Информатика и икт - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт»... 3 391.28kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
Брюхова Ирина Александровна, учитель информатики и икт 2009 математическая... 1 109.45kb.
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике... 1 148.57kb.
Урока Наименование раздела программы Тема Количество часов Тип урока... 1 167.38kb.
Тематическое планирование курса «Информатика и икт» 2 класс 1 40.79kb.
Перспективы изменения спроса на икт-компетентность в европе 1 99.06kb.
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» Учитель: Бабосина О. 3 657.4kb.
Тематическое планирование к учебнику «Информатика и икт. Профильный... 1 145.47kb.
Тематическое планирование предмета по выбору «Информатика и икт» 2 385.62kb.
«Одномерные массивы» на языке программирования pascal в теории и... 2 298.43kb.
Лабораторная работа по теме: «Комбинированный тип данных. Записи. 1 33.73kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Информатика и икт - страница №1/2


УЧЕНИ 8 КЛАССА


ШКОЛЫ






Рабочая тетрадь



Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

ИНФОРМАТИКА И ИКТ



f

Рабочая тетрадь для 8 класса



Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний 2011

УДК 004.9 ББК 32.97 Б85

Босова Л. Л.

Б85 Информатика и ГОСТ: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 95 с. : ил.

ISBN 978-5-9963-0640-4

Рабочая тетрадь для 8 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 8-9 классов. В УМК включены учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 8-9».

Тетрадь содержит задания по следующим темам курса информатики: «Информация и информационные процессы*, «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации», «Обработка текстовой информации», «Мультимедиа». Представлены задания в формате государственной итоговой аттестации.

УДК 004.9 ББК 32.97

По вопросам приобретения обращаться: «БИНОМ. Лаборатория знаний»


ISBN 978-5-9963-0640-4


Тел.: (499) 157-52-72, e-mail: binom@Lbz.ru http://www, Lbz.ru

© БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Глава 1 Информация и информационные процессы



Вспомните правила техники безопасности при работе на компьютере. Установите соответствие между рисунками и правилами, которые они иллюстрируют.





CD







Q)







Ф







Ш
















ф










Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.

Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения учителя.

Не трогайте провода и разъёмы соединительных кабелей.

Не пытайтесь самостоятельно устранять неполадки в работе компьютера немедленно сообщайте о них учителю.





с , *




Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя.







(







Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

t







  1. Информация может быть определена как:

  1. совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними;

  2. всё то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме;

  3. полученные сведения, являющиеся новыми и доступными;

  4. количественная мера устранения неопределённости;

  5. сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Заполните таблицу, ответив да/нет на вопросы с позиций

каждого из приведённых выше определений 1-5:


Являются ли информацией:

Ответы

1

2

3

4

5

сведения, содержащиеся в Библиотеке Конгресса США?
















нерасшифрованные космические послания?
















сведения, содержащиеся в книге, которую вы читаете повторно?





















  1. Укажите тип сигнала (непрерывный или дискретный), соответствующий графическим изображениям.





  1. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:




Пример

Вид информации

по способу восприятия

по форме представления

Чертёж к задаче по геометрии







Письмо другу







Картина в галерее







Радиопередача







Телепередача







Аромат сирени







Вкус лимона







Температура воздуха







Жёлтый цвет










_
5



  1. Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями.


Объективность




Информация выражена на языке, доступном для получателя




1

Достоверность




Информация позволяет получателю решать стоящие перед ним задачи







Актуальность




Информация важна, существенна в настоящий момент времени







Полезность




Информации достаточно для понимания ситуации и принятия решения







Понятность




Информация отражает истинное положение дел







Полнота




Информация не зависит от чьего-либо мнения







  1. Приведите примеры информации, которая в конкретной ситуации является:


актуальной (своевременной)

неся ое в рем ен ной



















достоверной

нед остов ерной



















объективной

необъективной



















полной

неполной



















'

полезной

бесполезной



















понятной

непонятной

























  1. Сообщение «14—15» в разных ситуациях может быть воспринято по-разному. Поясните, что оно может означать в следующих ситуациях:


Ситуация

Значение

на вокзале




на уроке




на стадионе




в магазине











8. Укажите, какой смысл имеют следующие пиктограммы:

Пиктограмма

Смысл пиктограммы
















ям










'шяшт

ш










л













"





В свободных клетках изобразите две известные вам пиктограммы и поясните их смысл.



9. Вспомните примеры символов, используемых вами на уроках математики, физики, химии и т. д. Внесите несколько известных вам символов в таблицу и укажите их значение.


Символ

Значение символа










!




















