Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. 85 с - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Вопросы к экзамену по истории Древнего Востока 1 20.93kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Учебное пособие Оренбург 2002 Серия Государственное и муниципальное... 4 1159.36kb.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для I курса Исторического... 1 30.89kb.
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока 1 267.87kb.
Учебно-методическое пособие для студентов-юристов первого курса заочного... 4 1171.6kb.
История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому... 1 51.21kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом 1 17.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. - страница №8/9


V. Легизм



Основатель – Шан Ян (IV в. до н.э.).

Основной труд – «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Т
Легендарный основатель династии Шан – Чэн Тан
ак называемые законники, представители другого направления древнекитайской философии, противопоставили конфуцианскому ри­туалу – ли закон – фа и отказались от методов убеждения, т. е. от нравственного принуждения, целиком положившись на правовое при­нуждение и наказание.

Совесть они заменили страхом. Наивные представления о государстве как о большой семье были заменены представлением о государстве как бездушном механизме. Место доб­родетельных мудрецов заняли чиновники, место правителя – отца своего народа – деспот-гегемон, который мнил себя превыше пред­ков, народа и самого неба.

Высшей целью стала внешняя цель победы своего царства в борьбе царств, покорения других царств и воссоеди­нения Поднебесной, Китая. Ради этого изгонялись всякие излишества, упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась фи­лософия. Все упрощалось и унифицировалось. Экономическую основу могущества государства законники видели в земледелии (ремесла и торговля ими ущемлялись).

Земледелие и война – главное, на что государство должно опи­раться и ради чего оно должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возмож­ностей, согласно которой государственные должности должны заме­щаться по способностям, а не по именитости, а тем более не должно быть наследственных должностей. Законники ввели систему круговой поруки.

Шан Ян – не только теоретик, но и законник-практик. Шан Ян провел реформы, вошед­шие в историю как «реформы Шан Яна». Была введена частная собственность на пахотные земли. В области управления утвердилась система круговой поруки и взаимного доносительства.

Шан Ян возражает против конфуцианского традиционализма, отмечая, что люди, и общество меняются, что «в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны». Если раньше и можно было управлять людьми исходя из добродетели, то теперь «необходимо прежде всего иметь законы о наказаниях». Поэтому «тот, кто идет наперекор древности, не обязательно заслуживает осуждения», и «чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности», ведь «мудрый творит законы, а глупый ограни­чен ими; одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом».

При определении методов управления следует исходить из основной задачи, стоящей перед государством.

Эту задачу Шан Ян видел в насильственном объединении Китая.

В
Колесница и воин-копейщик из отряда шу
ыступая против конфуцианского управления, Шан Ян заявлял, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказа­ния» и что к такой добродетели можно прийти лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Чтобы можно было наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки, необходимо:


  1. иметь в государстве много наказаний и мало наград,

  2. карать жестоко, внушая трепет,

  3. жестоко карать за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью), тогда большим неоткуда будет взяться,

  4. разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Только так, утверждал Шан Ян, может сложиться «страна, где народ боится государственных законов и послушен в войне», где «народ пойдет на смерть за правителя».

Однако китайский народ не принял методов управления Шан Яна. И как только благоволивший к Шан Яну правитель умер, Шан Ян был казнен. Однако семена, посеянные Шан Яном, не погибли. Они дали всходы позже и принесли плоды для всего Китая.


Вопросы для самоконтроля


  1. Из каких стихий, по мнению древних китайских мудрецов, складывается все сущее?

  2. Перечислите основные философские школы Древнего Китая и расскажите об их проблематике.

  3. В чем сущность конфуцианской концепции «исправления имен»?

  4. Кто такой «благородный муж» в конфуцианском учении? Чем он отличается от «низкого человека»?

  5. Какими этическими качествами должен обладать человек, с точки зрения Конфуция?

  6. В чем состоит суть критики Мо-цзы конфуцианской философии?

  7. Расскажите о гносеологической концепции моистов.

  8. В чем состоит основная проблематика номиналистов?

  9. Какое содержание вкладывают даосы в понятие «Дао»? Какие виды «Дао» ими выделяются?

  10. Расскажите о противоречивых свойствах «Дао».

  11. Кто такой «совершенномудрый»? Какими этическими качествами он обладает?

  12. Каковы должны быть основные принципы управления государством и ведения внешней политики, с точки зрения легистов?



Литература



  1. Бонгард-Левин Г.М., Герасимов В.И. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975.

  2. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1972-1973.

  3. История восточной философии. / Под ред. М.Т. Степанянц. М., 1998.

  4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

  5. Мохороджан Р. История индийской философии. М., 1958.

  6. Радхакришнан С. Индийская философия. В. 2-х т. М., 1956-1957.

