Государственная защита детей в неблагополучных семьях: о ходе выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 го - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа социально-экономического развития Лиозненского района на... 2 478.25kb.
Основные аспекты Послания Президента Республики Беларусь А. 1 208.04kb.
Ключевые аспекты Послания Президента Республики Беларусь А. 1 402.69kb.
Ключевые аспекты послания президента республики беларусь а. 2 521.72kb.
Закон республики беларусь 9 июля 1999 г. №280-з о депозитарной деятельности... 1 179.79kb.
Налоговый кодекс республики беларусь особенная часть 1 179.46kb.
Инструкция об организационно-техническом взаимодействии операторов... 1 258.44kb.
19 октября — 20 декабря 2012 г. Минск 4 825.1kb.
В связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 14 июня... 1 135.57kb.
День Конституции Беларуси несет в себе глубокое содержание, ведь... 1 21.29kb.
Закон республики беларусь 6 июня 2001 г. №32-з о перевозке опасных... 1 225.07kb.
Семирного дня здоровья 2012 года – «Старение и здоровье» с девизом... 1 205.55kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Государственная защита детей в неблагополучных семьях: о ходе выполнения Декрета - страница №1/2




Материалы к единому дню информирования по теме:
Государственная защита детей в неблагополучных семьях: о ходе выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 в Гродненской области
(Материал в помощь докладчикам)
1. Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и механизм его реализации.

В республике проводится серьезная работа по профилактике социального сиротства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, в 2006 году принят Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). Декрет регулирует вопросы изымания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, принятие мер воздействия на родителей в целях изменения их поведения, и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на восстановление семьи.

На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.

При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания. При необходимости принимается решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении. Имеются утвержденные критерии и показатели семейного неблагополучия.

После признания ребенка находящимся в социально опасном положении учреждением образования совместно с заинтересованными органами и организациями разрабатывается и утверждается индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в котором предусмотрены меры по устранению причин и условий неблагополучия. Главным условием является желание родителей сотрудничать в изменении ситуации.

Мероприятия, которые проводятся в отношении семьи, зависят от причин семейного неблагополучия. В абсолютном большинстве первостепенной причиной является пьянство родителей. В работу с такими родителями подключаются врачи-наркологи. Многие родители закодированы или направлены в лечебно-трудовой профилакторий. Другие причины, как следствие пьянства: ветхое жилье, нарушение требований пожарной безопасности жилых помещений, низкий уровень дохода семей, задолженность за коммунальные услуги. Многим семьям в таких ситуациях оказывается содействие в получении добротного жилья в СПК либо устранении причин пожароопасной ситуации. Организуется трудоустройство родителей, оказывается материальная помощь предприятиями семье, школой – детям.

В случае устранения причин, по которым ребенка признали находящимся в социально опасном положении, он снимается с учета тем же учреждением образования.

Если обстановка в семье, несмотря на проводимую работу, ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

Разрабатывается совместно с заинтересованными организациями и утверждается председателем горрайисполкома план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. На протяжении этого периода времени с семьей проводится работа по устранению причин и условий, на основании которых ребенок был признан нуждающимся в государственной защите. Не позднее указанного срока и при условии выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенок возвращается в биологическую семью. Процесс нормализации обстановки в семье трудный и, к сожалению, не всегда результативный. В детских социальных приютах (в области их 18, имеется в каждом районе) в течение 9 месяцев 2012 года прошло реабилитацию 460 детей, возвращено родителям менее 57процентов.

В противном случае родители несовершеннолетнего судом лишаются родительских прав, и ребенок получает статус оставшегося без попечения родителей, то есть становится социальным сиротой. По решению органов опеки и попечительства он устраивается на семейные формы воспитания или помещается в детское интернатное учреждение.


2. Работа государственных органов по профилактике семейного неблагополучия.

Наиболее действенный метод профилактики семейного неблагополучия – это его раннее выявление, включение семьи в профилактическую работу, пока она способна изменить ситуацию. С целью раннего выявления семейного неблагополучия еще беременные женщины с признаками социального неблагополучия берутся на особый учет с информированием комиссий по делам несовершеннолетних.

Основным источником выявления является посещение семьи органами образования, внутренних дел, здравоохранения. В последние годы отработан еще один источник – анализ причин задолженностей по коммунальным платежам. В каждом районе созданы смотровые комиссии, в состав которых включены работники всех субъектов профилактики правонарушений, которые посещают неблагополучные семьи.