10. Приведите примеры естественных и формальных языков.

Естественные языки




Формальные языки

















































  1. Запишите в виде математического выражения следующее высказывание:

Значение обыкновенной дроби, числитель которой представляет собой сумму первых пяти натуральных чисел, а знаменатель есть разность чисел одиннадцать и восемь, равно пяти.

  1. Запишите в виде предложения на русском языке смысл математической формулы

S=-ah:

2

  1. Какой из непрерывных сигналов 1)-3) более всего соответствует данному дискретному сигналу?












1)

2)
3)


Ответ:

  1. Какой из имеющихся непрерывных сигналов 1)-3) может быть представлен приведённой ниже таблицей?


t

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

F

0

2

4

3

2

2

3

5

4

3

Ответ:




  1. Слово АРКА закодировано числовой последовательностью 0100100010, причём код согласных и гласных букв имеет различную длину. Какое слово по этому коду соответствует последовательности 0001001?

  1. КАРА 2) РАК 3) АКР 4) КАР

Подсказка! Сначала заполните таблицу:


А

Р

К
















  1. Пять букв английского алфавита закодированы кодами различной длины. Эти коды представлены в таблице:


А

В

с

D

Е

-+

н—ь

+-

+

— — —







Какое сообщение в этой кодировке не содержит ошибок и может быть корректно декодировано?

1)- + + - + + - + + + +

2)+ + + + + + - + -



  1. -+- + + + + + + + + -

  2. + + h + — + + + — — + — — —

Подсказка! В этой задаче коды букв таковы, что никакой из них не является началом другого. Поэтому при декодировании имеющихся сообщений действуйте следующим образом:

  1. выделяйте первую пару символов и сверяйте её с кодовой таблицей;

  2. если выделенная пара символов в кодовой таблице есть, то записывайте соответствующую ей букву и повторяйте п. 2 для следующей пары;

  3. если выделенной пары в кодовой таблице нет, то выделяйте первую тройку символов и сверяйте её с кодовой таблицей;

  4. если выделенная тройка символов в кодовой таблице есть, то записывайте соответствующую ей букву и повторяйте п. 2 для следующей пары;

  5. если выделенной тройки в кодовой таблице нет, то счи тайте сообщение ошибочным.

  1. Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух символов, для некоторых — из трёх). Эти коды представлены в таблице:


А

Б

м

N

О

000

001

11

01

10







Из четырёх полученных сообщений только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано. Найдите его.

1) 01100010001100

  1. 01100100011001

  2. 01100100011101

  3. 01100100011100

  1. Пять букв английского алфавита закодированы кодами раз личной длины:


м

N

О

р

R

000

11

01

001

10





Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 01100110001001.

1) ORPMRO 2) ORORPP 3) ORPRPP 4) RORRMRO


  1. Пять букв английского алфавита закодированы кодами различной длины:


А

В

С

D

Е

011

10

100

110

01





Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1000110110110, если известно, что все буквы в последовательности разные.



1) CBADE 2) CADEB 3) CAEBD 4) CBAED

Подсказка! Так как код буквы «В» является началом кода буквы «С», то могут возникнуть сложности с декодированием двоичной строки. Можно закодировать каждый из вариантов ответа.

  1. Одно из слов закодировано следующим образом: 2+Х=2Х. Найдите это слово.

1) сервер 2) курсор 3) модем 4) ресурс

Подсказка! Заполните кодовую таблицу:


2

+

X

=



















  1. Какое из перечисленных ниже слов мбжно зашифровать в виде кода $%$#? •

1) марс 2) арфа 3) озон 4) реле

  1. Буквы А, Б, В и Г закодированы двухразрядными последовательностями 00, 01, 10, 11 соответственно. Найдите наибольшее число подряд идущих нулей в записи, если таким способом закодировать последовательность символов ВБВАГ.

  2. От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:


И

А

Н

Г

ч

• •







— — — .





Определите текст исходной радиограммы по полученной шифрованной радиограмме:



  1. АИНГЧИГ 2) НИНГЧИГ 3) АИНГЧАН 4) АИНЧГАН

  1. От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:


т

А

У

Ж

X






• •

• • •

. . .







Определите текст исходной радиограммы по полученной шифрованной радиограмме:

  1. От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:


т

р

и

й

п



• •

• •



““







Определите текст исходной радиограммы по полученной шиф рованной радиограмме:

В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.

  1. Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из символов А, Б, В и Г, используется посимвольное кодирование: А - О, Б - 1, В - 10, Г - 11. Через канал связи передаётся сообщение ГАВАБ. Сколько всего способов

расшифровки этого сообщения существует?

