Исайчева Надежда Яковлевна г. Апатиты, Мурманской области мбдоу №59, воспитатель - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Детский сад 42 г. Апатиты Мурманской области 1 36.69kb.
Мурманской области о создании судебных участков и должностей мировых... 1 500.08kb.
Воспитатель мбдоу дд/с-к/в №7 Жучкова В. С 1 72.46kb.
Черевкова Ирина Владимировна, воспитатель мбдоу №75 г 1 63.86kb.
Марковская Светлана Владимировна; воспитатель 1 квалификационной... 1 110.53kb.
Н. В. Сердюк воспитатель мбдоу д/с №19 Конспект 1 62.93kb.
Сведения о зарегистрированном кандидате на должность Губернатора... 1 150.81kb.
«Профессии военных» в соответствии с комплексно-тематическим планированием... 1 62.67kb.
Ситдикова Лена Флюровна Воспитатель мбдоу детский сад «Солнышко» г. 1 71.38kb.
Публичный доклад результаты деятельности моу гимназия №1 г. 9 2895.33kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6... 1 55.75kb.
Понятие уголовного процесса 1 21.8kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Исайчева Надежда Яковлевна г. Апатиты, Мурманской области мбдоу №59, воспитатель - страница №1/1




Исайчева Надежда Яковлевна

г. Апатиты, Мурманской области

МБДОУ №59, воспитатель

alshaevalida@mail.ru



Образовательный проект.

Тема: «Дерево моей России»

для детей старшего дошкольного возраста

Исайчевой Н. Я., воспитателя логопедической группы (заикание),

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 59

Управления образования Администрации г. Апатиты.

Вид проекта: образовательный.

Тип проекта: творчески-исследовательский, долгосрочный.

Время проживания проекта: 12 месяцев.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Проблема: какая модель обучения поможет сформировать у детей представление о символе России - русской березе.

Цель: создать проблемно-поисковую модель «обучение через открытие» по изучаемой проблеме «Русская береза – символ России» с использованием собственной активности и инициативы детей, современных образовательных и компьютерных информационных технологий.

Задачи: - воспитание любви к Родине через символ России – русскую березу, сопричастности детей в преумножении, сохранении и защите любимого русским народом дерева;

- создание и реализация комплексно-тематического принципа организации учебной и развивающей детской деятельности (речевой, познавательной, изобразительной);

- целенаправленное формирование экопозитивного отношения человека к природе через образ березы в совместной и индивидуальной работе, в регламентированной и свободной деятельности старших дошкольников;

- обогащение компонентов предметно-развивающей среды, побуждающей к активной познавательно-речевой деятельности: созданию рукописных книг, персональных творческих выставок, коллекционированию фото, иллюстраций и картин, сбору аудио и видеоматериалов, формированию библиотечного фонда детских книг и т. д.;

- стимулирование творческих проявлений детей, самореализации через эмоционально насыщенные виды деятельности, организацию мини-музея «Мой любимый уголок российской природы», макетов;

- актуализации личного опыта ребенка в поиске новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, подборе народного фольклора; демонстрации личных достижений в литературно-поэтических вечерах, познавательно-интеллектуальных досугах;



- ориентация семьи на совместные проекты (дети – родители – педагоги); собственную активность и инициативу в воспитательно-образовательном процессе группы.

Педагогический замысел: стимулирование речевой деятельности и речевого творчества через разные виды занятий, участие в музыкально-литературных гостиных, КВН, общение с книгой; создание условий для реализации собственных детских идей и развития творчества в создании рукописных книжек-малышек о березке, творческих работ детей совместно с воспитателем; активизация приобщения родителей к сотворчеству и сотрудничеству с детьми.

Направления работы: познавательное; практически-действенное (сотворчество детей и взрослых); развивающее: поиск информации, сбор экспонатов, организация мини-музея, выставок.

Исследовательская деятельность детей: трансляция формирования знаний детей по инициативе педагога и актуализация имеющегося личностного опыта ребенка.

