Электронный глоссарий по экономическому анализу - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Электронный глоссарий по экономическому анализу - страница №1/2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Экономический факультет



ЭЛЕКТРОННЫЙ ГЛОССАРИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

Нижний Новгород – 2010

УДК 658.012.12
Электронный глоссарий по экономическому анализу. Составители: д.э.н., проф. Горшкова Л.А., к.э.н., ст. преп. Поплавская В.А. – Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010, 58 с.

Печатается по рекомендации методического совета экономического факультета, декан, д.э.н., профессор Ю.В. Трифонов.


Электронный глоссарий создан для справочных целей и предполагает более углублённое овладение специальной терминологией при изучении аналитических дисциплин «Теория экономического анализа», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Экономический анализ», «Бизнес-анализ» и других.

Глоссарий может быть использован при подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, а также при написании курсовых и дипломных работ бакалаврами и магистрами по экономике 080100 и менеджменту 080500 всех форм обучения.

© Горшкова Л.А., Поплавская В.А., 2010

© Нижегородский государственный университет



им. Н.И. Лобачевского, 2010

А

Актив баланса – одна из двух частей, левая сторона бухгалтерского баланса, в которой отражается имущество субъекта хозяйствования по его составу и направлениям размещения.

Активы – хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем; физические или нематериальные объекты, обладающие ценностью для организации; часть бухгалтерского баланса, отражающая размещение средств.

Активы внеоборотные – часть имущества субъекта хозяйствования, которая носит долгосрочный характер (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы). Отражаются в первом разделе баланса.

Активы долгосрочные – средства, которые используются в течение более чем одного отчетного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Внеоборотные активы».

Активы иммобилизованные – основные и прочие внеоборотные средства (итог первого раздела актива баланса).

Активы краткосрочные или оборотные средства – средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены во втором разделе актива баланса.

Активы ликвидные – денежные средства, а также средства, легко реализуемые, превращаемые в наличные или безналичные денежные средства. Наиболее ликвидными являются: краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев. Затем (по степени ликвидности) к ликвидным относятся товары отгруженные и готовая продукция, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, и долгосрочные финансовые вложения, запасы и иные оборотные активы. Наименее ликвидными являются основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство.

Активы мобильные – оборотные средства (итог второго раздела актива баланса)

Активы неликвидные – группа активов субъекта хозяйствования, которые не могут быть самостоятельно реализованы, а могут быть переведены в денежную форму лишь в составе целостного имущественного комплекса. К таким активам относятся: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, убытки текущих и прошлых лет.

Активы нематериальные – средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие организации доход. К неосязаемым активам относятся патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на научно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы, затраты на создание программного обеспечения.

Активы оборотные – текущие активы предприятия, обслуживающие процесс производства и обращения. нормируемые и ненормируемые оборотные средства хозяйствующих субъектов, отражаемые в активе бухгалтерского баланса. Различают нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Оборотные активы (оборотные средства) российских предприятий отражаются во втором разделе баланса. Состоят из запасов (в том числе производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т. д.), НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов. Важную роль в производственном процессе играют производственные оборотные активы, которые потребляются полностью в каждом обороте.

Активы финансовые – денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения предприятия.

Амортизациоемкость продукции — отношение суммы начисленной
амортизации за период к объему выпуска продукции за этот период.

Амортизация – перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов по частям на продукт. Обеспечивает финансирование простого воспроизводства амортизируемых внеоборотных активов. Различают равномерную и ускоренную амортизацию.

Амортизация равномерная – метод начисления амортизации, при котором стоимость основных производственных фондов равными частями переносится на продукт.

Амортизация ускоренная – метод начисления амортизации, при котором большая часть стоимости основных производственных фондов переносится на продукт в первые годы их эксплуатации.

Анализ автоматизированный – анализ, проводимый с применением средств автоматизации формализуемых операций аналитического процесса.

Анализ безубыточности – способ определения такого уровня выручки от реализации, при котором организация лишь компенсирует постоянные и переменные затраты, а прибыль не получает.

Анализ в неизменных (базовых) ценах – корректировка финансовых величин на фактор инфляции с целью представления их в постоянных, неизмененных ценах, соответствующих ценам на определенный момент времени, и использование этих скорректированных величин.

Анализ внеорганизационный – анализ макро- и микросреды организации.

Анализ внешний – анализ, проводимый внешними экспертами-консультантами.

Анализ внутренний – анализ, проводимый специалистами управленческих служб предприятия.

Анализ внутриорганизационный – анализ, предполагающий исследование составных компонентов предприятия.

Анализ выборочный – анализ, предусматривающий изучение отдельных объектов исследования, отобранных с учетом некоторых критериев.

Анализ инвестиционный – вид бизнес-анализа, предназначенный для оценки решений по долгосрочным капиталовложениям субъекта.

Анализ комплексный – изучение всех аспектов и
показателей деятельности хозяйствующего субъекта или его подразделения в их
взаимосвязи и взаимообусловленности.

Анализ ликвидности баланса – оценка размещения отдельных статей актива и пассива баланса.

Анализ маркетинговый – вид бизнес-анализа, предназначенный для оценки отношений предприятия с внешней средой.

Анализ операционный – вид бизнес-анализа, предназначенный для оценки возможностей предприятия по производству товаров и оказанию услуг.

Анализ организационный – вид бизнес-анализа, предназначенный для оценки соответствия системы управления организацией её целевой направленности.

Анализ плановый – анализ, осуществляемый в нормальных условиях функционирования предприятия.

Анализ прогнозный (предшествующий) – предварительный анализ, предшествующий во времени принятию решений.

Анализ регрессионный – статистическая процедура для математического расчета среднего значения соотношения между одной зависимой переменной (например, объемом продаж) и одной или несколькими независимыми переменными (например, ценой и расходами на рекламу).

Анализ ретроспективный (отчетный) – последующий анализ, осуществляемый по прошествии отчетного периода.

Анализ ручной – анализ, проводимый с использованием простейших средств механизации, например, калькуляторов.

Анализ специальный – анализ, предшествующий проведению мероприятия повышенного риска.

Анализ сплошной – анализ, в результате которого изучаются все без исключения однородные объекты исследования.

Анализ технико-экономический – средство обоснования планов производственной деятельности и контроля их выполнения.

Анализ факторный – выявление взаимосвязи между показателями (построение модели), измерение количественного влияния отдельных факторных показателей на изменение результативного показателя.

Анализ финансовой устойчивости – оценка уровня отдачи на вложенный капитал. Например, с помощью таких показателей как эффект финансового рычага, рентабельность собственных средств, коэффициент финансовой независимости, коэффициент маневренности собственных средств и др. Динамика полученных коэффициентов за прошлый период или их сравнение с нормативным значением характеризует устойчивость субъекта хозяйствования.

Анализ финансовый – вид бизнес-анализа, предназначенный для оценки финансовых потоков, необходимых для достижения целей организации.

Анализ функционально-стоимостной – комплексный подход по использованию совокупности экономико-математических и статистических приемов, направленных на обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат.

Анализ чрезвычайный – анализ, осуществляемый с учетом неблагоприятного сценария развития организации.

Анализ экономический – в широком смысле – поиск экономических закономерностей на основе изучения реальной экономической действительности; в узком смысле – анализ хозяйственной деятельности предприятий. Экономический анализ предполагает разложение целого на части и их изучение как составных частей целого.

Анкетирование – один из методов опроса, предполагающий заполнение специальных анкет. Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения с его помощью значительного объема данных в короткие сроки. Заполняются анкеты самими респондентами. Этот метод следует применять при проведении анализа причин и мотивов текучести, степени удовлетворенности трудом, состояния рынков, удовлетворенности потребителей и т. д.

Ассортимент продукции – варианты (например, виды масел) одной и той же группы продукции (масла).

Аттестация персонала – процедура определения квалификации, уровня знаний, практических умений и навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности.
Б

База данных – минимально необходимая совокупность упорядоченных информационных массивов, предназначенных для выполнения функциональных задач.

Баланс бухгалтерский – одновременная фиксация активов и пассивов организации в важнейшей форме бухгалтерской отчетности (форма № 1). Способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств хозяйствующего субъекта по их видам и источникам образования и целевому назначению на данный момент времени. Обычно составляется па первое число месяца, квартала, года. Представляет собой таблицу определенной формы, состоящей из двух частей – актива и пассива, которые делятся на разделы, а разделы – на статьи. Итоги актива и пассива равны и называются валютой баланса. Различают баланс-брутто (в валюту которого входят сальдо регулирующих счетов) и баланс-нетто (в валюту которого сальдо таких счетов не входят).

Балансировка (балансовый метод) – расчетный метод анализа, используемый в тех случаях, когда общая величина показателя должна равняться сумме частных его значений. Способ, позволяющий произвести балансовые сопоставления, увязки.

Банк идей – метод анализа, основанный на обращении к картотеке или автоматизированной базе данных, содержащей варианты решении управленческих проблем. Информация при этом специально организована в хронологическом, предметном или ином порядке, отражает собрание методических инструментов, результатов исследований, итогов их анализа. Используется в целях сохранения и накопления данных и использования их для разработки рекомендаций, предложений, программ.

Бизнес-анализ – анализ, удовлетворяющий потребности самостоятельного субъекта хозяйствования независимо от того, в какой сфере осуществляется бизнес (производство, торговля, сервис);

– обязательный компонент всех функций управления;



– процесс и инструментарий оценки бизнес-отношений организации: операционных, маркетинговых, организационных, финансовых, инвестиционных.

Бизнес-единица – отдельно управляемое подразделение организации, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции.

Бизнес-план – основная форма планирования хозяйственной деятельности организации. Составными частями бизнес-плана являются титульный раздел, резюме, планы продуктовый, маркетинговый, организационный, операционный, страховой и приложения. Представляется инвесторам, банкам, а также используется для стратегического и текущего планирования в организации.

Блокнот коллективный – эвристический метод анализа, обеспечивающий выдвижение альтернатив решения проблемы и их письменную фиксацию в блокноте с последующей групповой оценкой выдвинутых предложений.

Брешь-анализ – метод определения недостающей величины количественных показателей и способов ее достижения.
В
Валюта баланса – итог актива и пассива бухгалтерского баланса.

Величины абсолютные – показатели, используемые для характеристики объема, размера, результата бизнес-деятельности организации.

Величины относительные – соотношение абсолютных чисел по структуре, времени, интенсивности. Относительные числа дают представление об изменениях, происходящих в бизнес-деятельности организации, например, темпы развития отдельной бизнес-единицы. Различают такие относительные величины, как веса, проценты, промилле, коэффициенты.

Величины средние – показатели, предназначенные для выработки обобщающих характеристик явлений во времени или пространстве. Различают такие виды средних величин, как арифметические, взвешенные арифметические, хронологические, геометрические, гармонические.

Веса – относительные показатели, рассчитываемые путем сравнения последующих значений с базой, принимаемой за единицу.

Вложения финансовые – инвестиции в ценные бумаги (государственные и корпоративные), в уставные капиталы, а также в кредиты и займы. Различают краткосрочные финансовые вложения, срок которых не превышает одного года, и долгосрочные, срок которых превышает один год. Для снижения уровня риска используют различные объекты реального и финансового инвестирования, в своей совокупности образующие инвестиционный портфель.

Вложения финансовые долгосрочные – вложения в ценные бумаги других компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года.

Вложения финансовые краткосрочные – инвестиции в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года с целью выгодного помещения временно свободных денежных средств. Вложения делаются на период, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей.

Волатильность экономических показателей – степень разброса их возможных значений вокруг ожидаемого их уровня.

Выгоды будущие экономические – потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Выручка – совокупные средства, которые получены или которые предполагается получить в течение определенного периода времени.

Выручка валовая – денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг, включающая в себя косвенные налоги (НДС, акцизы).

Выручка чистая (выручка нетто) – валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавочную стоимость, акцизов, ценовых скидок.

Выручка-нетто – денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизов).
Г

График Гантта – таблично-графическое изображение производственных графиков работ, операций или других частей процесса.

График сетевой – графическая модель, отображающая технологическую последовательность и взаимосвязь работ, выполнение которых необходимо для достижения цели. Элементы сетевого графика – работы и события.

Группировка – расчетный метод анализа, основанный на классификации факторов по различным признакам и выявлении взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными факторами объекта анализа.

Гудвилл – нематериальный актив, стоимостная оценка которого возможна только при продаже организации. Соответствует репутации (положительной или отрицательной) субъекта хозяйствования. Отражается в балансе покупателя в сумме, равной разнице между покупной ценой и чистыми активами продаваемой организации. Подлежит амортизации в течение установленного срока (в России — в течение 20 лет).
Д

Данные вторичные – информация, которая уже существует и собрана ранее для других целей.

Дебитор – организации, ответственные лица, государство – должники данной организации.

Дерево целей – графическая схема, показывающая разбивку общих целей на подцели, последних – на подцели следующего уровня и т.д.

Детализация – способ расчленения показателей на слагаемые или сомножители.

Деятельность инвестиционная – деятельность по покупке или продаже долгосрочных активов: основных средств, финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектом торговой деятельности фирмы, и прочих активов, которые представляют собой ресурсы, обеспечивающие поступление денежных средств в будущем. Вложение средств, капитала в инвестиционные программы, проекты, а также совокупность практических действий по реализации инвестиционных программ и проектов.

Деятельность операционная – деятельность субъекта хозяйствования по производству товаров, осуществлению работ и оказанию услуг, являющихся основным источником доходов.

Деятельность организации основная – виды деятельности, включающие в зависимости от характера субъекта хозяйствования все операции, необходимые для производства продукции и доведения ее до покупателя, а также деятельность по получению платы, обслуживанию финансовых обязательств и т.п. К основной деятельности не относится деятельность по размещению собственных средств в финансовых инструментах.

Деятельность финансовая – получение кредитов и выдача их другим предприятиям, участие предприятия в деятельности других организаций, операции предприятия на финансовых рынках, то есть операции, приводящие к изменению объемов и структуры собственных и заемных средств.

Диаграмма – чертеж, используемый для наглядного отображения сравниваемых величин. Диаграммы бывают столбиковые, ленточные, линейные, круговые, секторные и пр.

