Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. 85 с - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Вопросы к экзамену по истории Древнего Востока 1 20.93kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Учебное пособие Оренбург 2002 Серия Государственное и муниципальное... 4 1159.36kb.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для I курса Исторического... 1 30.89kb.
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока 1 267.87kb.
Учебно-методическое пособие для студентов-юристов первого курса заочного... 4 1171.6kb.
История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому... 1 51.21kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом 1 17.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. - страница №2/9



Одной из самых важных ведических книг является Ригведа. Уже в ней содержатся основные философские понятия и идеи, развитые в последующих древнеиндийских философских системах – даршанах (cанскр. darśana – видение, учение). Так, например, мы встречаем в этой книге несколько космогонических концепций, противоречащих друг другу, однако послуживших основой для дальнейших рассуждений древнеиндийских мыслителей об устройстве и развитии мира.

В одном из гимнов Ригведы, мы встречаем указание на некоего бога – творца вселенной, имя которого остается неизвестным. В конце гимна ему лишь присваивают статус Праджапати (букв. господин потомства).


Вначале он возник как золотой зародыш.

Родившись, он стал единственным господином творения.

Он поддержал землю и это небо…
Кем грозно небо, кем тверда земля,

Кем установлено солнце, кем - небосвод,

Кто в воздухе измеряет пространство -

Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?


О Праджапати! Никто, кроме тебя,

Не охватил все эти существа…

Позднее функции Праджапати – владыки всего сущего – возлагаются на Брахмáна (или Брáхму), которому и приписывается создание Вселенной.




гравюра с изображением Брахмы

…Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой…


Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это… видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму…
Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.
Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма, прародитель всего мира.
…Он, божественный, прожив в том яйце целый год, сам же силой своей мысли разделил это яйцо надвое;
и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними атмосферу, восемь стран света и вечное местопребывание вод.
Из самого себя он также извлек разум, образующий реальное и нереальное; из разума же - сознание, имеющее способность самосознания…
…Великую душу, все [творения], одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающие предметы мира.
Соединяя малые частицы этих шести… с частицами самого себя, он создал все существа.
Все, что есть в мире, контролируется, управляется и направляется Брахмой. Сотворив мир, Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного дерева. Этот отдых называется «день Брахмы» и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы» наступит «ночь Брахмы», т.е. мир вернется в изначальное состояние, пока не наступит новое рождение Брахмы из золотого яйца.

В дальнейшем в ряде древнеиндийских философских учений Брахман рассматривается как объективное духовное начало мира и соотносится с Áтманом. Понятие Атман первоначально употребляется в значении «тело», затем – как субъективное психическое начало, «душа», а позже – отождествляется с Брахманом и рассматривается как всеобщая основа и первопричина мира.


Еще одна версия сотворения мира основана на истории Пуруши. Пурýша – в мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира.
…Пуруша – тысячеглавый.

Тысячеглазый, тысяченогий.

Со всех сторон покрыв землю,

Он возвышался [над ней еще] на десять пальцев.


Когда боги предприняли жертвоприношение

С Пурушей как с жертвенным даром,

Весна была его жертвенным маслом,

Лето – дровами, осень – жертвенным даром.


Из этой жертвы, полностью принесенной

Было собрано крапчатое жертвенное масло.

Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,

В лесу и [тех], что в деревне.


Из этой жертвы, полностью принесенной,

Гимны и напевы родились,

Стихотворные размеры родились из нее,

Ритуальная формула из нее родилась.


Из нее кони родились

И все те [животные], у которых два ряда зубов,

Быки родились из нее,

Из нее родились козы и овцы.


Когда Пурушу расчленяли,

На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки,

Что бедра, что ноги называются?


Его рот стал брахманом,

[Его] руки сделались раджанья,

[То], что бедра его, - это вайшья,

Из ног родился шудра.


Луна из [его] духа рождена,

Из глаза солнце родилось.

Из уст - Индра и Агни.

Из дыхания родился ветер.


Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы развилось небо,

Из ног – земля, стороны света – из уха.

Так они устроили миры…


Как видно, посредством мифа о Пуруше объяснялось не только возникновение мира и животных, но и социальное расслоение в древнеиндийском обществе – деление его на варны (касты).
Таблица № 5. Варновая система древнеиндийского общества


высшее сословие

брахманы

жрецы




кшатрии (раджанья)

воины




вайшьи

земледельцы, ремесленники и торговцы

низшее сословие

шудры

чернорабочие

В последующем в философии под пурушей стали понимать безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.


Существовала еще одна космогоническая концепция, согласно которой все сущее (сат) появляется из не-сущего (асат), а над ними возвышается некое третье начало.
Не было не-сущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами…


Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было ни признака дня [или] ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно,

И не было ничего другого, кроме него.


В начале на него нашло желание,

Что было первым семенем мысли…


…Далее боги [появились] посредством сотворения этого [мира]…
В данной версии космогонии все боги тварны, они выполняют свое предназначение и не ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное третье начало – «Нечто Одно» – существующее до бытия и небытия, возможно, владеет тайной мира, истинным знанием.
В последнем слое вед – Упанишадах – содержатся и другие философские идеи:

  • представление о рите – некоем космическом порядке, законе или закономерном ходе вещей; рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это проявление риты; рита – не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются все живые существа;

  • представление о сансáре (букв. «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение») – круговороте бытия, потоке жизни, перевоплощении; сансара первоначально рассматривалась как беспорядочная, потом – была поставлена в зависимость от поведения человека;

  • представление о мóкше – освобождении от страданий, выходе из круговорота рождений и смертей;

  • представление о майе – иллюзорности мира;

  • представление о дхарме – первоначально Дхарма – бог закона и правосудия, затем сам закон – прежде всего, нравственный (в этом смысле идентично по смыслу рите); считалось, что у каждой варны своя дхарма; если дхарма не исполнялась, это могло привести к рождению в более низкой варне, или в теле животного или растения: так действовал закон возмездия – карма;

  • представление о карме – причинно-обусловленном законе судьбы; одновременно карма рассматривалась как сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида; в разных индийских философских школах понятие «кармы» получало разную трактовку: одни мыслители полагали, что закон кармы установлен богом, другие – что он не зависит от бога и присущ самому миру.

Таким образом, в Упанишадах обозначается высшая цель человеческой жизни – слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Для того, чтобы идти по этому пути, необходимо отречься от мира, от учености, от каких-либо привязанностей и исполнять три заповеди Праджапати:



  • подавляй страсти,

  • подавай бедным,

  • будь сострадателен к ближнему.

Далее мы рассмотрим, какие же философские школы формируются на основе такого своеобразного мифолого-религиозного мировоззрения. Исходной мировоззренческой основой для развития философии в Индии был ведический брахманизм, на основе которого стал развиваться индуизм. В индуизме вызревают и начинают наполняться содержанием понятия (карма, дхарма, мокша, сансара, Брахман, Атман), ставшие впоследствии основными философскими категориями. Далее мы рассмотрим, как разные древнеиндийские философские школы представляют себе устройство мира, в чем они видят сущность человека и цель его жизни и проанализируем, с помощью каких средств и методов, по их мнению, человек может достичь своей заветной цели.


Таблица № 6. Периодизация индийской философии


Ведийский период

1500 год до н. э. - 600 год до н. э.

возникновение ведических книг

Эпический период

600 год до н. э. - 200 год н. э.

формируются Упанишады, возникают религиозные системы буддизма, вишнуизма и даршаны (школы индийской философии)

Период сутр

от 200 года н. э.

происходит обобщение философского материала в форме сутр (букв. «нить» – произведение, написанное ритмизированной прозой в виде двустиший) и комментариев к ним;

оформляется философская система



  • санкхьи,

  • йоги,

  • мимансы,

  • веданты,

  • вайшешики,

  • ньяи

Схоластический период

также II в. н.э.

период творчества комментаторов философских школ и систем: Шанкара, Рамануджа и др.

Как видно из таблицы № 6, формирование философских школ в Индии начинается с VI в. до н.э., однако систематизированные труды многих школ относятся к более позднему времени – ко II в. до н.э.

Выше мы отмечали, что наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, эквивалентный древнегреческому термину «философия» – это понятие «даршана». Оно весьма многозначно и употребляется в следующих смыслах: «познание», «мнение», «восприятие», «видение», «учение», «система» и др.

В качестве основных философских школ древней Индии принято выделять 9 даршан, разделяя их на две группы – ортодоксальные (признающие авторитет священных ведических книг) и неортодоксальные (не признающие авторитета вед).


Схема № 1. Классификация школ

древнеиндийской философии




2.1. Ортодоксальные философские школы

Древней Индии (астика)
I. Санкхья
«Санкхья» (samkhya)санскр. «исчисляющий», «перечисляющий», «число».

Основатель – Капила (VIIв. до н.э.).

Основные труды: «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правачана-сутра»

Считается, что эта школа получила такое название, потому что ее представители занимались перечислением и анализом основных структурных элементов мира в порядке их становления от единого к многому, т.е. внимание санкхьи сосредоточено на онтологической проблематике. Знание об устройстве бытия позволяет понять происхождение и сущность человека, его положение в мире, что в сою очередь, должно привести человека к осознанию его нетождественности с телом, чувством и разумом, тем самым достигая мокши – освобождения.

Мыслители санкхья полагали, что до возникновения физического мира существовали два самодостаточных начала: Пуруша и Пракрити, т.е. онтологическую концепцию санкхья можно охарактеризовать как дуалистическую. Пуруша – мировой дух, неизменный и самодостаточный, он вечен и пассивен. Пракрити – природа, также вечна, но активна, состоит из трех гун (качеств): саттва, раджас и тамас. Некоторые исследователи отмечают, что гуны корректнее рассматривать не как качества, а как субстанциальные элементы: «Гуны… это три субстанциональных элемента, составляющих Пракрити, подобно тому, как три веревки, свитые вместе, образуют канат».1



Таблица № 7. Классификация гун


саттва

нечто ясное, светлое, легкое, гармоничное

является источником удовольствия и все положительные эмоции

тамас

нечто темное, мрачное

является источником пассивности, апатии, аморфности, безразличия

раджас

нечто стремительное, страстное

является источником изменения, движения, страдания, всех отрицательных эмоций
<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru