Г. А. Бондарев a n t h r o p o s о п и т энциклопедического изложение - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Печатные источники второго издания «Энциклопедического словаря русского... 1 239.92kb.
Г. А. Бондарев ч т о д е л а т ь? 3 957.99kb.
Работа проводится при финансовой поддержке гранта ргрф №10-04-12125в 1 21.62kb.
Урок развития речи 42 "Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного... 1 64.53kb.
Результаты вступительного экзамена по русскому языку (изложение) 1 84.55kb.
Изложение программного материала 1 70.38kb.
1. Территория Армии Возрождения. Форпост Волчанск. Денис Бондарев... 5 758.98kb.
Доклад Landmine Monitor 2006: к безминному миру краткое изложение 13 3843.39kb.
Промышленная политика стран африки и международное сотрудничество... 3 422.91kb.
Выберите по последней цифре своего шифра проблемы 1 35.71kb.
, «сведения», 1 52.18kb.
Это было очень, очень давно. Бескрайняя снежная равнина простиралась... 1 80.18kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Г. А. Бондарев a n t h r o p o s о п и т энциклопедического изложение - страница №14/14

Существа зла: азуры, маммон и другие


748. «Зурас = боги (от Азу = дыхание) стали не бо­гами - а-зурас.... Если мы хотим понять принцип ду­ховной эволюции, то нам необходимо обратиться к одно­му значительному событию, имевшему место в атланти­ческой расе. Определенные духовные существа явились там как возмутители, как мятежники, желавшие завое­вать свою независимость. Зуры стали азурами. До того момента они были сокры- тыми на Земле. Это те силы, которые как раз в настоящей эпохе подступают к интел­лектуальной и духовной стороне человечества....Эту природу Люцифера содержало в себе в первые столетия, также и Христианство, о чем свидетельствуют два доку­мента - один хранится в Ватикане, а другой - копию с первого - имел Посвященный христианин Европы граф Сен-Жермен» (Этот документ читала в астральном све­те Е.П. Блаватская.)93 (Из заметок к лекции от 17 окт. 1904г.)

Из записей К. Г. Гаррисон лекции Р.Штайнера от 10 июня 1904 г: «По своей природе азуры - огненные, или динамичные, и их злая сила была ужасна. Через явление Христа Иисуса она была навсегда уничтожена... Выражаясь научно, они держатся под постоянным ша­хом, не будучи в состоянии двигаться ни вперед, ни на­


зад между Землей и восьмой сферой, в латентной точке, где сила притяжения с обеих сторон одинакова, до «ве­ликого дня» схождения осей, когда они без встречного
сопротивления будут втянуты в их спираль». Их оши­бочно принимали за Люцифера, что отразилось в мифах Мильтона и в мифах средних веков. 93, с.303

749. «Получеловеческие творения, потомки павших ангелов, известные в индийских текстах как «азуры», иногда называются «ракшасами» или демонами». 93, с.303

«Ракшасы (азуры) существуют, они действительно существовали - действенно, активно - как искусители людей. Они воздействовали на человеческие страсти вплоть до того момента, когда в Иисусе из Назарета был воплощен Христос, и так в человеческой телесности на Земле был реализован Буддхи-принцип. ...Не напрас­но Библия говорит о сошествии Христа в преддверие ада. Там больше не было чело- веческих существ. Он имел там дело с духовными существами. Существа ракшасов

благодаря этому впали в состояние парализованности и летаргии. Они были удержаны как бы в узде, так что сделались неподвижными. Их удалось сделать такими только благодаря тому, что им было оказано противо­действие с двух сторон. Это оказалось бы невозможным, если бы в Иисусе из Назарета не соединились две при­роды: с одной стороны, старый человек, который был целиком связан с физи- ческим планом, который мог действовать также и на физическом плане и своими си­лами мог держать его в равновесии, а с другой сторо­ны - Сам Христос, чисто духовное Существо. Это кос­мическая проблема, лежащая в основе Христианства. Тог­да произошло нечто в оккультной сфере - заклятие врага человеческого. Оно нашло свой отзвук в сказании об антихристе, который был скован, но явится опять, если ему навстречу не встанет снова в своем изначальном смысле Христианский принцип.

