«экономика труда и социально-трудовые отношения в россии» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель Председатель образовательного первичной учреждения организации... 1 205.54kb.
• обеспечение стабильности и социального партнерства в лицее 1 217.36kb.
1 Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений коллективного... 2 380.31kb.
«Детский сад комбинированного вида №10 3 279.79kb.
Коллективный договор г. Качканар 2011 г. Коллективный договор муниципального... 1 235.88kb.
Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом... 1 270.05kb.
Право и экономика 1 116.97kb.
Темы: Неформальная экономика. Социальная стратификация. Для всех 1 30.15kb.
Программа «Экономика и политика Испании» для направления 031900. 1 290.34kb.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Контрольная работа. По дисциплине: «Экономика предприятий». 1 164.53kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 4 1369.91kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«экономика труда и социально-трудовые отношения в россии» - страница №1/1





министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ИФМИП

председатель Е.Ю. Булыгина

_________________________

Протокол № 8 от « 30 » мая 2012г.
Обсуждена на заседании кафедры

«Экономики и управления»


Протокол № 6а от «27» февраля 2012 г.
_________________ Л.А. Журавлева

ПРОГРАММА дисциплины
ОПД.В.11 СПЕЦКУРС по экономике

«ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ»

Трудоемкость 72 часов

Направление подготовки 080507.65 Менеджмент организации
Профиль: Менеджер

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Форма обучения – очная (заочная)

Составитель: Голубева И.В.

К.э.н., доцент каф. ЭиУ
Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ


    1. Цели и задачи спецкурса.

    2. Требования к уровню освоения курса.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание курса.

2.2. Содержание отдельных разделов и тем лекций.

Раздел 3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература.

4.2. Дополнительная литература.

4.3. Интернет-ресурсы.

Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Методические рекомендации для преподавателей.

5.2. Методические рекомендации студентам.

1.1. Цели и задачи спецкурса.


Курс «Экономика труда и социально-трудовые отношения в России» занимает важное место в системе подготовки специалистов по управлению. Она является составной частью базовой дисциплины «Управление персоналом организации», развивающей и дополняющей ее в области экономики, организации нормирования и социологии труда, и, в свою очередь, является базовой при изучении таких дисциплин, как: «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», «Этика деловых отношений», «Управление социальным развитием организации», «Инновационный менеджмент», «Управление трудовыми ресурсами».

На изучение дисциплины отводится: на дневном отделении 72 ч. Курс завершается зачетом.

Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.
В соответствии с назначением основной целью дисциплины является - освоение студентами теоретических основ экономики труда и овладение практическими навыками по разработке мероприятий для рационального использования и развития человеческих ресурсов, сокращения издержек на рабочую силу.

Исходя из цели в процессе обучения решаются следующие задачи:



  • Получение знаний о процессе производства, распределения обмена и потребления рабочей силы, формировании и развитии системы новых социально-трудовых отношений, становлении и функционировании рынка, о роли и месте экономики и социологии труда в системе мер по повышению эффективности управления производством и управлению занятостью населения;

  • овладение первичными навыками эффективного включения в систему, прежде всего, внутрифирменных социально-трудовых отношений в качестве профессиональных менеджеров в области управления трудом;

  • умение рассчитывать основные трудовые показатели и анализировать основные взаимосвязи между отдельными социально-трудовыми явлениями и процессами.

1.2. Требования к уровню освоения спецкурса.

По окончанию изучения учебной дисциплины студент должен получить основные представления, знания, умения и навыки, а именно:

иметь представление о системе социально-трудовых отношений, складывающихся в процессе воспроизводства рабочей силы, экономических закономерностях эффективной трудовой деятельности в России;

знать теоретические основы экономики организации трудовых процессов, социально трудовых отношений в организации.

уметь рассчитывать основные трудовые показатели и анализировать основные взаимосвязи между отдельными социально-трудовыми явлениями и процессами.



Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание спецкурса.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа.

Дисциплина изучается в 7 семестре.

Лекции знакомят слушателей с проблемами труда и социально-трудовых отношений, закономерностями воспроизводства рабочей силы, эффективной трудовой деятельности.

Во время самостоятельной работы слушатели знакомятся с первоисточниками, экономической литературой, новыми правовыми актами в сфере труда и социально-правовых отношений, готовятся к докладам по темам семинарских занятий, знакомятся с методическими рекомендациями по темам семинарских занятий, работают по подготовки и защите курсовой работы.



Итоговый контроль по данной дисциплине – зачет.

