Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ix дистанционная олимпиада по географии Республики Башкортостан 1 152.73kb.
Урок естествознания в 5 классе «Мировой океан основная часть гидросферы»... 1 53.36kb.
Рабочая программа по географии в 10 классах Учитель: Зеленина В. 1 381.78kb.
«Совершенствование форм и методов преподавания географии», 2008 г... 1 162.78kb.
Рассказ «механик салерно» Урок литературы в 5 классе по программе Р. 1 43.74kb.
Конспект урока географии Борисова Марина Олеговна, учитель географии... 1 34.57kb.
Интегрированный урок литература изобразительное искусство в 11 классе 1 146.16kb.
Урок географии в 9 классе по теме 1 79.08kb.
Урока литературы в 10 классе «Любовная лирика Н. А. Некрасова» 1 101.06kb.
Методическими рекомендациями по составлению заданий для школьного... 3 481.28kb.
Неделя географии 1 98.58kb.
Отчет о работе с обращениями граждан за 2011 год 1 74.79kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна - страница №1/1

Изучение материка средствами географии и литературы
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе

Орловская Светлана Петровна, учитель географии;

Рожкова Елена Викторовна, учитель литературы

МБОУ «СОШ №10» г.Североморск Мурманской области



Вид урока: интегрированный урок литературы и географии на основе исследовательской деятельности обучающихся

Тип урока: урок формирования нового проблемного видения

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: политическая и экономическая карты мира, географические атласы для
11 класса, выставка книг Н. Гумилева, портрет Н.С. Гумилева, раздаточный материал для обучающихся, компьютер и проектор, рабочая карта урока

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования целостного представления о месте Африки в мировой экономике, знакомство с особенностями хозяйства и населения континента с использованием географических источников и литературных произведений Н.Гумилёва.

Задачи:

  • организовать деятельность по выявлению факторов, определяющих экономико-географические особенности современной Африки

  • создать условия для изучения особенностей хозяйства, быта, традиций населения Африки через творчество Н. Гумилева;

  • обеспечить условия для развития исследовательских умений: выдвигать гипотезу, доказывать истинность предположения, представлять исследовательский материал в электронном виде;

  • создать условия для актуализации субъектного опыта, стимулирования самостоятельной мыслительной деятельности, развития умений выделять узловые моменты в своей деятельности и работе коллектива, умений вести рефлексивный диалог;

  • продолжить воспитание ценностного отношения к совместной деятельности.

Используемые методы: проблемно-поисковый, исследовательский, рефлексивное управление.

Средства обучения: учебник, дидактические материалы, компьютер, Интернет-ресурсы, карты атласа.

Основные формы познавательной деятельности: работа в парах, фронтальная и индивидуальная.

Объект исследования: Африка.

Предмет исследования:

  • экономико-географическая характеристика Африки;

  • произведения Н.Гумилёва об Африке.

Гипотеза:

Если со времени последнего путешествия Н.С. Гумилева прошло около 100 лет, то в Африке должны произойти значительные социально-экономические преобразования.



Подготовительный этап.

Назначение – организовать и направить познавательную деятельность обучающихся. Опережающие групповые и индивидуальные исследовательские задания.




Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

Вступительное слово учителя литературы.

Африка занимала чрезвычайно важное место в судьбе и творчестве Н. Гумилева, он всегда стремился туда. В 1907 году Гумилёв отправился в первое африканское путешествие, посетил Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. Во время второго путешествия (1908) он побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии. В 1913 году музей антропологии и этнографии направил Гумилева в экспедицию. Этой поездке посвящены книга стихотворений «Шатёр»


и «Африканский дневник». Коллекция, привезённая поэтом из Африки, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии. Интерес Гумилёва к Африке как к материку и географии как науке не вызывает сомнений. Неслучайно Ю. Айхенвальд назвал его «поэтом географии ... вселенную он воспринимает как живую карту... он принадлежит династии Колумба».

  1. Совместная выработка цели урока, постановка проблемы, выявление объекта и предмета учебного исследования, формулировка гипотезы.

Учитель географии.

« Я пишу географию в стихах…Это самая поэтическая наука…» География в произведениях


Н. Гумилева близка к философии, поэтому он назвал собственную науку геософией. Непостоянны все элементы географической среды. Но за прошедший век мало изменилась береговая линия и рельеф, да и в истории человечества столетие, в сущности, миг.

  • А что изменилось в представлении об Африке, какие социально-экономические преобразования произошли?

Инструктаж по применению рабочей карты урока. (Приложение №2.)

Планирование содержательной деятельности ученика.




  1. Защита творческой работы группы обучающихся «Карта путешествий
    Н. Гумилева. Произведения, посвященные Африке». (Отчет-презентация обучающихся. См. Приложение №.3)

<Рисунок 1>


Духом путешествий в Африку проникнута книга стихотворений «Шатёр»:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой.


