат, но впоследствии оправдывается. Постепенно выявляются наклонности студентов к тому или иному виду деятельности, работу каждого волонтера курирует сотрудник центра. В дальнейшем хорошо проявившие себя волонтеры задействуются в проектах центра. Конечно, сначала это чаще всего малоквалифицированная рутинная работа. Но работа в коллективе дает возможность учиться у старших товарищей и, плюс к тому, чувствовать свою сопричастность к реальному делу. Таким образом, постепенно в процессе реализации проекта квалификация волонтеров повышается. Так как многие сотрудники ПРЦ НИТ являются по совместительству преподавателями университета, дополнительным стимулом к работе в этот период является возможность написать курсовую работу по тематике выполняемого ими проекта в центре. Таким образом, осуществляется связь теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с практическими навыками. Лучшие из волонтеров могут быть приняты на работу в центр, но не раньше, чем через год работы. Этот год, конечно, выдерживают не все, отсев иногда составляет до 80-90%, но из тех, кто остался, как правило, получаются хорошие сотрудники. К 4-5 курсу из таких студентов уже вырастают специалисты, востребованные на рынке труда. Они готовы не только выполнять конкретную работу, но и принимать ответственные решения. Повышению квалификации молодых сотрудников способствует не только полноценная занятость в производственном процессе, но и работа по грантам, а также целый ряд мероприятий центра, нацеленных на расширение кругозора специалистов. Это участие в различных выставках и конференциях, а также проведение научно-практических семинаров, на которых сотрудники центра знакомят друг друга с новыми технологическими решениями.

С одной стороны, квалификация молодых сотрудников является гордостью руководства ПРЦ НИТ, с другой стороны в связи с этим возникает ряд проблем:


  • закон запрещает брать на работу студентов на должности выше лаборантской;

  • в штатном расписании вузов нет должностей сетевых администраторов, веб-мастеров и специалистов по компьютерному дизайну, хотя сети и веб-сайты есть уже почти везде;

  • коммерческие фирмы с удовольствием готовы взять таких сотрудников на работу со значительно большей оплатой труда, чем им могут предложить в государственном вузе.

Конечно, руководство вуза, понимая эти проблемы, как-то помогает удержать сотрудников с помощью надбавок из внебюджетных средств, но их возможности сильно ограниченны.

В силу специфики сферы ИКТ, где требуется регулярное освоение новых технологий, частичное обновление кадров играет положительную роль, так как более молодые люди легче воспринимают свежие идеи и тенденции, таким образом, легче идет процесс обновления. Но тут важно, чтобы постоянный состав взрослых квалифицированных сотрудников был достаточно сильным, иначе невозможно обеспечить необходимый уровень подготовки кадров и контроль за работой студентов. В данном случае помогает освобождение от службы в армии специалистов, работающих по специальности в СГУ. Часть сотрудников удается удержать благодаря этому до 27 лет. За это время они успевают подготовить себе смену из студентов младших курсов. Но так бывает далеко не всегда, лучшие специалисты вымываются предложениями из-за рубежа, Москвы и солидных коммерческих фирм Саратова.

За последние 5 лет работы в ПРЦ НИТ прошли подготовку 153 студента, в том числе в настоящее время работают 58 студентов и аспирантов.

За истекший период стали аспирантами 22 студента; защитили кандидатские диссертации 8 человек; получили специальность и работают в Америке (в том числе в НАСА), в Англии, в Москве, в ведущих компаниях и других вузах Саратова более 60 человек. И как бы нам не было жаль расставаться со своими воспитанниками, мы понимаем, что это неизбежно. Поступая работать в известные фирмы и добиваясь там определенных успехов, тем самым они делают рекламу ПРЦ НИТ и Саратовскому госуниверситету, привлекая на работу в центр новых студентов, желающих в последствии получить высокую квалификацию. Тем самым обеспечивается движение вперед в деле освоения новых информационных технологий.

Саратовский государственный университет, один из старейших вузов России, ему через 4 года исполнится 100 лет, и он сегодня готовит специалистов в области ИКТ на нескольких факультетах по различным специальностям, таким как: прикладная информатика в экономике, прикладная информатика в социологии, прикладная информатика в юриспруденции, прикладная информатика в географии. Базовой структурой, обеспечивающей подготовку программистов, является институт Информатики, в который входят факультет компьютерных наук и информационных технологий, ПРЦ НИТ, Центр переподготовки и повышения квалификации в области компьютерной безопасности, Центр олимпиадной подготовки программистов. Факультет готовит студентов по специальностям: прикладная математика и информатика, вычислительные машины, комплексы, системы и сети, компьютерная безопасность. ПРЦ НИТ фактически является производственной базой факультета компьютерных наук и информационных технологий. Сотрудники факультета и, сотрудники ПРЦ НИТ ведут занятия по дисциплинам компьютерного цикла на всех факультетах университета.
ПРЦ НИТ обеспечивает работу для студентов всех факультетов СГУ учебных классов и классов открытого доступа в Интернет (7 классов на 117 мест). Для студентов помимо учебных занятий предоставляется в неделю 4 часа для самостоятельной работы в учебных компьютерных классах и 5 часов для работы в классах открытого доступа в Интернет.