  7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.

  8. Чанышев А.И. Философия древнего мира. М., 2001.

  9. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1966.

  10. Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954.



глоссарий
Абхава (инд.) – небытие.

Аджива (инд.) – неживое начало мира – материя, пространство, время и эфир.

Астика (инд.) – ортодоксальная философская школа, т.е. признающая авторитет священных книг – Вед.

Асана (инд.) - правильное положение тела, способствующее сохранению здоровья, жизненной энергии и контролю за нервной системой.

Атман (инд.) – первоначально употребляется в значении «тело». Атман – человек как индивидуальное и универсальное, космическое психическое бытие. Позже – Атман – начало, основа и конец всего сущего, субстанция, духовное начало. В этом смысле отождествляется с Брахманом и Пурушей.

Аханкара (инд.) – в философии санкхьи осознающее «Я».

Ахимса (инд.) – недеяние, воздержание от нанесения вреда живому.
Бодхисаттва (инд.) – существа (люди и боги, в т.ч. будды), которые уже способны уйти в нирвану, но из-за сострадания к другим живым существам задерживаются в сансаре, чтобы вести людей по пути спасения.

Брахман (инд.) – Брахмáн – это верховный бог, творец; 2) брахманами называли в Индии представителей высшей варны – жрецов; 3) Брáхман – это отвлеченное духовное начало сущего, безличный абсолют, «всё, что есть»; позднее отождествляется с Пурушей и Атманом.

Будда (инд.) – просветленный.

Буддизм (инд.) – неортодоксальная философская школа Древней Индии. Выступала против преобладания внешних форм религиозной жизни. В центре буддизма – учение о четырёх благородных истинах, познав которые человек становится на путь освобождения и может достигнуть нирваны, то есть вечного покоя и спасения от перерождений. В I в. до н.э. буддизм распался на махаяну (широкий путь спасения) и хинаяну (узкий путь спасения).

Буддхи (инд.) – в философии санкхьи процесс развертывания материи в психическом направлении.

Бхава (инд.) – бытие, сущее.

Бхуты (инд.) – первоэлементы: огонь, земля, огонь, воздух, эфир.
Вайшешика (инд.; санскр. – «особенность») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. Вайшешика изучает мир, описывая его с помощью семи категорий. Познав структуру мира, фиксированную в данных категориях, человек достигает освобождения. В вайшешике выделяются шесть категорий бытия, одной из которых является категория «особенность» (что и дало название школе), и одна категория небытия.

Варны (инд.) – касты, сословия.

Веданта (инд; санскр. – «завершение Вед») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. Веданта исходит из четвертого слоя Вед – упанишад – и выдвигает законченную систему взглядов на человека и окружающий его мир, в центре которой учение об иллюзорности этого мира и всей обычной человеческой жизни и знания, как обыденного, так и специального, научного, которое есть незнание – авидья. Подлинная реальность – Брахман–Атман, но эта реальность доступна лишь соблюдающим определённый образ жизни.

Веды (инд.) – священные книги индусов, представляющие собой сборники гимнов, богослужебных формул, мифов, легенд.

Вишеша (инд.) – особенность, основа различий между вещами.
Гуны (инд.) – составные качества силы Пракрити (материи), действующие в космическом, индивидуально-психологическом и этическом планах.
Дао (кит.) – одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве Дао – путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме Дао – закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир – «воплощение» Дао. Мудрец, следуя Дао, отказывается от целеполагающей активности, достигает единства с природой и совершенства. В натурфилософской школе Дао – закономерность чередования сил Инь-Ян.

Даосизм (дао-дэ-цзя) (кит.) – древнекитайская философская школа, разрабатывавшая учение о Дао или «пути вещей». Согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (Дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу». Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. Дао является «всеединым» и зависит лишь от себя самого.

Даршана (инд.) – древнеиндийская философская школа или учение.

Джайнизм (инд.; санскр. – «победитель») – неортодоксальная философская школа Древней Индии. Джайнизм распадается на два направления – шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух»), – различающиеся между собой лишь по вопросам религиозной практики. Джайнисты считают, что Бога не существует, реально существуют лишь внешний мир и его объекты. Мир состоит из двух вечных начал – дживы (живое начало) и адживы (неживое начало).

Джива (инд.) – душа, живое начало мира.

Дравья (инд.) – субстанция; то, что имеет то или иное качество, производит или претерпевает то или иное действие.

Дхарма (инд.) – нравственный закон, которому должна быть подчинена жизнь представителя каждой варны.

Дэ (кит.) – внешнее проявление Дао, это сила, оформляющая и совершенствующая мир.
Жэнь (кит.) – гуманность, человеколюбие, совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми.
И (кит.) – совокупность «должного», которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде.