  1. Дан текст: У ЕЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ

Составьте кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве её порядковый номер в тексте по мере встречаемости.


У

Е

Л

К

И

Г

О




























Подсказка! В слове «молоко» буква «м* по этому правилу кодируется числом 1, «о* - 2, «л» — 3, «к* - 4.

Декодируйте слово, числовой код которого равен 1 6 7 3 2 4.

  1. Даны предложения на русском языке. В правом столбце дан перевод слов каждого предложения на язык туземцев (слова даны в произвольном порядке). Составьте фрагмент тузем- ско-русского словаря по этому переводу.


Текст

Перевод

Мышка ночью пошла гулять

Ам, ту, му, ям

Кошка ночью видит - мышка

Ту, ля, бу, ам

Мышку кошка пошла поймать

Гу, ля, ту, ям








Язык туземцев

Русский язык


































1













  1. С некоторого языка словосочетание «лиро касс» переводится как «красный помидор», «дум касс дан» означает «большой красный трамвай». Какое слово этого языка переводится как «трамвай»?

  2. Для шифровки каждой буквы слова используются двузначные числа. Известно, что буква «к» закодирована числом 15. Среди слов «торт», «ёжик», «станок», «беседа» есть слова, кодируемые последовательностями цифр: 35291815, 303113241115. Какая последовательность цифр является кодом слова «китёнок»?

  3. Мальчик зашифровал слово, заменив каждую букву её порядковым номером в алфавите. В результате получилась запись: 222122111121. Какое слово было зашифровано?


17
2—1204

  1. Если “жало” — это “двор”, а “хна” — это “зев”, то чему равна “ель”? А также — “мель” и “щель”?

  2. Вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 64 символа?

  3. Сколько существует различных последовательностей из символов « + » и «-* длиной ровно четыре символа? Выпишите эти последовательности.

  4. Вождь племени Пульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Достаточно ли пятиразрядного двоичного кода, если алфавит, используемый племенем Пульти, содержит 33 символа?

  5. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено* или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать 15 различных сигналов?

  6. Для передачи секретного сообщения на английском языке использовался равномерный двоичный код: каждый символ исходного сообщения кодировался двоичной цепочкой одной и той же минимально возможной длины. Какова длина переданного двоичного кода, если исходное сообщение состояло из 20 символов?

  7. Определите информационный вес i символа алфавита мощностью JV, заполняя таблицу:


N

N=2'

i (бит)

8







32







64







128







256













  1. Определите объём информации в сообщении из К символов алфавита мощностью N, заполняя таблицу:


N

N=2'

i (бит)

К

I=K i (бит)

8







400




16







200




64







100




128







100




256







100










  1. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 256 символов, второй — мощностью 32 символа. Во сколько раз отличаются информационные объёмы этих текстов?

  2. Племя Мульти пишет письма, пользуясь 17-символьным алфавитом. Племя Пульти пользуется 32-символьным алфавитом. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 100 символов, а письмо племени Пульти — 50. Сравните объёмы информации, содержащиеся в письмах.

  3. Информационное сообщение объёмом 450 бит состоит из 150 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?

  4. Жители планеты Альфа отправили на Землю сообщение, записанное с помощью всех символов используемого ими алфавита:

МКЛКМНОНОПРОСТ!

Определите информационный объём этого сообщения.



  1. Выразите объём информации в различных единицах, заполняя таблицу:


Бит

Байт

Кбайт







1




1 536




16 384




f




2 560




215













2







  1. Расположите величины в порядке убывания: 1024 бита, 1000 байт, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт.

  2. Расположите величины в порядке возрастания: 1010 байт, 2 байт, 1 Кбайт, 20 бит, 10 бит.

  1. Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого - 500 байт. На сколько бит информационный объём первого сообщения больше объёма второго?

  2. Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого — 128 бит. Во сколько раз информационный объём первого сообщения больше объёма второго?

  3. Для записи текста использовался 64-символьный алфавит. Какой объём информации в байтах содержат 10 страниц текста, если на каждой странице расположено 32 строки по 64 символа в строке.

  4. Реферат учащегося по информатике имеет объём 20 Кбайт. Каждая страница реферата содержит 32 строки по 64 символа в строке, мощность алфавита — 256. Сколько страниц в реферате?

  5. Информационное сообщение объёмом 3 Кбайта содержит 6144 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?

  6. Некоторый алфавит содержит 128 символов.' Сообщение содержит 10 символов. Определите информационный объём сообщения.

1) 1280 бит 2) 70 бит 3) 1280 байт 4) 70 байт


54. Заполните пропуски.

1 байт

23 бит













1 Кбайт

2— бит



2 байт










1 Мбайт

2— бит

2— байт

210 Кбайт







1 Гбайт

2— бит

2 байт

2- Кбайт

210 Мбайт




1 Тбайт

2— бит

2— байт

2— Кбайт

2— Мбайт

210 Гбайт




1 Пбайт

2— бит

2— байт

2— Кбайт

2— Мбайт

2— Гбайт

210 Тбайт




  1. Найдите х:

  1. 8х бит = 32 Кбайта 2) 16х бит = 128 Кбайт

  1. Приведите примеры ситуаций, в которых информация:

  1. собирается

  2. обрабатывается

  3. упрощается '

  4. создаётся

  5. запоминается

  6. измеряется

  7. копируется

  8. передаётся

  9. принимается

  10. разрушается

  11. делится на части

ищется

  1. В лыжной гонке участвуют 240 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого спортсмена. Каков информационный объём сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошла половина лыжников?

  2. Метеорологическая станция ведёт наблюдение за температурой воздуха. Результатом одного измерения является целое число от -32 до +32 градусов, которое записывается цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого измерения. Станция сделала 40 960 измерений. Определите информационный объём результатов наблюдений.

  3. Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зелёной бумаги. Известно, что круг не белый и не зелёный; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зелёный; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Дайте ответы на

следующие вопросы:

  1. из бумаги какого цвета вырезан квадрат?

  2. из бумаги какого цвета вырезан круг?

  3. из бумаги какого цвета вырезан ромб?

  4. из бумаги какого цвета вырезан треугольник?

Подсказка! Свои рассуждения фиксируйте в таблице.

  1. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов — Иванова, Петрова и Сидорова, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что Петров - самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Петров мирит их. Скрипач, флейтист и Иванов любят пиццу. Иванов не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. на каких инструментах играет Иванов?

  2. на каких инструментах играет Петров?

  3. на каких инструментах играет Сидоров?

  1. Племя Пульти пользуется 64-символьным алфавитом. Свод основных законов племени хранится на 1024 глиняных табличках, на каждую из которых нанесено ровно 512 символов. Какой объём информации содержится на каждом носителе? Сколько информации заключено во всём своде законов?

  2. Мощность алфавита равна 256. Сколько килобайтов памяти потребуется, чтобы сохранить 320 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

  3. Вы отправляете товарищу SMS-сообщение с домашним заданием по математике. Рассмотрите эту ситуацию с информационной точки зрения, указав источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации:


Источник

Кодирующее

устройство

Канал

связи

Декодирующее

устройство

Приёмник

информации






















  1. Племя Мульти пишет письма, пользуясь 16-символьным алфавитом. Племя Пульти пользуется 256-символьным алфавитом. Вожди племён обменялись письмами, содержащими одинаковое количество символов. Сравните объёмы информации, содержащиеся в письмах.

  2. Проанализируйте, что мы могли бы потерять или приобрести, если бы избегали избыточности сообщений в общении, в художественной литературе, в точных науках? Ответ оформите в виде следующей таблицы:





Потери

Приобретения

Общение




t













Художественная

литература



















Точные науки

























  1. Информационное сообщение объёмом 1 Мбайт передаётся со скоростью 4 Кбайт/мин. Определите время передачи информации в секундах.

  2. Приведены запросы к поисковой системе:

  1. олимпиада

  2. олимпиада & коньки & лыжи

  3. олимпиада & коньки

  4. олимпиада | Сочи

Представьте результаты выполнения этих запросов графически с помощью кругов Эйлера. Укажите номера запросов в порядке возрастания количества документов, которые найдёт поисковая система по каждому запросу.

  1. Приведены запросы к поисковой системе:

  1. бульдог | доберман | уход

  2. бульдог | доберман | уход | питомник

  3. доберман | бульдог

  4. (доберман | бульдог) & уход

Представьте результаты выполнения этих запросов графически с помощью кругов Эйлера. Укажите номера запросов в порядке возрастания количества документов, которые найдёт поисковая система по каждому запросу.







69. Найдите во Всемирной паутине ответы на следующие вопросы.

Вопрос

Ответ

1. Кто такой Норберт Винер и какова его роль в исследовании информационных процессов?




2. Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

1

3. Кем и когда был введён термин «гипертекст»?




4. Кого считают изобретателем WWW и когда это произошло?




5. Кто такой Эйлер, в честь кого названа графическая схема, обозначающая отношения между множествами?





Выпишите основные понятия главы 1 и дайте их определения.






следующая страница >>


izumzum.ru