Диаграмма «Ишикава» – метод графического представления причинно-следственных связей между анализируемой проблемой недостаточной эффективности организации и влияющими на нее факторами внешней и внутренней среды для последующей разработки декомпозиции целей и задач по комплексному разрешению проблемы.

Диверсификация – процесс проникновения фирмы на новые рынки сбыта и освоения новых видов деятельности.

Директ-костинг – методика анализа, позволяющая определить критический объем выпуска продукции (точку безубыточности, порог рентабельности), запас финансовой прочности, объем выпуска, при котором обеспечивается заданный уровень прибыли, а также решить ряд других задач, связанных с экономической
аналитикой. Методика основана на раздельном учете прямых (переменных) косвенных/накладных (постоянных) производственных затрат. Одной из основных категорий системы «директ-костинг» является маржинальный доход.

Дисконтирование – приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду; приведение будущей стоимости денежных средств к настоящему времени (моменту 0). Экономический смысл процесса дисконтирования денежных потоков состоит в нахождении суммы, эквивалентной будущей стоимости денежных средств. Эквивалентность будущих и текущих денежных сумм означает, что инвестору должно быть безразлично, иметь сегодня некоторую сумму денежных средств или иметь через определенный период времени ту же сумму с добавлением величины начисленных за период процентов.

Документальность аналитической информации – оформление имеющих юридическую силу результатов аналитических исследований на определенном материальном носителе в установленной форме.

Документограмма – наглядное представление документооборота одной или нескольких документальных форм.

Должность управленческая – первичный структурный элемент в организации, определенный установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный формами разделения труда в системе управления.

Доля рынка – процентная доля продаж продукта определенной организации в общем объеме продаж этого продукта.

Достоверность аналитической информации – свойство, характеризующееся через вероятность внесения искажений в данные.

Доход маржинальный – в системе «директ-костинг» – разница между выручкой и переменными затратами. Состоит из постоянных затрат и прибыли (убытка). Используется для определения точки безубыточности и для анализа вариантов производства.

Доходность финансового актива – отношение дохода, генерируемого финансовым активом, к первоначальной инвестиции в него.

Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции, расчет услуг, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.). Выделяют доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.

Доходы будущих периодов – суммы средств, полученные в отчетном году, но относящиеся к будущим отчетным периодам (арендная плата и т.п.).
Е

Емкость рынка – совокупный платежеспособный спрос покупателей на товары и услуги.

Емкость рынка, денежная – величина, отражающая количество денег, которое могут поглотить предложенные на рынке товары. Ценные бумаги и услуги; лимитируется размерами услуг и уровнем производства.
З

Загрузка оборудования – отношение фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (суток, смены, декады и т. п.) к общему эффективному фонду времени установленного
оборудования.

Загрузка производственных мощностей – отношение фактического выпуска продукции к максимально возможному выпуску.

Задолженность – сумма финансовых обязательств, подлежащих погашению, возврату в определенный срок.

Задолженность дебиторская – причитающиеся организации, но еще не полученные средства от покупателей, клиентов и прочих сторон. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Задолженность долгосрочная – любые обязательства организации, которые требуется погасить в течение срока, превышающего 12 месяцев. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, векселя к оплате, обязательства по пенсионным вкладам и арендная плата при долгосрочной аренде.

Задолженность кредиторская – задолженность данного предприятия другим организациям, ответственным лицам, государству (кредиторам).

Задолженность кредиторская (статья «Авансы полученные») – сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам.

Задолженность кредиторская (статья «Векселя к уплате») – сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала векселя в обеспечение их поставок, работ и услуг.

Задолженность кредиторская (статья «Задолженность перед бюджетом») – сумма задолженности организации по всем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с работников организации.

Задолженность кредиторская (статья «По оплате труда») – начисленная, но еще не выплаченная персоналу сумма по оплате труда.

Задолженность кредиторская (статья «По социальному страхованию и обеспечению») – сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организаций, а также в фонд занятости.

Задолженность кредиторская (статья «Поставщики и подрядчики») – сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также задолженность по неотфактурованным поставкам.

Задолженность кредиторская (статья «Прочие кредиторы») – сумма задолженности организаций по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества, работников организации и другим видам страхования и другим статьям, не нашедшим отражения по другим статьям кредиторской задолженности.

Задолженность по коммерческому кредиту – сумма, которую организация должна своим поставщикам товаров и услуг.

Запас финансовой прочности – разница между достигнутой финансовой выручкой от реализации и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Запасы – оборотные активы хозяйствующего субъекта, включающие материально-производственные запасы, готовую продукцию, товары, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов.

Запасы готовой продукции – товары, производство которых полностью завершено, но которые еще не проданы.

Запасы материалов – сырье и материалы, находящиеся в собственности предприятия, но еще не использованные в производстве.

Запасы материалов страховые производственные – запасы, необходимые для обеспечения производства материалами в случае каких-либо задержек с поставками.

Запасы материально-производственные – это материальные активы, предназначенные для продажи в течение отчетного делового цикла, производственного потребления внутри предприятия, производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции. Сюда включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и другие статьи, характеризующие краткосрочные вложения денежных средств организации в хозяйственную деятельность, предшествующую реализации продукции.

Запасы оборотных средств текущие производственные – запасы, необходимые для работы предприятия в период между очередными поставками.

Заработная плата номинальная – начисленная заработная плата, характеризующая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника.

Затраты – расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения расширенного воспроизводства.

Затраты косвенные – расходы, которые не могут быть прямо отнесены на конечный продукт или другой объект затрат, вследствие чего распределяются с помощью специальных методик.

Затраты маржинальные – изменение общих затрат при увеличении или уменьшении объема производства на одну единицу продукции.

Затраты переменные – затраты, возрастающие или уменьшающиеся пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки и другие расходы.

Затраты постоянные – затраты, величина которых не меняется, несмотря на происходящее время от времени изменение масштаба производственной деятельности (объема производства).

Затраты приведенные – расчетный показатель, характеризующий общие (текущие и капитальные) затраты на производство продукции. Может быть рассчитан как сумма себестоимости продукции и капитальных затрат, умноженных па специальный коэффициент.

Затраты прямые – затраты, которые можно проследить для отдельного вида продукции. Прямые затраты включают все переменные затраты, а также такие постоянные затраты, как амортизация оборудования, используемого для производства только одного вида продукции.

Затраты товарно-материальные – продукция, ее компоненты и прочие материалы, находящиеся в собственности организации на определенный момент времени.
И
Игры деловые – метод имитационного принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группой людей или человеком и компьютером.

Издержки – денежное выражение затрат живого и овеществленного труда на производство и обращение продукции; затраты на производство и реализацию продукции, связанные с использованием факторов производства, имеющих стоимостную оценку. Постоянные издержки (например, затраты па содержание зданий) не зависят от объема производства. Переменные издержки (например, затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты) есть функция объема производства. Полные издержки есть сумма постоянных и переменных издержек. Прямые издержки могут быть непосредственно и экономно (то есть без сложных расчетов) отнесены на себестоимость конкретного продукта в отличие от косвенных, которые относятся ко всему выпуску продукции в целом и могут быть распределены по конкретным продуктам в результате расчетов, проводимых по установленной методике. На предприятии, производящем товары, выполняющем работы, оказывающем услуги, различают также производственные, коммерческие и управленческие издержки.