Весь средневековый оккультизм стремился к тому, чтобы не дать выступить действию ракшасов. Те, кто мог взирать на высшие планы, уже давно предвидели то вре­мя, когда все это может произойти: в конце XIX столетия и на переходе от XIX к XX столетию. Нострадамус, ра­ботавший в башне, открытой сверху, давший целе- бное средство против чумы, был в состоянии предсказывать будущее. Он написал ряд пророческих стихов (центу­рий), в которых можно прочесть о войне 1870 г., о Ма­рии Антуанетте, - все это уже сбылось. В этих центури­ях Нострадамуса стоит также следующее (центурии 10,75): Когда XIX век придет к концу, то из Азии явится брат Гермеса и снова соединит человечество. - Теософ­ское Общество является не чем иным, как исполнением этого пророчества Нострадамуса. Противодействие рак-


шасам и восстановление прежних Мистерий составля­ют стремление Теософского Общества». 93 (2)

749а. «В нашей современной крови находит свое выражение огненная материя (др.) Сатурна. Мы знаем, что Духи Личности насадили в нас эгоизм с его потреб­ностями и разрушительным для нас действием. На Са­турне Духи Личности проходили свою человеческую стадию. Они купались в огненной крови, плавали в ней. ... И те Духи Личности, которые отстали в развитии и потому желают продлить купание в крови человека, в будущем окажут наихудшее влияние именно на самые низкие вожде- ления крови, если смогут в ней укрепиться. Помочь тут может только спиритуальное развитие, кото­рое ведает о таких опасностях».

«Азуры являются существами, устремляющимися в восьмую сферу. Они хотят постоянно сгущать, уплотнять материю, чтобы она не могла вновь одухотвориться, т.е. быть возведена к своему первоначальному состоянию. Они представляют собой осадок всего планетарного раз­вития, начавшегося на др. Сатурне (и идущего) ... до Вулкана. Азуры теперь населяют Луну и с Луны воздей­ствуют на человека, которого хотят стянуть в восьмую сферу и так оторвать от идущего вперед развития и его цели - Христа. Все, стремящиеся в восьмую сферу, бу­дут в конце концов жить на Луне (в Эоне Юпитера)». 266-1, с. 345, 205



750. В душе ощущающей укоренился Люцифер, в душе рассудочной - Ариман. «Душа сознательная со­стоит в бессознательной переработке физического тела....И в приближающееся время в душу сознательную, а вместе с нею и в то, что называется человеческим Я - ибо Я восходит в душе сознательной, - вползут те ду­ховные суще-

ства, которые называются Азурами. Эти духи разовьют большую силу зла, чем соб- ственно сатанинские силы Атлантиды или люциферические духи Лемурийской эпохи».

«Зло, причиненное людям люциферическими духами в то время, когда они принесли им благо свободы, будет полностью устранено в ходе земного времени. Зло, при­несенное ариманическими духами, может быть устранено в ходе действия кармиче- ских закономерностей. Но зло, которое принесут азурические силы, подобным образом не устранить.... Ибо азурические духи будут действовать так, что захва- ченное ими - а это будет глубочайшее внут­реннее, душа сознательная вместе с Я - будет соединено с чувственностью Земли. Кусок за куском будут отры­ваться от Я, и в той мере, в какой азурические духи укоре­нятся в душе сознательной, в той мере человек должен будет оставить на Земле части своего бытия. Это будут невос- становимые потери, подпавшие азурическим силам. Не весь человек станет их добычей, но из человеческого духа будут выхвачены куски этими азурическими сила­ми. Эти существа заявляют о себе в наше время через дух, который теперь господствует и который мы можем назвать духом жизни в чувственности при полном забвении всех духовных существ и духовных миров. Можно сказать: сегодня азурические духи искушают человека более тео­ретически, сегодня они водят его за нос насчет того, что его Я есть лишь результат физического мира. Сегодня они его вводят в заблуждение материализмом. Но в дальней­шем их действие заявит о себе во взрывах чувственных страстей, все более разгорающихся на Земле, и они затем­нят человеку взор относительно духовных существ и ду­ховных могуществ. Человек не будет знать и не захочет знать о духовном мире. Он все более и более уверится в том, что высшие нравственные идеи есть лишь более вы­сокое преобразование животных потребностей; он не только узнает, что человеческое мышление есть преобразование того, чем владеет и животное, что облик человека родстве­нен животному, что всем существом он произошел от жи­вотного, но человек будет жить в соответствии с этим воз­зрением».