На ранней стадии непорядки в семьях видят те, кто живет рядом, встречается ежедневно - соседи. Поэтому проводится разъяснительная работа с населением об их действиях в случаях ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей. Конечная цель этой работы – сохранить семью для ребенка. Это самая важная задача всего нашего гражданского общества.


3. Обеспечение безопасности детей в неблагополучных семьях.

Решениями местных Советов депутатов за неблагополучными семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей, закреплены должностные лица с целью оказания необходимой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ими организовано постоянное посещение семей и реальная помощь.

В целях предупреждения гибели детей на пожарах на них учреждениями МЧС инициирована работа по установлению в жилых помещениях, где проживают семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, автономных пожарных извещателей. Оказывается помощь таким семьям и в ремонте печей и электропроводки.

Проводится работа с родителями по определению детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные учреждения. На 1 октября 2012 г. в области признано находящимися в социально опасном положении 838 детей в возрасте до 6 лет, из них до года - 116, от года до 3 лет - 289 (посещают дошкольные учреждения – 29,1процента), от 3 до 6 лет - 433 (посещают дошкольные учреждения – 94,5процента).


4. Результаты работы.

Сложившаяся система работы по выполнению требований Декрета дает определенные результаты.

На 01.10.2012 года в области выявлено 2716 детей, находящихся в социально опасном положении, воспитывающихся в 1590 семьях, 288 детей, отобранных у 159 родителей, признано нуждающимися в государственной защите.

Совместная работа всех заинтересованных позволила в 2012 году стабилизировать ситуацию. В связи с нормализацией обстановки в семье снято с учета 1669 детей (69,8 процента), находящихся в социально опасном положении.

За 9 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года удалось достичь сокращения на 290 (40 процентов) количества детей, признанных нуждающимися в государственной защите; увеличения возвращения детей в семью с 53,8 процента до 56,8 процента; уменьшения числа детей, в отношении которых родители лишены родительских прав на 89 детей (27 процентов).

Справочно: Стопроцентное возвращение детей родителям обеспечено в Дятловском районе, высокий процент – в Мостовском (88,2 процента), Ивьевском (79,3 процента), Островецком (75,8 процента), Щучинском (73,7 процента), Вороновском (70,8 процента), Зельвенском (68 прцентов), Ленинском (67,7 процента), Новогрудском (67,4 процента) районах.

Родители 41 процента отобранных детей лишены родительских прав. Наибольшее количество - в текущем году: в Слонимском (69 процентов), Волковысском (64,4 процента), Кореличском (59,4 процента), Гродненском (52,2 процента), Лидском (51,4 процента) районах.
5. Работа по возмещению расходов по содержанию детей.

Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.

На 01.10.2012 года в области проживает 2762 обязанных лица, из них 92,5 процента возмещают расходы. Не возмещают расходы 208 обязанных лиц, из них 52 находятся в розыске, 87 лиц отбывают наказания и не привлечены к оплачиваемым работам, 19 находятся в социальном отпуске по уходу за ребенком, 21 лицо не явилось в органы государственной службы занятости для трудоустройства, остальные не уплачивают по другим основаниям. Все они находятся на контроле.

Возмещать государству расходы по содержанию детей непростая задача, так как суммы на их содержание постоянно увеличиваются, а заработные платы обязанных лиц невелики по причине отсутствия у них специальности и квалификации, а также прогулов. Однако объем возмещения государству средств по сравнению с 2007-2009 годами увеличился. За время действия Декрета подлежало взыскать почти 63 млрд. руб., реально взыскано около 35 млрд. руб. Это 55,2 процента (2007-2009 годы- 45процентов).

Имеются случаи, когда родители, желающие вернуть детей, добросовестно трудятся и выплачивают деньги на их содержание. 53 обязанных лица выплачивают расходы в полном объеме добровольно.

Надо отметить, что если государственные органы видят, что родители способны и желают измениться, восстановиться в родительских правах, детей охотно возвращают и пересматривают вопрос о возмещении расходов. Суды уменьшают суммы, подлежащие возмещению или вовсе освобождают родителей от выплат, чтобы не создавать сложное материальное положение в семье и дать шанс родителям реабилитироваться, самостоятельно заботиться о своих детях.


6. О состоянии законности в сфере защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях.

