Греческий миф об Эросе и Психее одно из самых подходящих повествований для изучения женской психологии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роберт Джонсон "она" Глубинные аспекты женской психологии Перевод В. 3 721.14kb.
Коломенское одно из самых древних мест проживания человека на территории... 1 26.89kb.
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии... 1 123.13kb.
Шпаргалка по социальной психологии 29 2155.96kb.
Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии... 1 183.94kb.
Будущее психологии 4 1592.14kb.
1. Методология психологии, предмет и методы психологического исследования 1 211.9kb.
Специфику предмета и объекта психологии; задачи современной психологии; 1 260.14kb.
Модель одаренного ребенка 1 42.33kb.
Сказка для детей со встроенной метафорой преодоления трудностей 1 29.67kb.
Природа интеллектуальных эмоций и чувств 1 74.41kb.
Бротко А. И. (Россия,Санкт-Петербург) 1 39.05kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Греческий миф об Эросе и Психее одно из самых подходящих повествований для изучения - страница №1/3

ЖЕНСКАЯ ИНИЦИАЦИЯ

Оглавление:

  1. Введение

  2. Рождение Психеи

  3. Юность Психеи

  4. Эрос

  5. Противостояние

  6. Любовь или влюбленность

  7. Исчезновение Эроса

  8. Страдания Психеи

  9. Испытания

  10. Современная Психея

Введение

Греческий миф об Эросе и Психее - одно из самых подходящих повествований для изучения женской психологии. Этот древний дохристианский миф, имеющий долгую историю устных преданий, был впервые записан в эпоху античности, и до сих пор не потерял своего глубокого смысла.

Это не так странно, как может показаться на первый взгляд. Поскольку биологическая природа человека с античных времен сохранилась неизменной, не изменилась и его бессознательная психическая динамика. Базовые физиологические и психологические потребности все это время оставались постоянными, тогда как форма их удовлетворения время от времени изменялась.

Вот почему для изучения личности и основных типов поведения человека весьма полезно выйти на самые ранние источники. Они способны показать истинную картину, хотя нам не всегда хватает умения ее распознать. Но раскрыв ее, мы начинаем видеть огромное разнообразие и изменение характерных для нашего времени стилей поведения.



Роль мифа

Мифы являются богатыми источниками психологического инсайта. Великая литература так же, как и великое искусство, чрезвычайно точно передает характерные черты человеческой натуры. Мифы - особый род литературы, которая не имеет одного автора. Они создаются на протяжении целой культурной эпохи, впитывая в себя все богатство воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что основное содержание мифа порождается определенным мотивом; потом сюжет многократно уточняется и распространяется, подобно кругам на воде: точно так же люди постоянно пересказывают друг другу занимательные истории. Таким образом сохраняют свою жизнь характерные и универсальные для человечества сюжеты, тогда как отдельные люди и целые эпохи уходят в историю. Мифы - это отражения коллективного образа; они содержат в себе и доводят до нас общечеловеческие истины.

Тем не менее, в нашем сознании укрепилось расхожее рационалистическое определение мифа как повествования с вымышленным и фантастическим содержанием. Часто приходится слышать нечто вроде: "Да, это всего лишь миф, это - сплошной вымысел." Подробности мифологической истории могут не найти подтверждения в жизни или вовсе оказаться абсолютной фантастикой, но в глубине содержания мифа лежит универсальная истина.

Миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь при этом истинным и адекватным реальности. Он воплощает в себе множество граней и, уровней бытия, включающего как внешний рациональный мир, так и менее постижимый мир внутренний.

Эту путаницу, связанную с узким определением реальности, можно проиллюстрировать на примере тревожных мыслей маленького мальчика, возникших после ночного кошмара. Чтобы его успокоить, родители могут сколь угодно долго уговаривать сына, что это был всего лишь сон, и монстра, который в нем появился, в жизни не существует. Но эти уговоры не убеждают ребенка, и он прав. Для него чудовище было реальностью, такой же живой и настоящей, как и любое другое переживание событий внешнего мира. Приснившийся монстр существовал в его голове, а не в спальне, но все же для ребенка это была угрожающая ситуация, возбуждающая его эмоционально и физически. Для него это была его собственная внутренняя реальность, которую бессмысленно отрицать. Мифы изучались многими психологами. К. Г. Юнг, исследуя глубинные уровни человеческой психики, обращал особое внимание на мифы, ибо считал, что именно в них заложена первооснова психологической структуры. Анализируя миф об Эросе и Психее, мы попытаемся найти ее и осмыслить.

В первую очередь мы должны научиться психологически мыслить. Когда мы начинаем соприкасаться с содержанием мифов, сказок и собственных снов, происходит нечто очень важное. Терминология и мир старых мифов кажутся весьма странными, архаичными и далекими от современности, но вслушиваясь в них глубоко и относясь к ним серьезно, мы начинаем что-то слышать и понимать. Иногда возникает необходимость в интерпретации символических значений, но уловив общий смысл содержания, ее сделать совсем нетрудно.

Многие психологи интерпретировали миф об Эросе и Психее с точки зрения его отношения к женской психологии. В самом начале нашего исследования имеет смысл отметить, что в более широком контексте речь идет о проявлении женственности как в мужчине, так и в женщине. Считать, что этот миф имеет отношение лишь к женщинам - значит существенно его ограничить.

Во время одного из своих самых глубоких инсайтов Юнг отметил, что каждая женщина обладает рядом мужских психологических черт, не являющихся для нее основными, по аналогии с тем, что каждый мужчина имеет рецессивные женские гормоны и хромосомы. Юнг назвал существующую в мужчине женскую часть - анимой, а мужскую часть в женщине - анимусом.

Об аниме и анимусе было написано достаточно, и мы, в свою очередь, позже скажем о них еще. С этой точки зрения, говоря о проявлении феминности в мифе об Эросе и Психее, мы имеем в виду не только женщину, но и аниму мужчины. Связь этого мифа с женской психологией может считаться наиболее очевидной, ибо женственность - это преобладающая черта женщины. В то же время безусловно существует определенная параллель с внутренней феминностью мужской психологии.

Рождение Психеи

Наша история начинается так: "В одном королевстве:" И сами того не осознавая, мы проникаем внутренним взором в то самое королевство, которое называется нашим внутренним миром. Если вслушаться в мелодию древних языков, можно услышать, как звучит скрытый в них внутренний мир, редко доступный современному рациональному сознанию. А это может означать, что всего несколько слов "в одном королевстве:" обещают нам золотые россыпи ценных открытий и прозрений.



Начало истории

Жили-были король и королева, и было у них три дочери. Две старшие - обычные принцессы, ничего примечательного.

Третья дочь - воплощение человеческой души, даже имя у нее подходящее - Психея, или - в переводе с греческого - душа. Она возьмет нас с собой в путешествие в глубину внутреннего мира. Психея имеет точно такое же отношение к мифическому королевству, как и к земному.

Вы узнаете в себе всех троих? Кто не сможет узнать самую обычную часть самого себя, и вместе с тем - уникальную духовную самость, которая чувствует себя весьма неуютно в обыденной повседневной жизни?

Личность этой необычной принцессы была столь притягательна, что люди стали говорить: "Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо во всех отношениях скоро превзойдет ее!". Афродита мучилась и страдала, глядя на пепел, оставшийся от священного огня в остывающем храме, ибо ее культ уступал место культу новой прекрасной девы.

В те времена Афродита была богиней женственности, которая правила с, давних пор, с каких именно - точно никто не мог вспомнить. Увидеть восхождение новой богини женственности было для нее невыносимо. Ее ярость и ревность напоминали апокалипсис; они сыграют значительную роль в нашей истории. Разбудить божественную ярость или потребовать смены бога или богини - значит потрясти все основы внутреннего мира.



Элементы мифологии

Обратим внимание на происхождение обеих богинь - Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и бросил гениталии в море, таким образом оплодотворив его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты увековечил Ботичелли своей знаменитой картиной "Рождение Венеры"[1]: из морской пены появляется богиня во всем своем женском великолепии. Это рождение как бы олицетворяет неземную природу женственности в ее архетипической форме, находящуюся в ярком контрасте с человеческим происхождением Психеи, которая по преданию появилась на свет от выпавшей росы [2]. Обратите внимание на этот удивительный язык! Он становится полон психологических инсайтов, если вы в состоянии услышать содержащееся в нем вневременное архаическое послание.

Поняв разницу между этими двумя рождениями, можно понять разную природу двух типов женственности. Афродита - это богиня, рожденная морем. Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя с незапамятных времен в своих владениях - на морском дне. Психологически это значит, что она правит в бессознательном, символизированном морском пучиной. Она почти недоступна обычному сознанию: с таким же успехом можно пытаться управлять приливами и отливами. Такой архетипической феминностью можно восхищаться, ее можно боготворить или быть ей раздавленным, но установить с ней связь чрезвычайно трудно. Задача Психеи как раз и состоит в том, чтобы использовать свою человечность для обуздания и смягчения великой океанической архетипической феминности. В этом суть мифа.

Каждая женщина имеет внутри себя Афродиту. Ее можно распознать по переполняющей женственности и по величию, которое бросается в глаза, но не имеет конкретного отношения к реальности.

Об Афродите и ее владычестве существует много занимательных историй. Например, у нее есть слуга, который постоянно носит перед ней зеркало, в это зеркало богиня время от времени смотрится. Кто-то готовит для нее превосходную парфюмерию. Афродита очень ревнива и нетерпима даже к малейшему соперничеству. Она постоянно устраивает брачные союзы и никогда не бывает удовлетворена. Все вокруг должны приумножать ее богатство.

В образе Афродиты воплощается принцип отражения любого переживания в нашем сознании. В той же мере, в какой мужчина занят поиском, исследованием и распространением нового, Афродита рефлексирует и ассимилирует. Зеркало Афродиты - символ наиболее глубинных черт богини любви. Она часто предлагает человеку посмотреть на отражение в зеркале, где он может увидеть себя, безнадежно застрявшего в своих проекциях, которые до сих пор были не различимы. Процесс осознания происходящего может начаться с вопроса, что же именно отражается. Ответ на него поможет человеку избежать вовлечения в спутанный клубок эмоций. Все это может происходить на фоне внешних событий. Однако, очень важно представлять себе и понимать, что многие явления внутреннего мира оказываются скрыты от нас и проявляются как внешние события, если они полностью не отрефлексированы в субъективном внутреннем мире, где они, собственно, и возникли. Афродита заставляет смотреть в зеркало чаще, чем нам хочется. Когда человек влюбляется и узнает в другом бога или богиню, это значит, что он видит отраженные Афродитой свое бессмертие или богоподобие. Мы настолько не готовы видеть в себе и добродетели, и недостатки, что между их рефлексией в сознании и окончательным принятием обычно лежит длинный путь страданий. Психея совершила длительное путешествие, начавшееся с ее влюбленности в Эроса и закончившееся открытием своего бессмертия.

Афродита - великая богиня-мать с точки зрения ее будущей невестки. Когда женщина несет свою грацию и красоту в мир, это свидетельствует о влиянии внутренней энергии Афродиты (или Венеры). Но если Афродита находится со своей невесткой в конфликте, она бывает ревнива, неуступчива и на каждом шагу чинит Психее препятствия. Такая драма между свекровью и невесткой характерна для любой культуры; она вносит свой вклад в развитие личности каждой молодой женщины. Совладать с властью свекрови для нее - значит достичь женской зрелости. С этого момента она больше не росинка, наивно попавшая в мир и вступившая в брак.

Современная разумная женщина очень смущается, обнаружив в себе сущность Афродиты, которая проявляется в примитивных трюках и игре инстинктов. Афродита часто демонстрирует свой тиранический характер, считая что ее слово - закон.

Вполне естественно, что на определенной стадии эволюции человечества, при появлении нового воплощения женственности, богиня, которая воплощала его прежде, переполняется гневом. Афродита будет использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы унизить свою соперницу. Каждая женщина это знает, вспоминая внезапные регрессивные импульсы живущей глубоко внутри Афродиты; как только женщина становится ее добычей, возникает ужасная картина. Только в редкой и очень незаурядной семье в момент проявления своей сущности Афродита может быть названа своим настоящим именем, а энергия - сублимирована для полезного применения.

Энергия Афродиты имеет большую ценность. Она способствует развитию личности и стимулирует к росту все ее окружение. В момент роста все старые способы поведения и старые привычки должны уступить свое место новым. Кажется, что старое постоянно мешает появлению и развитию нового, но при определенной настойчивости в "старом" сознании зарождаются и вызревают ростки нового.

Есть притча о первом слоне, родившемся в плену. Сначала хозяин очень обрадовался, но затем он пришел в ужас, увидев как все слоновье стадо собралось в круг и взрослые слоны стали гонять новорожденного слоненка по кругу от одного слона к другому. Хозяин думал, что они хотели замучить его до смерти, но слоны просто заставляли слоненка дышать.

Очень часто в момент появления нового кажется, что случилось что-то очень страшное, но вскоре мы начинаем понимать, что произошло как раз именно то, что требовалось. Афродита, которую можно упрекать постоянно, тем не менее создает все необходимые условия для эволюции Психеи. Очень легко быть оптимистом после того, как событие произошло, но чертовски трудно, когда оно только-только происходит. Это может напоминать постоянно длящуюся внутреннюю хаотическую эволюционную борьбу. Прежний способ жизни, отраженный в природе Афродиты, регрессивен. Он тянет женщину назад, в бессознательное, одновременно заставляя ее идти к новой жизни, при этом иногда - с большим риском. Может случиться так, что эволюция пойдет другим путем, или влияние Афродиты окажется единственным стимулом к росту. Например, бывают женщины, которые не могут достичь зрелости, пока не столкнутся лицом к лицу с тиранической свекровью или мачехой.



Внутренняя борьба

Много неприятностей современной женщины связано с противостоянием ее двух внутренних сущностей: Афродиты и Психеи. Такая метафора помогает воссоздать картину психологического процесса; если женщина сможет понять, что с ней происходит, она окажется на верном пути к обретению нового сознания.




  1. Венера - римское имя Афродиты

  2. Согласно олимпийскому мифу творения, природа и население Земли появились в результате дождя (или росы), выпавшего с Урана-неба на Гею-Землю

Юность Психеи

Узнав кое-что о природе Афродиты, древнего и потому - более примитивного типа феминности, давайте взглянем на новые черты женственности, сформированные позже. В отличие от рожденной в морской пене Афродиты, Психея родилась от выпавшей на землю росы. Этот переход от океанической природы Афродиты к земной природе Психеи говорит об определенном прогрессе развития феминности: от древних океанических черт - к новым человеческим формам. Таким образом, мы переходим от океанических пропорций к меньшему, более постижимому масштабу.

Психея - такое волшебное и неземное существо, она настолько невинна и девственна, что ей можно только поклоняться, но ее никак невозможно судить. Она обречена на постоянное одиночество и не может найти себе мужа.

Психея существует внутри каждой женщины в качестве несравнимого ни с чем опыта жизни в одиночестве. Любая женщина - в какой-то степени достойная любви принцесса, имеющая уникальные, присущие только ей одной совершенства и слишком большую для обычной повседневной жизни душевную глубину. Если женщина в одиночестве оказалась никем не понятой и считает, что люди добры, но далеки от нее - значит, она почувствовала в себе Психею. Как правило, это очень болезненное ощущение, которое часто переживает женщина, не понимая его природы. Пребывать в этом состоянии - значит остаться не затронутой эмоционально в отношениях с окружающими.

Если женщина даст возможность проявиться природе Психеи в повседневных отношениях типа "ты - мне, я - тебе", из этого не получится ничего хорошего. Когда сущность Психеи заполняет большую часть внутреннего мира женщины, это превращается для нее в серьезную и болезненную проблему. Она будет обливается слезами, причитая: "Меня никто не понимает". И это действительно так. Каждая женщина на любом жизненном этапе имеет в себе эту черту. Если вы видите в женщине это качество и сможете к нему прикоснуться, не сравнимая ни с чем красота и божественное очарование Психеи могут достичь сознания, и тогда начнется благотворная эволюция.

Если женщина физически привлекательна, проблема оказывается более сложной. В этом отношении весьма характерный пример - личность Мерилин Монро: несмотря на всеобщее поклонение, ей было невообразимо трудно найти в отношениях с кем-либо из мужчин подлинную близость. В конце концов жизнь стала для нее невыносимой. Оказалось, что для такой женщины, обладающей божественными чертами и почти недосягаемым совершенством, в мире не бывает простых человеческих отношений. Если вы понимаете эту динамику, можете представить себе эволюцию Психеи.

Однажды я видел фильм, в котором любили друг друга два человека, начисто лишенные всякой внешней привлекательности. Благодаря волшебству фантазии, каждый из них был прекрасен в глазах другого, и оказалось, что любовь существовала между двумя обаятельными, привлекательными людьми. В конце фильма камера вновь показала их лица такими, какими они были на самом деле. Но зрители уже знали иной облик персонажей, ибо видели существовавших у них внутри бога и богиню, которые были несравнимо сильнее и могущественнее внешней непривлекательности героев. Этот пример демонстрирует пропасть, существующую между внутренней божественной природой человека и внешней обыденностью, пропасть, которой посвящено нее наше повествование.

Брак Психеи

Психея приводила своих родителей в отчаяние, ибо обе ее старшие сестры успешно вышли замуж за соседних королей, а руки младшей не просил никто. Мужчины лишь боготворили ее. Король пошел к оракулу, не ведая, что находится под влиянием Афродиты, а та, полная негодования и ненависти к Психее, заставила оракула предсказать Психее ужасное будущее! Девушке предстояло обручение со Смертью, самым злым, отвратительным и могущественным существом. По закону Психею следовало отправить высоко в горы, приковать там к скале и оставить до поры, пока она не достанется зловещей Смерти.

В Древней Греции предсказания оракулов не подвергались сомнению, считаясь неоспоримой истиной. Поэтому родители Психеи, выполняя священную волю, снарядили свадебный кортеж, походивший более на похоронную процессию, усадили туда Психею и привезли ее высоко в горы к одинокой скале. Здесь, в потоке слез, смешались белизна свадебного убранства и мрачность похоронного траура. Затем родители погасили факелы и оставили Психею одну в темноте.

Что мы можем отсюда извлечь? Психея вышла замуж - но за смерть. По сути каждая девушка как бы умирает в день своего бракосочетания, ибо закончился определенный этап ее жизни. В ней умирают многие черты, характеризующие женскую сущность, которые существовали до сих пор. В этом смысле брак для нее - это похороны. Многие характерные детали брачных церемоний привнесены из древнейших погребальных обрядов. Жених приходит со своим лучшим другом и приятелями чтобы похитить невесту, тогда как подружки невесты охраняют ее невинность. Как и положено по ритуалу, между ними возникает борьба, и невеста плачет так, будто отмерла часть ее жизни. Для нее наступает новая жизнь, и свадебное торжество знаменует собой появление новой матриархальной власти.

Мы не в полной мере осознаем двойной аспект бракосочетания и стремимся видеть в нем лишь праздничный белый цвет и наслаждение. Если отмирание части прошлой жизни не находит своего отражения в соответствующих ритуалах, оно все равно позже обязательно проявится в эмоциональном настрое и менее приемлемой форме. Например, некоторые женщины могут испытывать сильную обиду и отвращение к браку спустя несколько месяцев и даже лет.

На фотографиях, снятых на свадебной церемонии в Турции, я увидел мальчиков восьми-девяти лет, каждый из которых прыгал на одной ноге, согнув другую ногу в колене и привязав ее голень к бедру. Этот ритуал должен был напоминать о том, что в браке испытывается не только наслаждение, но и боль.

Африканские свадьбы не считаются полноценными до тех пор, пока новобрачная не станет обладательницей определенного количества шрамов и ран. Брак не считается подлинным, если не было похищения. От брака можно получить наслаждение после того, как будет отдано должное всем священным ритуальным элементам. Афродита не любит, когда девушки умирают в руках мужчин. Она не может допустить, чтобы мужчина свел ее в могилу. Поэтому в момент окончания девичества в каждой женщине рыдает Афродита. Она продолжает играть свою парадоксальную роль, с одной стороны - страстно желая брака, а с другой - сопротивляясь и оплакивая потерю девичества. Это эхо древних ритуалов по-прежнему лежит у нас глубоко внутри и нагляднее всего проявляется в организации обрядов и церемоний.

Здесь мы снова сталкиваемся с парадоксом эволюции. Именно Афродита приговорила Психею к смерти, но и она же выступила в роли свахи, предвестницы брака и одновременно - его противницы. Поступательный эволюционный процесс в сторону брака сопровождается регрессивными рывками страстного желания к обретению автономии и свободы и восстановления статус-кво.

Однажды я увидел очень остроумную карикатуру, отражающую архетипическую власть брака. На ней было изображено отношение каждого из родителей к происходящему во время свадьбы. Отец новобрачной был зол на наглеца , который посмел увести от него родную дочь. Отец мужа испытывал триумф, став обладателем верховной власти в мужском обществе. Мать новобрачной была в ужасен от того, что животное овладело ее ребенком. Мать мужа была в гневе на мегеру, которая соблазнила и увела у нее сына. В этой карикатуре нашли отражение множество древних архетипов, встроенных и вросших в человеческую психику типов поведения и мышления, лежащих в глубинных слоях бессознательного на протяжении несчетного числа лет эволюционного процесса. Если мы в свое время не обратим на них внимание, они дадут знать о себе позже и вызовут много неприятностей.

Эрос

Афродита намеревалась окончательно избавиться от Психеи и для этого решила воспользоваться помощью своего сына, бога любви Эроса. Эрос, Амур, Купидон - разные имена одного бога - бога любви. Так как Купидон деградировал до уровня шутливых любовных открыток, а Амур в какой-то мере потерял свое величие, будем называть этого благородного бога Эросом. Эрос постоянно имел при себе полный колчан стрел, и встреча с ним сулила неприятность каждому жителю Олимпа. Все боги и богини чувствовали его силу. Но Эрос был под пятой у собственной матери, которая заставляла его воспламенить Психею любовью к самому отвратительному зверю, чтобы накрепко связать ее с ним и тем самым прекратить постоянное соперничество. Одна из характерных черт Афродиты - постоянная регрессия. Она хочет, чтобы все вернулось к тому, как было прежде, чтобы эволюция повернула вспять. Афродита - это голос традиции, но по иронии судьбы именно он помогает дальнейшему развитию сюжета нашей истории.

Для определения роли Эроса есть много уровней. Его можно представить как абстрактного мужчину, мужа или проявление маскулинности в отношениях между людьми; он может символизировать союз и гармонию; в момент кульминации повествования Эрос - не только сексуальность. Следует помнить, что он пускает свои стрелы не в гениталии, а в сердце. Далее, по мере развития мифологического сюжета об этих особенностях Эроса мы поговорим подробнее.

Брак со смертью

Эрос отправился выполнять приказ матери, но увидев Психею, случайно поранил себе палец одной из своих стрел и тут же влюбился. Он решил объявить Психею своей невестой и попросил своего друга по имени Западный Ветер очень осторожно перенести ее с горной вершины в Райскую Долину. Западный Ветер сделал все, о чем его попросили, и Психея, ожидавшая прихода Смерти, вдруг очутилась в земном раю. Она ни о чем не спрашивала Эроса, а лишь наслаждалась, потрясенная неожиданным поворотом судьбы. Вместо Смерти к Психее пришел Эрос, но несмотря на свою неземную красоту, он, тем не менее, означал для нее смерть. Все мужья несут женам смерть в том смысле, что лишают их жизни в девичестве и толкают к эволюции и женской зрелости. Как ни парадоксально, но вы можете одновременно чувствовать благодарность и обиду по отношению к человеку, который заставляет вас унизиться, чтобы начать путь личностного роста. Оракул был абсолютно прав: в архетипическом смысле мужчина является для женщины смертью. Когда мужчина видит тоскливое выражение лица своей спутницы - это означает, что для него наступило время быть ласковым и предупредительным. Возможно, в этот миг она в какой-то степени переживает смерть своего девичества. Если мужчина в этот момент проявит чуткость и понимание, он может значительно облегчить женщине этот тяжелый для нее период переживаний.

Не имея точного аналога в собственной жизни, мужчина редко понимает, что брак для женщины - одновременно и смерть, и воскресение. Свадьба для мужчины не является священнодействием, но для женщины она в значительной степени такова. Однажды жена может взглянуть на мужа полными ужаса глазами, обнаружив, что она полностью связана браком, тогда как он - ни в малейшей степени. Эта связь ощущается особенно сильно, если есть дети. Женщина может сколь угодно обижаться на судьбу, но не надеть на себя эти жизненные путы для нее - хуже смерти.

Встречаются пятидесятилетние женщины, которые несмотря на то, что они уже бабушки, ни разу не бывали на скале Смерти. Выпавшая земная роса не заслоняет для них весь мир даже в среднем возрасте. С другой стороны, встречаются юные шестнадцатилетние девушки, познавшие этот опыт, прошедшие и пережившие его. Их можно узнать по таящейся в глубине взгляда поразительной мудрости.

Такие события не происходят автоматически и не связаны с каком-то определенным возрастом. Я знал шестнадцатилетнюю девочку, имевшую ребенка. Она скрывала свою беременность и роды, чтобы все было тихо и спокойно, а затем отдала ребенка в приют, и получилось, так, что она его практически не видела. Вернувшись к прежней жизни, как будто ничего не случилось, она ничему не научилась на скале Смерти. Какое-то время спустя она вышла замуж, и если кого-то можно было и назвать девственницей, она стала бы первой претенденткой. Психологически она была абсолютно не затронута, несмотря на то, что перенесла роды.

Столкновение с Эросом неизбежно приводит к прощанию с женской наивностью и детской невинностью, причем оно может происходить в разные моменты жизни женщины, а не только в момент замужества. Многие девочки испытали это столкновение весьма рано, их опыт был очень жестокий; другие могли не с знать его вообще.

Брак несет в себе абсолютно разный опыт для мужчины и женщины. Он как бы делает мужчину выше ростом, придает ему больше силы и власти, его значимость и статус возрастают. Как правило, муж не осознает, что убивает в своей жене Психею и что он должен это сделать. Если она ведет себя странно, все получается из рук вон плохо или продолжаются бесконечные рыдания и потоки слез, это происходит вследствие того, что мужчина обычно не понимает что он и она брак воспринимают совершенно по-разному. Женщина тоже растет и развивается в браке, но это происходит лишь после ее пребывания на скале Смерти.

Райский сад

Психея очутилась в волшебном раю. Там было все, что она только могла пожелать. Ее муж, бог Эрос, был с ней каждую ночь и ограничил ее лишь в одном. Он взял обещание, что она не будет смотреть на него и следить, куда он направился. Она может иметь все, что пожелает, жить в раю, сколько ей угодно, но не должна задавать никаких вопросов и даже пытаться смотреть на него. Психея на это согласилась.

Почти каждый мужчина хочет от жены того же. Если она занята своим делом и не старается слишком много понимать, в доме царит мир и покой. Мужчина хочет старого патриархального брака, где он решает и все наиболее важные вопросы, а женщине остается лишь согласиться с его решениями, и тогда жизнь течет благополучно. Большинство мужчин лелеют надежду, что, все будет происходить именно так и когда-нибудь, совсем скоро, жизнь в браке будет именно такой.

Вероятно, такое отношение к браку - эхо примитивного патриархального менталитета, где женщина полностью принадлежала мужчине. В наших современных традициях до сих пор кое в чем сохранились следы патриархальных обычаев: например, когда жена берет себе фамилию мужа. Эрос настаивает, чтобы она не задавала никаких вопросов и никогда не смотрела на него - это и есть условия патриархального брака.

Каждый незрелый Эрос - это творец рая. Подобно подростку, он похищает девушку и обещает ей устроить полную счастья жизнь. В этом основной секрет Эроса: он хочет обрести свой рай, но без малейшей ответственности и серьезного сознательного отношения. В той или иной степени это присуще каждому мужчине. Для эволюции и личностного роста необходима феминность, и максимальный акцент в мифах делается на элементы феминности. Для мужчины это ужасное испытание. Он хочет просто оставаться в раю.

Послушайте влюбленных, создающих себе рай. И весь разговор, и каждое слово в отдельности как бы взялись из иного, райского мира. Рай, который они создают, может быть предвестником истинного рая. Но это другой рай может быть обретен только много позже ив результате больших усилий. Не следует относиться к этом преждевременному Эдему слишком критично, но каждый опытный человек знает, что первое впечатление от него не может быть длительным и стабильным.

В бессознательном мужчины есть нечто такое, что питает его надеждой добиться согласия жены ни о чем его не спрашивать. Часто его установка по отношению к браку состоит в том, что для него брак должен быть к удобным, но не обременительным. Если мужчина на чем-то сосредоточен, он хочет быть свободным и забыть о том, что состоит в браке. Когда женщина внезапно обнаружит в мужчине эту установку, она может оказаться в шоке. Брак - это сплошные обязательства для женщины, а для мужчины в нем нет никакой безысходности. Я вспоминаю, как одна женщина рассказывала, что плакала целыми днями, открыв для себя, что брак для мужа - всего лишь одна из многих сторон жизни, тогда как для нее он играл главную роль. Так она открыла в своем муже созидающего рай Эроса.

Потеря рая

Любой рай имеет недостаток. В каждом живет змея, олицетворяющая полную противоположность миру и спокойствию, царящих в саду Эдема.

И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в и обличье двух ее старших сестер, оплакивавших, хотя и не вполне искренно, потерю младшей. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их ревности не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставили Психею, они стали звать ее, беспокоясь о ее здоровье и желая ей всяческих благ.

Наивная Психея известила об этом Эроса. Муж неоднократно предупреждал ее о грозящей опасности. Он сказал, что если она послушает преследующих ее сестер, произойдет несчастье. Если Психея и впредь не будет его ни о чем спрашивать, у нее родится ребенок, который будет бессмертным богом, если же она нарушит свою клятву и задаст вопрос, то родится девочка, которая будет простой смертной. Хуже того - при первом же вопросе Эрос ее покинет. Тогда Психея вновь согласилась ни о чем не спрашивать мужа. Но сестры звали ее снова и снова, и, наконец, Психея вымолила у мужа разрешение позволить им ее навестить. Прошло немного времени, и сестры, принесенные с высокого утеса Западным Ветром, целые и невредимые, очутились в великолепном райском саду. Они восхищались и наслаждались от души как могли. Но их переполняла зависть и ревность к младшей сестре. Они засыпали ее вопросами про мужа, и наивная Психея старалась описать, каким она его себе представляла, ибо ни разу его не видела. Она подарила сестрам груду необычных и редких подарков и отправила их домой.

Эрос постоянно предостерегал Психею, но сестры вскоре появились вновь. На этот раз Психея, забыв все, что она прежде говорила о муже, рассказала им другую фантазию. По возвращении домой сестры долго размышляли и придумали хитрый и коварный план, который состоял вот в чем: придя в гости к сестре в третий раз, они скажут ей, что в действительности ее муж страшный отвратительный змей. Как только у нее родится ребенок, муж сожрет его вместе с матерью.

Но они хотят спасти Психею от такого ужасно конца. Чтобы остаться в живых, она должна сделать следующее: взять светильник, поместить его в сосуд, накрыть сосуд покрывалом и поставить в спальню. Кроме того, ей следует наточить нож и спрятать его возле постели. Глубокой ночью, когда супруг будет крепко спать, она зажжет светильник, увидит, наконец, свое ужасного мужа и отрежет ему голову. Психея не могла долго устоять под напором сестер и, вняв их совету стала готовиться к разоблачению своего ужасного мужа.

Эрос вернулся домой после наступления темноты, лег на ложе рядом с Психеей и уснул. В полночь она сняла со светильника покрывало, схватила нож, приподнялась над мужем и впервые посмотрела на него. К величайшему удивлению и смущению, переполненная чувством вины, она увидела перед собой бога любви, самого прекрасного из всех, существующих на Олимпе. Изумленная, и потрясенная увиденным, Психея решила убить себя, чтобы расплатиться за свою ужасную ошибку. Она уже, была готова это сделать, но неловко взяв нож, уронила его. При этом она случайно укололась одной из стрел Эроса и без памяти влюбилась в своего мужа, которого увидела впервые в жизни.

Вдруг ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на правое плечо Эроса упала капля горячего масла. Проснувшись от сильной боли, он понял, что случилось, тут же расправил крылья и улетел прочь. Бедная Психея уцепилась за него, но ее сил хватило лишь на то, чтобы унестись за пределы райского сада. Покинутая мужем, она упала на землю и лежала, убитая горем, в полном одиночестве. Эрос подлетел к ней с упреком, что она не послушала его и, нарушив данное слово, лишилась райского сада. И добавил, что будет так , как он предупреждал: у нее родится ребенок, девочка, простая смертная. А теперь он должен наказать Психею за непослушание и покинуть ее. Сказав это, он улетел прочь, к своей матери Афродите.


следующая страница >>