«В больших городах, там, где проявляются дикие оргии бессмысленных страстей, мы уже можем видеть гротескные адские огни тех духов, которых мы называ­ем азурическими». 107 (16)



750а. «На др. Сатурне отстали азуры; на др. Солн­це - Духи огня. Регентом Духов Огня является Хрис­тос. Сатанинские сонмы суть отставшие Духи огня». Лю­цифе- рические духи вмешались в развитие человека в Лемурийскую эпоху, сатанинские духи - в Атланти­ческую; в современной, послеатлантической, эпохе начи­нают действовать азуры.

«В оккультизме Маммона считают не только богом денег. Он, кроме того, является вождем всех низких, тем­ных сил. Его воинства захватывают не только челове­ческие души, но и их физические тела, чтобы их пожрать, погубить». Бациллы являются его служителями.

Маммон. «Он имеет несчетное число помощников, все извращения и пороки - от него». 266-1, с. 169,283,257

750б. «Каждая планета имеет не только свою ин­теллигенцию, но и своего демо- на....Совокупность противников интеллигенции на планете состоит из демонов. Так

обстоит это и на Солнце.

И если мы в Христианстве видим эволюцию, совер­шающуюся в духе Солнечного Гения, солнечной интел­лигенции (совокупности существ), то нам следует в том,
что противодействует эволюции Христианства, видеть солнечного демона».

343, с. 116-117



750в. «Не все физическое в человеке определено к спасению. От него остается некий шлак... поэтому он находится под влиянием астральных элементарных существ». В немецкой мифологии таких существ называ­ют альбами (Alben). Они являются в снах сидящими на груди, сдавливающими дыхание. (По-немецки кош­марный сон назы- вается Alptraum; Traum означает сно­видение. Отсюда происходит и название Альпы.) Мы имеем тут дело с драконом, которого необходимо побе­дить. На более высоком астральном плане является Сфинкс. Д. 67/68, с. 41

750г. Мефистофель «...есть представитель мешаю­щих и разрушительных сил Универсума, которые в че­ловеческом царстве заявляют о себе как зло». Д. 10, с. 5
  1. Христос между Люцифером и Ариманом

Христос и Люцифер


  1. «Одно из различий между древними, истинными богами и их порождением, люциферическими богами, со­стоит в том, что первые могли связать себя с материа- льным бытием, а вторые - лишь с эфирным. Но примерно в середине древнего солнечного развития произошло нечто грандиозное, потрясающее по своему значению: одно Су­щество в то время выработало силы, стоявшие в противоре­чии с тонкими, нежными эфирными элементами. Говоря о том, что мы называем Мисте- рией Голгофы, великой земной жертвой, мы можем также говорить о солнечной жертве, со­стоявшей в том, что одно Существо среди богов избрало Свое место- пребывание таким образом, что не захотело жить только в тонком элементе, но стало вырабатывать такие плотные силы, которые свойственны только земному элементу. Так что с эпохи солнечного развития в ряду су­ществ, способных жить со своими силами лишь в эфир­ном, мы имеем Существо, Которое внутри мирового эфира имело внутреннее родство с земным. С древнего солнечно го развития ждало Это Существо верного момента, чтобы свести на Землю выработанные Им силы. И великая за слуга Заратустры состоит в том, что он распознал: в том, что там, вовне находится как Солнце, пребывает нечто оставше­еся с др. Солнца. Там Оно пока пребывает. Но придет момент, и Это Существо Свой сообразный элементам облик принесет на Землю». Это Существо не могло прийти без подготовления, и люди должны были сначала распознать Его в отражении. Таким отражением был Ягве. 129 (8)

  2. «Духи Иерархий отстают не из-за лености, а из-за готовности на жертву». «Люциферические духи как бы сказали себе: если мы оставим человека таким, каким
    он живет в атлантическое время, инстинктивным, то он и Принцип Христа вос- примет инстинктивно, не свободно, не созреет для свободы.

Пожертвуем собой и образуем в нем определенные способности, определенные качества и отсрочим тот мо­мент, который должен наступить согласно намерению

Христа». 105 (6)



  1. «Христос и Люцифер как внутричеловеческий и космический боги, шли в про- шлом рядом, так что од­ного из них человек находил в верхних сферах, другого
    - в нижних.... Путь, которым шли оба эти духовно-божественные Существа, был та- ков: они приблизились к Земле с двух разных сторон; Люцифер стал невиди­мым, когда его путь скрестился с путем Христа, его свет был как бы переосвещен светом Христа. Ранее Христа находили как космическое Существо, Люцифера – как внутри- человеческое существо. И вот их пути скрести­лись. Христос сошел в человеческую душу, Он стал пла­нетарным Духом Земли. Он все более становится мис­тическим Христом. В человеческой душе, через внутрен­нее переживание Он углубляется и познается. Душа бла­годаря этому приобретает возможность вновь созерцать
    другое существо, проделавшее противоположный путь: из внутреннего во внешнее. Люцифер из внутричеловеческого существа... стал космическим Богом». И в бу­дущем человек будет находить Люцифера за покровом внешних восприятий (там, где Заратустра находил Хри­ста), а Христа познавать, погружаясь в собственное существо. В процессе развития «...Христос из космичес­кого Бога стал земным Богом, Душой Земли для ее буду­щего. Люцифер из земного Бога стал космическим Бо­гом». Человек никогда не выберется из материализма, если не взойдет к инспирации через принцип Люцифе­ра. «Принцип Христа имеет целью все более укреплять наше внутреннее; принцип Люцифера имеет целью заос­трять выработку нашей способ- ности проникать в мир во всей его полноте. Люцифер делает нас все сильнее и сильнее в познании, понимании мира; все сильнее и силь­нее в нашем внутреннем делает нас Христос».* 113 (6)

/* Эдвард Чербери, лорд (1581-1648), основатель английс­кого деизма./

754. Душевная жизнь протекает во времени, не в пространстве, где одно находится рядом с другим. И теперь то, что живет только во времени, должно жить в простран­стве. Временное развитие идет под знаком числа 7 (на пример, от др. Сатурна до Вулкана). Число простран­ства - 12. Оно господствует там, где время изливается в
пространство (Христос, открывающийся во времени, ок­ружен 12-ю апостолами, когда входит в пространство). Во времени одно стоит за другим. Поэтому переход из
пространства во время ведет в сферу люциферических богов, к семеричности. И когда мы что-то исследуем во времени, то идем назад - от детей к отцу, деду и т.д., мы говорим о детях духовных существ, о детях Люцифера. Переходя от времени к пространству, мы говорим о су­ществах, стоящих рядом друг с другом, и понятие детей теряет смысл, встает понятие братства, мы переходим к братьям Христа.

113 (8)


  1. ««Христос есть истинный Люцифер» - теперь этот тезис уже не является правильным для людей. Это звучало правильно в те времена, когда из древнего тай-
    новедения знали: во внешнем физическом свете открывается Люцифер, светоносец, но сквозь физический свет мы проникаем к Духам Мудрости ... к Светоносителю
    духовного света». 136 (10)

  2. «Перед Христом несет факел вновь восставший Люцифер, обращенный ныне к добру Люцифер. Он есть носитель света; Христос - это Свет». 107 (16)

  3. Люциферические духи «...разделили людей, они хотели каждого поставить на

собственные ноги. Но то, что с необходимостью должно было прийти, если бы


люциферическое влияние достигло своего предела, Хри­стос обратил в добро. Если бы люциферическое влия­ние дошло до своего предела, то люди впали бы в бессер­дечность. Люцифер дал людям свободу и самостоятель­ность; Христос преобразил эту свободу в любовь. И че­рез связь со Христом люди ведутся к духовной любви».

112 (5)


758. «Люциферические и ариманические течения достигли некоего рода вершины, вершины их необходи­мого действия в развитии человечества как раз к момен­ту Мистерии Голгофы, и возникла, если можно так вы­ разиться, опасность для чело- вечества, что они переступят эту вершину и необходимое равновесие в их деятельно­
сти будет утеряно для человеческого развития». 184 (11)

  1. Можно подумать, что есть существа выше Хрис­та, т.к. Он несет человеку только 4-й принцип (Я), а те - более высокие. «Разница здесь состоит в том, что другие
    существа (Люциферические) высшие принципы как бы паразитически законопа- чивают в человеческую приро­ду; Христос же так несет 4-й принцип, что Им прони- зы­вается, пропитывается, укрепляется вся человеческая природа». 130 (13)

  2. Так противостоят два Духа: «Дух Христа, от Которого люди могут надеяться получить могучий макрокосмический импульс их 4-го принципа (Я), и люцифериче- ский дух, который хочет вывести человека за пределы этого принципа (к 5,6 и 7-му принципам, - Манас и т.д.).

Если бы люди сказали себе: мы хотим от люциферического духа то, к чему мы взираем вверх, приобрести т. обр., каким мы получаем нечто, взирая вниз, на нашу низ­шую природу, - тогда люди поступили бы правильно. Но если бы они пришли к утверждению: посмотрите, Христос дает нам только 4-й принцип, но есть духи, даю­щие 6-й и 7-й принципы, - тогда люди, решившиеся так думать по отношению ко Христу, поклонились бы и под­няли на щит антихриста.

Так заявит о себе в будущем позиция антихриста по отношению ко Христу. И с внешним рассудком, с внеш­ней гениальностью против таких вещей ничего не следо­вало бы возражать. Ибо в смысле рассудка и гениально­сти можно было бы привести немало умных доводов в пользу антихриста, а не в пользу глубочайшего человечес­кого принципа, который от Христа все более и более будет вливаться в человече- скую душу. Поскольку Христос не­сет людям 4-й макрокосмический принцип и пос- кольку он именно макрокосмический, то он бесконечно важнее всех микрокосми- ческих принципов. - Он сильнее, чем они, т. к. родственен человеческому Я, сильнее всех дру­гих, которые могут быть достигнуты в течение земного раз­вития. Но поскольку это все же 4-й принцип, то он ниже, чем 5-й, 6-й, 7-й, приходящие от люциферических духов, он ниже, чем то, что исходит от антихриста». 130 (13)



  1. «Как Люцифер представляет элемент Манаса, так Христос - элемент Буддхи».

93-а (26)

  1. «Через оккультизм нам указывается, что Христос - это солнечное Существо, Которое ведет нас (после смерти) назад к Солнцу. И здесь встает нечто такое, что
    может шокировать! Насколько необходимым является наше понимание Христа, настолько же необходимым становится теперь (когда после смерти мы приходим в
    сферу Солнца) понимание кое-чего иного. Тогда начи­нается время, когда как реаль-

ное существо познается тот, кого обычно называют Люцифером. Когда человек чув­ствует себя в Солнце, то он чувствует себя не в струящем­ся физическом свете, а в чисто духовном свете. И с этого момента Люцифера ощущают как существо, уже больше не враждебное, как прежде, его ощущают все более и бо­лее как правомерное в мире существо. Теперь чувствуют необходимость в дальнейшем ходе жизни после смерти рассматривать Люцифера и Существо Христа как две рядом стоящие одинаково правомерные силы. И как удивительно ни звучала бы эта мысль о равном значе­- нии Христа и Люцифера, с означенного момента време­ни это становится очевидным; обе силы тогда видны как некоего рода братские».

«Если бы Христос не сопровождал душу, то в ней исчезло бы воспоминание о земной жизни....Через нашу новую жизнь в духовном мире (в сфере Солнца) мы обретаем новый интерес к Люциферу и его миру. Мы обнаруживаем, что именно там, где мы освобождаемся от интереса к земному, мы можем совсем без вреда для себя стать напротив Люцифера». После сферы Солнца мы поднимаемся в сферу Люцифера. «И в той жизни, кото­рой мы тогда живем, нам открывается, что Христос дал нам все прошлое, все, что лежит позади нас, а Люцифер подготавливает нас к будущей инкарнации. И если мы сознательно проходим через жизнь Марса, а позже на Земле через посвящение можем вспомнить о ней, то мы открываем, что все несомое нами, помимо переживаний из земного бытия... дано нам Люцифером». 140 (2)

762а. «Одни и те же слова могут быть истинными и ложными в зависимости от того, из каких уст они исхо­дят. В устах Люцифера издевательством звучат слова: «при- рода - грех, дух - дьявол». Но в том смысле, что материальная природа есть наказание за грех и мы вы­нуждены ощущать дух в природе, как нечто, делающее нас больными, приносящее нам страдание, - эти слова являются истинными. Ибо боль, страдание есть Богом данные средства познать и преодолеть эгоизм. В устах Люцифера слова: «...вы будете как боги», являются ло­жью; но, будучи правильно поняты, - истиной. Христос говорит: «вы - боги» - сыновья Божества. Человек при- зван к обоготворению». 266-3, с. 111

762б. «Вы можете быть просвещены Святым Духом, новым Духом. - Это есть тот Дух, благодаря которому будет познан Христос. Люцифер является носителем факе- ла этого света, Света-Христа. Он есть дух, господ­ствующий над Ложей двенадцати как тринадцатый». (См. сообщение Рудольфа Штайнера о том, как меняет­ся облик Люцифера в сфере Солнца и выше.)

Человек должен понять развитие Земли вместе с пребывающем в этом развитии Христом. Тогда он спасет Люцифера. «Но только сознанием, желающим позна-


вать-Христа». Спасаясь бессознательно, человек остав­ляет Люцифера не спасенным. 266-1, с. 206

Христос и Ариман. (Агасфер)


  1. «Борьба в материальном внешнем мире должна длиться до завершения земного развития. Поэтому Хри­стос хотя и должен держать Аримана в страхе, но должен оставлять его возле Себя». 148 (17)

  2. В древние времена люди через вдохновение получали представления из духо-

вных миров. Сами они не думали. И смерть они переживали как майю, не про­


изводивщую на них особенного впечатления. Они знали только жизнь и были лише- ны интеллекта. Чтобы овла­деть интеллектом, человек должен был стать смертным,
должен был начать отлагать в себе минеральные суб­станции. Но исходя из развития др. Сатурна, Солнца и Луны, Иерархии не могли создать такую Землю, на кото­рой человек, бывший бессмертным на др. Луне, смог бы стать смертным. Иерархии как бы говорили себе: «Мы, высшие Иерархии, не можем создать такой Земли, на сил которой человек мог бы прийти к интеллекту. Здесь мы должны допустить совсем другое существо, которое идет совсем иным путем, чем мы, допустить ариманиче- ское существо. Ариман является существом, не принадлежа­щим к нашим Иера- рхиям. В поток эволюции он входит другим путем. Мы должны допустить этого Аримана.
Если мы потерпим Аримана в земном развитии, если мы дадим ему некую часть в нем, то он принесет нам смерть, а с нею и интеллект, и мы сможем в человеческое суще­ство внести смерть и интеллект. Ариман знает смерть. Ариман знает ее, поско- льку он соединен с Землей, по­скольку он проходит путем, соединяющим его с земным развитием. Он - знающий смерть, он мудрец смерти. Поэтому он также и господин интеллекта>.

