Город-памятник. О ценности историко-архитектурного комплекса города железногорска - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Город-памятник. О ценности историко-архитектурного комплекса города железногорска - страница №1/1

УДК 711.4

ГОРОД-ПАМЯТНИК. О ЦЕННОСТИ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО

КОМПЛЕКСА ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

Ямалетдинов С.Ф.,

научный руководитель канд. архитектуры Слабуха А.В.

Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета
Город Железногорск (до 1994 Красноярск-26) относится к группе городов закрытых административно-территориальных образований. Возникновение закрытых городов было связано со значительным событием в истории государства – освоением атомной промышленности для получения ядерных материалов и важной научно-технической информации. Засекреченность военной атомной промышленности определила закрытое положение городов и полную изоляцию их жителей от прилегающих территорий. Неудобства режимных требований и негативные стороны производственной деятельности компенсировались высоким уровнем социально-бытового и культурного обслуживания. Благоустроенное архитектурное пространство города также способствовало организации комфортной среды проживания.

Железногорск начал строится в 1950 г. как жилой поселок для работников Горно-химического комбината – одного из уникальных предприятий ядерного комплекса СССР. Подземный атомный комбинат сравним с другими значительными сооружениями советской эпохи из списка немыслимых по своим масштабам и трудозатратам заводов-гигантов, каналов, плотин и пр. Современный Железногорск представляет собой город средней величины с количеством жителей около 100 тыс. человек. Планировочная структура города включает три жилых района: северный (1950-е гг.), восточный (1960-е – 70-е гг.) и южный (1980-е – 90-е гг.). Каждый из районов обособленно расположен друг от друга и в полной мере отражает особенности развития отечественного градостроительства и архитектуры советского периода в определенное время.

Ориентиром советского градостроительства на всем своем протяжении была концепция «идеального социалистического города». До середины 1950-х гг. «идеальный город» мыслился как город-ансамбль, в котором все подчинялось единому художественному замыслу. Художественный образ города решался с использованием принципов и приемов классического архитектурного наследия, что помогало наиболее полноценно раскрыть идейное содержание ансамбля. Посредством ансамбля предполагалось решение монументальных задач внешнего оформления улиц и площадей, а также создания красивой и уютной среды проживания. Целостность города достигалась выявлением в его планировке композиционного стержня (точка прибытия в город – главная улица – главная городская площадь), комплексной застройкой жилых улиц и кварталов, наличием развитой парковой территории и включением элементов природной среды в планировку города.

Застройка единым ансамблем легла в основу архитектурно-планировочного решения северного района Железногорска. Границы района соответствуют территории жилого поселка (соцгорода), согласно первому генеральному плану 1950–1951 гг., разработанному архитекторами М.А. Белым, А.И. Власовым и Ф.И. Корытиным. Планировку района отличает регулярная структура с разделением на северные и южные кварталы.

Первоначально северные кварталы застраивались одно- и двухэтажными домами в деревянном исполнении. Часть территории северных кварталов представлена усадебной застройкой. Интересен фрагмент застройки ул. Свердлова на участке от ул. Пушкина до ул. Северная. Фрагмент включает угловые и рядовые жилые дома и общественные здания, и отражает первоначальное, историческое решение застройки северной части города.

Особый интерес представляет комплекс жилых домов для руководящего состава по ул. Горького. Решение фасадов жилых домов характеризует стилистическое направление развития архитектуры 1950-х гг. с использованием элементов ордера. Среди объектов комплекса выделяется усадьба дома по ул. Горького 54, где сохранились деревянные ворота, беседка-ротонда и домик охраны, выполненные в одно время с главным домом.

Ансамблевое решение имеет застройка площади им. М.Ф. Решетнева. Площадь располагается в завершении ул. Ленина перед въездом на промышленную территорию. Пространство площади формируется административными и жилыми зданиями. Акцентом является главное здание управления ГХК с четырехколонным портиком и фронтоном на главном фасаде.