Предполагаемый результат: сделана подборка книг, иллюстраций, видеотека, слайд-шоу «Люблю березку русскую»; создана копилка художественного слова «Без березы не мыслю России» (стихов, загадок, закличек и т.д.); подобран музыкальный репертуар и фонотека по теме: «Ты в песнях живешь, березка моя» (народных, патриотических песен); создан мини - музей «Мой любимый уголок российской природы»; книжный уголок пополнен художественными произведениями, иллюстрациями, фотографиями, публикациями из газет и журналов о березе.

Этапы и формы работы по проекту:

Создать: вариативные экспозиции развивающего пространства группы; дидактические пособия и игры; оздоровительную экологическую «тропинку».

Разработать комплексную блочно-тематическую деятельность с детьми группы.

Создать, систематизировать и провести цикл занятий по темам: «Экологическое путешествие в березовую рощу»; Телерепортаж (слайд – шоу): «Для меня береза – часть России» (творческое рассказывание детей, чтение стихов); интеллектуальная игра «Аргументы и факты» (все о них: кудрявых и «белесых!»); заочная экскурсия «Что я знаю о березе»: презентация знаний детей, коллективный рассказ-рассуждение «Для чего растет березка» (или творческое рассказывание); «Рассматривание картины «Золотая осень»; составление рассказа по картине, по серии картин; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»; экскурсия в сквер; КВН по теме проекта; литературно – поэтический турнир «Умники и умницы» по теме «Ее величество – береза»; каникулярный день на весенних каникулах «Березовые чудеса»;

творческие вечера и развлечения: «А я очарован березой»; «Березовая карусель»;

мастер – класс рисуем березовыми листьями «Березовая карусель».

Детская исследовательская деятельность: «Сколько лет было березке?»; «Для чего березе корни?»; «Почему у березки наряд разного цвета?»; «Во всякую ли погоду можно сделать узор из листьев на асфальте?», «У всякой ли березы белый ствол?», «Почему у березы осенью листья желтеют?».

Итог работы по окончании проекта: создание фотокнижки «Белоствольная красавица».



Блок художественно-продуктивной деятельности: «В гостях у «Радужки»- коллективная деятельность детей по созданию образа березы в разные времена года; фотосессия «Березовое платье»; изготовление поделок из березы: «Такие разные березы» - с использованием различных изобразительных средств (пластилин, сахар, соль, краски), аппликация по замыслу (на березовом спиле); создание детской рукописной книги «Березонька моя».

Наблюдения за живой природой: целевые прогулки и экскурсии в парк, сквер, лес; наблюдения за березой: в разное время года, в разную погоду, в разные части суток.

Блок игровой деятельности. Игротека: «Игры из бабушкиного сундучка» (русские народные, хороводные: «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла»…); «Русские посиделки» (фольклорные игры и потешки о березе); «Березовая карусель» - игры-викторины; имитационная игра «Путешествие в березовую рощу» с элементами коррекции: образ, слово, движение, дыхание.

Словесно-дидактические игры: «Подбери словечко»: березовый: (сок, отвар, сквер, веник), березовая: (аллея, сережка, кора); ветки (какие?) …, ствол (какой?) …, платье (какое?) …; береза (что делает?) …; «Узнай деревце по описанию»; «Чьи плоды?»; «С какого дерева лист?»; Детские «Загадалки»; «Скажи иначе» (дерево, лиственное дерево, дерево - символ России…); «Назови ласково»; «Что угрожает березе»; «Узнай дерево по стволу».

Игры с движениями: «1,2,3 к названному дереву беги», «На месте не стой – вокруг березки круг построй!».

Игры-триз: «Чем была береза раньше?», «Для чего нужна береза», «На какую из березок ты похож, почему?», «О чем шумит береза?», «Когда береза плачет?».

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсоводы», «Ботанический сад», «Защитники окружающей среды», «Юные экологи».

Блок коррекционной работы: Релаксационная гимнастика «Пробуждение березы»; пластическая импровизация «Мы – березовые листья» (создание образа через движения, пантомимику, элементы психогимнастики); речевая импровизация и диалоги «О чем шепчутся березы…».

Блок работы с семьей: оформление рубрики родительского уголка «Словом душа растет» (пословицы, потешки, заклички… о березе); сбор интернет - информации по теме, конкурсы рукописных книг: «Березовая сказка России», «Без березы не мыслю России»; творческий вернисаж, фотосессия «Люблю тебя, мой край березовый», «Березовое платье» (по сезонам); создание родителями книги рецептов «Березовый лекарь»; совместное детско-родительское творчество по изготовлению поделок из березы; детско-родительский конкурс тематических загадок о березе «Дерево моей мечты»; оформление консультации для родителей; акция: «Березовая аллея».

Реализация раздела «Познавательное развитие».

Создание мини-музея «Мой любимый уголок российской природы».

Предполагаемые экспозиции: «Остановись, мгновение…» ( фотоматериал о разных видах березы); «Из-под кисти художников» (картины, иллюстрации);

«Ты и в камне прекрасна, березка моя» (репродукции местных художников, выполненных на камне и из каменой крошки); «Ты воспета в стихах и песнях» (подборка художественной литературы и музыкальных произведений о березе);

«От березового туеска до музыкальных инструментов» (экспозиции предметов-экспонатов, изготовленных из березы); «Своими руками» (поделки из березы, рисунки, рукописные книжки); «Береза излечит и защитит» (обереги, чага, березовые веники, активированный уголь, березовый сок, березовые листья, почки; березовые стельки, деготь…);



Занятия, экскурсии:

Тема: «Экскурсия в мини-музей «Мой любимый уголок российской природы».

Задачи: посредством поисковых и проблемных ситуаций стимулировать познание детей, настроить их на активную работу друг с другом и воспитателем; расширить и уточнить представления детей о березе (ее разновидности, назначении: как символа России, как ценной породы дерева, применяемого в хозяйстве, медицине, строительстве и т. д.); воспитание любви к Родине через образ русской березы.

Экскурсия в осенний парк. Тема: «Наблюдение за березой».

Программное содержание

Образовательные задачи: расширять знания о сезонных изменениях в природе; уточнять представления детей об особенностях приспособления березы к изменениям в природе осенью; закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень); различать по внешнему виду листья березы и осины; углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Развивающие задачи: стимулировать способность выражать наблюдаемое в своей речи, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи: формировать культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Коррекционные задачи: расширять словарь определений о березе, отрабатывать длительность и плавность дыхания, речи.

Материал: сигнальные флажки, коробочка для листьев, дудочка.

Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц, поговорок о березе, чтение книги «Почему деревья сбрасывают листья».

Ход экскурсии:

- Мы сегодня отправимся с вами в небольшое путешествие, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадку и правильно ответите на мои вопросы. Готовы?

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.



(Береза)

- Где можно встретить березу в черте города? (В сквере, парке…).



Сообщение цели занятия: пойдем на экскурсию в сквер. (Вспомнить правила поведения в природе). По приходу в сквер обратить внимание на его красоту в это время года (прислушаться).

Д/игра «Что ты слышишь?».

Вопросы:

- Какие деревья растут в сквере?

- Для чего нужны скверы? (для прогулок, отдыха, места жизни птиц, насекомых…).

Обобщение: приятно побывать в сквере в начале сентября, когда выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят разноцветными узорами листья деревьев, а в воздухе летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.

- Какие пословицы, приметы об осени, осенних деревьях знаете вы? («Преждевременное падение листьев – к ранней зиме»;

«Осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы»;

«Если в октябре лист с березы опадет не полностью, будет холодная зима»; «Если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно»;

«Не беречь поросли - не видать и дерева».)

- Как деревья готовятся к осени? (сбрасывают листья).

