Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу об оптимизации качества подготовки специалистов в двгаи - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анисимова А. И., Клюев В. П. Практика реализации кредитно-модульной... 1 106.87kb.
В настоящем исследовании анализируются пути оптимизации профессиональной... 1 44.88kb.
Цель исследования эффективности качества процесса подготовки экипажей... 1 68.64kb.
V. каталитические процессы. Вопросы оптимизации 5 1806.35kb.
Экспериментальное исследование. Применение изученных статистических... 1 358.8kb.
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... 1 224.89kb.
Репс В. Ф. Дудников М. Э. Организация социального туризма 3 973.23kb.
Обеспечение образовательного процесса информационными ресурсами и... 1 191.63kb.
Совершенствование качества современного урока как основного звена... 1 171.04kb.
Производственная практика является одним из важнейших звеньев профессиональной... 2 400.72kb.
3. Кадровое обеспечение образовательного процесса 4 480.84kb.
Сша: три жемчужины юго-запада + гавайи ос-анжелес (2 ночи) – сан-франциско... 1 36.72kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу об оптимизации - страница №1/1

Фиденко Ю.Л.

Дальневосточная государственная академия искусств


ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ: К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДВГАИ
Как известно, одной из целей государственной аккредитации образовательного учреждения является установление подтверждения «соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям» [1]. В утвержденных в декабре 2010 г. ФГОС ВПО по специальностям в сфере культуры и искусства к числу требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, относится внедрение новых образовательных технологий, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных средств [см.: 5; 6].

На первый взгляд, инновационные задачи трудно соотносятся со столь специфичной и во многом консервативной областью образования как музыкальное искусство. То, что для учебного заведения технической направленности кажется естественным и само собой разумеющимся, в консерватории неизбежно наталкивается на непонимание (если не отторжение) профессорско-преподавательского состава. Это связано с тем, что сама система образования в музыкальном вузе построена, в первую очередь, по индивидуальному принципу. Занятия здесь рассчитаны на восприятие и передачу информации «из уста в уста», из «рук в руки». Например, в классе по специальному фортепиано находятся два рояля, за одним из которых сидит преподаватель, за другим – студент. И в процессе урока как раз и происходит тот непосредственный контакт и постижение азов мастерства, необходимых для музыканта-исполнителя.

Введенные с сентября 2011 ФГОС особенно актуализировали проблему качества подготовки специалистов. Безусловно, вопрос о качестве образования был актуальным во все времена, но в современных условиях система обучения нуждается в совершенствовании. Компетентностная модель подготовки предъявляет высокие требования к квалификации музыкантов. Помимо овладения навыками концертного исполнения музыкальных произведений и преподавания дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, специалист должен «понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-6)» [2, с. 9].

Решение обозначенных задач не может быть осуществлено без введения новых информационных технологий. Важность и необходимость качественной подготовки студентов музыкальных образовательных учреждений ставит перед вузами проблему совершенствования учебных программ с учетом современных технических средств. При этом необходимо в качестве основы использовать методологии и инструментарий предыдущих программ.

Не секрет, что учебный процесс творческого вуза с его преобладающей формой индивидуальных занятий требует во многом специальных подходов. В Дальневосточной государственной академии искусств осуществляется целый комплекс работ в области электронно-методической работы. А первые шаги в электронном обеспечении учебного процесса начались с теоретических предметов, отличающихся от дисциплин исполнительского (практического) цикла. В самом общем плане возможности компьютера в оснащении музыкальных теоретических дисциплин Г. Тараева условно определяет следующими позициями:

1. обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;

2. поддержка контроля знаний и навыков;

3. организация различных форм креативной деятельности [3, с. 8].

Как известно, основной дидактической единицей в теоретических курсах являются лекции. Опыт разработки методического обеспечения показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те лекции, учебный материал в которых изложен с учетом принципов традиционных методов структурирования в сочетании с электронными средствами, ведь способ организации образовательного процесса значительно улучшается при взаимодействии слуховых и зрительных каналов восприятия.

Сформировать занятия на качественно новом уровне и повысить эффективность обучения в целом помогают электронные презентации, позволяющие сочетать традиционные и новые методы обучения. В лекциях подобного типа основным информативным средством служит речь, а дополнительным, хотя и не менее важным – содержание и последовательность визуальных материалов.