«Боги стояли перед большой проблемой: потерять в Аримане, в некотором смысле, господство над Землей. Существовала одна возможность для богов узнать нечто такое, чего в своих божественных мирах, не пронизан­ных Ариманом, они не могли познать, - это послать Христа познать смерть на Земле. Бог должен был уме­реть на Земле, и Он должен был умереть так, чтобы осно­вание Его смерти заключалось не в божественной муд­рости, а в человеческом заблуждении, которое возникает из взгляда, будто Ариман является единственным госпо­дином (в земном). Бог должен был пройти через смерть и смерть преодолеть. Таким образом, Мистерия Голгофы означает для богов обогащение их знания через муд­рость смерти. Если бы ни один бог не прошел через смерть, то Земля стала бы совершенно интеллектуалистичной, совершенно не способной в дальнейшем проходить эво­люцию, предопределенную ей богами».

Христос учил Своих посвященных, что Он пришел из мира, где не знают смерти; Он познал смерть на Зем­ле; Он смерть победил; если человек понимает связь зем­ного мира с божественным, то снова возводит интеллект к спиритуальному. Так примерно следует выразить то содержание эзотерического учения, данного Христом Своим посвященным. Им было дано учение о смерти с точки зрения божественного мира.

Если хотят прозревать всю глубину этого эзотери­ческого учения, то понимающим всю человеческую эво­люцию необходимо знать: боги победили Аримана, ког­да сделали его силы нужными для Земли, и они приту­пили его силу, когда сами поз- нали смерть в Существе Христа. Боги хотя и включили Аримана в земное раз­витие, но, используя его, принудили его низойти в земное развитие, принудили его не осуществлять до конца его собственное господство.

Кто знает Аримана после Мистерии Голгофы и кто знал его раньше, тому известно, что Ариман ждал того всемирно-исторического момента, когда он сможет вме­шаться (в развитие человека) так, что его действие будет не только таким, каким оно

было с атлантических вре­мен - это вы знаете из моего «Очерка тайноведения», -т.е. сказываться на бессознательном и подсознатель­ном человека, но он сможет вмешаться и в сознание че­ловека. Если человеческие слова применимы к божествен­ной воле, то можно сказать: Ариман вожделенно ждал момента, когда он сможет со своей силой проникнуть в человеческое сознание.

И вот он был застигнут врасплох тем, чего раньше не знал: что божественная Воля решит послать свое Суще­ство на Землю, пошлет Христа и Он пройдет через смерть. Благодаря этому ... у господства Аримана было слома­но острие. С того времени он использует каждую воз­можность привести человека к употреблению голого ин­теллекта; он и по сей день не отказался от надежды, что ему это удастся. ...Можно, например, сказать, что в душе Аримана - если говорить о душе Аримана, то делать это следует сравнительным образом - господствовала особая радость - я все упо- требляю человеческие выра­жения, там, где должны быть придуманы какие-то другие, -особая радость господствовала в душе Аримана с 40-х годов XIX в. и до его конца, поскольку преобладающее господство материализма дало ему надежду на его
собственное господство на Земле». Тогда нехристианс­кой стала даже теология. «И противниками Аримана в настоящее время являются лишь учения, проистекающие
из Антропософии». 211 (7)

765. «Как Христос является Богом, правомерно став­шим человеком, так должны мы иметь Его противообраз - неправомерно ставшего богом человека, который стран­
ствует как бессмертный человек, воспринявший неправомерным образом божест- венную природу....и им яв­ляется Агасфер... вечный еврей. Его, может быть, не всегда узнают и принимают за кого-то другого. Но, гля­дя в свое внутреннее, человеку может явиться вечный еврей, как может ему осветиться Христос». 211 (2)