- Зачем они это делают? (чтобы защититься от «зимней засухи», т.к. через листья испаряется много влаги, а зимой ее и так недостаточно.)

- Как узнать березу среди других деревьев? (по белому стволу.)

- Везде ли ствол белого цвета? (снизу он темный, по белой части ствола рассыпаны темные пятна, через них береза дышит).

Обобщение: береза – единственное в мире дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной и нежной. Белый цвет защищает дерево от перегрева, даже в жаркую погоду ее ствол холодный.

- Какие части березы вы еще знаете?

- Какого цвета ветки березы?

- Зачем корень дереву? (Через корни поступает влага, «витамины» для дерева.)



Исследовательская деятельность.

Варианты: рассмотреть сквозь лупу кору березы, погладить ствол.

- Какая кора? Ствол?;

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени (осина, береза).

Вывод: издавна народ приметил: если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

-Как вы думаете, какая весна будет в этом году?



Упражнение на дыхание:

«Чей листочек дальше улетит» (с опавшими листьями: найти самый красивый лист березы)

Вот и осень наступила

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели.



Предложить детям прочитать стихотворение «Осень» Е. Трутневой.

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…



- А знаете ли вы, что во все времена люди использовали березку для оздоровления и исцеления. Доказано, что если обнять березку и постоять так несколько минут, прибавится сил и улучшится настроение (детям предлагается выбрать себе березку и постоять, обнявшись с ней). На звук дудочки дети собираются на полянке.

- Что вы почувствовали, обнимая березку?

- Чем еще полезно это дерево? (лучиной освещали, дровами топят, делают мебель, используют в медицине…)

- Почему березу называют русской красавицей?

- Как еще можно сказать про березу, какая она? (белоствольная, кудрявая, стройная…).

Игровое упражнение

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй» (выполнение движений в соответствии с текстом).


Посмотри, березка,

Мы к тебе идем.

Желтые листочки

Мы тебе несем

Золотые листики

Золотом горят,

Кружится с листочками

Хоровод ребят.

Девочки к березке

Ближе подойдут,

Желтыми листочками

Весело взмахнут.

Кружатся листочки

Все хотят летать,

А ребята листья

Соберут опять.


(Дети собирают опавшие листья для гербария и ручного труда).



Игры-триз:

«Немое кино листопада».

«Что хотят показать нам листья».

«На что это похоже…».

«Что тебе пошептала березка».

- Когда листья падают, мне кажется, что они играют в воздухе в пятнашки. А что напоминают вам падающие листья? (Предполагаемые ответы детей: салют, фейерверк…)

Предложить сделать осенний «звездопад» из опавших листьев.

- Что еще хотела «рассказать» нам березка о себе в эту прекрасную пору? (размышления детей).



Рефлексия:

«Кому какое настроение подарила встреча с березкой в осеннем наряде»: если хорошее – принести красный лист, отличное – желтый, грустное – коричневый. «Осеннее настроение» из листьев взять с собой в детский сад.



Целевая прогулка «Экологическое путешествие к березке».

Тема: Наблюдения за проклюнувшимися почками березы.

Задачи:

образовательные задачи: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года, изменениями весной;

воспитательные задачи: воспитание экопозитивного отношения к природе через образ русской березы, бережного отношения к ней;

коррекционные задачи: следить за плавностью и слитностью фразы, мягкой голосоподачей;

активизация словаря детей подбором слов-прилагательных о березе, упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.



Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…(весна)






- О каком времени года говорится в загадке?

- Перечислите признаки весны.

- Как вы понимаете выражение «движения полна»?

- Наш маршрут увлекательного путешествия - в весну, а в какой ее уголочек вы догадаетесь, если правильно отгадаете следующую загадку:



Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь … (березку?)



(Дети подходят к березке.)

- Береза – очень нарядное, красивое дерево, ее все очень любят. Как называют березу в народе? (белоствольной, красавицей, кудрявой…).

