Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по физике, у - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Физика : 7-9 кл. Естествознание : 5 кл примерные программы по учебным... 1 117.32kb.
Законом РФ от 10. 07. 1992г. «Об образовании» 1 269.62kb.
М. И. Цветаевой Г. Москвы сзао 1 232.1kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса (по программе В. 3 699.41kb.
Рабочая программа по истории в 7 классе составлена в соответствии с 1 300.44kb.
Примерная программа основного общего образования по физике vii—ix... 1 179.63kb.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента... 1 121.53kb.
Образовательная программа ориентирована на использование учебника... 1 178.08kb.
Программа разработана на основе: Примерной программы по математике 5 1690.03kb.
Пояснительная записка статус документа 3 531.48kb.
Образовательная область- обществознание 1 185.47kb.
Общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей... 1 260.25kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной - страница №1/1



МКОУ Терновская основная общеобразовательная школа



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «26» августа 2013 г.

_______ /Щербатых Г.А./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______ /Родивилова Е.В./




Утверждаю

Директор школы

_______/Новокрещенов М.И./
Приказ № ____

от « 30» августа 2013г.










Рабочая программа
по физике

Класс 7


Всего часов на учебный год 70

Количество часов в неделю 2

Учитель: Щербатых

Галина


Алексеевна

Терновка - 2013 г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по физике, учебным планом школы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

За основу рабочей программы взята авторская программа курса физики под руководством С.В.Громова.

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.




Тема

Кол-во

часов


ЛР


Кол-во

КР


1

Введение



3


1


-



2

Движение и взаимодействие тел


18

2,3,4

1

3

Работа и мощность


11

5,6

1


4

Строение вещества


6

7

-

5

Давление твердых тел, жидкостей и газов

24

8


2




Повторение



8

-

1


Итого:



70

8

5

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

Авторская программа курса физики под руководством С.В.Громова.

Учебник физика для 7 класса общеобразоват. учреждений,

Громов С.В., Родина Н.А.
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану основного общего образования, учебного плана МКОУ Терновской ООШ на 2013-2014 уч. год рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение физике в объеме 70 часов; в неделю – 2 часа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.



Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:



  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать


  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов.
Система оценки достижений учащихся включает в себя самостоятельные работы, устный опрос, физические диктанты, тестовые задания, контрольные и лабораторные работы.

Содержание программы

Физика и физические методы изучения природы (3 час)


Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.
Механические явления (53 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела. Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел.

Работа. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.



Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения потенциальной энергии тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.


Тепловые явления (6 час)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.


Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Календарно-тематическое планирование.



урока



п/п №

урока



в теме


Тема урока

Планируемые

результаты



Дата

проведения



Примечание

план

факт

Тема 1. Введение

(3 ч)


1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

Знать/понимать

смысл понятий: «физическое явление», «физическое тело», «вещество». Уметь приводить примеры физических явлений



3.09







2/2

Физические величины и их измерение

Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

4.09







3/3

ЛР №1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра»

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объемов тел. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

10.09







Тема 2. Движение и взаимодействие тел

(18 ч)


4/1

Механическое движение

Знать/понимать смысл физических понятий: «механическое движение», «материальная точка», «путь», «траектория».

Уметь описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

приводить примеры практического использования физических знаний о механическом движении


11.09







5/2

Скорость

Знать/понимать смысл физических величин: «скорость», «равномерное движение», «неравномерное движение». Уметь описывать равномерное прямолинейное движение, объяснять отличие скалярной величины от векторной.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени



17.09







6/3

Расчет пути и времени движения

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения. Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени

18.09







7/4

Инерция

Уметь описывать и объяснять явление инерции

24.09







8/5

Взаимодействие тел. Масса

Знать/понимать

смысл понятия: «взаимодействие»;

смысл физической величины: «масса».

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения массы



25.09







9/6

ЛР №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

1.10







10/7

Плотность вещества

Знать/понимать смысл физической величины: «плотность»

2.10







11/8

ЛР №3 «Измерение плотности твердого тела»

Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

8.10







12/9

Расчет массы и объема тела

Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела

9.10







13/10

Решение задач

Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела

15.10







14/11

КР №1 по теме «Взаимодействие и движение тел».

Уметь применять полученные знания при решении задач

16.10







15/12

Сила. Сила тяжести

Знать/понимать смысл физических величин «сила», «сила тяжести», «ускорение свободного падения». Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела

22.10







16/13

Сила упругости. Закон Гука

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять ее. Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы упругости от удлинения пружины

23.10







17/14

Динамометр. Вес тела

Знать/понимать смысл физического понятия «равнодействующая сила». Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров. Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

29.10







18/15

Сила трения. Трение в природе и технике

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения. Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы трения от силы нормального давления

30.10







19/16

ЛР №4 «Измерение силы с помощью динамометра»

Знать/понимать, от чего зависит сила трения, и уметь вычислять коэффициент трения. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

12.11







20/17

Решение задач

Уметь объяснять различные явления и процессы наличием взаимодействия между телами; уметь определять, какие силы действуют на тело, и вычислять их

13.11







21/18

Итоговый урок по теме «Движение и взаимодействие тел»

Уметь объяснять различные явления и процессы наличием взаимодействия между телами; уметь определять, какие силы действуют на тело, и вычислять их


