Иммунитет - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Иммунитет - страница №1/1


Итоговая работа по курсу:

«Наиболее сложные вопросы преподавания раздела

«Человек и его здоровье»

План-конспект урока по теме:

«Иммунитет»



Подготовил(а): учитель биологии МОУ «Гимназия №21», г.о. Электросталь, Московской области

Синицына Нина Сергеевна.




Тема урока: Иммунитет

Цели:

Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, способы сохранения здоровья.



Задачи:

Образовательные: Формирование биологических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лимфоциты, фагоцитоз, лечебная сыворотка, вакцина, прививки, меры профилактики (СПИДа и др. инфекционных заболеваний).

Воспитательные: Формирование интереса к биологии. Возможность сотрудничать и работать в группе, формирование навыков взаимопомощи.

Развивающие: Развитие навыков самостоятельной и творческой работы с дополнительной литературой. Умение систематизировать и применять полученные знания.

Оборудование: КАРТОЧКИ С РИСУНКАМИ «Возбудитель ветряной оспы»(1), «Механизм воздействия В-лимфоцитов»(2), «Фагоцитоз» (3), СХЕМА «Виды иммунитета»(4), ПОРТРЕТЫ УЧЁНЫХ (Луи Пастер, И.И.Мечников), видеоматериалы по теме «человек и его здоровье». Таблица «Строение крови», схема «Механизм клеточного иммунитета», схема «Механизм гуморального иммунитета».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений учеников (блиц-опрос).

  • Каков состав внутренней среды организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

  • Из чего состоит кровь? (Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, и клеток крови).

  • Клетки крови (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).

  • Функция лейкоцитов (защитная).

  1. Мотивация обучения:


Мировые эпидемии (сообщения учащихся).


  • Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью.

  • Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из8 каждых 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.

  • В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 до 1926.


Учитель:

- Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Узнаем, что такое иммунитет, его классификация, органы иммунной системы. А так же как помочь своему иммунитету стать сильнее.


  1. Изучение нового:


Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее - ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.

2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.




  • Клеточный и гуморальный иммунитет

Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.

Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.

Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.



Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.

В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.





  • Виды иммунитета




  • Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

  • Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

  • Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

  • Искусственный пассивный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.


В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

Иммунная система

Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.




  • Защитный барьер

Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги - это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.





  • Вечная война

Болезнетворные микроорганизмы - микробы (патогены) - постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.


Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.


  • Сообщения учащихся

  • Работа Луи Пастера (бактериальная теория болезней, методы предупредительных прививок)

  • Работа И.И Мечникова (фагоцитарная теория иммунитета)



  1. Закрепление знаний


Работа учащихся по карточкам (выполняется в парах):


  • Данное задание направленно на проверку знаний учащихся, усвоенных на уроке.

  • Учащимся предоставляется 4 варианта карточек (по одной на парту), с изображением понятий, пройденных на уроке.

  • Устный ответ. Задания для учащихся представлены на карточках справа.




  • Карточка №1. Насколько опасны были мировые эпидемии? Почему не все люди погибли во время них?

  • Карточка №2. Пользуясь картинкой, рассказать о механизме действия лимфоцитов.

  • Карточка №3. Пользуясь картинкой, рассказать о механизме действия фагоцитоза.

  • Карточка №4. Пользуясь схемой, рассказать о видах иммунитета.


(Варианты карточек предоставлены в приложении)

Беседа учителя и учащихся о необходимости сохранения иммунитета.

Рекомендации о том, как укрепить иммунитет.

(учащиеся осуществляют тезисное конспектирование в рабочей тетради)


  • Как помочь иммунитету:




  • Пополнить организм запасами магния, цинка, селена, марганца. Они способствуют выработке антител. Источником магния являются: капуста (цветная, брокколи, белокочанная), свекла, редис, картофель, гречиха, овес, орехи, бобовые. Цинк содержится в моркови, свекле, овсе, горохе, фасоли, в черной смородине. Селена много в травах: мать-и-мачехи, чистотеле, боярышнике, ромашке, душице, алоэ. Марганец имеется в проращенной пшенице, в репчатом луке, чесноке, в мяте, в тысячелистнике, шалфее.




  • Устранить стресс. Иммунная система очень тесно связана с нервной и эндокринной системами организма. Неполадок в одной из них ведет автоматически снижение защитных сил организма. Затяжной стресс, длительная депрессия очень опасные состояния. Например, ОРЗ может начаться без видимых причин, просто от неприятностей в школе. Но могут быть и более серьезные заболевания.




  • Здоровый сон. Во время сна организм набирается сил для того чтобы изо дня в день противостоять внешней среде. Недостаток сна не только ухудшает память, отрицательно влияет на работоспособность человека, но и несёт в себе риск постепенного ослабления иммунитета, а значит, увеличивается вероятность возникновения различных заболеваний – как острых, так и хронических.




  • Прививки. Сколько бы «ужасов» не говорили сейчас о вреде вакцинации, важно помнить, что любая прививка в сотни раз безопаснее, чем болезнь, от которой она защищает! Бывают случаи, когда после прививок человек заболевает, но это проходит через два-три дня. Это происходит из-за того, что организм тратит много сил на то, чтобы справиться даже с ослабленным возбудителем болезни. А что же будет, если в него попадёт активный, агрессивный вирус?.. Так что стоит подумать, что же всё-таки лучше: прививка и лёгкое недомогание, проходящее через день или месяц в больнице, рискуя при этом получить тяжёлые осложнения.




  • Закаливание, занятия спортом. Подобные мероприятия помогают организму быстрее адаптироваться к экстремальным условиям – холоду, перепадам температур, физической нагрузке, что помогает ему лучше справляться со стрессом.




  • Витамины. Помогают работе лимфоцитов. Например, всем известный витамин С ускоряет размножение защитных клеток организма, увеличивает выработку интерферона - вещества, обладающего противовирусным действием.



  1. Подведение итогов урока (рефлексия):

  1. Этап 1: Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу.

  2. Этап 2: Учитель выставляет оценки активным ученикам.




  1. Домашнее задание

Вопросы 1-8, с.124 учебника. Факторы, влияющие на иммунитет.
Список используемой литературы:


  1. Н.И. Сонин, М.Р.Сонин, учебник: «Биология. Человек. 8 класс», изд. «Дрофа», 2008.

  2. М.З. Федорова, Г.А.Воронина, «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и здоровье», лекции 1-4», изд. Москва, педагогический университет «Первое сентября», 2009.

  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов, «Биология человека (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии) в таблицах и схемах», изд. Москва.

  4. Научно-методический журнал «Биология. Всё для учителя!», 6 [06]11, издательская группа «Основа».


Приложение.


Карточка №1.
Насколько опасны были мировые эпидемии?

Почему не все люди погибли во время них?







(3) Механизм воздействия

В-лимфоцитов





Карточка №2.
Пользуясь картинкой, рассказать о механизме действия лимфоцитов.





Карточка №3
Пользуясь картинкой, рассказать о механизме действия фагоцитоза.




Карточка №4.

Пользуясь схемой, рассказать о видах иммунитета.