В портале СГУ реализуется проект «Инновационное образование в СГУ» - http://sgu.ru/ie/. Он предназначен для размещения: электронных вариантов учебников, учебно-методических пособий, справочников; сетевых учебно-методических пособий; компьютерных обучающих систем в обычном и мультимедийном вариантах;

Сейчас на сайте «Инновационное образование в СГУ» размещены учебно-методические ресурсы для использования в реальном учебном процессе СГУ. В настоящее время на сайте нет жестких требований к формату предоставляемых материалов. На сайте http://www.sgu.ru/ie преподаватели различных факультетов могут разместить курсы своих лекций, отдельные главы, возможно наиболее трудные для восприятия студентами, учебные пособия, практические задания, программы и другие учебно-методические материалы, в том числе справочно - новостного характера и расписание учебных занятий.

Интернет - технологии позволят преодолеть дефицит учебно-методических материалов, учебной литературы, учебных пособий по самым актуальным специальностям. За прошлый год сайт пополнился 130 электронными публикациями преподавателей СГУ. Кроме того, на кафедральных страницах различных факультетов размещены 170 учебных пособий и публикаций, использующиеся студентами в учебном процессе.

Требования к современному учебному электронному курсу включают в себя возможности дистанционной проверки знаний, в том числе и в виде электронного тестирования. Сотрудники отдела инновационных образовательных технологий разработали и внедрили в учебный процесс СГУ "Электронную систему тестирования" в рамках проекта "Инновационное образование в СГУ" http://nedry.sgu.ru:9090/ Система предназначена для проведения зачетных и экзаменационных работ в форме теста в режиме реального времени. Результаты прохождения теста пользователь узнаёт сразу после сдачи теста. Были сгенерированны и успешно проведены тестирования по курсу квантовой химии в 3-х частях для студентов химического факультета, по информатике - для студентов естественных факультетов, для определения уровня компетенций поступивших на 1 курс механико-математического факультета по навыкам программирования на языке Паскаль. Опыт использования электронной системы тестирования СГУ показывает, что такого рода проверка знаний помогает преподавателю быстро и эффективно определить наличие у студента необходимого набора знаний, без которого учащийся не может успешно продолжить обучение, и который необходим для правильного усвоения нового материала. Разработанная система электронного анкетирования, позволит проводить интерактивные опросы студентов и сотрудников

В Саратовском госуниверситете возобновили использование программного комплекса «Виртуальный университет» в федеральном образовательном портале «Российский портал открытого образования». «Виртуальный университет»- это типовое программное обеспечение, функции которого условно можно объединить в три типа: образовательные, системообразующие, информационные. Совокупность этих функций обеспечивает создание единого информационного и технологического пространства системы образования в среде Интернет.

На сайте "Дистанционное образование" размещена карта, с нанесёнными на неё представительствами, можно найти сведения о коллективах представительств, ознакомиться с Программой развития сети представительств СГУ в Саратовской области на 2004-2009 г.

Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40-50 % учебного времени не только в вузах, но и в школах, будет приходиться на долю электронных учебных ресурсов. Образование, рассчитанное на перспективу, строится на основе двух главных принципов: умения быстро ориентироваться и находить нужное в стремительно растущем потоке информации и умения осмыслить и применить полученную информацию. И в Саратовском университете уделяется большое внимание использованию инновационных образовательных технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов в области компьютерных технологий, для подготовки программистов.

За «Разработку концепции и создание организационной структуры, учебно-методического и программного обеспечения инновационной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области информационных технологий» коллектив авторов во главе с ректором Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Васильевым В.Н. стал лауреатом премии Президента РФ в области образования за 2003 год. В этой работе отражены достижения и Саратовского госуниверситета в этом направлении. Директор ПРЦ НИТ СГУ входит в коллектив авторов этой работы.

Однако мы считаем, что это только начало пути, который нужно пройти для создания целостной системы подготовки высококвалифицированных программистов. Сегодня в ПРЦ НИТ СГУ создается специализированный сервер, на котором будут размещаться задачи по программированию школьного уровня. Учителя школ с профильным обучением по информатике получат доступ к серверу для размещения собственных разработок и задач; набор тестов, тестирующих программ будет разрабатываться учителями совместно со студентами–олимпиадниками, а учащийся любого учебного заведения, имеющий доступ в Интернет, с помощью тестирующей системы, аналогичной той, что используется для подготовки олимпиадников, сможет в диалоговом режиме, в режиме, наиболее комфортном лично для него, решать задачи от простой к сложной, учиться программировать. Только так, в условиях перестройки среднего образования, когда раздел программирования практически исчезает из школьного курса информатики, есть надежда заинтересовать и научить основам алгоритмизации и программирования школьников, из которых затем с помощью вузовского и послевузовского образования можно будет получить профессиональных программистов. IT-академии фирм производителей программного обеспечения при ПРЦ НИТ, учебный центр по договору с Soft-line - все это вместе и есть Саратовский центр подготовки программистов, который сможет реализовать в регионе подготовку высококвалифицированных программистов.



Однако существуют еще и проблемы, связанные с техническим и программным обеспечением этого процесса, необходимы мощные каналы для выхода в Интернет. Сегодня Саратовский госуниверситет имеет два двухмегобитных канала, которые используются на полную мощность, обеспечивая Интернетом весь университетский комплекс, в который входят пединститут, Балашовский филиал, два колледжа и ряд школ, учреждений образования, культуры и здравоохранения города. И в решении этой проблемы централизованная помощь Министерства образования и науки РФ оказала бы решающую роль в развитии центров подготовки программистов.