- Как можно назвать березку ласково? (ответы детей).

Ей посвящено много песен, стихов, загадок.

- А что знаете о березе вы? (дети читают отрывки из стихов, песен, загадывают загадки…).

- Что произошло с березовыми почками весной? (они раскрылись).

Наклонить веточку, рассмотреть поближе листочки.

- Какие листочки у березы? (треугольные, с зазубринками).

- На что они похожи? (на сердечко).

- Что украшает березу весной? (сережки).

- Стоит в белой одежке, свесив сережки. Что это? (береза).

- Да, «… в один из теплых дней май сережки дарит ей»… Полюбуйтесь, как красиво они висят на березке: одни зеленые, а другие – буроватые. Мужские сережки - свисающие, располагаются по несколько штук рядом.

- Для чего нужны березке сережки? (варианты ответов).

Сережки – это цветы березки. Когда они созревают, ветер и птицы разносят их, и там, где они упадут на землю, вырастут новые березки.

- Что еще необыкновенного происходит с березой весной? (появляется березовый сок).

Он вкусен и очень полезен не только для людей, но и для меньших братьев по планете.

Прочитать стихотворение Т. Шорыгиной «Вешний сок»


На березе поутру

Дятел выдолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок.

А лесной народ

Сок весенний пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет.

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех березка напоила,

Вешним соком оделила!



Детям предлагается от лица всех людей и всего лесного народа поблагодарить щедрую березку.

Д/игра «Укрась словом березку» - подбор прилагательных о березе.

- А знаете ли вы, что существуют народные приметы о березе в весеннее время года: «Из березы весной течет много сока – к дождливому лету».

«Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого». «Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу».

-Давайте пофантазируем, представим, о чем «думается» весной белоствольной красавице березке, о чем она мечтает (рассуждения детей).



Заключительная часть:

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».

- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).

- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).

- Кто желает помогать, деревца весной сажать? ( Это я!).

- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).

- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).



Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности в подготовительной логопедической группе (заикание).

Тема: «Здравствуй, белая береза».

Программное содержание.

Образовательные задачи: продолжить накопление знаний о русской березе;

расширить и углубить представления о роли березы в жизни человека; учить определять возраст березы по кольцам на спиле ствола.



Развивающие задачи: формировать монологическую речь при составлении описательных рассказов, развивать логическое мышление, познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к миру растений; воспитывать любовь к березе, как к исконно русскому дереву, экопозитивное отношение к природе.

Коррекционные задачи: развитие просодических компонентов речи, мягкой голосоподачи, плавности и слитности фраз.

Словарная работа: подбор слов-определений о березе;

использование в активном словаре слов: щелок, чага, табакерки; уточнение значений и понимание переносного смысла словосочетаний: «царское дерево», «древесный мрамор», «белая тайга», «береза-пионер», карликовая береза и др.



Подготовка к занятию: группа условно разделена на мини-зоны: «кинозал», «съемочную площадку», «клуб «Эрудит», «литературную гостиную», «вернисаж «У красы точеной сарафан парчовый», «научную лабораторию», «мастерскую добрых рук»; макет березы: с одной стороны с сережками, с другой – с листьями; спилы березы на каждого ребенка, листья из зеленой бумаги; выставка картин и иллюстраций, фотосессия «Березы моего края»; аудиозаписи песен о березе: «От чего так в России березы шумят» - муз. И.Мотвиенко, сл. М.Анреева; «Вы шумите, березы» - сл. Галич, муз. Э.Ханок; «Березовый сок» - В.Баснер, М.Матусовский; слайды по теме занятия; рулетка и вопросы для мини-викторины, раскадровка стихотворения С. Островой «Лето».

Предварительная работа: заучивание стихов, загадок, примет о березе.

Ход занятия: звучит песня «Вы шумите, березы».

-Уважаемые девочки и мальчики, я приглашаю вас в «кинозал», на «ученый совет» - большой и важный разговор о дереве России – березке. Надеюсь на вашу активность и участие, (дети садятся на стульчики).

Итак, люди научились строить корабли и небоскребы, погружаться на дно океана и летать в космос (слайды). Человечество так занято неизведанным и далеким, что порой не замечает, как где-то рядом горят леса и вырубаются березовые рощи. Люди не замечают, а деревья не могут рассказать о безалаберности туристов, о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц. А ведь леса – величайшие источники вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. Лес дал людям первые орудия труда, он кормил, защищал их от солнца и ветра, познакомил с огнем; из деревьев строили дома, делали посуду, обувь… (слайды). Наши предки относились к природе бережно, они верили в ее природную силу.

Среди древних людей ходили легенды про каждую травинку, про каждое дерево, а это значит, и про ель, и про…(осину…), и, конечно же, про красавицу березку.



Деревьев разных не сочтешь,

Одно другого краше,

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей…



Крестьяне-земледельцы связывали с березой немало примет, и это помогало им в хозяйстве:

«Лопаются почки у березы – пора сеять хлеб»;

«Распускаются листочки – сей овес».

- А какие приметы о березе знаете вы? (ответы детей).

- Хотите ли вы узнать, как определить по березе, какое будет лето? («Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, а если ольха наперед – мокрое». «Из березы течет много сока – к дождливому лету»).

- Вспомните, когда рассказывает береза о будущей весне? (Осенью: «Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней».)

- А зиму береза предсказать может? («Если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно».)

Сейчас прошу всех пройти на съемочную площадку. Посмотрите на мою березку (макет).

- Какое время года встречает она? (весну, на ней видны сережки).

Давайте подарим ей лето, нарядим березу зелеными листочками.

-Внимание! Снимаем короткометражный фильм о березе! (инсценирование стихотворения С.Островой).

Лето


Как-то шел июнь через речонку

И березку принял за девчонку.

Подошел к ней, сел на берегу

- Белая ты…, будто вся в снегу.

Вот тебе зеленый лист в подарок.

Как взмахнешь им – день не будет жарок.

- Вот другой. Расправишь на весу –

Полной горстью примет он росу.

- Третий лист шумливее, чем эти,

Будет петь он песни на рассвете!

Голову синичке закружит,

Солнышко к тебе приворожит.

- И пошел июнь зеленым бродом,

И растаял в дымке зоревой,

А береза перед всем народом

Ранним утром вспыхнула листвой



Повернуть макет дерева другой стороной, с листьями. Фильм снят! (показ заготовленной заранее «раскадровки» по содержанию стихотворения).

Упражнение на дыхание «Живые листочки»:

- Давайте подуем на листочки все вместе, и они затрепещут, словно живые на ветру (подуть с разной силой).

- Посмотрите, как красивы березы, одетые в молодую зеленую листву (слайд).

- Известно, что ни в одной другой стране нет такого обилия берез, как у нас (слайд). Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. А какие они еще?



Д/игра «Соберем «банк» слов».

Теперь переходим в «зал заседаний» клуба «Эрудит».



Мини-викторина – (игра проводится за столом).

Вопросы к игре:- Как называют карельскую березу и почему она так зовется? (предполагаемые ответы: ее называют «царским деревом» за прочность, за то, что она не поддается гнили. Еще березу называют «древесным мрамором», она напоминает мрамор по цвету.)

-Что изготовляют из карельской березы? (предполагаемые ответы детей: дорогие украшения, всевозможные шкатулки, табакерки. Из нее изготовлено одно из драгоценных пасхальных яиц, которое так и называется «березовым». Некоторые изделия из карельской березы по цене не уступали золотым.)

- Почему березу называют «пионером» леса, а березовый лес временным? (береза первой вырастает на открытых пространствах, вырубках, гарях, потому что она не боится яркого солнца, заморозков. Позднее под ее кроной поселяются молодые елочки и береза становится «нянькой», она защищает их и от солнца, и от ветра, и от морозов. Когда ель вырастает, она вытесняет березу).