19.11







Тема 3. Работа и мощность (11 ч)

22/1

Механическая работа

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев

20.11







23/2

Мощность

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

26.11







24/3

Решение задач

Уметь решать задачи на расчет работы и мощности

27.11







25/4

Рычаг. Правило моментов

Знать, что представляет собой рычаг. Знать правило рычага; формулу для вычисления момента силы

3.12







26/5

ЛР №5 «Выяснение условия равновесия рычага»

Уметь на практике определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов

4.12







27/6

Блок. Другие механизмы

Знать виды простых механизмов и их применение. Уметь объяснять, где и для чего применяются блоки

10.12







28/7

КПД

Знать/понимать смысл физической величины: коэффициент полезного действия. Знать/понимать смысл «золотого правила механики»

11.12







29/8

ЛР №6 «Определение КПД наклонной плоскости»

Уметь вычислять КПД простых механизмов. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

17.12







30/9

Решение задач

Уметь решать качественные и расчетные задачи, связанные с применением простых механизмов

18.12







31/10

Обобщающий урок по теме «Работа и мощность»

Уметь применять полученные знания при решении задач

24.12







32/11

КР №2 по теме «Работа и мощность»

Уметь применять полученные знания при решении задач

25.12







Тема 4. Строение вещества

(6 ч)


33/1

Строение вещества. Молекулы и атомы

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»

14.01







34/2

Диффузия

Уметь описывать и объяснять диффузию. Уметь приводить примеры практического использования диффузии


15.01







35/3

Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность.

Знать/понимать, как взаимодействуют молекулы вещества, уметь приводить примеры практического использования межмолекулярного взаимодействия. Уметь объяснять явления смачивания и не смачивания на основе представления о взаимодействии молекул

21.01







36/4

Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

22.01







37/5

ЛР №7 «Определение размеров малых тел»

Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

28.01







38/6

Обобщающий урок по теме «Строение вещества»

Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества

29.01







Тема 5. Давление твердых тел, жидкостей и газов

(24 ч)


39/1

Давление и сила давления

Знать/понимать смысл физических величин: «давление», «сила давления»

4.02







40/2

Давление в природе и технике

Знать/понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление Уметь решать задачи на вычисление давления, если известны сила и площадь опоры

5.02







41/3

Давление газа. Применение сжатого воздуха

Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами.

11.02







42/4

Закон Паскаля

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами

12.02







43/5

Гидростатическое давление

Знать/понимать смысл понятия «гидростатическое давление». Уметь решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы давления

18.02







44/6

Решение задач

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

19.02







45/7

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин

Знать технические устройства для исследования морей и океанов и их особенности

25.02







46/8

Сообщающиеся сосуды

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

26.02







47/9

Атмосфера и атмосферное давление

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления

4.03







48/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Уметь описывать и объяснять опыт Торричелли. Знать/понимать смысл понятия «нормальное атмосферное давление». Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления

5.03







49/11

Измерительные приборы и система водоснабжения

Знать/понимать устройство и принципы действия барометра-анероида, манометров, водопровода, поршневого жидкостного насоса

11.03







50/12

Гидравлический пресс

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

12.03







51/13

Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».




18.03







52/14

КР №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Уметь применять полученные знания при решении задач

19.03







53/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Уметь объяснять причины возникновения выталкивающей силы

1.04







54/16

Закон Архимеда

Знать/понимать смысл закона Архимеда

2.04







55/17

Плавание тел

Уметь описывать и объяснять плавание тел

8.04







56/18

Решение задач

Уметь решать качественные и расчетные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел

9.04







57/19

ЛР №8 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы»

Уметь вычислять архимедову силу. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

15.04







58/20

Плавание животных и человека

Уметь объяснять плавание человека и животных

16.04







59/21

Плавание судов

Понимать принципы плавания судов

22.04







60/22

Воздухоплавание

Понимать принципы воздухоплавания

23.04







61/23

Обобщающий урок по теме «Архимедова сила, плавание тел»

Уметь решать качественные и расчетные задачи на вычисление архимедовой силы и условия плавания тел

29.04







62/24

КР №4 по теме «Архимедова сила, плавание тел»

Уметь применять полученные знания при решении задач


30.04







63-65

Итоговое повторение

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств

6.05

7.05


13.05







66

Итоговая контрольная работа

Уметь применять полученные знания при решении задач

14.05







67-70

Итоговое повторение

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств

20.05

21.05


27.05

28.05







Материально-техническое обеспечение учебного процесса.



  • Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений,



  • Мартынова Н.К. Физика, книга для учителя 7-9 классы,

  • Марон А.Е. и др. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике, 7-9 классы,

  • Марон А.Е. Контрольные работы по физике, 7-9 классы.

  • Учебник: «Физика» А.В.Перышкин. Учебник для общеобразовательных учреждений.М.«Дрофа»,2009.

  • А.Е.Марон Е.А.Марон Физика «Дидактические материалы», М., Дрофа 2008.

  • Н.А.Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы», М., «Глобус»,2009.

  • Л.А.Кирик Физика «Самостоятельные и контрольные работы» М., «Илекса» 2006.

  • Л.А. Кирик Физика «Обучающие тесты», М., «Илекса»,2009.