  1. Защита проведенных исследований, знакомство всех обучающихся с созданным образовательным продуктом.




ЭГП

«Вступление», «Красное море», «Абиссиния», «Сахара», «Судан», «Экваториальный лес», «Замбези» , «Африканский дневник».

Природные условия и ресурсы

«Абиссиния», «Либерия», «Замбези», «Красное море», «Нигер», «Озеро Чад», «Судан», «Африканский дневник».

Население

«Галла», «Египет», «Замбези» «Африканский дневник».

Экономика, хозяйство

«Абиссиния», «Галла», «Египет», «Африканский дневник».

Перспективы развития

«Сахара», «Африканский дневник»

(Презентации обучающихся. См. Приложение №4)



  1. Создание проблемной ситуации.

Какое несоответствие вы заметили в стихотворении «Нигер»?

Я на карте моей под ненужною сеткой

Сочиненных для скуки долгот и широт,

Замечаю, как что-то чернеющей веткой,

Виноградной оброненной веткой ползет.



Ты торжественным морем течешь по Судану,



Ты сражаешься с хищною стаей песков,

И когда приближаешься ты к океану,

С середины твоей не видать берегов.
Река Нигер не течет по территории государства Судан. “Ты торжественным морем течешь по Судану” Неужели поэт ошибается? (В данном стихотворении нет географической ошибки, т.к. Н. Гумилев обозначает Судан как природную область, где протекает река Нигер. Поэт прав.)

  • Экологический прогноз.

Поэт предвидел антропогенные изменения пустыни.

Какова точка зрения географов? (Сахара – естественная пустыня, происхождение которой объясняется прежде всего климатическими факторами. Но продвижение её на юг, в зону Сахеля, связано в первую очередь с человеческой деятельностью: 10-50 км в год). Так было и раньше, доказательство - у Гумилёва.


Вывод. В своих произведениях Н. Гумилев отражал особенности экономики Африки, ее географического положения, природных объектов, его творчество носило исследовательский характер.


  1. Самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы).

Мы завершаем наш урок, посвященный Африке и творчеству Николая Гумилева. Его стихи из сборника «Шатер» и книга «Африканский дневник» обогатят ваше представление об Африке, помогут создать её яркий и неповторимый образ. Гумилев интересен и сегодня, он сам когда-то предсказал свою встречу с потомками:
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Весь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею».

1917


Любопытно, что сын Н. Гумилева Лев Гумилёв унаследовал интерес отца к географии. Он предложил оригинальные методы изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта
и археологических и культурных источников


  1. Подтверждение гипотезы, итоги урока.

Многие народы прошли путь от родового общества до современной государственности. Они были почти изолированы от внешнего мира и лишь за последние 100 лет приобрели широкие международные связи. Африканские народы будут оказывать всё большее влияние на судьбу человечества, хотя бы потому, что их удельный вес в численности народонаселения нашей планеты очень быстро растёт. За последние сто лет значительно ухудшилось состояние экосистемы.

Приложение № 1

Опережающие исследовательские задания по географии.
Карточка-задание для творческой группы № 1. ЭГП Африки.

1.Какие изменения и почему произошли на политической карте Африки после второй мировой войны? Какие из стран являются республиками, а какие монархиями. Особенности географического положения. Территориальные конфликты.


Карточка-задание для творческой группы № 2. Природные условия и ресурсы.

Рассмотреть уровень обеспеченности и особенности размещения в Африке природных ресурсов и условий. Как можно оценить природные предпосылки для развития промышленности?

Природные условия и ресурсы – важнейший фактор развития Африки. Оцените экологическую обстановку. Какие проблемы природопользования возникают в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства.
Карточка-задание для творческой группы №3 Население

Рассмотреть важнейшие показатели, характеризующие население и его проблемы –численность и воспроизводство, состав, размещение, вклад в развитие мировой цивилизации. Какие страны Африки можно отнести к числу наиболее многонациональных? Уровень и темпы урбанизации. Оцените трудовые ресурсы.


Карточка-задание для творческой группы №4. Общая характеристика хозяйства стран Африки.
Сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики стран Африки, проанализировать роль и место Африки в мировой экономике. Общие и главные черты экономики Африки.

Какие показатели свидетельствуют об «отсталости» Африки?

В чём главные причины переживаемых африканскими странами социально-экономических трудностей. Монокультурное хозяйство. Основная сфера материального производства.
Карточка-задание для творческой группы №5. Перспективы развития африканского континента.

Сможет ли преодолеть свою экономическую отсталость или она обречена навсегда остаться экономическим аутсайдером? Что общего и каковы различия в понятиях «модернизация» и «развитие». Какой из путей модернизации представляется вам наиболее рациональным для Африки?


Опережающие исследовательские задания по литературе.
Карточка-задание № 1

Найдите в произведениях Н.С. Гумилева фрагменты, в которых описывается экономико-географическое положение (ЭГП) тех стран Африки, в которых он побывал. Определите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом. Как они помогают представить конкретные географические объекты? («Вступление», «Красное море», «Абиссиния», «Сахара», «Судан», «Экваториальный лес», «Африканский дневник».)

Информация для творческой группы

Африка занимала чрезвычайно важное место в судьбе и творчестве Н. Гумилева. В 1907 году он отправился в первое своё африканское путешествие, посетил Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии. Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году музей антропологии и этнографии направил Гумилева в экспедицию. Цель путешествия —фотографировать, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизаны книга стихотворений «Шатёр», «Африканский дневник».

Во многих стихах Гумилева упоминаются конкретные географические названия: озеро Чад, Красное море, Замбези, Сахара, Нигер, Судан.

Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.
Карточка-задание № 2

Как Н. Гумилев оценивает природные ресурсы Африки и возможности их освоения в разных странах? Найдите в произведениях Н.С. Гумилева фрагменты, в которых описывается природа Африки. Какие средства выразительности помогают представить ее богатства? Определите роль цветописи и звукописи в стихотворениях Н. Гумилева о природе Африки.

Информация для творческой группы

Николай Гумилев неоднократно бывал в Африке, далеком от России неведомом крае, где до него не видели ни одного белого человека. Он много странствовал: был в Каире, Александрии, Аддис-Абебе, в самых глухих, затерянных местах. Николай Гумилев написал сборник стихотворений «Шатёр», «Африканский дневник». В очерке "Африканская охота" Гумилев написал: "На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, и всегда окруженной дикими зверями". Воды, животный мир, рельеф, саванны Африки, пустыню он увидел глазами поэта. Особенно впечатлила поэта Сахара, " вечная слава песка. Точно и образно поэт описывает её. Для поэта воды Африки - это не просто жизненно необходимые объекты, но и божественная красота, которая столь же необходима человеку, чтобы быть богатым духовно. Гумилев сравнивает необычную природу Африки с "отражением рая", созданного "садоводом всемогущего бога ".



Докажите, что описания экзотической природы Африки в творчестве Гумилева были не просто фиксацией мимолетных впечатлений, но и носили исследовательский характер.

( «Абиссиния», «Либерия», Замбези», «Красное море», «Нигер», «Озеро Чад», «Африканский дневник», «Сахара», «Озеро Чад», «Египет», «Судан». )
Карточка-задание № 3

Какие сведения о населении Африки содержатся в произведениях Н.С. Гумилева? Как он оценивает социальную неоднородность материка?

Информация для творческой группы

В «Африканском дневнике» Н.С. Гумилева есть весьма точные наблюдения за социальным положением Африки: "Сколько лет англичане заняты покорением Сомалийского полуострова и до сих пор не сумели продвинуться даже на сто километров от берега. И в то же время нельзя сказать, что Африка не гостеприимна, - ее леса равно открыты для белых, как и для черных, к ее водопоям по молчаливому соглашению человек подходит раньше зверя. Но она ждет именно гостей и никогда не признает их хозяевами".



(«Галла», «Египет», «Африканский дневник».)
Карточка-задание № 4.

Найдите в произведениях Н.С. Гумилева фрагменты, посвященные хозяйству, экономике Африки. Какие отрасли хозяйства были развиты 100 лет назад, сравните с сегодняшним состоянием экономики.

(«Абиссиния», «Галла», «Египет», «Африканский дневник».)
Карточка-задание № 5.

Найдите в произведениях Н.С. Гумилева перспективы развития Африки, экономические, экологические прогнозы («Сахара», «Африканский дневник».) Насколько верными они оказались?

Информация для творческой группы

Известно, что под влиянием хозяйственной деятельности человека в Африке изменились границы между природными зонами, увеличилась площадь пустынь. Остро стоят вопросы охраны природы.



Приложение № 2

Рабочая карта урока

Тема урока: Изучение материка средствами географии и литературы. (Социально-экономическая характеристика Африки. Образ Африки в творчестве Н. С. Гумилева.)

Цель урока:_________________________________________________________

Объект исследования: _________________________________

Предмет исследования:

  • _____________________________________________________




  • _________________________________________________

Гипотеза:

Если со времени последнего путешествия Н.С. Гумилева прошло около 100 лет, то в Африке… ____________________________________________________________________________

Предмет исследования

Выводы

ЭГП




Природные условия и ресурсы





Население





Хозяйство




Перспективы развития





<Рисунок 1>