Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. «Искусство быть вежливым» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. «Искусство быть вежливым» - страница №1/1

Фролова Валентина Ивановна - учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 101.

scool_101@inbox.ru
Конспект урока русского языка в 5 классе с украинским языком обучения.
Аннотация.

Урок проводится согласно календарному планированию в теме «Части речи» в феврале месяце. Конспект урока разработан в соответствии с учебником «Русский язык» 5 класс Н.Ф. Баландиной. Использованы ИКТ, элементы интерактивного обучения, урок дает основы знаний об имени числительном, способствует высокому уровню общения и формированию навыков грамотного письма. Обучение осуществляется с учетом знаний полученных на уроках украинского языка.



Ключевые слова: имя числительное, количество, порядок при счете.
Урок русского языка в 5 классе
Тема. Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. «Искусство быть вежливым».

Цель:


  • дать сведения учащимся об имени числительном как части речи,

  • развивать у учащихся умение самостоятельно применять понятие «Части речи» к анализу новой темы,

  • научить отличать числительные от других частей речи со значением количества,

  • показать роль числительных в жизни людей,

  • повышать творческую активность учащихся – составлять тексты, содержащие числительные,

  • работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник Н.Ф. Баландина, Русский язык 5 класс, издательство «Мастер - класс», 2011 г., презентация, микрофон.

Ход урока

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

Ты и с числительным будь дружен
І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.



  1. Выборочное списывание (Текст на карточке у каждого ученика)

- Выпишите выделенные прилагательные вместе с существительными.

- Как можно узнать род, число, падеж имени прилагательного?

- Определите род, число, падеж прилагательных.

2. Проверка работы.



- Назовите выписанные словосочетания.

- Сколько прилагательных в тексте м.р. (ж.р., с.р.)?

3. Установить соответствие (Работа в паре. Слова записаны на разрезных карточках)

Раннее утро

Тяжелый день

Желтые листья

Интересное путешествие

Лесная поляна

- Сколько имен прилагательных в словосочетаниях?

4. Исследовательская работа (Слайд №1).




Имя

существительное



Имя

прилагательное



Имя

числительное



1.Часть речи

1.Часть речи



2. Обозначает предмет

2. Обозначает признак предмета




3. Кто? Что?

3. Какой? Чей?





- Назовите сходства и отличия между частями речи.

ІІI. Сообщения темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной частью речи – имя числительное.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему, по опорным словам (Слайд №2).


  • Дать сведения об …

  • Показать роль …

  • Научить отличать …

  • Развивать …



IV. Мотивация

1. Сказка о числительном (индивидуальное задание).

В некотором царстве, в некотором государстве появился новый житель. Малыш рос шустрым и смышленым. Как - то раз Царица Морфология устроила бал. Когда Малыш вошел во Дворец, он двадцать раз подпрыгнул, сорок раз кувыркнулся, шесть раз скатился по перилам с лестницы, два раза дернул за платье имя Существительное, четыре раза оббежал вокруг имени Прилагательного. Посмотрела на такое чудо Царица Морфология и решила, что мальчика нужно назвать имя Числительное. И решили в царстве все вместе жить- поживать, горя не знать.



2. Первичное восприятие учебного материала. (Слайд №3)

- Какое имя дала Царица Морфология мальчику?

- Почему? Заполните таблицу.


Имя

существительное



Имя

прилагательное



Имя

числительное



1.Часть речи

1.Часть речи



2. Обозначает предмет

2. Обозначает признак предмета




3. Кто? Что?

3. Какой? Чей?




Слайд №4



Имя числительное




Количество Порядок при счете

Сколько? Который?

Два, три, пять Второй, третий, пятый

Пятнадцать Пятнадцатый

Тридцать один Тридцать первый




(Учащиеся сами выводят правило и сравнивают его с учебником с. 202).


  1. Правило.

Именем числительным называют часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько?, который? Например: два, три, пять, семь, двенадцать, сто двадцать; второй, третий, пятый, седьмой, двенадцатый, сто двадцатый.
2. Практическое упражнение ( Упр. 445).