Несмотря на то, что в области последовательно претворяются в жизнь основные приоритетные направления социальной политики государства в сфере защиты семьи, материнства и детства, не исключены факты пренебрежения интересами и потребностями ребенка, отсутствия должного содержания и ухода, жестокого обращения и насилия в родительской семье. Продолжают иметь место факты гибели детей, как по причине безответственности родителей, так и вследствие грубых нарушений в работе государственных органов, призванных обеспечивать их государственную защиту.

В 2011 году по различным причинам, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, умерло 105 детей, за 6 месяцев 2012 года -44 (за 6 месяцев 2011 г. - 47). 35 детей в 2011 году погибли в результате утоплений, суицидов, травм, пожаров и других несчастных случаев, связанных с последствиями воздействия внешних факторов, в течение 6 месяцев 2012 года- 11 (1-е полугодие 2011 г. - 17).

Вызывает озабоченность проблема суицидального поведения несовершеннолетних. В истекшем периоде 2012 года в результате суицидов погибло 6 несовершеннолетних (Лидский район - 3, Сморгонский - 1, Волковысский - 1, Дятловский -1). Официально зарегистрировано более 26 суицидальных попыток, часть из которых также могла завершиться трагически без оказания своевременной помощи посторонних лиц.

Настораживают сведения о значительном увеличении числа несовершеннолетних, погибших вследствие утоплений. Только за летний период текущего года утонуло 9 детей, всего за 2012 год - 12 (2010-8,2011-6).

Установлено, что в числе основных причин утоплений детей в летний период - отсутствие навыков плавания. При этом все несчастные случаи произошли на водоемах, не приспособленных под места массового отдыха людей и находящихся вне зоны действия служб спасения.

В этой связи требуют дополнительной проработки вопросы обучения детей дошкольного и школьного возраста плаванию.

Часты случаи гибели детей во время пожаров. Так, в Волковысском районе в текущем году имел место факт гибели на пожаре несовершеннолетнего и всей его семьи. Накануне трагедии в ночное время в данной семье распивали спиртные напитки, при этом по результатам судебно-медицинской экспертизы в крови погибшего несовершеннолетнего также был обнаружен алкоголь.

Анализ состояния работы органов и учреждений области в сфере защиты прав детей показывает, что характерными проблемами для региона продолжают оставаться кризисные явления в семье, что сказывается на уровне социальной защищенности несовершеннолетних.

Нарастает процесс распада семей. Если в 1-м полугодии 2011 года зарегистрировано 1986 разводов, то в аналогичном периоде текущего года - 2194. При этом в 60% распавшихся семей воспитывались несовершеннолетние дети.

На учете в органах образования состоит около 1700 семей, в которых воспитывается более 3000 детей, положение которых признано социально опасным.

Растет число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав. За 2011 год выявлено 719 таких детей, в 2010 году - 510.

По состоянию на 01.01.2012 в области проживало 3206 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, интернатных учреждениях, а также находящихся на государственном обеспечении в учреждениях образования.

Беспокоит ситуация, характеризующая состояние здоровья лиц, не достигших 18 лет. В 2011 году зарегистрирован 31 факт прерывания беременности у несовершеннолетних (за 8 мес. 2012 г. - 11), 143 факта родов (8 мес. 2012 г. - 65). В текущем году выявлено 6 случаев заболеваний несовершеннолетних венерическими заболеваниями (2011

г. - 4). 110-ти подросткам выставлены диагнозы, связанные с неврозами и иными расстройствами психического здоровья.

Не утрачивают своей актуальности вопросы совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий, в том числе родителями, а также совместно проживающими взрослыми лицами.

В 2011 году 19 несовершеннолетних признавались потерпевшими по уголовным делам в связи с совершением преступлений против их жизни и здоровья, из них в отношении 5 несовершеннолетних преступные действия совершались в семье. За 8 месяцев текущего года по указанным причинам пострадали 10 подростков, из них 4 - в семье.

В 2012 году возбуждены уголовные дела в отношении жителя Островецкого района, совершившего изнасилование малолетней дочери.

В Новогрудском районе от преступных действий отчима пострадала несовершеннолетняя, в отношении которой в период с 2008 по 2012 годы последний совершал насильственные действия сексуального характера.

Обращает на себя внимание, что неблагополучие в данных семьях носило скрытый характер.

