И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска по состоянию... 1 91.54kb.
Математики,физики,химии, Ткаченко Л. В. от августа 2013 г информатики Е. 1 482.96kb.
Николай Васильевич Кузьмин Круг царя Соломона Страницы былого Николай... 5 1570.85kb.
Перечень государственных (муниципальных) учреждений Белгородской... 1 507.59kb.
Выборы Мэра Великого Новгорода 1 208.04kb.
32 (373), 29 августа 2013 года, четверг Сегодня в выпуске 1 795.79kb.
График дел, назначенных к слушанию мировым судьей судебного участка... 1 61.96kb.
1. Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная... 2 549.73kb.
Ивонцина Г. Л. «14» августа 2013 г. Рабочая программа английский... 3 691.9kb.
О праздновании Дня физкультурника в Московской области 1 28.64kb.
Календарь народных праздников 2011 год Русские народные праздники... 1 12.75kb.
Политика в области нераспространения оружия массового поражения и... 1 562.47kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года - страница №1/4




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20




СОГЛАСОВАНО:




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР




Директор МОУ СОШ № 20




О.А. Мокеева







И.В.Кузьмин

«29» августа 2013 года




Приказ №96-ОД

от «29» августа 2013 года






ПРИНЯТО:

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2013 года



Рабочая программа


по

Географии




(наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))


Для

10

класса




На

2013-2014

учебный год


Рабочую программу составил учитель:

Казаков П.Е.




(Ф.И.О. учителя-составителя)

Шуя, 2013


Пояснительная записка

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной государственной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень) 2006 года. Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.



Цели и задачи. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.

Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.

Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.

Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.

Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.

Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.

В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.

Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.

В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.

В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.

Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.

При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочитать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше расширяющие и углубляющие знания.



Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)

Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью ИУМК.

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).

Структура курса. Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными Районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.

Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тренировочного и контролирующего характера).



  1. Календарно-тематическое планирование (210 ч; 105 ч. в 10 классе, 105 ч. в 11 классе; 3 ч. в неделю)

Раздел 1. География в современном мире (12 часов)

География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук.

Законы размещения.

Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.



Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (16 часов)

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории государства (унитаризм и федерализм).

Территория и границы государств. Территориальные споры.

Геополитика.

Международные политические организации. ООН.



Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (23 часов)

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.

Типы стран современного мира.

Анаморфированное картографическое изображение.

Раздел 4. Население и культура (33 часа)

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.



Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.

География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».

Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования).

Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.

Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.

Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.

Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование.

Офшорные районы мира.

Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.

Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).

Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.



Раздел 5. Устойчивое развитие (21 час)

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.

Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).

Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.

Региональный монополизм и региональная политика.

Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

Киотский протокол.



Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков

В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:



  1. самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);

  2. расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;

  3. составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;

  4. картографировать социально-экономические показатели;

  5. анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;

  6. сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;

  7. анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;

  8. искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);

  9. применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;

  10. участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.

Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:



  1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.

  2. Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).

  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.

  4. Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.

  5. Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.

  6. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).

  7. Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.

  8. Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.

  9. Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).

  1. Функциональное и экологическое зонирование территории города.

  2. Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.

  4. Оценка факторов размещения промышленных предприятий.

  5. Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.

  6. Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.

  1. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.

  2. Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.

  3. Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.

Формы занятий

Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).

Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.

Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степени загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий.

Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах различных социально-экономических типов.

Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы.

Такая структура курса закладывает основы пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.

Структура учебно-методического комплекса:


  1. учебник, рабочая тетрадь, атлас, методическое пособие для учителя обеспечат формирование базовых компетенций;

  2. справочное пособие «Социально-экономическая география мира» авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И. А. (Дрофа-Дик, 2008 г.);

  3. электронный учебник (без подключения к Интернету) расширяет традиционные возможности — на диске имеются все базовые документы, обширная статистика на русском (частично на английском) языке, карты, интерактивные задания;

  4. интернет дает возможность использовать обновления на сайте поддержки, искать свежую и достоверную статистику.

Таким образом, в формировании учебно-методического комплекса заложена многовариантность его использования в разных условиях технического обеспечения как школы, так и семьи. Использование всего комплекса дает учащемуся подлинные возможности продвижения по своей личной образовательной траектории.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

• особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

• смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь


  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Учебно-тематический план по географии 10 класс

п/п


Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Практические (лабораторные, проверочные) работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

1

География в современном мире

12

1

1

2

Политическая карта мира: государства и границы

16




2

3

Богатство и бедность: типы стран

23

6

1

4

Население и культура

33

2

3

5

Устойчивое развитие

21




3




Итого

105

9

10
следующая страница >>


izumzum.ru