Южным кварталам отводилась роль в формировании центральной части соцгорода, поэтому основная застройка представлена трех- четырехэтажными каменными зданиями в неоклассическом стиле. Здесь размещались крупные общегородские объекты, выполненные по индивидуальным проектам и главные архитектурные ансамбли.

Ансамбль центральной части включает постройки въездной группы, фрагмент ул. Ленина, ограниченный улицами Парковая и Андреева, ул. XXII партсъезда, и площадь им. В.И. Ленина. Началом ансамбля следует считать жилые дома с высотным решением угловой части на перекрестке улиц Советской Армии и Советской, которым отведена роль главных городских ворот. К въездной группе относится фрагмент застройки улицы Советской на участке от ул. Советская Армия до ул. Ленина, сформированный однотипными домами с эркерами и большим фронтоном на главном фасаде.

Архитектурное решение ул. Ленина подчиняется направлению движения от начала улицы к центру, тогда как застройка ул. XXII партсъезда имеет равнозначное решение по высоте и композиции на всем своем протяжении. Главным архитектурным акцентом центральной части города является площадь им. В.И. Ленина, расположенная на месте пересечения главных улиц. Периметр площади ограничен жилыми домами, зданиями гостиницы и администрации. Доминантой ансамбля является здание театра, имеющее свободное положение по отношению к другим объемам. Архитектурное оформление фасадов зданий центральной площади и главных улиц является ярким примером проявления неоклассицизма. Рядовая застройка и дома-акценты выполнены по проектам архитекторов «Ленгипростроя» И.Б. Орлова, Я.М. Зеленого, Н.А. Комковой, А.А. Рутковского и др. Театр построен по индивидуальному проекту архитектора Б.Г. Машина.

В застройке южных кварталов следует также выделить комплекс больничного городка. Больничный городок примыкает к жилым кварталам с восточной стороны. Каждое здание имеет своеобразное архитектурное решение с включением элементов ордера и лепных украшений. Объединяющим элементом ансамбля служит ограда со строгой металлической решеткой в круглых колоннах и пилонами.

Архитектурно-художественную ценность представляет застройка улиц Парковая, Советская Армия, Пионерский проезд, Школьная, Андреева и Октябрьская. Комплексное решение застройки улиц включает жилые и общественные здания, элементы благоустройства и озеленения, и является примером исторической городской среды. Здания выполнены в неоклассическом стиле и имеют высокий эстетический уровень.

Органической частью архитектурно-планировочного комплекса северного района является Парк культуры и отдыха. Проект планировки парка, разработанный архитекторами М.А. Белым и И.А. Путешевой, повторяет планировочную идею центральной части города и строится на пересечении двух главных аллей и площади с фонтаном. Парковые постройки характеризуют архитектурные традиции 1950-х гг.

Период «борьбы с излишествами» – печальная страница в истории советской архитектуры. Красноярск-26 миновали крайности переходного периода, чему во многом поспособствовало особое положение города. В закрытом городе, так же как и по всей стране, жилищная проблема имела место, поэтому индустриальное домостроение только приветствовалось. Первые панельные дома появились в Красноярске-26 в 1956 г. Ими застраивались новые кварталы, тогда как в незаконченных кварталах продолжали возводиться здания с «классическим лицом». Единственное, что не удалось осуществить – строительство второго жилого дома с башней на центральной площади. Высотная часть дома была завершена балюстрадой с круглой скульптурой и вазонами. Такое решение ни чуть не испортило архитектуру жилого дома и ансамбль площади в целом, а напротив, позволило уйти от навязчивой симметрии первоначального замысла. Таким образом, все задуманное в рамках первого генплана было полностью реализовано, что является редким случаем в советском градостроительстве.



При выявлении значимых объектов учитывалось их историческое значение, композиционные решения, функционально-типологическое своеобразие застройки. Необходимо обеспечить сохранность историко-архитектурного комплекса Железногорска, отражающего формирование города как комплексного промышленно-селитебного образования закрытого территориально-функционального типа.