Издержки вмененные – потери доходов на дополнительные затраты, которые могут возникнуть в результате принятия альтернативного решения.

Износ – уменьшение стоимости активов в результате их использования или функционального устаревания.

Износ основных средств – потребление основного капитала, постепенная утрата стоимости, физическое и моральное старение средств и орудий труда, участвующих в процессе производства в течение многих циклов без потери своей основной функции. Для предприятия износ основных средств компенсируется начислением амортизации, которая как часть затрат включается в себестоимость продукции и оплачивается покупателем. По земельным участкам и объектам природопользования износ не начисляется.

Износ по балансу – бухгалтерское понятие, означающее начисление определенной суммы в целях возврата первоначального капитала, затраченного на покупку основных фондов.

Изучение вторичных источников – исследование, производимое при помощи изучения уже существующей информации, то есть получаемой из вторичных источников, например, из публикуемых статистических данных, отчетов о затратах на рекламу и т.д.

Изучение первичных источников – исследование, производимое путем изучения информации, получаемой непосредственно из первичных источников, например, индивидуальные или коллективные интервью, анкетирование, наблюдение.

Имущество – совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности.

Инвестиции – долгосрочные вложения экономических ресурсов (материальных, интеллектуальных и т.д.) с целью создания и получения чистых выгод в будущем. Денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, любое другое имущество или интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты деятельности для достижения определенных целей;

– денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.



Термин «инвестиции в основной капитал» идентичен термину «капиталовложения».

Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение совокупности тех или иных величин. Например, индекс физического объема продукции характеризует изменение объема в сопоставимых ценах и т.д.

Индекс цен – показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров, услуг за тот или иной период времени (в долях единицы).

Инструментарий – совокупность средств, способов, приемов, употребляемых в какой-либо специальной области; совокупность методик решения на основе определенных принципов функциональных задач конкретными исполнителями с использованием обеспечивающих подсистем.

Интервьюирование – один из методов опроса, основанный на устном диалоге интервьюера и респондента. Различают интервью личное, групповое, телефонный опрос.

Инфлятор — индекс, характеризующий рост цен.

Инфляция – обесценение национальной валюты (т.е. снижение ее покупательной способности) и общее повышение цен в стране.

Информация – сведения, знания, сообщения, которые содержат элемент новизны для их получателя и используются в процессе подготовки и принятия решений.

Информация первичная – данные, собираемые специально для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Она необходима в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не в состоянии обеспечить необходимую информацию.

Исследование рынка – разработка методов сбора данных, их сбор и анализ с целью получения с их помощью информации, необходимой для того, чтобы ответить на стоящие перед организацией конкретные вопросы из области маркетинга.

Исследования кабинетные – сбор и обработка вторичной информации, содержащейся в различных публикациях, статистических, фирменных и отраслевых справочниках, базах данных и т.д.

Исследования полевые – сбор данных в виде анкетирования по почте, телефонные и личные интервью, покупательские конференции и т.д.

Источники собственных и приравненных к ним средств – капитал и резервы (итог третьего раздела бухгалтерского баланса) плюс долгосрочные обязательства (итог четвертого раздела бухгалтерского баланса). Иногда (при использовании уточненной методики) к этой сумме прибавляют доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов (строки в пятом разделе).
К

Калькуляция себестоимости – группировка затрат и исчисление себестоимости единицы продукции по калькуляционным статьям расходов.

Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю.

Капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Капитал авансированный – вложенный в капитал аванс в виде денежных средств, предназначенных для покупки средств производства, организации нового дела, осуществления бизнес-проекта.

Капитал добавочный – эмиссионный доход акционерного общества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций, за минусом издержек по их продаже), суммы от дооценки внеоборотных активов, средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений, средства, направленные на пополнение оборотных средств, а также другие поступления и собственный капитал предприятия.

Капитал заемный – обязательства предприятия по кредитам, займам и кредиторской задолженности.

Капитал иммобилизованный – капитал, вложенный во внеоборотные активы (в частности, в средства производства и неликвидные долгосрочные цепные бумаги).

Капитал оборотный – капитал предприятия, вложенный в оборотные активы. Одна часть этого капитала представляет собой собственный капитал, другая – заемный. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства) обычно определяется как разница между собственным капиталом (раздел III баланса) и внеоборотными активами (раздел первый).

Капитал основной – капитал, вложенный во внеоборотные активы (за исключением отложенных налоговых активов). Важнейшая часть основного капитала – основной производительный капитал (средства труда, орудия труда), изнашивающийся постепенно и переносящий свою стоимость на продукт по частям. Простое воспроизводство основного производительного капитала обеспечивается за счет амортизационных отчислений. Основной капитал обычно является собственным. Некоторая его часть может быть профинансирована за счет долгосрочных кредитов и займов.

Капитал основной и нематериальные активы – отражаемые в балансе активы, срок использования или полезности которых превышает один год.

Капитал резервный – часть собственного капитала предприятия, предназначенная для покрытия непредвиденных потерь (убытков), а также для выплаты доходов инвесторам, когда недостаточно прибыли на эти цели. Основным источником образования резервного капитала служит прибыль.

Капитал собственный – капитал организации, включающий внесенный (оплаченный) капитал и нераспределенную прибыль (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия может быть представлен как единоличное владение, пай членов товарищества или акционерный капитал). Капитал, принадлежащий владельцу предприятия. В случае общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — это разность между активами фирмы и ее обязательствами.

Капитал уставный – складочный капитал организаций, образованный за счет вкладов его учредителей (участников) в соответствии с учредительными документами, а для государственных и унитарных предприятий – величина уставного фонда. Капитал, формируемый учредителями при создании нового предприятия и предназначенный для финансирования деятельности предприятия на первых ее этапах, а также для
обеспечения интересов кредиторов.

Квалификация работника – степень профессиональной подготовленности работника, то есть уровень подготовки, опыта, знаний, навыков.

Комиссии и конференции – метод разработки и принятия решений группой лиц, облеченных полномочиями для выполнения какого-либо поручения или имеющих цель предварительно разработать какой-либо вопрос, найти варианты решений.

Комиссия экспертная – метод анализа, базирующийся на выявлении единого коллективного мнения специально подобранных экспертов при обсуждении поставленной проблемы и альтернатив решения в результате определенных компромиссов.

Контрагент – физическое или юридическое лицо, берущее на себя определенные обязательства в соответствии с заключенным контрактом.

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил;

– несогласие между сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.



Конъюнктура рынка – создавшееся положение, обстановка на рынке.

Коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочной кредиторской задолженности. Показывает, какую часть краткосрочной
задолженности организация может погасить в ближайшее время. Представляет интерес, прежде всего, для поставщиков. Другое наименование этого коэффициента – норма денежных резервов.

Коэффициент автономии – отношение собственного капитала к валюте баланса. Другое название этого коэффициента – коэффициент финансовой независимости.

Коэффициент аритмичности – величина, равная единице минус коэффициент ритмичности. Характеризует долю продукции, недовыпущенной в установленные планом сроки.

Коэффициент восстановления платежеспособности – рассчитываемая по специальной формуле величина, характеризующая вероятность восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта. Если он
больше 1, то у организации есть реальная возможность восстановить платежеспособность за тот или иной период (как правило, за 6 месяцев).

Коэффициент выбытия основных средств – отношение стоимости выбывших основных средств к стоимости основных средств па начало года.

Коэффициент годности основных средств – отношение остаточной стоимости основных средств к их первоначальной стоимости.

Коэффициент загрузки оборудования – отношение фактического времени работы оборудования к эффективному или поминальному фонду времени.

Коэффициент загрузки средств в обороте – отношение средней величины оборотных средств к объему реализованной продукции. Характеризует фондоемкость продукции по оборотным средствам.

Коэффициент замены основных средств – отношение стоимости основных средств, выбывших в результате износа, к стоимости основных средств па начало периода.

Коэффициент износа основных средств – отношение суммы износа основных средств к их первоначальной стоимости.

Коэффициент имущества производственного назначения – отношение суммы основных средств, сырья и материалов, незавершенного производства к итогу баланса.

Коэффициент использования материалов – отношение количества материала, вошедшего в готовую продукцию, к общему количеству переработанного материала.

Коэффициент использования производственной мощности – отношение объема производства (фактического, планового) в натуральном или стоимостном выражении к среднегодовой производственной
мощности предприятия в натуральном или стоимостном выражении.

Коэффициент ликвидации основных средств – отношение стоимости ликвидированных основных средств к стоимости основных средств па начало периода.

Коэффициент маневренности – отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу.

Коэффициент обеспеченности материалами по плану – отношение стоимости материалов по заключенным договорам к плановой потребности в материалах.

Коэффициент обеспеченности материалами фактический – отношение стоимости фактически поставленных материалов к плановой потребности в материалах.

Коэффициент обновления основных средств – отношение новых основных средств, введенных за год, к основным средствам па конец периода.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – отношение выручки от реализации к средней величине дебиторской задолженности за период.

Коэффициент оборачиваемости запасов – отношение выручки от реализации к средней величине запасов за период.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение выручки от реализации к средней величине кредиторской задолженности за период.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – отношение выручки от продаж за период к средней величине оборотных средств за этот период. Показывает, сколько раз обернутся оборотные средства
за указанный период. Кроме того, этот коэффициент одновременно характеризует фондоотдачу по оборотным средствам.

Коэффициент общей ликвидности – величина, показывающая, в какой степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются текущими (оборотными) активами. Коэффициент рассчитывается как отношение текущих активов к текущим обязательствам. Низкий уровень ликвидности может свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о плохой организации снабжения и других проблемах субъекта хозяйствования. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нормальным. Однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2.5.

Коэффициент поступления основных средств – отношение стоимости вновь поступивших основных средств к стоимости основных средств па конец года.

Коэффициент прироста показателя – коэффициент роста показателя минус единица.

Коэффициент промежуточного покрытия – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах со сроком платежа в течение 12 месяцев после отчетной даты к краткосрочной кредиторской задолженности. Представляет интерес, прежде всего, для банков. Другие наименования этого коэффициента – коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент строгой ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия.

Коэффициент расширения парка машин и оборудования – величина, равная единице минус коэффициент замены основных средств.

Коэффициент ритмичности – отношение продукции, выпущенной за период, но не выше плана, к общей сумме выпуска продукции по плану

Коэффициент роста показателя – отношение отчетного значения показателя к базисному значению того же показателя.

Коэффициент сменности – отношение количества рабочих смей за период к числу календарных дней этого периода.
Коэффициент сменности оборудования – отношение фактически отработанного числа станкосмен к произведению количества рабочих дней на количество единиц действующего оборудования.

Коэффициент структурной активности – величина, характеризующая интенсивность изменений в структуре продукции. Коэффициент равен квадратному корню из суммы квадратов изменений удельных весов отдельных видов продукции в общем объеме выпуска за анализируемый период.

Коэффициент структуры капитала – отношение заемного капитала к итогу баланса.

Коэффициент тарифный – отношение ставки оплаты труда данного
разряда (часовой или дневной) к ставке первого разряда.

Коэффициент текучести кадров – отношение количества работников, выбывших за период, к среднесписочной численности работников за этот период.

Коэффициент текущей ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, средств в расчетах со сроком платежа в течение 12 месяцев после отчетной даты и запасов к краткосрочной кредиторской задолженности. Представляет интерес, прежде всего, для покупателей акций и облигаций предприятия. Другое наименование этого коэффициента – коэффициент общего покрытия.

Коэффициент управляемости – число работников, приходящихся на одного руководителя.

Коэффициент устойчивости экономического развития – показатель, характеризующий степень устойчивости экономического развития предприятия с учетом как его производственной, так и финансовой деятельности. Модель этого коэффициента может включать в себя разное количество факторов. Согласно одному из ее вариантов, коэффициент устойчивости экономического развития равен произведению таких показателей, как фондоотдача, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность продукции, коэффициент финансовой зависимости и соотношение между выплачиваемыми дивидендами и прибылью, направляемой па развитие предприятия.

Коэффициент утраты платежеспособности – рассчитываемая по специальной формуле величина, характеризующая вероятность того, что предприятие не утратит платежеспособность за тот или иной период. Если она больше 1, то возможность не утратить платежеспособность за этот период (как правило, за 3 месяца) считается реальной.

Коэффициент финансирования – отношение собственного капитала хозяйствующего субъекта к заемному капиталу.

Коэффициент финансовой зависимости – отношение среднегодовой стоимости активов предприятия к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Коэффициент финансовой независимости – отношение собственного капитала к валюте баланса. Другое название этого коэффициента – коэффициент автономии.

Коэффициент финансовой устойчивости – отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса.

Коэффициенты – относительные показатели, описывающие пропорции между различными показателями, то есть определяемые как частное от деления одной абсолютной величины на другую, например, коэффициенты ликвидности, платежеспособности и т.д.

Коэффициенты финансовые – относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом, по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей и размеров субъектов хозяйствования, общего состояния экономики и фазы экономического цикла, на котором находится организация. Чаще всего используются коэффициенты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и деловой активности.

Кредит коммерческий – кредит, предоставляемый организации ее поставщиками в процессе производительной деятельности.

Кредитор – лицо, по отношению к которому возникло обязательство.

Кредитоспособность – способность организации привлекать заемный капитал и в будущем надлежащим образом обслуживать свой долг.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация, определение, выбор средств достижения определенного эффекта, варианта решения.

Культура организационная (корпоративная) – единая система ценностей, норм и правил, соблюдаемых в организации.
Л
Леверидж (рычаг) – отношение средств, вложенных собственником, к средствам привлеченным; фактор, незначительное изменение которого может иметь своим результатом существенное изменение одного или нескольких результативных показателей.

Леверидж операционный – производственный рычаг, используемый субъектами хозяйствования. Определяется по формуле: отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции. Леверидж операционный – эффект реагирования прибыли предприятия на изменение объема продукции. Этот эффект тем больше, чем больше доля условно-постоянных затрат в общих затратах. Уровень
операционного левериджа равен отношению маржинальной прибыли к прибыли. Легко показать, что это отношение равно отношению изменения прибыли (в процентах) к изменению объема реализации
(в процентах). Если уровень этого левериджа высок, то высок и производственный риск. Другое название операционного левериджа – операционный рычаг.

Леверидж финансовый – возможность влиять на прибыль путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала. Коэффициент финансового левериджа равен отношению изменения чистой прибыли (в процентах) к изменению валовой прибыли (в процентах). Этот коэффициент, характеризующий степень реагирования чистой прибыли на изменение валовой прибыли, особенно высок на предприятиях со значительной долей заемного капитала. При высоком значении финансового левериджа значителен финансовый риск.

Ликвидность баланса предприятия – такое соотношение между активами и пассивами бухгалтерского баланса предприятия, при котором обеспечивается соответствие между группами активов и пассивов, как по сумме, так и по срокам погашения.

Листы оценочные – одно из названий формы документов, применяемых в организациях для проведения деловой оценки работников.
М

Макросреда – факторы широкого социального спектра, которые не зависят от организации, но оказывают влияние на микросреду. К ним относятся демографические, экономические, природно-географические, научно-технические, политические, культурно-исторические и другие.

Маржа – величина, выражающая разницу между двумя определенными показателями (например, ценой продавца и ценой покупателя).

Маржа валовая – результат от реализации (выручка от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и спецналога) за вычетом переменных затрат.

Маржа промежуточная – результат от реализации продукции после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.

Маркетинг – комплексная рыночная деятельность, представляющая собой систему взглядов и действий, связанных с изучением потребителей, возможностей производства и обмена для удовлетворения потребителей с наименьшим расходованием всех ресурсов и наиболее полным потребительским эффектом.

МАСТАК – метод активного социологического тестированного анализа и контроля, используемый при разработке и применении аналитического пособия, содержащего конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности пользователей этого материала.

Материалоемкость – показатель, отражающий эффективность использования материально-сырьевых ресурсов и определяемый как производственный объем продукции в расчете на рубль материальных затрат.

Материалоотдача – показатель, оценивающий интенсивность использования материально-сырьевых ресурсов и определяемый как производственный объем продукции в расчете на рубль материальных затрат.

Матрица BCG – инструмент стратегического анализа, используемый для оценки стратегической позиции субъекта хозяйствования (подразделения) на основе соотнесения темпов роста объёмов отрасли и рыночной доли организации по отношению к конкурентам.

Матрица McKinseyинструмент стратегического анализа, используемый для оценки стратегической позиции субъекта хозяйствования (подразделения) с точки зрения соотношения привлекательности рынка и преимуществ организации по отношению к конкурентам.

Метод агрегирования – метод анализа, с помощью которого осуществляется укрупнение определенных показателей в соответствии с их содержательной общностью.

Метод балансовый – пропорций, алгебраических сумм, отражающих аддитивную взаимосвязь экономических показателей.

Метод бизнес-анализа – системный комплексный подход к изучению бизнес-деятельности, выявлению и измерению противоречивого влияния на результаты деятельности отдельных факторов, а также обобщению материалов аналитического исследования в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей информации о результатах этой деятельности.

Метод ведущих звеньев и узких мест – прием анализа, позволяющий выделить первоочередные объекты углубленного анализа, предназначенный для выявления диспропорций в развитии организации и возможностей их преодоления.

Метод графический – это способ решения конкретных аналитических задач и одновременно способ отображения экономической информации.

Метод дельфийский (метод Дельфи) – метод анализа, предполагающий получение коллективного мнения, основанного на выявлении согласованной оценки экспертов путем их автономного опроса в нескольких турах, предусматривающий сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснованиями оценки экспертов в последующем туре.

Метод дисперсионный – прием, позволяющий оценивать результаты наблюдений, зависящие от различных одновременно действующих факторов, выбирать наиболее важные факторы и оценивать их влияние.

Метод интегральный – метод анализа, используемый в мультипликативных, кратных и смешанных моделях кратно-аддитивного типа, при котором прирост (падение) результативного показателя не зависит от местоположения факторов в модели и раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель. Позволяет получить точные оценки влияния факторов, причем результаты не зависят от последовательности расчета факторных влияний.

Метод контрольных вопросов – один из эвристических методов, основанный на использовании таблицы, содержащей в каждой строке вопрос (параметр) и варианты ответов (значений параметров) по определенному аспекту анализа.

Метод корреляционный – прием, позволяющий изучать корреляционные связи между случайными величинами. Метод дает возможность количественно оценить связи между большим числом взаимодействующих экономических явлений.

Метод логарифмирования – метод анализа, используемый в мультипликативной модели, при котором прирост (падение) результативного показателя не зависит от местоположения факторов в модели и раскладывается между ними пропорционально изолированному их влиянию на уровень результативного показателя. Метод оперирует с индексами роста (снижения) показателей.

Метод рейтинговый – ранжирование объектов анализа на основе выделения эталонного объекта и стандартизации показателей сравниваемых объектов анализа.

Метод типологии – аналитический прием, основанный на теории позиционирования.

Метод факторного анализа логарифмический – один из методов измерения влияния изменений факторных показателей па изменение результативного показателя. Позволяет получить более точные, чем
при методах элиминирования и интегральном методе, оценки влияния факторов. При использовании этого метода дополнительный прирост результативного показателя («неразложимый остаток»), образовавшийся в результате взаимодействия факторов, распределяется между ними пропорционально силе их изолированного воздействия на результативный показатель. Результаты не зависят от последовательности расчета факторных влияний. Применяется для определения влияния факторов в мультипликативных моделях.

Метод целевой – метод анализа, предполагающий качественную оценку альтернатив в соответствии с определенными критериями (компонентами целевой системы).

Методика анализа – совокупность аналитических процедур и методов проведения исследования. Методика предусматривает логическую последовательность этапов анализа, предполагает постановку аналитической задачи, раскрывает возможности интерпретации результатов анализа.

Методология – учение о научном методе познания, организации деятельности.

Методология бизнес-анализа – учение о средствах и методах аналитической работы и форме ее организации.

Методы анализа – расчетные, эвристические и расчетно-эвристи­ческие приемы, способы, позволяющие проводить анализ бизнес-деятельности организации.

Методы расчетные – способы, приемы анализа, предназначенные для получения численных значений показателей бизнес-деятельности организации и опирающиеся на экономико-математическое моделирование и вычислительные операции.

Методы эвристические – методы, основанные на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных или коллективных суждениях.

Методы экономико-математические – математические методы, используемые в экономических исследованиях. Среди них различают корреляционно-регрессионный анализ, методы линейного программирования, математической теории игр и прочие.

Микросреда – среда, представленная силами, которые имеют непосредственное отношение к самой организации. К этим силам относятся конкуренты, посредники, потребители, поставщики и т.д.

Миссия – философия бизнеса; цель, объединяющая все множество целей организации; причина существования предприятия.

Моделирование детерминированное – моделирование, основанное на функциональной зависимости, дающей однозначное решение.

Моделирование стохастическое – моделирование, основанное на зависимости, дающей вероятностное решение.

Модель – условный образ объекта исследования, отражающий существенные характеристики объекта. Конструирование моделей (моделирование) – один из важнейших методов научного познания.

Модель аддитивная в факторном анализе – модель, имеющая вид: y = x1±x2±...±xn. Примером таких моделей могут быть уравнения бухгалтерского баланса.

Модель бизнес-анализа концептуальная – функциональная модель, отражающая блоки и комплексы задач, составляющих сущность анализа, обладающие свойствами гибкости, перспективности, избирательности и прогрессивности.

Модель кратная в факторном анализе – жестко детерминированная модель, в которую факторы входят в виде отношения двух показателей.

Модель мультипликативная в факторном анализе – жестко детерминированная модель, в которую факторы входят в виде произведения.

Модель смешанная (комбинированная) в факторном анализе – модель, в которую факторы входят в различных сочетаниях функциональных связей: аддитивных, мультипликативных, кратных.

Модель стохастическая – модель, описывающая вероятностную связь, когда каждому значению факторного показателя соответствует множество значений результативного показателя.

Модель факторная – модель, выраженная в форме уравнения типа y = ƒ(x1,x2,…xn).
Модель финансового отчета – документ, в котором прогнозируемые данные преобразованы в форму стандартного финансового отчета, смоделированного так, как этот документ будет выглядеть, если прогнозы сбудутся. Типичные примеры: модель отчета о прибылях и убытках, модель баланса.

Модель функциональная – модель, описывающая жестко детерминированную связь, когда каждому значению факторного показателя соответствует только одно значение результативного показателя.

Мониторинг – оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции, динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Мощность производственная – объем выпускаемой продукции, который может быть произведен за определенное время без использования дополнительных ресурсов.
Н

Неплатежеспособность – состояние субъекта хозяйствования, при котором не погашаются его обязательства. Ситуация, когда обязательства организации превосходит стоимость, по которой можно реализовать ее активы.

Номенклатура продукции – целое, образуемое различными группами продукции (масла, автомобили и т.п.). Номенклатура состоит из различных производственных линий.

Норма доходности внутренняя – уровень доходности, при котором
чистая текущая стоимость равна пулю. Синонимами внутренней нормы доходности являются: внутренняя норма прибыли инвестиции, внутренняя доходность, внутренняя окупаемость.

Норма маржинального дохода – отношение маржинального дохода к общему объему продаж в стоимостном выражении.

Норма прибыли – критерий эффективности деятельности предприятия (рентабельность как процентное отношение чистой прибыли к выручке).
О
Оборачиваемость товарно-материальных запасов – показатель эффективности управления запасами, рассчитываемый как частное от деления себестоимости реализованной продукции за год на средний остаток товарно-материальных ценностей на начало и конец года.

Оборот капитала – переход капитала из одной формы в другую в процессе его движения. Скорость оборота капитала измеряется временем прохождения им одного полного цикла (деньги – предметы
труда – незавершенное производство – готовая продукция – деньги).
Увеличение скорости оборота капитала способствует росту эффективности предприятия.

Оборудование установленное – оборудование, сданное в эксплуатацию и закрепленное на рабочих местах, а также временно демонтированное оборудование, находящееся в ремонте.

Объем (норма) управления – число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Объем производства критический – в системе «директ-костинг» – объем выпуска, при котором нет ни прибыли, ни убытка. Другое название этой категории — порог рентабельности, точка безубыточности.

Объем работы – количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

Обязательства краткосрочные – долговые обязательства на срок меньше 12 месяцев с даты составления баланса. Они покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. В краткосрочные обязательства включаются такие статьи. как счета и векселя к оплате долговых свидетельств о получении предприятием краткосрочного займа, задолженность по налогам и отсроченные налоги, задолженность по заработной плате, полученные авансы, часть долгосрочных обязательств, подлежащих выплате в текущем периоде.

Обязательства текущие – отраженные в балансе обязательства, которые требуется погасить в ближайшее время, обычно в течение одного года.

Обязательство – существующая на определенную дату задолженность организации, которая является следствием реализации проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, которые должны привести к оттоку активов.

Окупаемость затрат – возмещение затрат на производство и реализацию продукции суммой полученной выручки от реализации продукции.

Операция хозяйственная – свершившееся хозяйственное действие, приводящее к изменению в средствах и источниках средств организации.

Опрос – метод исследования, используемой для получения информации в устном или письменном виде от большого числа респондентов.

Опрос телефонный компьютеризованный – опрос, в ходе которого проводящий интервью заносит ответы в ЭВМ, и следующий вопрос появляется на дисплее в зависимости от предыдущих ответов.

Организация – полиморфный организм, размеры и деятельность которого могут меняться в зависимости от макросреды и рыночных условий в соответствии с выбираемой руководством стратегией, направленной на сохранение конкурентоустойчивости в течение длительного периода времени.

Отчет о прибылях и убытках – финансовый документ, содержащий сведения об общих доходах организации за период времени, затратах, связанных с получением этих доходов, и периодических расходах, которые не связаны ни с какими конкретными видами продукции, а также о чистой прибыли (или убытках) за период времени.

Отчетность бухгалтерская – официальная отчетность об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Отчетность финансовая – важнейшие документы, периодически составляемые в соответствии с принятыми принципами бухгалтерского учета.

Оценка кандидатов на вакантную должность – вид анализа персонала, который принято называть процессом отбора персонала.

Оценка личностных качеств персонала – вид анализа, при котором могут выделяться и оцениваются универсальные свойства личности: общительность, честность и т.п.

Оценка профессиональных качеств персонала – вид анализа, при котором оценке подлежат те стороны личности, которые являются специфическими для определенной профессиональной деятельности: самостоятельность в решении задач, готовность к принятию дополнительной нагрузки, владение компьютером и т.п.

Оценка результативности труда (качества исполнения) – вид анализа, осуществляемый руководителями подразделений организации и специалистами по управлению персоналом, направленный на определение степени эффективности выполнения работы сотрудником.

Оценка экспертная – метод анализа, основывающийся на выявлении обобщенной характеристики вариантов решений путем статистической обработки индивидуальных независимых оценок экспертов.
П
Пакеты прикладных программ – система прикладных программ для решения задач определенного класса.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решений, методов исследования, главенствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Пассив – часть бухгалтерского баланса, отражающая источники средств организации.

Пассивы долгосрочные – сумма заемных средств или кредиторской задолженности, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Пассивы краткосрочные – сумма заемных средств или кредиторской задолженности, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Паутина – графический количественно-качественный многокритериальный метод сравнения альтернатив аналитических решений.

Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками, в частности, наличием трудовых взаимоотношений с работодателем.

Перспективность аналитической информации – актуальность для использования в соответствующем «временном интервале» в прогнозных целях.

ПЕСТ(PEST)-анализ – метод стратегического анализа , предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию организации.

Платежеспособность – способность предприятия своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам; наличие у предприятия денежных средств и (или) их эквивалентов (высоколиквидных цепных бумаг), позволяющих своевременно и в полном объеме выполнить его денежные
обязательства и без перебоев продолжать основную деятельность.

Подлежащее аналитической таблицы – качественные характеристики объекта анализа, описываемые в таблице.

Подстановки цепные – метод анализа, используемый при наличии функциональной зависимости показателей-факторов, основывающийся на абстрактном приеме, предполагающем искусственное выделение каждого фактора независимо от того, что все факторы взаимосвязаны.

Подчиненный – должностное лицо, подчиняющееся лицу, старшему по должности.

Показатели качественные – показатели, отражающие существенные особенности и свойства изучаемых объектов и определяемые как соотношение двух показателей. Характеризуют долю, темпы изменения, величину одного показателя в расчете на единицу другого, интенсивную составляющую в развитии субъекта хозяйствования. Качественными показателями являются производительность труда, фондоемкость, материалоотдача и т. д.

Показатели количественные – показатели, отражающие объемные, численные, денежные параметры, такие как объем производственной продукции, численность работников и т.д.

Показатели натуральные – показатели, выражающие величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.).

Показатели организационного уровня производства – показатели уровня организации производственных процессов и показатели уровня организации труда.

Показатели стоимостные – показатели, отражающие величину явлений и процессов в денежном измерении.

Показатели уровня организации производственных процессов – показатели уровня организации, показатели специализации и рационализации производства, показатели обеспечения и обслуживания
производства.

Показатели уровня организации труда – показатели специализации и рационализации труда, показатели напряженности и нормирования труда.

Показатель – информационная единица, отражающая конкретное содержание какого-либо явления или процесса и ее цифровое выражение. Примерами показателей являются: коэффициент оборачиваемости, объем реализованной продукции и т.д.

Показатель результативный – показатель, рассматриваемый в качестве объекта исследования, и результат воздействия одного или нескольких факторных показателей.

Показатель факторный – показатель, определяющий значение результативного показателя, являющийся причиной изменения его величины.

Показатель экономический – количественная характеристика экономических явлений, процессов и состояний, относящихся к разным уровням экономики.



Полнота аналитической информации – свойство, отражающее предоставление необходимых и достаточных данных для принятия управленческих решений.

Пользователи бизнес-анализа – специалисты, руководители организации и ее подразделений, уполномоченные принимать решения для целей внутреннего управления.

Порог рентабельности – величина выручки от реализации, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.

Поставщики – субъекты хозяйствования и отдельные лица, обеспечивающие организацию и ее клиентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.

Поток возвратный – денежный поток, генерируемый инвестициями.
Правдивость информации – отсутствие пристрастных оценок и фальсификации действий и событий.

Поток денежный – поступления (входящий поток) и расходование (исходящий поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Правило Парето – «правило 20 на 80», в соответствии с которым контроль относительно небольшого количества ключевых факторов (20%) позволяет обеспечить достижение основной части (80%) соответствующего им эффекта, результата.

Предмет бизнес-анализа – бизнес-деятельность хозяйствующих субъектов, ее комплексное изучение с целью объективной оценки эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.

Премия эмиссионная – разница между рыночной ценой вложенного капитала и его номинальной ценой. Вложенный капитал – это капитал, инвестированный собственником. Сюда относятся суммы уставного капитала и эмиссионной премии.

Прибыль (убыток) – разница между доходами и затратами.

Прибыль (убыток) от продаж – разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданной продукции, а также коммерческими и управленческими расходами.

Прибыль балансовая – прибыль, рассчитываемая как разность между суммой выручки от реализации и всеми видами затрат и убытков.

Прибыль валовая – разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство (валовая прибыль производителя) или между ценой продажи и ценой, за которую продукт был куплен (валовая прибыль дистрибьютора, оптового или розничного продавца).

Прибыль нераспределенная – накопленная прибыль прошлых и отчетных периодов, оставленная в организации и реинвестированная.

Прибыль нераспределенная отчетного периода – разность между образовавшейся на счете 80 «Прибыли и убытки» совокупной величиной прибыли с начала года и ее использованной частью, отраженной на счете 81 «Использование прибыли». Остаток нераспределенной прибыли или непокрытого убытка переносят со счета 80 на счет 88 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток). Этот показатель в течение года характеризует часть собственного капитала, являющуюся источником финансирования определенных направлений текущий деятельности предприятия. Наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств организации.

Прибыль операционная – валовая выручка от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации.

Прибыль от реализации валовая – показатель эффективности производственной деятельности предприятия, рассчитываемый как разность чистой выручки от реализации и производственных расходов на реализацию продукции.

Прибыль чистая – прибыль после уплаты налогов, равная сальдо доходов и расходов по обычным видам деятельности плюс сальдо прочих доходов и расходов минус налог па прибыль. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды по акциям и финансируется прирост собственного капитала.

Прибыль экономическая – прирост капитала собственника за отчетный период.

Приём элиминирования в факторном анализе – способы определения влияния изменений факторных показателей на изменение результативного показателя, основанные на предположении, что все факторы воздействуют на результативный показатель изолированно. Получаемые результаты зависят от порядка расчета факторных влияний. «Неразложимый остаток», являющийся результатом одновременного воздействия факторов, присоединяется к влиянию показателя, последнего в факторной модели, в результате чего влияние этого показателя преувеличивается. В факторной модели рекомендуется ставить количественные показатели перед качественными показателями; показатели первого уровня – перед показателями второго уровня и т.д. Прием элиминирования реализуется в методах цепных подстановок, абсолютных разниц и относительных разниц.

Признак – информационная единица, отражающая содержание какого-либо явления или процесса, используемая для характеристики отношений упорядочения или предпочтения. Например, организационная культура описывается такими параметрами как тип, уровень, состояние, направленность, открытость и т.д.

Прирост показателя абсолютный – разница между фактическим и базисным значениями показателя.

Программирование линейное – метод, применяемый для нахождения оптимального решения задачи распределения ресурсов в условиях действующих ограничений.

Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях – число дней в периоде, деленное па коэффициент оборачиваемости, рассчитанный за данный период.

Продукт (продукция) – товар или услуга.

Продукция валовая – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Продукция готовая – полностью законченная производством продукция, соответствующая установленным стандартам или техническим условиям.

Продукция товарная – произведенная продукция за исключением остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

Продукция чистая – разница между стоимостью валовой продукции стоимостью материальных затрат (включая амортизацию). Включает в себя заработную плату и прибыль.



Проект инвестиционный – деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей или результатов; система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия;

– обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в т. ч. Необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций.



Производительность труда – эффективность конкретного труда. Измеряется количеством изделий, операций, созданных или совершенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Производство незавершенное – продукция, находящаяся в производстве.

Промилле – относительные показатели, определяемые путем сравнения последующих значений с базой, принимаемой за тысячу.

Проценты – доход от предоставления капитала в долг в различных формах (ссуды, кредиты и т.д.) либо от инвестиций производственного или финансового характера.

Проценты простые – проценты, начисленные к одной и той же первоначальной денежной сумме в течение всего периода начисления.

Проценты сложные – схема начисления процентов, при которой начисленные проценты не выплачиваются, а присоединяются к капиталу. Затем па возросшую сумму за следующий процентный период начисляются проценты по такой же ставке.
Р
Работник – лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку организации.

следующая страница >>


izumzum.ru