Фразеологизм на уроке - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Фразеологизм на уроке - страница №1/1

Фразеологизм на уроке

Эти упражнения могут использоваться на уроках русского языка при изучении как материала по фразеологии, а так и других грамматических тем ( 5-6 класс)

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Выделите в них фразеологизмы. Пользуясь « Школьным толковым словарём» В.П. Жукова, определите их значение и стилистическую роль.

  1. И какой толк, если тебе хоть пятёрку с плюсом выставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому будет охота растить олуха царя небесного? ( Л. Кассиль).

  2. Ночной разбойник, дуэлист… и крепко на руку не чист ( А. Грибоедов).

Упражнение 2. Прочитайте примеры. Вместо точек вставьте необходимые по смыслу и строению фразеологизмы.

1.Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим…, и стала уговаривать маму, чтобы мы с Мишкой остались ещё пожить в деревне (Н. Носов).

2. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе…, хочу из тебя артистку сделать ( А. Чехов).

Для справок: бить баклуши, как в воду опущенный.

Упражнение 3. В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся синонимами к ним.

1.Вот ты, извини, взрослый парень, а дичь порешь ( Д. Гранин) – Стоя у доски, Петя и допускал досадные ошибки ( В. Катаев).

2. Мы это ещё в третьем класе проходили. Ты что, с луны свалился? (Н. Носов) – Гаврик настойчиво делал вид, что ничего не понимает ( В. Катаев).

Упражнение 4. К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них составьте предложения.

Играть в бирюльки; зелёная улица; злые языки; как рыба в воде; как угорелый; не все дома, ничего не скажешь; и швец, и жнец, и на дуде игрец; на один покрой; набивать оскомину.

Для справок: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно, очень быстро, на самом деле, на одну колодку, мозолить глаза.

Упражнение 5. Прочитайте предложения, выделите в них фразеологизмы, докажите, пользуясь « Школьным фразеологическим словарём» В.П. Жукова, что они являются антонимами.

  1. Кость белая, кость чёрная. – И поглядеть, так разные: им разный и почёт ( Н. Некрасов).

  2. Тонкое сукно сюртуков, белизна воротничков, выхоленные лица – всё это свидетельствовало, что это люди белой кости ( А. Серафимович).

Упражнение 6. По « Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова установите значение фразеологизмов, определите, какие из них являются многозначными : больной вопрос, отдать концы, носить на руках, на живую нитку. С многозначными фразеологизмами составьте предложения таким образом, чтобы разница в значениях стала очевидной.

Упражнение 7. Выясните по « Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова значение следующих фразеологизмов : дубовая голова, богом обиженный, зелёная улица, полный вперёд.

Определите, по образу каких синтаксический единиц они построены, какое слово в их составе является главным, а какое – зависимым.

Упражнение 8. Выделите фразеологизмы, определите, к какому стилю они принадлежат; осуществите разбор по предложенной схеме.

  1. Цель жизни нашей для него ( Ленского) была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал ( А. Пушкин).

  2. Ежатки – детки хоть куда, и что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах ( Е. Серов).

Упражнение 9. Подберите к каждому русскому фразеологизму соответствующий по смыслу украинский. Определите, в каких случаях употребление грамматических форм русских и украинский фразеологизмов соответствует друг другу, а в каких различается? В чём состоят эти различия?

Вода и камень долбит, остаться на бобах, с глазу на глаз.

Для справок: вода i камiнь точить, з`icти облизня, на чотири ока.

Упражнение 10. Прочитайте приведённые ниже «крылатые слова». Вспомните, в каких художественных произведениях они впервые прозвучали. Назовите глаголы, определите, в каком времени, числе, лице употреблён каждый из них.

  1. Времён очаковских и покоренья Крыма.

  2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

  3. Пошла писать губерния.

Упражнение 11. Спишите пословицы, вставьте безударные личные окончания глаголов, определите их спряжение.

  1. Люб … кататься, люб … и саночки возить.

  2. Где стр …, там и ро …

  3. Лес руб … - щепки лет … .

  4. Глупый осуд … , а умный рассуд … .



izumzum.ru