В феврале 2012 года в дежурную часть Октябрьского отдела МЧС поступило сообщение о необходимости оказания помощи малолетнему, спускающемуся по веревке с балкона 3-го этажа дома в г. Гродно. Со слов малолетнего стало известно, что он почти сутки находился в квартире один, так как его оставила мать, которая не ночевала дома. По предписанию прокурора принято решение о признании малолетнего находящимся в социально опасном положении, а в марте 2012 гола ребенок отобран из семьи и признан нуждающимся в государственной защите.

Принимаемые меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленные на обеспечение безопасности детей, повышение ответственности родителей за их воспитание, защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в социально опасных условиях, не являются достаточными и исчерпывающими. Требуется большая совместная работа всех заинтересованных структур, общественности, семьи, чтобы минимизировать проблему социального сиротства.


Управление образования Прокуратура Гродненской области

Гродненского облисполкома


Управление идеологической

работы Гродненского облисполкома


Государственная защита детей в неблагополучных семьях: о ходе выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 в г. Гродно
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы маленьких граждан Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах.

Первоочередное право каждого ребенка – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Поэтому в Беларуси принят ряд мер, направленных на поддержку семьи: действует система социальных пособий, гарантий и льгот семьям с детьми, которая является одной из самых эффективных среди стран СНГ.

В отделах образования администраций районов созданы и функционируют сектора по охране детства. Приоритетным направлением деятельности органов охраны прав детства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, передача их на усыновление.



Справочно: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.

На 01.01.2012 г. в г. Гродно вновь выявлено 125 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процент устройства, выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи составляет 77,6%. За 2011 год в городе усыновлено гражданами Республики Беларусь 47 детей сиротской категории (29 человек из интернатных учреждений). По сравнению с областным показателем больше всех детей усыновлено в Ленинском (12 человек) и Октябрьском (35 человека) районах г. Гродно.

В настоящее время политика государства направлена на закрытие интернатных учреждение и определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи (усыновителей, опекунские, приемные, детские дома семейного типа).

Справочно: опекунская семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя);

приемная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора;

детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Всего на воспитании в 213 опекунских семьях находятся – 486 детей, в 12 приемных семьях – 16 детей, в 2 детских домах семейного типа – 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время на содержание одного воспитанника в приемной, опекунской семьях в детском доме семейного типа (питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др.) ежемесячно в среднем предусматривается около 940 тыс. рублей. Также производится компенсация расходов по коммунальным платежам. Средняя заработная плата воспитателя в приемной семье составляет 1 млн. 900 тыс. рублей, а родителя-воспитателя в детском доме семейного типа около 2 млн. 300 тыс. рублей.

В республике проводится серьезная работа по профилактике социального сиротства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, в 2006 году принят Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). Декрет призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений – от отобрания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, до принятия мер воздействия на родителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на восстановление семьи.



Справочно: К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние, признанные комиссиями по делам несовершеннолетних или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Обязанные лица – это родители детей, помещенных на государственное обеспечение в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи, и которые

обязаны возмещать расходы по содержанию детей в следующих случаях:

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, органы по труду, занятости и социальной защите, правоохранительные органы и другие. При поступлении информации в школы, детские сады по месту обучения (воспитания) или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего от заинтересованных органов, организаций, граждан о признаках социально опасного положения несовершеннолетнего учреждением образования проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания и при необходимости педагогическим советом или советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования принимается решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. Учреждением образования во взаимодействии с заинтересованными организациями разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по устранению причин и условий неблагополучия. В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении, ребенок снимается с учета тем же учреждением образования. В противном случае ребенок признается, нуждающимся в государственной защите, несовершеннолетний временно (не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют, разрабатывается совместно с заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. На протяжении этого периода времени с семьей проводится работа по устранению причин и условий, на основании которых ребенок был признан нуждающимся в государственной защите. Не позднее указанного срока и при условии выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенок возвращается в биологическую семью. В противном случае родители несовершеннолетнего судом лишаются родительских прав и ребенок по решению органов опеки и попечительства устраивается на семейные формы воспитания или помещается в детское интернатное учреждение.

Проводится разъяснительная работа с населением о порядке действий в случаях ставшими известных фактах ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей.

«Телефон доверия» с номером 170 работает на базе учреждения здравоохранения «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология».

