Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университ - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные вопросы кандидатского экзамена по философии науки... 1 27.41kb.
Экзаменационные вопросы по философии для студентов педиатрического... 1 47.44kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки 1 88.9kb.
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории философии 1 38.83kb.
1. Алексеева И. Ю.,Шклярик Е. Н. Что такое компьютерная этика? 1 21.72kb.
Экзаменационные вопросы по философии для студентов бгму на 2010 год 1 29.78kb.
Памятка аспирантам государственного университета управления 1 157.1kb.
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки по... 1 145.15kb.
Экзаменационные вопросы по Истории философии и науки Субъект и объект... 1 19.24kb.
История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому... 1 51.21kb.
Сборник программ по философским специальностям для аспирантов очной... 4 934.04kb.
Д п. н., профессор, зав кафедрой педагогики детства кгпу им. 5 976.94kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов - страница №1/1

Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 10.02.2011

Протокол № 6.


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Онтологические проблемы философии науки. Объект науки, субъект науки, особенности научных объект-субъектных отношений.

2. Наука как одна из форм освоения действительности. Основные формы бытия науки – наука как познавательная деятельность, как феномен культуры, как социальный институт.

3. Теоретико-познавательные и логико-методологические проблемы научного знания.

4. Социально-философские проблемы научного знания. Наука как социокультурный феномен.

5. Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Общая характеристика.

6. Античный рационализм: путь от мифа к логосу. Умопостигаемое в науке и философии. 7. Натурфилософские обобщения и теоретизации. Принцип причинности и поиск первоначала.

8. Амбивалентность средневековой мысли: схоластические теоретизации и прогресс практических исследований. «Scientia», мистика и магия в их соотношении.

9. Наука в эпоху Нового времени. Формирование методов опытного и теоретического знания.

10. Классическая рациональность как соответствие логическим нормам и целям познания. 11. Синтез экспериментальной и математической методологии в классической науке.

12. Теоретическое и эмпирическое в неклассической науке. Проблема теоретической избыточности. Конвенционализм и аппроксимализм.

13. Эволюционизм как парадигмальная идея постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология и перспективы её развития.

14. Теоретическое и эмпирическое в постнеклассической науке. Компьютеризация и информатизация науки. Методологический плюрализм и усиление внерациональной компоненты знания.

15. Концепция «case studies» (ситуационных исследований) как неклассическая модель развития науки. Модельная теория: отражение развития науки моделями, построенными на разном уровне абстракций и идеализаций. Теория концептуальных систем.

16. Вульгаризация науки, её методологические и социокультурные предпосылки. Проблема квазинаучной деятельности. Псевдонаучное знание и проблема массового человека.

17. Теория как форма организации научного знания, её основные функции: интерпретационная, описательная, обобщающая, объяснительная, эвристическая. Теория в её соотношении с проблемой, гипотезой и законом.

18. Структура научной теории. Проблема теоретического единства научных дисциплин. Процедуры обоснования научной теории.

19. Научная картина мира как систематизация знаний и научно-исследовательская программа.

20. Структура эмпирического знания: сравнение, наблюдение, эксперимент. Чувственное и эмпирическое в научном познании.

21. Эмпирические зависимости в их соотношении с теоретическими. Эмпиризм, его философские и научные основания.

22. Научное открытие: философско-методологические аспекты. Проблема научной новизны. Инновации в контексте современной науки. Линейная и системная модели научного поиска.

23. Познавательный и мотивационный аспекты научного творчества. Проблема возрастной детерминации в науке.

24. Интуитивное и логическое в научной деятельности. Интуиция и априорное знание: философско-методологический аспект.

25. Специфические признаки научности. Аксиологические проблемы соотношения научного и ненаучного.

26. Эвристический потенциал научного и обыденного: сравнительный анализ. Абсолютизация научного и ненаучного знания.

27. Сциентизм и антисциентизм как проблема нравственного выбора.

28. Этическое обоснование научных открытий. Проблема нравственной ответственности в научной деятельности. Этические проблемы специальных наук.

29. Наука как социальный институт, её нормативные аспекты, структура и организационно-управленческие ресурсы.

30. Наука как «рационализация общественной жизни». Исторические типы научных сообществ. Научные школы и институты: история и современность.

31. Социокультурные функции науки. Наука как мировоззрение, производительная и социальная сила. Роль науки в образовании и формировании личности.

32. Интерпретация научных данных как социальная проблема. Проблема социальной адаптации научной истины.


РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности « в трудах древних философов.

  2. Исторические предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.

  3. Точность в современном научном познании.

  4. Галактоцентрическая парадигма и её роль при разработки нефти и газа.

  5. Истоки формирования экологии.

  6. Анализ проблем технологий промысловых газоконденсатных исследований скважин.

  7. Проблемы и пути развития искусственного интеллекта и робототехники.

  8. Роль современных технологий в развитии компьютерной индустрии.

  9. Интернет и социальные сети в жизни современного человека.

  10. Научно-технический прогресс и безопасность труда.

  11. Геофизика в планетарном масштабе.

  12. Философия организации предприятия.

  13. Философия труда (Зиммель).

  14. Познание и информатика.

  15. Философский смысл основных понятий кибернетики.

  16. Автоматизация как процесс научно-технической революции.

  17. Влияние развития техники и технологии на жизнь людей.

  18. Возникновение и развитие системных идей. Сущность системности.

  19. Значение информационных технологий для современного общества.

  20. Понятие времени в геологии.

  21. Эволюция философских нефтегазогеологических идей.

  22. Философский смысл современных способов решения энергетической проблемы.

  23. Философия экономических ценностей.

  24. Философские проблемы экономической жизни общества.

  25. Финансовый кризис: философская рефлексия.

  26. Сущность и основные качества «экономического человека».

  27. Роль математического моделирования в электрификации и автоматизации технологических процессов.

  28. Философия, концепции и принципы создания современных производственных зданий.

  29. Философия общественного производства.

  30. Наука и образовательный процесс. «Парадигма знания» современного образования.

  31. Идеи В.И. Вернадского о пространстве и времени как свойствах эмпирически изучаемых процессов.

  32. Состояние науки в современной России.




izumzum.ru