Информационная культура - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Информационная культура - страница №1/1

Коряковцева Н.А.,

Международная академия бизнеса и банковского дела,

г. Тольятти
http://www.taom.ru

СМЫСЛОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ МОДУЛЕЙ КУРСА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА”



ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬ ТУРА


Современные концепции культуры. Подходы к определению понятия “информационная культура”. Новый подход к истории как , информационному процессу ...Информация и информационные ресурсы. Информационная культура личности и информационная культура общества. Библиотека как составная часть ' культуры, средство трансляции культуры, коммуникации, инструмент в приобретении знаний.

Информатизация культуры


Понятие. Информатизация культуры как средство сохранения, трансляции и воспроизводства культуры. Электронные коммуникации. Автоматизация библиотеки Академии и ее назначение (технический и культурологический аспекты). Информационная среда библиотеки Академии. Традиционные и нетрадиционные способы работы в информационной среде библиотеки.

Библиографическая культура


Понятие “библиография”. Мировоззренческая роль библиографии. Понятие “библиографический метод”. Государственная библиография. Библиографические компоненты в информационной среде библиотеки Академии.

Книжная культура


Книга - феномен культуры. Функции трансляции, сохранения традиции, коммуникации. Книга как линейный текст. Виды книжных изданий. Гипертекст — новая форма письменной коммуникации. Виды и формы нелинейных книжных текстов: энциклопедии, справочники. Библиография как средство организации нелинейного книжного пространства.

Учебно-исследовательские работы


Назначение. Виды. Структура. Способы работы с информацией. Цитирование как воспроизводство идей. Элементы библиографии в исследовательских работах. Оформление работ.

Конструкции учебного материала в выделенных модулях




ЦЕЛИ МОДУЛЯ “ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА”


1. Формирование представления об информационной культуре как неотъемлемой части общей культуры человека.

2. Построение тезауруса по понятиям: “культура”, “информация”, “знание”, “информационная культура личности”, “информационная культура общества”, “информационная среда”.

3. Ознакомление с концепцией нового подхода к истории как информационному процессу.

4. Определение места библиотеки, музея, архива в системе культуры, их функций и связей между этими функциями


ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПО ДАННОМУ МОДУЛЮ


1. Проблемная лекция.

2. Групповая работа над понятиями “библиотека”, “музей”, “архив” с применением системного подхода.

3. Домашнее задание: определить основную функцию библиотеки и роль библиотекаря в средние века. Найти противопоставление этой функции в деятельности современной библиотеки. Источники для реконструкции представлений о месте книги, знаний в средние века: видеофильм “Имя розы”, отрывки из книги Умберто Эко “Имя розы”1, учебники по истории средних веков.

4. Демонстрация в процессе лекции системного метода в изучении таких культурных единиц, как библиотека, музей, архив. Использование сравнительного анализа при изучении их функций.



ЦЕЛИ МОДУЛЯ “ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ”


1. Формирование гуманитарных представлений о понятии “информатизация”.

2. Анализ современных трактовок понятия.

3. Описание информационной среды библиотеки Академии: понятие, компоненты.

4. Передача технических приемов и способов поисковой работы:

демонстрация методов работы с традиционными и электронным каталогами.

ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПО ДАННОМУ МОДУЛЮ


1. Демонстрация (в компьютерном классе) способов работы по поиску информации в электронном каталоге и базах данных.

2. Практическая работа по овладению многовариантного алгоритма поиска.



ЦЕЛИ МОДУЛЯ “БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”


1. Формирование представлений о библиографической картине мира как одной из форм познания и мировоззрения.

2. Выяснение этимологического значения понятия “библиография”.

3. Ознакомление с культурологической концепцией библиографии.

4. Анализ библиографических компонентов книжных изданий. Правила библиографического описания.

5. Краткий обзор системы государственных библиографических указателей.

6. Ознакомление с библиографическим методом и его применением в непрофессиональной библиографической деятельности.



ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПО ДАННОМУ МОДУЛЮ


1. Проблемная лекция.

Вопросы на понимание. На каком этапе развития общества могла возникнуть библиография? Привести примеры библиографической деятельности библиотекаря и пользователя библиотеки.

2. Практическая работа № 1 на закрепление библиографического метода:

поиска, отбора, группировки материала и оформлению его в виде списка (по теме реферата или курсовой работы).

3. Практическая работа № 2 на определение источника издания и вида каталога на основе предложенных списков, включающих разные издания.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ “КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА”


1. Формирование представлений о книге как синониме культуры.

2. Выработка знаний об основных функциях книги в системе культуры.

3. Изучение справочно-поисковых компонентов книги.

4. Сравнение разных видов изданий (научных, научно-популярных, справочных, учебных).

5. Характеристика гипертекста как новой формы письменной коммуникации.

6. Изучение разновидностей справочных изданий. Справочные издания как образцы нелинейных текстов.


ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПО ДАННОМУ МОДУЛЮ

1. Проблемная лекция.

2. Практическая работа по справочным изданиям (поиск).

3. Самостоятельная работа по построению схемы нелинейного текста на основе использования элементов справочно-поискового аппарата книги.


ЦЕЛИ МОДУЛЯ “ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ И ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКИХ РАБОТ”

1. Формирование представлений о роли исследовательских работ в процессе познавательной деятельности.

2. Изучение способов работы с информацией.

3. Анализ культурологических и технических аспектов исследовательской работы.

4. Ознакомление с нормами по оформлению работ, принятыми в Академии.

ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ


1. Лекция.

2. Использование методического пособия, включающего материал к данному разделу.



3. Рассмотрение в качестве образцов некоторых исследовательских работ студентов Академии.

1 Умберто Эко. Имя розы.– М., 1993.



izumzum.ru