765а. «Есть формула, в которой может быть выраже­но то, чем стал Христос: для Земли Он стал праобразом человечества, через Него человечество обретает смысл. И если бы совершилось другое, если бы в то же самое время, в которое Бог стал человеком, также и человек получил бы тяготение стать Богом, т.е. больше не умирать, не под­падать законам земной жизни, то, естественно, в то время, как Бог стал совершеннейшим человеком, низойдя на Землю, человек стал бы наиболее жалким из богов. И такая полярная противоположность существует! Не зря стоит рядом с нисшедшим на Голгофу Христом Агас­фер, человек, ставший богом, но халтурным богом, кото­рый утратил возможность умереть, который странствует через мир и не может умереть, бог, который живет на физическом плане, но на физическом плане развивает те свойства, которые должны бы развиваться только в стра­не снов.

Это неимоверно остроумно, что здесь встает перед нашей душой. Божественность придана человеку, и он становится богом, но, конечно, и это разумеется само со­бой, таким образом, что это причиняет ему страдание. Человек, ставший богом, получив- ший уже в пределах зем­ного развития принцип, в силу которого божество не должно сходить на физический план, - таков иудаизм, ветхозаветное мировоззрение.

Здесь также Мистерия. Кто эти вещи понимает, тот знает: Агасфер - это действите- льное существо, и леген­да об Агасфере основывается на реальном впечатлении от восприятия Агасфера, которое получали то там, то здесь, ибо Агасфер существует, и

он является покровителем иудейства после того, как совершилась Мистерия Голго­фы. Это человек, ставший богом. Нам должно быть ясно, что к полному пониманию исторического познания мы придем только через привлечение духовного.



Мы смотрим, с одной стороны, на вочеловечение Бога в событии Голгофы, мы смотрим на обожествление чело­ века в Агасфере. И посвященный может знать, что Агасфер действительно существует. Его, естественно, нельзя видеть как человека. Он стал богом. Но он странствует повсюду. Он пребывает в земном бытии. И дейст- витель­ное изложение истории, постигающее полную реальность, делает необходи- мым бросить взгляд на то, что как ду­ховная реальность проходит через историческое становление человечества....Агасфер как духовное существо идет через мировое развитие и постоянно мешает тому, чтобы человек тем способом, который заложен в разви­тии, через Христа снова возвратился в духовный мир, из которого исшел, когда потерял атавистическое яснови­дение». 211 (1)

Троичность


766. «Древние представляли себе, например, наверху Асгард, царство богов, внизу - Етунхайм, царство вели­канов; в середине находится человек - это Митгард. Все это есть не что иное, как выраженное германо-среднеевропейским образом представле- ние древних персов об Ормузде и Аримане. На нашем языке мы должны здесь гово- рить о Люцифере и Аримане. Мы должны об Ормузде говорить как о Люцифере, а не просто как о добром Боге. Большое заблуждение возникает оттого, что устана- вливают некий дуализм между только добрым Богом Ормуздом и его противником Ариманом, злым богом. Отношение же здесь скорее подобно тому, кото­рое имеется между Люцифером и Ариманом». В IX в. была известна одна поэма, посвященная Людовику Не­мецкому, возникшая, несомненно, много ранее под назва­нием «Muspilli». В ней Илия борется с антихристом, и из его ран течет кровь. Эмоцио- нально, пророчески Илия в поэме поставлен в люциферическое царство, посколь­ку Христа тогда хотели поставить в Митгард - в сред­нюю сферу. Тогда еще имели правильное чувство о про­тивоположности между Люцифером и Ариманом. Пе­
ред европейским человечеством стоит задача от двой­ственности, дуализма прийти к принципу троичности, к особой Троице: «Христос уравновешивает Ормузда и
Аримана». 205 (15. VII)

767. «Понять, как Христос стоит между Люцифером и Ариманом, что Он означает по отношению к Люцифе­ру и Ариману, - такова основная задача ближайшего
будущего». 165 (11)

<< предыдущая страница  


izumzum.ru