Кроме того в районах организована работа «телефона доверия» по номерам телефонов отделений социальной адаптации и реабилитации государственных учреждений «Территориальный центр социального обслуживания населения», оказывается помощь по «телефону психологической помощи» гражданам специалистами учреждения образования «Гродненский государственный городской социально-педагогический центр». Номера телефонов вышеназванных служб размещены на сайтах отделов образования, информационных стендах в учреждениях образования.

В целях предупреждения пожаров с гибелью детей на них МЧС инициирована работа по установлению в жилых помещениях семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении автономных пожарных извещателей. Все названные семьи оборудованы данными устройствами.

На 1 октября 2012г. в социально опасном положении находилось 419 детей из 290 семей, признанных нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних - 31 ребенок.

За 9 месяцев 2012 года из неблагополучных семей отобрано 45 детей и в результате применения мер, предусмотренных Декретом, удалось возвратить родителям 37 детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Основные причины отобрания детей – пьянство родителей, антисанитарное состояние жилых помещений, низких уровень дохода семей, задолженность за коммунальные услуги.

Именно пьянство порождает равнодушие к собственным детям, разрушает семейные узы. Построенные на постоянных скандалах, бытовом пьянстве и других пороках семейные взаимоотношения являются самым негативным фактором, влияющим на формирование личности подростков. Конфликты способствуют развитию у детей отрицательного поведения, что затем приходится исправлять педагогам в школах, а в дальнейшем – милиции.

В целях организации работы по защите несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, выявлению семейного неблагополучия, недопущения совершения в отношении малолетних и несовершеннолетних преступлений регулярно проводится акция «Семья в опасности», в которой принимают участие представители МЧС, КДН, органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, районных прокуратур. В ходе проведения акции посещались неблагополучные семьи, принимались меры по изъятию детей (в случае выявления фактов нахождения детей в опасном для их жизни положении), собирались и направлялись в КДН и отделы образования материалы для решения вопроса о признании проживающих в таких семьях детей находящимися в социально-опасном положении.

К сожалению, профилактической работой еще не охвачена каждая такая семья, слабое влияние оказывается на родителей, не исполняющих свои обязанности, злоупотребляющих спиртными напитками и отрицательно влияющих на поведение детей, о чем свидетельствуют следующие факты.

21.02.2012 в дежурную часть Октябрьского отдела МЧС поступило сообщение о необходимости оказания помощи малолетнему, спускающемуся по веревке с балкона 3-го этажа дома № 14а по ул. Гагарина в г. Гродно. Со слов малолетнего Петрашко П.В., 2003 г.р., стало известно, что он почти сутки находился в квартире один, так как его оставила мать, которая не ночевала дома. Вследствие, чего ребенок отобран из семьи и признан нуждающимся в государственной защите.

Не удалось избежать тяжких последствий для здоровья малолетней Константиновой Я.А., 28.07.2008 г.р., которая из-за недосмотра родителей 09.06.2012 выпала из окна квартиры, расположенной на 8-м этаже жилого дома по ул. Лиможа в г. Гродно. В результате трагедии девочка получила тяжкие телесные повреждения в виде переломов и повреждений внутренних органов.

В ночь с 14 на 15 июня текущего года в ночное время на улице без сопровождения взрослых был обнаружен малолетний Швец К.В., 2010 г.р. Отец в данное время находился в состоянии алкогольного опьянения.

В соответствии со статьей 3. Закона «О правах ребёнка» права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.

В случае установления фактов того, что родители уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, либо злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами, они могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Это самая крайняя мера, применение которой наступает лишь в случае, когда все иные меры исчерпаны, а проживание детей в родительской семье представляет угрозу их физическому либо психическому здоровью.

Уклонение родителей может выражаться в их бездействии: отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии детей, их здоровье, обучении, подготовке к общественно-полезному труду, содержании. В данном случае ребенок не имеет благ, которые совершенно необходимы для нормального существования и развития.

Отобрание ребенка без лишения родительских прав обычно применяется в случаях, когда оставление ребенка у родителей опасно для него. Имеются в виду случаи физической или душевной болезни, слабоумия. Опасность может быть следствием возможности агрессивных действий родителя.

Если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении, дети подлежат государственной защите и помещаются на государственное обеспечение.

При наличии соответствующих оснований комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение об отобрании ребенка у родителей.

Данное решение является обязательным для исполнения государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами.

