Экономика туризма. Сущность туризма и планирование - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по результатам исследования по проблемным вопросам развития... 6 2482.16kb.
В. В. Степанюк Российская международная академия туризма. Алтайский... 1 47.66kb.
Специфика pr в сфере vip-туризма 1 381.51kb.
Стратегический план кластера делового туризма 1 77.01kb.
Горбушина Юлия Андреевна, 4 курс. Тема: «Ресуры экологического туризма... 1 29.15kb.
Кутузова елена леонидовна аккумуляции инвестиционных ресурсов в интересах... 1 307.07kb.
Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту по предмету «Программный... 1 18.72kb.
1. Теоретические основы социального туризма 1 452.42kb.
Роль подготовки кадров в развитии туризма в Приморском края 1 56.34kb.
Статистическое наблюдение в туризме важнейший раздел стати­стики... 1 269.64kb.
А. Г. Маслов, к п. н., зам директора Федерального центра детско-юношеского... 7 1445.24kb.
М. Е. Бершадский в каких значениях используется понятие "технология"... 1 370.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Экономика туризма. Сущность туризма и планирование - страница №1/1




Экономика туризма. Сущность туризма и планирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТИГОРСКИЙ ИНСТИТУТ КУРОРТНОЙ РЕКРЕАЦИИ И ГОСТЕПРИИМСТВА Филиал российской международной академии туризма (РМАТ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Э К О Н О М И К А Т У Р И З М А Тема: 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ. Исполнитель: студент 3 курса 303 группы Факультета: М Е Н Е Д Ж М Е Н Т О Р Г А Н И З А Ц И Й Б А Р М И Н О Й М А Р Г А Р И Т Ы Отметка о проверке работы _________________________ «_____»____________ 2004г. Пятигорск 2004 г. П Л А Н:1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА………………………………… 32. ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ………………………………………………9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..14 I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА. Для того, чтобы установить значение туризма и полнее описать сферуего деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группысубъектов, которые взаимодействуют в туризме. 1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические ифизические потребности, природа которых определяет направления и видыучастия этих людей в туристской деятельности. 2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Этопредприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыльпосредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристскомрынке. 3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный факторэкономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать отэтого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. 4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм впервую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важнымявляется результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений ивзаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков,местных органов власти и местного населения в процессе туристскойдеятельности. Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболееблизкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работатуристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании,компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы ирестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовыеструктуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др. Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которыехарактеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых,активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение имножество других видов деятельности. При этом всегда присутствуетперемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные отего обычного местонахождения или проживания. Таким образом, путешествие – это перемещение людей во времени ипространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей,направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуетсяпутешественником. В отличие от путешествия туризм – категория, испытывающая сильноевлияние экономики и обладающая двойственностью внутренней природы явления,т.к. туризм – это и особый, массовый род путешествий, и деятельность поорганизации и осуществлению этих путешествий. Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянногопроживания в другую страну или местность в пределах своей страны всвободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных,гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но беззанятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте. Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса,которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. Внастоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристскийбизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристскихприбытий составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит показатели 2000 года.Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до 5 млрд.долларов в день. Практики российской туристской индустрии возлагают большие надеждына развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнеевремя туристские фирмы частично направляют свою деятельность на российскиерегионы и страны ближнего зарубежья. Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянноведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих вданной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития,должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сихпор не уделяется. Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использованияограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило,ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребностичеловека. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесеобретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнесапредприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. Экономики туризма представляет собой науку, изучающую внутренниеаспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причемэкономические отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевогокомплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъектатуристской фирмы. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды(путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как иуслуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости,выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или инуючеловеческую потребность. При этом услуга может быть оказаны либо вещью,т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живоготруда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два видасамих услуг: материальные (производственные), нематериальные(непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производствокоторых неотъемлемо от их потребления. Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание,транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные идр.), объединенныхна основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенноммаршруте в определенный срок. Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения,Совокупность услуг и товаров туристского назначения называется «туристскийпродукт». Турпродукт включает: . туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.д.); . туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.); . товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, проспекты, сувениры и т.д.). Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады вэкономику данного принимающего региона. Так, например, туристы из другихстран получают свои доходы у себя на родине, а путешествуя по России,расходуют деньги, вкладывая их в экономику нашей страны. Таким образом,расходы иностранцев в стане в туристских целях представляют собой дляРоссии туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретаютопыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Туристский экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений,который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, которыйсопровождается одновременным вывозом денег туристом из данной страны. Когда туристы из России совершают путешествия в другие страны, этостановится туримпортом в экономику России. Деньги, потраченные в Россиииностранными гражданами, являются туримпортом для экономики тех стран. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает снаправлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потокинаправлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоихслучаях идут в одном направлении. Экспорт товаров из России Потоки товара Россия Другие страны Денежные потоки Туристский экспорт из России Туристские потоки Россия Другие страны Денежные потоки Поскольку в туризме производятся и предметы потребления (пища), иуслуги (размещение), то можно сделать вывод, что туризм – это межотраслевойкомплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные инепроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию.Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, являетсяпроизводственно-обслуживающим процессом. Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и других средствразмещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средствразвлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другогоназначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскуюдеятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги иуслуги гидов-переводчиков. Необходимо обеспечить туристам качественных туристских услуг, а такжедальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому, в туризмеприоритетным становится поиск более эффективного использования относительноограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки. Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающихв сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена ипотребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства,фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных врезультате реализации туристского продукта и оказания различных другихуслуг (выполненных работ). Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризуетуровень и масштабы ее развития. Масштабы зависят от умения найтиоптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством икачеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемомреализации турпродукта и прибылью от ее реализации – с другой. I I. ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ. Планирование – это один из способов, с помощью которого руководствообеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижениюее общих целей. С данной функции начинается процесс управления. Функцияпланирования призвана ответить на три вопроса: 1) где мы находимся в настоящее время: менеджеры должны обсудитьсильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы,маркетинг, персонал), для того, чтобы реально определить, чего можетдобиться организация; 2) куда мы хотим двигаться: менеджеры должны, оценивая возможности иугрозы в окружающей среде, определить какими должны быть цели организации ичто может помешать достижению этих целей; 3) как мы собираемся сделать это: менеджеры решают, что должныделать члены организации для достижения поставленных целей. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ представляет собой набор действий ирешений, предпринятых руководством, которые ведут к разработкеспецифических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациидостичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом,помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечитьнововведения и изменения в организации в достаточной степени. СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план,предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организациии достижение ее целей. Стратегическое планирование представляется единственным способомформального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Онообеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок.Стратегическое планирование также дает основу для принятия решений. Знаниетого, чего хочет достичь организация, помогает уточнить наиболее подходящиепути действий. ФОРМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ способствует снижению риска припринятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановыерешения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-заошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или овнешней ситуации. Планирование служит для формулирования установленныхцелей, помогает создать единство общей цели внутри организации. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: цели, руководства для принятия решенийи практические действия, охватывающие стратегии, политика фирмы, процедуры,правила и бюджеты, а также основные этапы процесса планирования. Целью большинства турфирм является ведение прибыльного ипродолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимопроизводить тот товар или услугу, который будет удовлетворять нуждыпотенциальных покупателей и тем самым обеспечивать увеличение бизнеса.Планирование продукта – это важный компонент в развитии прибыльного ипродолжительного бизнеса. Его часто называют планированием с соблюдением«пяти правил» - планирование с целью создания правильного продукта,доставки его в правильное место, в правильное время, по правильной цене и внадлежащем (правильном) количестве. Продукт для потребителя – это не только сочетание материальныхкомпонентов и услуг, это – набор выгод, материальных и нематериальныхценностей. Следовательно, планирование продукта должно осуществляться сучетом того, каким его хотели бы видеть сами потребители. Созданиеправильного продукта – нелегкая задача, потому что, нужды, требования ижелания покупателя постоянно изменяются; силы конкуренции воздействуют нажизненный цикл продукта таким образом, что продукты, успешные наопределенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка илиумирают. Жизненные факты, которые проходит туристский продукт: выведениетовара на рынок, рост, зрелость, насыщение, упадок. В связи с быстрымиизменениями образа жизни людей и технологическими изменениями жизненныйцикл отдельных товаров стал короче, чем был ранее, поэтому концепцияжизненного цикла продукта играет важную роль в стратегическом планированиии каждая стадия жизненного цикла также имеет определенные задачи длямаркетинга. Этап выведения продукта на рынок. На этой фазе жизненного циклатребуются затраты на стимулирование спроса (реклама нового товара иуслуги). Этот этап характеризуется высокими издержками, медленным ростомобъемов продаж и проведением рекламных компаний для стимулированияпервоначального спроса. Именно в этом периоде жизненного цикла турпродуктабывает большой процент неудач, и в связи с большими затратами по выведениютовара или услуги на рынок прибылей на этом этапе еще нет. Этап роста. В этом периоде новинка (если она пользуется спросом нарынке) удовлетворяет интересы рынка, то выражается в росте прибыли и сбыта.Рост прибыли может сделать рынок привлекательным для конкурентов. Затратыфирмы на стимулирование сбыта остаются высокими, но здесь акцент делаетсяна мотивацию целенаправленного выбора и покупки товара конкретной фирмы, ане на мотивацию потребителей купить и опробовать данный товар. На этапероста количество розничных точек продажи товара или услуги обычновозрастает. Благодаря увеличения сбыта цены на товар (услугу) могутснизиться. Этап зрелости. Зрелый продукт – это уже прочно утвердившийся нарынке товар. Темпы сбыта его могут продолжать увеличиваться, но ужемедленнее. Затем они постепенно выравниваются. На этом этапе жизненногоцикла продукта многие розничные точки, продающие товар, оченьконкурентоспособны. Фирмы пытаются найти способы удержать свою долю рынка.Лыжные курорты являются наиболее подходящим примером зрелого продукта.После нескольких лет увеличивающихся темпов сбыта рост объемов продажпостепенно замедляется, курорты предпринимают попытки к сохранению своейдоли рынка и диверсификации предложения. Этап насыщения. На этом этапе объемы продаж достигают наивысшейточки, продукт максимально проникает на рынок. Массовое производство и применение новых технологий помогает снизитьуровень цен и сделать продукт наиболее доступным для каждого. Этап упадка. Многие турпродукты остаются на этапе насыщения втечение нескольких лет. Но многие из них со временем устаревают и на рыноквыводятся новые продукты для замены старых. На стадии упадка спрос напродукт сокращается, снижаются издержки на рекламу. По мере падения спросаи прибыли с рынка уходят фирмы, не выдерживающие конкуренции. Предложения фирм должны быть рассчитаны на широкий круг потребителейс разным уровнем дохода, с целью как можно больше охватить рынок. Одним из наиболее важных маркетинговых решений является решениеотносительно установления цены на товар. Цена отражает то, как потребителивоспринимают продукт. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением ипродажей турпродукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. Сцелью установления правильной цены на турпродукт необходимо анализироватьмногие факторы. Туроператор – туристическое предприятие, которое занимаетсяразработкой туристических маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает ихфункционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии сдействующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на турыпо этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевокпо своим лицензиям. Турагент – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором,выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Опыт крупнейших российских туроператоров показал, что правильнаястратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют фирме определитьцелевые рынки, выбрать надежных постоянных партнеров, существенно увеличитьобъем продаж, долю рынка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. В.А. Квартальнов, «ТУРИЗМ», М., «Финансы и статистика», 2002.2. «Экономика туризма», РМАТ, М., «Финансы и статистка», 2001.3. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, «Основы менеджмента», М., «Дело», 1992.4. Е.Н. Ильина, «Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы Агентскийбизнес», М.: РМАТ, 1998.


izumzum.ru