- Прочитайте загадку. Найдите в ней имена числительные. С помощью каких вопросов вы их определили?



Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.


V. Работа над темой урока.

1. Сравнить написание и произношение числительных на русском и украинском языках (В учебнике с. 202).

2. Знакомство с правописанием имени числительного (Слайд №5).


Правописание имени числительного

Удвоенные согласные: одиннадцать, миллион, миллиард.

Пишется:

Ь в середине слов в И.п., В.п.: от 50 до 80, от 500 до 900:

(пятьдесят, восемьсот)



Ь на конце слов: от 5 до 20 и 30:

(пять, десять, тридцать)



Не пишется:

Ь в середине числительных: 15, 16, 17, 18, 19.



3. Объяснение учителя .

Числа играют важную роль в жизни людей. Числами называют время и расстояние, указывают вес товара и его стоимость, порядок предметов при счете, количество чего-либо, имеющегося в наличии.

На письме числа записывают цифрами и словами. В важных документах требуется записывать число цифрами и словами

- Объясните значение пословиц. (Слайд №6).



ПОСЛОВИЦЫ

  1. Первый блин комом.

  2. Семеро одного не ждут.

  3. У него семь пятниц на неделе.

  4. Семи пядей во лбу.

  5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.




  1. Выборочный диктант (Слайд №7).

- Прослушайте предложения. Выпишите числительные в словосочетаниях. Запишите числительные цифрами и словами.
1) Дети посадили пять яблонь, семь черешен, одиннадцать груш, десять вишен.

2) В году двенадцать месяцев, пятьдесят две недели, триста шестьдесят пять дней.

3) Пятнадцать делится на три и пять без остатка.

4) Мама приготовила к празднику семь апельсинов, десять мандаринов, один лимон.




  1. Объяснение учителя.

Имена числительные следует отличать от слов других частей речи со значением количества. Чтобы правильно определить часть речи, нужно задать к слову вопрос.

(Кто?) Пятиклассники учатся хорошо (пятиклассники – существительное). (Сколько?) Пятеро друзей пошли на каток (пятеро – имя числительное).




  1. Выявление восприятия.

- Записать словосочетание, определить часть речи.

Тройка (за ответ), три (товарища), трехместный (номер), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), новенький (пятак), пять (секунд), пятый (день).
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕНОГО


  1. Устное упражнение. (Слайд №8)

- Ответьте на вопросы.

1) Сколько лет жили старик со старухой? (Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин). (Тридцать лет и три года).

2) Сколько учеников в вашем классе?

3) Сколько лет нашей школе?

4) Какой год мы недавно встретили?

5) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (Семь раз).




  1. Распределительный диктант.(Слайд № 9)

- Запишите в левый столбик имена числительные, а в правый – слова других частей речи. С помощью вопроса определите части речи.

Три, тройка, трехметровый, трое, семеро, седьмой, семь, семерка, семидневный, пять, пятый, пятеро, пятерка, пятикопеечный.




  1. Творческое задание. (Слайд № 10)

- Приведите примеры предложений, в состав которых входят имена числительные. Примеры берите из математики, литературы, истории, географии.
VII. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ


  1. Чтение текста «Разрешите пройти» учителем.

Учебник, с. 205.


  1. Работа с текстом. (Слайд №11).

  1. Определение основной мысли (упр. 455).

  2. Чтение опорных слов и словосочетаний (упр. 456).

  3. Перевод с украинского языка на русский (упр. 457, письменно).

  4. Беседа по вопросам рубрики «Отвечайте» (учебник, с.206).




  1. Итог работы.

Запоминаем «Формулы извинения», практикуемся их использовать (моделирование ситуаций, составление коротких диалогов).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Отгадайте ребусы. (Слайд №12).




РЕБУСЫ

100 П Стоп

7Я Семья

40А Сорока



СМОР1А Смородина




  1. Игра в микрофон.


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд №13).

  1. Выучить теоретический материал занятия 40.

  2. Выполнить упр. 453, 459 (устно).

3. Найти и записать в тетрадь фразеологизмы и пословицы, в которых есть числительные.


izumzum.ru