- Что такое щелок, для чего он нужен? (березовую золу заливают водой. Полученный настой – это и есть щелок. Раньше его применяли вместо мыла, им стирали белье; щелок используется в медицине; для выделки кожи, а также как ополаскиватель для укрепления волос.)

- Где растут березы ниже грибов и как они называются? (карликовые березы, растут в тундре и у нас в Хибинском крае.)

- Какое «масло» изготавливают из березы, как оно называется и где его применяют? (это деготь, его используют как смазочный материал для телег.)

- Как еще используется береза человеком? (из нее делают активированный уголь, спички, краски, рисовальный уголь, музыкальные инструменты, строят дома, она используется как топливо; березовый сок пьют, на нем можно варить кашу, из молодых листьев березы делают салаты…).

Обобщение: и это далеко не вся польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Недаром говорят в народе: «Береза – дерево четырех дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утешать, четвертое – больных исцелять».

Русский народ почитает и восхваляет красавицу и помощницу березу: в ее честь названы города, береза изображена на монетах банка России, у нас есть знаменитый на весь мир ансамбль «Березка», о березе написано множество стихов.

Давайте заглянем в нашу «литературную гостиную» и вспомним стихи, в которых поэты красиво воспевают светлую и белоствольную березку. (Два-три ребенка читают стихи:

«Без березы не мыслю России», О. Шестинский;

«Северная береза», Н.Рубцов;

«Хоровод берез», Т. Шорыгина).

- Удивительные, душевные стихи, они близки и понятны каждому русскому человеку, потому что мы выросли вместе с березкой,

«У нас в каждой песне березка,

Березка под каждым окном…»

- А сколько прекрасных картин написано о ней! Давайте пройдем на наш «вернисаж» «У красы точеной сарафан парчовый», открытый в честь такого простого и великого дерева и полюбуемся еще раз белоствольными красавицами-березками. Звучит песня «Березовый сок», дети рассматривают выставку картин из каменной крошки и написанных маслом, акварелью; фото, иллюстрации.

Два-три ребенка «экскурсовода-рассказчика» составляют описательные рассказы по выбранной экспозиции.



Обобщение: замечательные получились рассказы, но знаете ли вы, чтобы береза стала таким высоким и красивым деревом, как на этой выставке, требуется не один десяток лет.

- Знает ли кто-нибудь из вас, как определить возраст дерева? (предположения детей…) Я приглашаю вас в «научную лабораторию» и мы вместе поучимся определить возраст дерева.



Исследовательская деятельность:

- У вас на столах спилы от погибшей березки. На них видны кольца, большие и маленькие. Сколько колец на стволе, столько лет и прожила наша березка. (Дети определяют возраст березки).

- И если мы с вами знаем, что березка может жить до…(400!) лет, то погибшая березка была совсем, выходит, молодая. Как можно подарить ей вторую жизнь? (что-то из нее смастерить.)

Дети отправляются в «Мастерскую добрых рук» и выполняют аппликацию из заготовленных форм самоклеящейся бумаги, дополняют получившимися композициями выставку картин.

- Давайте полюбуемся еще раз нашим обновленным «вернисажем» и пригласим на него детей и взрослых детского сада (музыкальный фон).

Ресурсный результат проекта:

- накопление развернутых представлений по теме проекта;

- развитие позитивной учебной мотивации, познавательной активности, любознательности, инициативности у детей группы;

- формирование способности находить творческие решения в познавательно-поисковой деятельности.


Заключительный этап работы по проекту:

- Творческий вечер «А я очарован березой» с дебютом юных экскурсоводов.

- Презентация детской рукописной книги «Березонька моя» и книги рецептов родителей «Березовый лекарь».



-Реклама книги «Березовый лекарь» для сотрудников детского сада и родителей других групп.

Мультимедийная презентация и защита образовательного проекта на Совете педагогов.
Обобщение опыта работы: публикация проекта.