Индрии (инд.) – органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Инь и Ян (кит.) – универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское–мужское, пассивное–активное, холодное–горячее). Учение о силах Инь-Ян развито в натурфилософской школе. Инь-Ян здесь понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ЦИ), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями»: дерево и огонь – Ян; земля – нейтральна; металл и вода – Инь.
Йога (инд.; санскр. – «соединение», «сосредоточение») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. В общих философских вопросах йога придерживалась учения санкхьи. Однако в этой философской школе разрабатывалась и осмыслялась система специальных приемов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего духовного начала – пуруши.
Карма (инд.) – причинно-обусловленный закон судьбы.

Конфуцианство (жу-цзя) (кит.) – этико-политическое учение. Конфуцианство объявляло власть правителя священной, дарованной Небом, а разделение людей на «благородных» и «низких» – всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета.
Легизм (фа-цзя) (кит.) – древнекитайская философская школа. Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу – ли закон – фа и отказались от методов убеждения, т.е. от нравственного принуждения, целиком положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Легисты утверждали, что государство – бездушный механизм, которым нужно правильно управлять, укрепляя царскую власть в войнах и создавая централизованное деспотическое государство.

Ли (кит.) – ритуал, нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства). Ли означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль, без которого невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам Ли, человек поддерживает Вэнь – стандарт цивилизованности, созданный мудрецами-правителями древности.
Майя (инд.) – иллюзорность мира.

Манас (инд.) – ум.

Махат (инд.) – в философии санкхьи процесс развертывания материи в физическом направлении.

Миманса (инд.; санскр. – «исследование», «изучение») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. Миманса основывается на втором слое Вед – брахманах, в котором главное место занимает описание жреческого ритуала. Освобождение индивидуального духовного начала возможно только через точное соблюдение правил исполнения религиозного ритуала, даже в случае отсутствия истинной веры, то есть религия вытесняется магией. Также миманса отвергает существования бога–творца.

Мин (кит.) – знание Воли Небес, судьбы.

Моизм (мо-цзя) (кит.) – древнекитайская философская школа, которая утверждает равенство всех людей перед Небом, отрицает судьбу и предопределение. Моизм считает, что единственная Воля Неба заключается в том, чтобы люди любили друг друга. Моисты были пацифистами и проповедовали «любовь к дальним», т.е. «всеобщую любовь», отсутствие которой является причиной беспорядков. Моизм критично относился к традициям (следование которым являлось основой правильного поведения человека в конфуцианстве).

Мóкша (инд.) – освобождение от страданий, выход из круговорота рождений и смертей.
Настика (инд.) – неортодоксальная философская школа, т.е. отрицающая авторитет священных книг – Вед.

Натурфилософская школа (инь-ян-цзя) (кит.) – древнекитайская философская школа, разрабатывавшая представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян. Ян – светлое, активное, мужское начало, Инь – тёмное, пассивное, женское начало. В момент начала Бытия эфир отделяется от Хаоса, трансформируется и порождает Небо, тяжёлый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимопроникающих друг в друга сил, порождающих все вещи и человека.

Нирвана (инд.) – центральное понятие неортодоксальных философских систем, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Это психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Номинализм (мин-цзя) (кит.) – древнекитайская философская школа, занимавшаяся логической разработкой соотношения между «именем» (понятием) и реальностью.

Ньяя (инд.; санскр. – «правило», «логическое доказательство») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. Ньяя – единственная завершённая система логики, возникшая вне пределов европейской науки. Ньяя отстаивает существование Бога как устроителя мироздания, и вырабатывает систему доказательств бытия Бога. Так как освобождение достигается человеком посредством правильного познания мира, ньяя считает главной задачей разработку системы методов познания, среди которых выделяются достоверные и недостоверные.
Пракрити (инд.) – материя.

Пуруша (инд.) – в мифологии Древней Индии, первочеловек, принесший себя в жертву ради возникновения мира. Позднее Пуруша – это дух, сознание, пронизывающее весь мир, безличное духовное начало в его абсолютной противоположности материи – Пракрити. С развитием индийской философии Пуруша стал отождествляться с Брахманом и Атманом.
Рита (инд.) – космический закон гармонии мира.


Санкхья (инд.; санскр. – «исчисляющий») – ортодоксальная философская школа Древней Индии. В основе дуалистической концепции санкхьи – противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цель бытия – разъединение пуруши и пракрити, «освобождение» пуруши (в форме индивидуальных духовных начал).

Сансара (инд.) – круговорот бытия, непрерывное перерождения индивидуальных душ.

Смрити (инд.) – это «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.
<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru