Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Областного этапа республиканской недели технического творчества учащихся... 1 86.93kb.
Областное государственное учреждение «тамбовский областной пожарно-спасательный... 1 434.25kb.
Методические рекомендации «Специализированные по спорту классы в... 1 86.38kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Санкт-петербургский научный центр российской академии наук 1 318.36kb.
Государственное задание государственному учреждению культуры 1 160.85kb.
Альбом вакансий по состоянию на 21 марта 2012г 1 275.71kb.
Альбом вакансий по состоянию на 07 декабря 2011г 1 136.98kb.
Учебное пособие «шарль перро» 1 45.65kb.
Государственное некоммерческое учреждение гематологический научный... 4 1409.3kb.
Зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. 27 5478.47kb.
Г. Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее По С. Кокориной. 14 1264.9kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр» - страница №1/7


Государственное учреждение

«Минский областной учебно-методический центр»








ПОГОВОРИМ ОТКРОВЕННО

 

Материалы областных



родительско-педагогических чтений

I часть

Минск

2012

Поговорим откровенно. – Минск: Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр»; издательский центр государственного учреждения «Минский областной учебно-методический центр», 2012. – I часть

В сборнике представлены материалы выступлений педагогических работников Минской области по проблемам семейного воспитания в 3 частях. Материал адресуется педагогическим работникам учреждений образования области.
©Управление образования Миноблисполкома

© Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр»



ВВЕДЕНИЕ
Гарантия и стимул развития учреждения общего среднего образования – практика открытого взаимодействия с родителями. В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся.

В Минской области проведены областные родительско-педагогические чтения «Поговорим откровенно». В ходе работе чтений приняли участие педагоги, родители, учащиеся учреждений общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования, интернатных учреждений образования, представители православной церкви, представители районных и Жодинского городского отделов образования, СМИ.

Родительско – педагогические чтения прошли в формате живого поиска наиболее эффективных форм и методов интеграции семьи, учреждений образования, государственных и неправительственных организаций, служб и центров социума, структур бизнеса и производства, конфессий в социализации, воспитании и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Демонстрировался позитивный опыт отцовства в решении семейных проблем; школа родительского успеха в многодетных семьях; роль ресурсных центров в организации работы учреждений образования с семьей.

Мероприятие позволило привлечь внимание специалистов и широкой общественности к ценности семьи как важнейшему социальному институту, повысить статус отцовства и материнства, укрепить имидж семьи.



ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«Триада успеха: учитель-ученик-родитель»
Брановицкая Ольга Николаевна,

начальник отдела идеологической работы Клецкого райисполкома, родитель ГУО «Лицей г. Клецка».
Один известный человек сказал: «Школа – это место, где шлифуют булыжники и теряют алмазы». И хотя, как правило, с высказываниями известных людей у нас принято соглашаться, но здесь я не согласна, и могу с твердой уверенностью сказать, что к тем коллективам, где учились и учатся мои дети, это не относится.

Эти слова запали мне в сердце еще в студенчестве, в последующем

18 лет работая педагогом, я стремилась их опровергнуть. И только став матерью поняла, что это вполне в моих силах, если я буду не одна. Триада успеха: учитель-ученик-родитель.

Каждый из присутствующих прошел этап ученика,

практически все – родители и только часть из нас – учителя. Кто же является главным в этой триаде, кто определяет успешность?

Успешность ребенка в жизни (в широком понимании) не сводится к простому наличию или отсутствию у него определенных способностей или даже таланта – всего того, что даровано ему природой, родителями.

Каждый ребенок уникален. Чтобы расти, развиваться, ему нужна любовь и забота родителей. Именно они впервые подталкивают малыша к стремлению познать все разнообразие этого мира.

Ребенок переступил школьный порог, в его жизни появился новый значимый взрослый человек – Учитель. Дальнейшая успешность ребенка будет зависеть от того, встретиться ли ему «его Учитель». Человек, который определит его дальнейшую жизнь, профессиональное самоопределение, а может, выстроит черты его характера. Это может быть любой педагог, начальных классов, или предметник в старшем звене, или любой другой значимый взрослый. Главное, что он будет «его Учителем».

Пузина Татьяна Петровна, учитель биологии:

- Учитель, определивший мой профессиональный выбор 23 года назад и определивший выбор моей дочери сейчас, - это уникальный педагог. Я считаю, что хорошо, когда родители имеют сегодня возможность выбирать учреждение образования, в котором будут учиться их дети, и даже выбирать педагога. Как мать я всегда стремилась это делать, ведь никто кроме нас, родителей, не знает всех сильных и слабых сторон наших детей. Кому-то необходим строгий педагог; тихий и спокойный ребенок у авторитарного педагога может потеряться, не раскрыться и за несколько лет, а уж о совместимости по темпераменту вообще можно говорить достаточно долго. И это очень важно. О чем вам говорят слова ребенка: «Я еще подумать не успел(а), а он (учитель) уже ответ требует». Проанализируйте, ведь мы достаточно часто слышим жалобы и недовольство от наших детей в адрес педагогов, зачастую родители сами в присутствии детей не лестно отзываются о педагогах. Но раз именно мы наиболее заинтересованы в успешности своего ребенка, то твердо должны помнить, что учитель наш главный союзник, и мы должны незыблемо поддерживать его авторитет перед ребенком.

Структуру партнерского взаимодействия учитель-родитель я бы определила по следующим позициям:

1.Формы взаимодействия в диаде учитель-родители на разных возрастных этапах развития ребенка (адаптация к школе, к новому ученическому коллективу лицея, преодоление подросткового кризиса)

2. Роль педагога и родителя в формировании целеустремленности, позитивного отношения к жизни, настроенности на успех.

3. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка в организации учебно-воспитательного процесса.

4. Наличие обратной связи в триаде учитель-ученик-родитель.

Формы взаимодействия в диаде учитель-родители на разных возрастных этапах развития ребенка.

Наиболее активные родители – это родители первоклассников. Они сами наиболее заинтересованы и как следствие вовлечены в учебно-воспитательный процесс. Дети взрослеют, вовлеченность родителей падает и зачастую сводится лишь к вопросам: «Что сегодня было в школе? Какие сегодня оценки? Ты сегодня кушал в школе и что? Домашнее задание сделал?». Проверка домашнего задания до 6-7 класса максимум, участие в родительских собраниях. Дети взрослеют, а мы по большому счету все также думаем лишь о том, как их одеть, обуть и накормить, перекладывая воспитание на педагогов. Но ведь это наши дети, это у них возникают сложности с адаптацией к школе, к новому ученическому коллективу гимназии, лицея, к новым педагогам, это им приходится преодолевать подростковый кризис. Ребенок всегда должен чувствовать интерес и защиту со стороны родителей. Поясню это на своем опыте. Самая распространенная проблема детей – это адаптация. Семья сменила место жительства. Новая школа, новый коллектив. Тщательно выбирали школу и классный коллектив. Старшая дочь (7 класс), подросток, уже через урок полностью слилась со своими новыми одноклассниками, куда-то умчалась, в последующем ее общественную активность приходилось порой ограничивать. Младшую (5 класс) одноклассники полностью приняли, опекали, педагоги во всем поддерживали. Через полгода вопрос об адаптации ребенка рассматривали на педсовете (школа 800 учащихся). Чтобы помочь своему ребенку, с ноября по апрель практически каждую субботу я, будучи мамой и практическим психологом, проводила со всем классом игровые, развивающие тренинги на сплочение коллектива, развитие познавательных процессов. Позднее дети чуть ли не всем составом класса перешли в лицей, а их дружбе я не могу нарадоваться. Да я использовала свой профессиональный опыт.

В последующей практике психолога, работая с классными руководителями, мы устраивали своеобразные презентации семьи. Чья-то мама умеет хорошо готовить, значит, она ведет час кулинарии. Час рукоделия, поэтический час, помочь написать сценарий, провести или подготовить классный огонек к 8 Марта, участие в турпоходах. Форм огромное множество. Главное иметь желание, не перекладывать процесс воспитания на школу, быть педагогу союзником. Хотите, чтобы ребенок был успешен – живите его интересами. Пусть его друзья не станут сторониться вас и вашего дома, а всегда могут получить от вас поддержку и понимание.

Огромную роль играет содружество педагога и родителя в формировании целеустремленности ребенка, позитивного отношения к жизни, его настроенности на успех. Анализируйте с ребенком его неудачи, научите искать их причину, а не искать крайнего. И тогда в плохой оценке не будет всегда виноват учитель. Рассказывайте ребенку о своем детстве, юности, своих ошибках, но с позитивным анализом. Это может стать отдельной тематикой классного часа. Дети вообще-то любят общаться со взрослыми, им сейчас этого очень не хватает. Но это общение ни в коем разе не должно носить нравоучительный характер.

Придумать радости умей,

коль их на самом деле нету!

Иначе жизнь – сухой ручей,

Смешные письма без ответа.

Поддерживайте желание своего ребенка участвовать в конкурсах, помогайте к ним готовиться, пусть даже почти весь класс десантом высадится у вас в квартире. Сделайте все, что бы он вами гордился.



Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка в организации учебно-воспитательного процесса. Не забывайте общаться с учителями предметниками, расскажите им о склонностях вашего ребенка, его индивидуально-личностных особенностях. Учитель не семи пядей во лбу, он тоже может ошибаться. Пусть педагог будет вашим союзником.

Наличие обратной связи в триаде учитель-ученик-родитель.

Каждый ребенок уникален. И я сегодня с уверенностью могу сказать, что наш лицей г. Клецка сумел создать ту атмосферу комфорта, взаимоуважения, стремления к активности, целеустремленности, которая позволяет раскрыться каждому ребенку. Это школа где не теряют алмазы, а невзрачный с виду серый песчаник играет алмазной россыпью. Я наблюдаю это на протяжении 6 лет.

Дети – это наше с вами отражение. Это тот материал, из которого лишь сообща мы можем вылепить успешного человека. Составляющие моего успеха - учитель-ученик-родитель. И как гимн настоящему Учителю я хочу прочитать такие строки:

Мы горим – как праздничные свечи,

Чтобы праздник жизни освящать,

Весь наш путь огнем души отмечен,

Чтобы праздность жизни возмущать.

Мы горим – кто ярче, кто слабее,

Но затем на свет и рождены,

Чтоб гореть и тьму веков развеять,

А иначе мы и не нужны.

Нам гореть! Светить тому, кто следом,

Как и нам светили с малых лет.

Нам гореть негаснущим рассветом,

Нет у нас пути другого, нет!

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения
Реутович Вероника Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Лучниковская средняя школа Слуцкого района».
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»

(старый школьный афоризм)
Вашему вниманию предлагается система работы по активизации работы с семьёй в учреждениях образования. Проект нацелен на вовлечение родителей в воспитательный процесс в школе, формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения.
ОБОСНОВАНИЕ
Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти годы ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается, в семье. Хорошо, если его положение в семье нормальное, а отношения в ней разумные, добрые, тогда он будет вносить в школу доброту и разумность отношений, а если его положение в семье ненормальное, а отношения в ней конфликтные? Тогда школа может и должна как-то компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребёнок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью.

Для того чтобы школа могла это осуществить, необходимо наладить дружеские, партнёрские отношения с семьёй, между учителями и родителями.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.

Многие родители хотят научиться, лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить, лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие - необходимо.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничают со школой.

Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения.



Цель образовательного проекта – Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.

Задачи:

  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;

  • повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

  • обобщать опыт семейного воспитания;

  • способствовать установлению преемственных связей с выпускниками дошкольных учреждений образования и их родителями.

Формат проекта: психолого-педагогический, коллективный, локальный, рационализаторский, долгосрочный.

Участники: педагоги УО, воспитанники и их родители.

Срок реализации проекта: 3-5 лет.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проект реализуется в три этапа.

Первый этап – диагностико-прогностический

Гипотезаинформация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Методы изучения семей:



  • наблюдение;

  • подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ИДН, педагога социального);

  • индивидуальные беседы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • диагностирование;

  • деловые игры;

  • анализ детских рассказов и рисунков.

Полученные результаты в ходе изучения семьи служат фундаментом при составлении перспективного плана работы с родителями воспитанников.

Второй этап - этап реализации проекта.

Гипотезаесли правильно организовать взаимодействие семьи и школы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Методы и формы организации работы с семьёй.

1. Школа «Родительские университеты» (1 раз в месяц) - форма работы с родителями, направленная на решение проблем подготовки родителей к участию в жизни современной школы. Такая форма работы предлагает строить по-новому взаимодействие с семьёй во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребёнка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы.

Школа «Родительские университеты» состоит из 3-ёх основных этапов.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности, проводится мониторинг запросов и ценностный аудит.

На втором этапе благодаря совместной деятельности происходит проектирование, выполнение общих дел, в ходе которых формируется доверие к образовательному учреждению, которое и служит мотивом к сотрудничеству.

Третий этап – собственно партнёрство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности.

На всех этапах осуществляется психолого-педагогическое консультирование, обзор психолого-педагогической литературы по педагогически наиболее сложным проблемам в период адаптации школьника.

Целью школы «Родительские университеты» является создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи.

2. Работа консультационной группы. (постоянно)

Консультационная группа (КГ) – это компетентный творческий союз педагога-психолога, педагога социального и классного руководителя.

Задачи, реализуемые в ходе работы КГ:


  • просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

  • консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

  • коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Результатом работы КГ должно стать получение родителями:

- максимально полной информации о своём ребёнке;

- информации о психологии дошкольника, школьника, подростка;

- консультаций по решению проблем;

- навыков определять способности детей.

Одним из главных условий работы КГ в психолого-педагогическом просвещении родителей является осознание родителями наличия проблемы, трудностей в воспитании детей. Осознание собственных ошибок – первый шаг к решению проблем.

3. Работа семейных клубов. (1 раз в месяц)

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Задачи, реализуемые в ходе работы семейного клуба:


  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

  • активизация и обогащение педагогического знания и умения родителей;

  • повышение правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;

  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

  • обобщение опыта семейного воспитания;

  • установление преемственных связей на 1,2 и 3 ступенях обучения.

Суть работы семейного клуба заключается в организации и проведении различных мероприятий с привлечением родителей. Тематика и содержание заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Примерное содержание деятельности клуба: практикумы (совместное изготовление чего-либо), совместная творческая работа родителей, детей и педагогов, конкурсы, родительско-детские праздники, оформление фотоальбома, написание летописи класса, совместные спортивные мероприятия.


4. Педагогический клуб для родителей «Знание» (1 раз в месяц)

Педагогический клуб для родителей – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов с родителями и общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «клуба» составляется педагогом с учётом контингента учащихся класса и их родителей.

Формы организации занятий в клубе педагогических знаний разнообразны: лекции, семинары-практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам, проблемные группы, тренинги, родительские собрания и т.д.

Рекомендуется использование интерактивных форм работы, таких как форум-театр, ЗиПоПо (заочный институт позитивного поведения).

5. Клуб отцов «Отцы – молодцы!» (1 раз в месяц)

В современном мире учёные констатируют:

- незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

- педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

- незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции.

А ведь отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство.

Основой работы клуба «Отцы – молодцы!» является информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.

Работа данного клуба способствует обогащению жизнедеятельности семейного микроклимата.

Примерный перечень форм работы: лекции «Роль папы в разные периоды жизни ребёнка», совместные мероприятия «Папин день», «Папина гордость – умница-дочка», спортивные праздники и состязания, туристические походы, поездки, тренинги «Идеальными папами не рождаются, а становятся», слёт «Школьных пап», родительский патруль и т.п.

6. Клуб молодой семьи «Родничок». (1 раз в месяц)

Молодой семьей считается брачный союз, где оба супруга состоят в первом браке, возраст хотя бы одного из супругов не превышает 31 года. Эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Республике Беларусь за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Первые шаги молодой семьи заключаются в том, что происходит процесс взаимной брачной адаптации супругов друг к другу. Она включает в себя следующие моменты:

– адаптация к характеру и темпераменту партнера;

– адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

– адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», цели и смыслу жизни партнера;

– адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

– адаптация к профессиональной деятельности и профессиональным интересам брачного партнера;

– адаптация к родителям и ближайшим родственникам партнера;

– адаптация к друзьям, товарищам, коллегам супруга (супруги).

Данная программа нацелена на всестороннее обсуждение многочисленных проблем молодой семьи. При этом внимание уделяется различным сторонами жизни молодой семьи, различным ее социальным функциям.

Одна из задач таких обсуждений – укрепление супружеских взаимоотношений, успешное домостроительство и способствование успешной адаптации супругов друг к другу. Особое внимание уделяется молодой семье как воспитательной среде. Поэтому особое внимание уделяется детско-родительским отношениям в молодой семье и формированию личности ребенка.

Очень важными являются и проблемы становления материнства, позиции (отношения) матери к ребенку. При этом уделяется много внимания психологии взаимоотношений матери и ребенка в различные периоды детства.

7. Работа с многодетными и опекунскими семьями. Работа с неблагополучными семьями и семьями «трудных». (постоянно)



Программа «Мы вместе»

Цель программы:

Обеспечение деятельности, направленной на решение воспитательно-оздоровительных задач.



Задачи программы:

Изучить образ жизни семьи.

Выяснить особенности семейного воспитания.

Выявить взаимоотношения семьи и школы.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.



Направления деятельности:

Диагностика семьи.

Взаимоотношения с родителями обучающихся.

Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ИДН, СППС.

Организация полезного досуга.

Изучение семей обучающихся.

Регулярное проведение родительских собраний и консультаций. Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, педагог-психолог, педагог социальный, мед. работники).

Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (ремонт, соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).

Организация взаимного творчества.

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.



3 этапзаключительный – изучение, интерпретация и обобщение результатов работы по формированию психолого-педагогической культуры родителей; анализ эффективности работы.

Форма проведения – учительско-родительский педсовет.
Духовно-нравственное воспитание как основа профилактической работы по предупреждению высокого суицидального риска в поведении несовершеннолетних
Путикова Людмила Васильевна, библиотекарь ГУО «Слуцкий профессионально-технический колледж перерабатывающей промышленности»
Для формирования всесторонней, гармонично развитой личности необходимо не только приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства, но и воспитание у них нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Эффективно построенная система внеурочной воспитательной работы помогает осуществлять качественную подготовку специалистов, которая предполагает «образование не только ума, но и души».

Известно, что все проблемы в нашем обществе начинаются отнюдь не с экономики, а с проблем морали и культуры.

Именно поэтому, находясь в разногласии с окружающей средой, многие подростки, да и ребята юношеского возраста, не справляются со своими эмоциями, переживаниями, и из предложенных судьбой двух карт «жизнь» и «смерть» выбирают совсем не ту, которую следовало бы. Молодёжь начинает курить, пить, употреблять наркотики, ведёт аморальный образ жизни, совершает поступки, за которые порой стыдно и приходиться расплачиваться всю жизнь. Чаще всего такие случаи возникают в ситуации, когда в нужную минуту никто из взрослых не оказал необходимую поддержку в выборе жизненного пути.

Работа по духовно-нравственному воспитанию предполагает целый комплекс мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного, гуманистического воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности учащегося, а также меры по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Только в тесном взаимодействии, при условии общей заинтересованности возможно решение поставленных задач.

Именно с целью развития устойчивого стремления к позитивному восприятию жизни и в рамках Программы сотрудничества с Православной Церковью, а также в соответствии с планом мероприятий по Году книги, в колледже осуществляется ряд мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств личности, предупреждение высокого суицидального риска в поведении. Это такие мероприятия как воспитательный час «Смысл жизни», тематический вечер «Нам засталася Спадчына», воспитательное мероприятие «Научи своё сердце добру», устный журнал «Я – человек на земле», урок духовности «Книга жизни».

Подобные мероприятия тщательно готовятся: составляется сценарий, подбирается тематический литературный материал, распределяются роли с учётом индивидуальных способностей и творческих возможностей каждого учащегося, продумывается и выполняется музыкальное и художественное оформление, сопровождающее литературный материал.

Ярким, запоминающимся, познавательным для учащихся мероприятием явился тематический вечер «Непознанный мир веры».

Задача, которую мы ставили перед собой, организовывая этот вечер, заключалась в том, чтобы открыть для наших учащихся богатый духовный мир наших предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества. Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить ребят разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

Данное воспитательное мероприятие было выбрано не случайно, ведь самая большая опасность, подстерегающая нашу молодёжь, - разрушение личности. Часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его несформировавшуюся нравственность.

В качестве формы проведения мероприятия был выбран тематический вечер. Библиотечные тематические вечера относятся к числу форм, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в возможности познакомить учащихся с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещалась с использованием различных средств: музыкальные композиции, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. Использование мультимедийных средств способствовало более эффективному восприятию данного мероприятия.

Уже на стадии подготовки ребята активно включались в работу, каждый был оригинален в своей роли. У учащихся развивались такие качества как взаимоподдержка, толерантность, умение сопереживать, чувство коллективизма и товарищества.

Успешность мероприятия во многом определило то, что учащиеся посредством предложенных произведений художественной литературы узнали о многообразии жизненного пути личности, оказались заинтересованными и полностью погруженными в процесс осознания важности смысла жизни.

Программа прошла на высоком эмоциональном подъёме. Положительные эмоции, пережитые в ходе мероприятия, вызвали у ребят желание строить свою жизнь по-новому, в соответствии с истинными человеческими ценностями.

Участники вечера и зрители отметили, что идея христианских ценностей объединяет людей во имя служения общему делу и побуждает их к подвижнической активности на фоне разброда в обществе, падения нравов, погони многих за частыми личными интересами.

Иван Ильин, русский философ, правовед, литературный критик, публицист говорил: «Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни». Наша встреча помогла ребятам выбрать правильный путь, осознать истинную ценность человеческой жизни.

По результатам проведенной рефлексии выявлен достаточно высокий уровень заинтересованности ребят в этом мероприятии. Что свидетельствует о хорошем уровне сформированности нравственных и духовных качеств учащихся.

Экспозиция книжной выставки, предложенная в рамках проводимого мероприятия, позволила привлечь наибольшее число посетителей и полнее раскрыть для читателей информационный потенциал библиотеки.

Организованная таким образом работа позволяет осуществлять социальную и психологическую защиту ребят, снизить количество учащихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, а также содействует оптимизации межличностных взаимоотношений в образовательной и детско-родительской среде.

Изменяется мир, изменяется общество, но истинные ценности вечны и незыблемы. Восстановление и приумножение душевности и нравственно-духовной силы является историческим призванием. Наш народ называет свою родину Белой Русью. И это не случайно, так как с древнейших времён белорусы стремились к высокой нравственности, святости, истине, добру и справедливости.

следующая страница >>