Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. 85 с - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Вопросы к экзамену по истории Древнего Востока 1 20.93kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Учебное пособие Оренбург 2002 Серия Государственное и муниципальное... 4 1159.36kb.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для I курса Исторического... 1 30.89kb.
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока 1 267.87kb.
Учебно-методическое пособие для студентов-юристов первого курса заочного... 4 1171.6kb.
История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому... 1 51.21kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом 1 17.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. Оренбург: мгюа, 2011. - страница №1/9



Оренбургский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая

академия имени О.Е.Кутафина»




Кафедра общегуманитарных, социально-экономических,

математических и естественно-научных дисциплин

С.С. Шинкова
философия

древнего востока

Оренбург 2011

УДК 1

ББК 87.3я 73



Шинкова, С.С.,

Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С.С. Шинкова. – Оренбург: МГЮА, 2011. – 85 с.

Рецензенты:

Стрелец Ю.Ш., зав кафедрой философской антропологии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

Иванова И.И., зав отделением философии Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор философских наук, профессор

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к занятиям по философии Древней Индии и Древнего Китая. В пособии приведены таблицы и схемы, облегчающие студенту понимание и запоминание учебного материала.


© Шинкова С.С., 2011



Содержание
1. Предпосылки возникновения философии

на Древнем востоке ………………………………………………5


2. Древнеиндийская философия……………………………..8

2.1. Ортодоксальные философские школы

Древней Индии (астика)……………………………............17

I. Санкхья…………………………………………………... -

II. Йога………………………………………………………21

III. Вайшешика…………………………………………….23

IV. Ньяя……………………………………………………..28

V. Миманса (Пурва-Миманса)………………………….32

VI. Веданта (Уттара-Миманса)…………………………34

2.2. неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика)……………………………….....37

I. Джайнизм………………………………………………… -

II. Буддизм ………………………………………………….42

III. Чарвака-локаята………………………………………46

Приложение………………………………………………………49
3. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ……………………………51

I. Конфуцианство………………………………………………..54

II. Моизм…………………………………………………………..58

III. Номинализм………………………………………………….61

IV. Даосизм……………………………………………………….62

V. Легизм………………………………………………………….69


Литература…………………………………………………………..72

Глоссарий …………………………………………………………..73

ТЕСТЫ…………………………………………………………………..80

Кроссворд…………………………………………………………...84





1. Предпосылки

возникновения философии

на Древнем востоке
Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

Обычно в понятие «восточная философия» включаются философские системы древней Индии, древнего Китая, других восточных цивилизаций древности – Египта, Вавилона, Ирана, Финикии, Японии, а позднее – философские идеи, вызревавшие в арабо-мусульманском мире.

В данном пособии мы ограничимся изложением философских традиций древнего востока, прежде всего – Индии и Китая.

Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китая. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:



  • скачок в развитии производительных сил,

  • появление товарно-денежных отношений,

  • перестройка родовой организации общества,

  • возникновение первых государств,

  • рост оппозиции традиционной религии,

  • критика нормативных нравственных установок и представлений,

  • усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).

Безусловно, процесс развития философии происходил в различных странах не одинаково. К примеру, в Индии философия формировалась благодаря противостоянию кшатриев (воинов) и брахмáнов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова – мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) – основного сословия Индии – в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением.

Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого мироустройства, выступая за отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный.


Таблица №1. Мировоззренческие истоки возникновения

древневосточной философии


страна

время возникновения

истоки философии

Древняя Индия

VI-V вв. до н.э.

ведийская мифология, запечатленная в священных книгах – ведах и упанишадах, в которых вызревают идеи, становящиеся предметом дальнейшего осмысления:

 представление о Пуруше – первочеловеке, принесшего себя в жертву ради возникновения мира,

 представление о Брáхмане – безличном духовном начале мира,

 представление о космическом законе гармонии мира – рите,

 представление о непрерывном перерождении индивидуальных душ – сансаре и мн. др.


Древний Китай

VI – III вв. до н.э.

китайская мифология, закрепленная в различных памятниках культуры «Ши цзин», «И-цзин», в которых появляются идеи, впоследствии ставшие предметом философского осмысления:

 представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах мира;

 представление о Дао как о космическом законе или пути, которым следует мир;

 о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево);

 о тождестве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) и др.



Вопросы для самопроверки


  1. Что включается в содержание термина «древневосточная философия»?

  2. Когда и где начинает формироваться философия?

  3. Перечислите факторы, способствовавшие формированию философского мировоззрения.

  4. Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнеиндийской философии.

  5. Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнекитайской философии.


2. Древнеиндийская

философия
Итак, философия возникла в Индии в середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:

  • географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон – морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;

  • теплый климат способствовал формированию пищевого изобилия и не стимулировал подготовку индийцев к холодным периодам года, по причине отсутствия последних.

К мировоззренческим истокам древнеиндийской философии относят священные книги – веды и упанишады.
Таблица № 2. Священные книги древней Индии


Веды

Упанишады

период формирования:

вторая половина II (XV в.) – начало I тысячелетия до н.э.



период формирования:

XIII–VII вв. до н.э.



санскр. veda – знание

санскр. upa-ni-sad – сидеть около, т.е. у ног учителя

священные книги индусов, представляющие собой сборники гимнов, богослужебных формул, мифов, легенд

религиозно-философское произведение, примыкающее к Ведам как объяснение их тайного смысла; иногда его называют «ведантой» (букв.пер. «конец Вед»)

Индийцы разделяли священные тексты на два вида:



  • шрути (санскр. śruti – услышанное) – это священное знание, дарованное людям богами;

  • смрити (санскр. smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.


Таблица № 3. Комплекс ведических книг


Название

Основное содержание

Ригведа – «Веда гимнов»

(санскр. ŗс – хвалебная песнь, гимн)



собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам

Самаведа – «Веда мелодий» (санскр. sāman – ритуальное песнопение)

практически повторяет тексты Ригведы, но в ином порядке, имеющем ритуальный смысл

Яджурведа – «Веда жертвенных изречений» (санскр. yajus - жертвенная формула приношения)

содержит жертвенные формулы, необходимые для правильного проведения ритуала

Атхарваведа – «Веда заклинаний» (санскр. Аtharvān – древний жрец)

собрание заклинаний и заговоров на все случаи жизни, обращенных к богам, демонам, духам и т.п.


Таблица № 4. Слои вед


Каждая веда состоит из трех слоев:

название

содержание

авторы

мантры

гимны

поэты

брахманы

правила и ритуалы

жрецы

араньяки

(«лесные книги»)



связующее звено между ритуалами брахманов и философией упанишад

отшельники

в дальнейшем к ведам примыкают упанишады:

упанишады

части брахман, трактующие философские вопросы

философы
следующая страница >>


izumzum.ru