Отобрание ребенка осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители управления образования, органа внутренних дел и при необходимости управления здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа.

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

За 9 месяцев 2012 года наполняемость детского социального приюта составила 90,5% (113% за аналогичный период 2011).

С целью раннего выявления семейного неблагополучия еще беременные женщины с признаками социального неблагополучия берутся на особый учет с информированием КДН.

Обязанные родители все в большем объеме возмещают государству расходы по содержанию их детей, находящихся на государственном обеспечении. Если в 2007-2009 годах было взыскано 45% от общей взыскиваемой суммы, то в настоящее время взыскано 55,6 %.

Следует отметить, что до настоящего времени прослеживалась тенденция снижения прироста социальных сирот. Если в 2006 году число родителей, лишенных родительских прав составило - 75 человек, то в 2008 году число родителей, лишенных родительских прав – 26 человек, в отношении – 45 детей. В 2009 году 51 родитель лишен родительских прав в отношении 68 детей, т.е на 51% увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году ситуация несколько изменилась. Количество родителей, лишенных родительских прав составило 45 человек, в отношении 75 детей.

За 2011 год резко возросло количество социальных сирот. В Ленинском районе лишено родительских прав 83 человека, в отношении 73 детей, в Октябрьском районе – 31 человек в отношении 25 детей. Всего по городу 114 родителей лишены родительских прав в отношении 98 детей. Рост составил 153%, т.е. 1,5 раза.

В 2012 году благодаря принимаемым мерам ситуацию удалось стабилизировать. По состоянию на 1 октября 2012 года статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по причине лишения родительских прав приобрели 32 ребенка.
Отдел образования Гродненского горисполкома
Информация

о принимаемых мерах ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно по выполнению

требований Декрета Президента РБ № 18 от 24.11.2006 года

Отделом внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно проводится работа по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

При постановке на учет в ОВД обязанные лица проходят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию. В паспортах обязанных лиц сотрудниками милиции производятся отметки, что они обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей. Сотрудниками ОВД осуществляется содействие обязанным лицам в ускоренном получении паспортов если таковые по каким-либо причинам отсутствуют.

С момента поступления в ОВД определений суда и постановлений КДН сотрудниками милиции осуществляется доставка обязанных лиц в управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома, а затем в организации и на предприятия для последующего трудоустройства. Сотрудниками ОВД оказывается содействие обязанным лицам в прохождении медицинской комиссии для трудоустройства, что позволяет максимально быстро получить допуск к работе.

Работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 проводится при взаимодействии со службой занятости Гродненского горисполкома, судом Октябрьского района г. Гродно, учреждениями здравоохранения, отделом образования администрации Октябрьского района г. Гродно, нанимателями. В соответствии с требованиями Декрета органы внутренних дел совместно с нанимателями и органами государственной службы занятости осуществляют контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу. Сотрудниками ОВД проводятся проверки причин неявки обязанных лиц на предприятия и в организации. Лицам, допускающим прогулы, выносятся официальные предупреждения и принимаются меры по доставлению их к месту работы.

Обязанные лица ежемесячно посещаются по месту жительства участковыми инспекторами милиции и инспекторами ИДН. В отношении обязанных лиц допустивших прогулы, выносятся официальные предупреждения о недопустимости прогулов в дальнейшем. В отношении обязанных лиц, которые не становятся на путь исправления и допускают прогулы, либо иным образом уклоняются от выплаты средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении применяются такие меры, как возбуждение уголовных дел по ст. 174 Уголовного кодекса и направление их в лечебно-трудовые профилактории. Направление в лечебно-трудовые профилактории обязанных лиц является одной из действенных мер воздействия к лицам, уклоняющимся от работы.

По состоянию на 01.11.2012 года на учете в ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно состояло 159 обязанных лиц, с которыми проводится работа по реализации Декрета № 18 Президента Республики Беларусь. По состоянию на 01.11.2012 года трудоустроенными являются 155 обязанных лиц ( 97.4 %).

С начала 2012 года в ЛТП направлено 5 обязанных лиц. Также в 2012 году привлечены к административной ответственности по ст. 9.27 КоАП Республики Беларусь за уклонение от трудоустройства пять обязанных лиц: Голдович О.Э., Салей Е.В., Коровчик Е.Л., Таращик Л.В., Колбасов О.М.

ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно проводится работа по установлению местонахождения обязанных лиц, находящихся в розыске. Сотрудники ОВД посещают адреса регистрации, адреса последнего места жительства данных обязанных лиц. В отношении обязанных лиц, находящихся в розыске направляются запросы в другие ОВД Республики Беларусь, ежедневно доводится информация об обязанных лицах находящихся в розыске сотрудникам милиции заступающим на службу. По состоянию на 01.11.2012 года в розыске находилось 6 обязанных лиц.

По состоянию на 01.11.2012 года снято с учета 90 обязанных лиц по различным причинам:

-перемена места жительства-31;

- медицинские противопоказания-7;

- смерть-3;

- погашение задолженности-20;

- освобождение от уплаты по решению суда-12;

- направление в места лишения свободы-8;

- направление в ЛТП-5;

- нахождение в декретном отпуске-1;

- другие причины- 3.

Вместе с тем, продолжают иметь место проблемные моменты, которые отрицательно сказываются на исполнении требований Декрета № 18 Президента.

Так, согласно решения администрации Октябрьского района г. Гродно № 116 от 19.03.2012 года утверждён график выделения автотранспорта на безвозмездной основе предприятиями и организациями Октябрьского района г. Гродно в распоряжение ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно, с целью обеспечения оперативного решения вопросов в работе с обязанными лицами. Однако, ряд предприятий и организаций Октябрьского района г. Гродно игнорируют исполнение решения администрации Октябрьского района г. Гродно. Так, филиал № 4 ОАО «Белремстройсвязь» ул. Карского, 8 г. Гродно, вообще в 2012 году не выделяло транспортное средство в распоряжение ОВД. Очень редко предоставляют транспортные средства в распоряжение ОВД: УМСР – 134 ОАО «Гроднопромстрой» ул. Индустриальная, 2; ДП «Производственный автокомбинат» ГОУП «Гроднооблсельстрой», ул. Суворова, 252А. Не всегда согласно графика предоставляются транспортные средства следующими организациями и предприятиями: УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат», ул. Победы, 17/1; Гродненское монтажное управление ОАО «Промтехмонтаж»,ул. Я.Коласа,1; ОАО «Гродненский механический завод»,ул.Карского,20; ДЭУ № 51 РУП «Гродноавтодор», ул. Куйбышева, 31.

Подавляющее большинство предприятий и организаций, на которых работают обязанные лица, допускающие прогулы первоначально не устанавливают причины отсутствия на работе обязанных лиц, а только иногда информируют о невыходах органы внутренних дел и службу занятости: УДП «Гродненский консервный завод», ОАО «Гродножилстрой»,УЗ «Гродненская областная клиническая больница», РСМУ-1 «Химремонт», СООО «Конте Спа», «Стройбытзов», ООО «Иренир».

Также ряд предприятий и организаций, где трудоустроены обязанные лица, не представляют в срок табеля учёта рабочего времени, что в свою очередь влечёт за собой запоздалое реагирование со стороны сотрудников ОВД по доставке обязанных лиц на работу а именно: УЗ «Гродненская областная клиническая больница», Гродненские тепловые сети РУП «Гродноэнерго», ОАО ГТФ «Неман», СУ-221 ОАО «Гроднопромстрой», ОАО «Гродненский стеклозавод», ОАО «Белкард». В адрес руководителей вышеуказанных предприятий и организаций ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно внесены представления по данным фактам. Подавляющее большинство предприятий и организаций не присылают табели учёта рабочего времени заказным письмом, а только высылают копии табелей по факсу.

Продолжает иметь место проблема направления службой занятости для трудоустройства обязанных лиц на предприятия пищевой промышленности и в учреждения здравоохранения, что создает сложности при прохождении медицинской комиссии данной категорией граждан.


Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г.Гродно

Материалы к единому дню информирования по теме: «Профилактика ВИЧ-инфекции (ко Всемирному дню профилактики СПИД)».
Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Гродненской области на 01.11.2012
По состоянию на 1 ноября 2012 года количество зарегистрированных на территории Гродненской области случаев ВИЧ-инфекции составило 575, в том числе за январь-октябрь 2012 года – 46 случаев (январь-октябрь 2011 года – 43), показатель распространенности – 42,4 на 100 тыс. населения.

В эпидемический процесс вовлечено 17 из 18 административных территорий.