В Дальневосточной государственной академии искусств в целях обеспечения оптимизации учебного процесса разработаны «Практические рекомендации по организации лекций с использованием электронных презентаций программы Microsoft PowerPoint». Данное пособие направлено на оказание помощи преподавателям по созданию электронных методических ресурсов.

В нем предложены шаблоны титульного листа и слайдов презентаций для разных учебных дисциплин, сформулированы принципы оформления темы и плана лекции, заголовков, списка рекомендуемой литературы. В пособии также даны рекомендации по максимально полному восприятию информации, касающиеся количества слайдов, цветовой схемы шрифта и фона, объема текста, анимационных эффектов. Особое внимание уделено привлечению иллюстраций (портреты композиторов, репродукции картин), фрагментов нотного текста, схем музыкальных произведений и т.д. В рекомендациях подчеркивается влияние на эффективность представленной в электронной презентации информации музыкальных иллюстраций, а также видеофрагментов (отрывков из спектаклей, оперных и балетных постановок, концертных программ и т.д.).

Пособие направлено на «открытую форму» реализации, не претендуя на исчерпывающую полноту. Опираясь на свой опыт и методическое мастерство, преподаватель всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретной дисциплины, состава студенческой аудитории, формы проведения занятия и других факторов.

Помимо письменных рекомендаций в ДВГАИ были проведены встречи и практические занятия, на которых преподаватели выступили в роли студентов: им показывали и комментировали слайды, раздавали распечатанные версии использованных при организации лекции электронных материалов. Занятия продемонстрировали, что музыканту следует «концентрировать свое внимание не на компьютере, а на адекватной новым средствам методике» [4, с. 7].

Кроме того, подготовка электронных наглядных материалов по теоретическим дисциплинам была включена в план работы вуза и утверждена Ученым советом. Параллельно решался вопрос о технической оснащенности аудиторий.

Результаты не заставили себя ждать. Практика показала, что преподаватель, пусть с минимальной компьютерной компетенцией, но открытый творчеству и самостоятельному методическому эксперименту, способен создавать неповторимые проекты презентаций. Адаптация «электронного жанра» в учебный процесс продемонстрировала креативный потенциал новых технологий, позволяющих плодотворно представлять и удобно воспринимать нотную запись, звучание, изобразительные объекты.

Новацией ФГОС ВПО является также требование информационного обеспечения процесса формирования компетенций: «для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам» [5, с. 33-34]. Безусловно, в этих условиях преподаватель должен предоставить студентам компетентные сведения по поиску необходимой музыкальной информации (сетевые ресурсы музыковедческой и нотной литературы, аудиозаписи, видеотеки и пр.).

В соответствии с требованиями ФГОС «обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [6]. В этой связи важно, чтобы профессорско-преподавательский состав не только обладал полноценным научным багажом и пониманием преподаваемого предмета, но и овладевал современными методами эффективной передачи знаний студентам. Одним из способов повышения оптимизации становится разработка и введение электронной поддержки учебного процесса, которая значительно повышает оценку компетентности преподавателей среди коллег и студентов.



В завершение еще раз подчеркнем, что совершенствование высшего музыкального образования невозможно без адаптации к потребностям новейших реалий. Конечно, проблема «поиска новых поворотов в педагогике, новых педагогических приемов – непростая, но этого требует современная культура, устремляющаяся в инфокоммуникационное пространство» [4, с. 7].

Список литературы:

  1. Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522Б (в ред. Постановления Правительства России от "19" января 2010 г. N 16.). [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/4803/ (дата обращения: 05.06.2011).

  2. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство. Квалификация (степень) «бакалавр». – М.: УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства, РАМ им. Гнесиных, 2011. – 109 с.

  3. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г.Р. Тараева. – Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. – 128 с.

  4. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г.Р. Тараева. – Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. – 120 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073201 Искусство концертного исполнительства (квалификация (степень) «специалист»). – 36 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gnesin-academy.ru (дата обращения: 14.07.2011).

  6. ФГОС ВПО по специальностям в области музыкального искусства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvpo.ru/ (дата обращения: 21.07.2011).