По числу зарегистрированных случаев лидируют города Лида – 272 сл. (показатель распространенности – 204,6 на 100 тыс. населения), Гродно – 96 сл. (24,8 на 100 тыс. населения), Слоним – 54 сл. (84,0 на 100 тыс. населения).

Большинство ВИЧ-инфицированных – молодые люди в возрасте 20-29 лет. На долю этой возрастной группы приходится 48,5% (279 сл.) от всех зарегистрированных. Удельный вес ВИЧ-инфицированных в возрастной группе 30 лет и старше составляет 47,0% (270 чел.). В январе-октябре месяцах 2012 года удельный вес данной возрастной группы составил 73,9% (34 чел.), за аналогичный период 2011 года – 62,8% (27 чел.).

Основным путем передачи ВИЧ в настоящее время является половой – 56,5% от общего количества зарегистрированных случаев (325). Парентеральный путь передачи, реализующийся через инъекционное введение наркотических веществ, составил 41,0% (236 сл.). В январе-октябре 2012 года половой путь заражения составил 82,6% (38 сл.), парентеральный путь – 13,0% (6 сл.), вертикальный путь заражения выявлен в 2 случаях (4,4%). За 10 месяцев 2011 года половой путь инфицирования – 81,4%, парентеральный – 16,3%, причина не установлена - 2,3%.

Социальный статус ВИЧ-инфицированных неоднороден. По кумулятивным данным, преобладающими являются 3 группы: лица без определенного рода деятельности – 39,7 % (228 чел.), рабочие – 27,0% (155 чел.), лица из мест лишения свободы – 23,5% (135 чел.). В январе-октябре 2012 года ВИЧ-инфекция регистрировалась в шести социальных группах: лица без определенного рода деятельности составили 41,3% (19 чел.), рабочие – 30,4% (14 чел.), лица из мест лишения свободы – 8,7 % (4 чел.), служащие – 8,7% (4 чел.), лица из категории «прочие» - 6,5% (3 чел.) и неорганизованные дети – 4,4% ( 2 чел.).

Из общего числа ВИЧ-инфицированных 59,8% (344 чел.) приходится на долю мужчин, доля женщин составляет 40,2% (231 чел.). Из 46 случаев, зарегистрированных за 10 мес. 2012 года, удельный вес женщин составил 39,1% (18 сл.).

Большинство ВИЧ-инфицированных женщин – в возрасте 20-29 лет (125 чел. или 54,1%). Удельный вес женщин в возрастной группе 30 лет и старше составил 40,7% (94 чел.). На возраст 15-19 лет приходится 4,3% (10 чел.), девочки до 14 лет составили 0,9% (2 чел.).

Основным путем передачи ВИЧ среди женского контингента является половой, реализовавшийся в 164 сл., что составило 71,0% от общего количества случаев.

Парентеральный путь передачи (инъекционное введение наркотических веществ) составил 27,3% (63 сл.), вертикальный путь – 0,9% (2 сл.), в 2 случаях (0,9%) причина инфицирования не установлена.

За 10 мес. 2012 года половой путь заражения у женщин составил 88,9% (16 сл.), парентеральный путь – 11,1% (2 сл.).

По социальному статусу преобладающими контингентами ВИЧ-инфицированных женщин являются лица без определенной деятельности – 43,3% (100 чел.) и рабочие – 28,6% (66 чел.); лица из мест лишения свободы составили 12,5% (29 чел.), служащие – 8,2% (19 чел.), учащиеся – 1,3% (3 чел.), дети – 0,9% (2 чел.), «прочие» - 5,2% (12 чел.).

От ВИЧ-инфицированных матерей за период с 1987 по 01.11.2012 родилось 84 ребенка. Девяти детям подтвержден диагноз «ВИЧ-инфекция» (2000, 2005, 2008, 2009, трем детям - в 2010 году, двум – в 2012). По состоянию на 01.11.2012 на диспансерном учете состоят 4 беременные ВИЧ-инфицированные женщины.

Кумулятивное число случаев СПИДа на 01.11.2012 – 163, из них за январь-октябрь 2012 года диагноз СПИД установлен 38 пациентам (за аналогичный период 2011 года – 20). В стадии СПИД умерло 64 человека (39,3%).



В области зарегистрировано 125 летальных случаев среди ВИЧ-инфицированных, 75 человек (60,0%) из числа умерших – наркопотребители.
следующая страница >>