Объем и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

72

Лекционные занятия

36

Практические занятия




Лабораторные занятия




Вид итогового контроля

зачет

Самостоятельная работа студента

36


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название разделов и тем

Очная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Количество часов

Количество часов

лекции

семи­нары

самост. работа

всего ча­сов по

лекции

семинары

самост. работа

всего ча­сов по

Содержание курса «Экономика труда и социально-трудовые отношения в России»

2




2
















Труд как социально-экономическая категория

2




2
















Потребности и потенциал человека

2




2
















Социально-трудовые отношения

2




2
















Качество жизни

2




2
















Организация, разделение и кооперация труда

2




2
















Рынок труда в системе современного хозяйства

2




2
















Трудовые ресурсы, человек труда и занятость в России

2




2
















Рабочее время и его использование. Учет и нормирование труда в России

2




2
















Производительность и эффективность труда в России

4




4
















Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений

2




2
















Распределение доходов и оплата труда в России

2




2
















Фонд заработной платы

2




2
















Анализ трудовых показателей

2




2
















Планирование трудовых показателей

2




2
















Социальное развитие и уровень жизни в России

2




2
















Управление трудом в системе рыночных отношений. Кадровая политика организации

2




2

















2.2. Содержание отдельных разделов и тем лекций.

Тема 1. Содержание курса «Экономика труда и социально-трудовые отношения в России».

Эволюция теоретических и практических представлений о труде и занятости. Основные этапы развития научных знаний в области экономики труда.

Теории занятости и их применение на практике.

Тема 2. Tpyд как социально-экономическая категория.

Элементы процесса труда: предметы и средства труда, человек как носитель производственной функции, технология, продукт труда.

Роль труда. Труд как социальный процесс.

Классификация видов труда. Основные группы классификационных факторов: характер и содержание труда, предмет и продукт труда, средства и способы труда, условия труда. Соотношение видов труда.

Труд как предмет государственной политики. Основные направления государственной политики в области труда.

Тема 3. Потребности и потенциал человека.

Структура потребностей человека. Человеческий капитал и трудовой потенциал. Предпосылки реализации потенциала человека. Компоненты трудового потенциала в система факторов качества жизни. Потребности и потенциал человека в рыночной экономике.



Тема 4. Социально-трудовые отношения.

Понятие «социально-трудовые отношения»; необходимость его включения в систему понятий экономики и социологии труда. Субъекты социально-трудовых отношений. Уровни социально-трудовых отношений. Структуризация предметов социально-трудовых отношений: отношения, связанные с организацией труда; социально-трудовые отношения. Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство. Система регулирования социально-трудовых отношений в России.



Тема 5. Качество жизни.

Понятие качества жизни. Цели деятельности человека. Эволюция представлений о показателях качества жизни.

Основополагающие понятия концепции качества трудовой жизни: справедливое вознаграждение за труд; безопасность и условия труда; возможность использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении; возможность профессионального роста и уверенность в будущем; здоровье взаимоотношения в трудовом коллективе; правовая защищенность.

Тема 6. Организация, разделение и кооперация труда.

Естественно-техническая и социально-экономическая стороны организации труда. Основные задачи и функции научной организации труда. Место организации труда в системе организации производства. Особенности организации управленческого труда. Оценка социально-экономической эффективности организации труда. Показатели социально-экономической эффективности НОТ.

Разделение и кооперация труда как условие повышения производительности труда в масштабе общества и каждой отдельной организации. Сущность понятия «разделение труда». Основные виды разделения труда в организации: функциональное, профессиональное, квалификационные. Отличительные особенности различных видов разделения труда в организации.

Понятие «кооперация труда». Направления совершенствования разделения и кооперации труда в организации: совмещение профессий, расширение зон обслуживания, многостаночная работа.

Особенности разделения и кооперации управленческого труда. Регламентация разделения и кооперации управленческого труда.

Тема 7. Рынок труда в системе современного хозяйства.

Рынок труда, его место в системе рыночных отношений. Функции рынка труда. Основные элементы рынка труда.

Особенности российского рынка труда. Сегментация рынка труда. Государственное регулирование рынка труда.

Тема 8. Трудовые ресурсы, человек труда и занятость в России.

Трудовые ресурсы и экономически активное население: понятие и характеристика.

Занятость населения. Экономические и социальные функции занятости. Возможности и условия достижения полной занятости населения.

Социально-экономическое регулирование и государственная политика занятости. Служба занятости: государственная и коммерческая. Программа обеспечения занятости: отечественный и зарубежный опыт.

Безработица: сущность, виды, последствия.

Потребность незанятого населения в оплачиваемой работе. Скрытые формы занятости и безработицы в России.

Качество занятости населения в России.

Планирование трудовых ресурсов. Задачи и этапы планирования.

Оценка фактической занятости работников как части реализованного спроса на рабочую силу. Состав и структура персонала. Явочная и среднесписочная численность работников. Анализ наличия и движения персонала.

Тема 9. Рабочее время и его использование. Учет и нормирование труда.

Роль рабочего времени. Баланс рабочего времени. Этапы и методы определения потребности в персонале.

Нормирование труда как неотъемлемая часть социально-трудовых отношений. Сущность нормирования труда. Значение нормирования труда для стимулирования эффективной производственной деятельности. Классификация норм и нормативов. Виды норм труда: нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированное задание. Нормы затрат труда: нормы затрат рабочего времени и нормы затрат рабочей силы (физической и нервной энергии работников). Нормы результатов труда. Область применения основных видов норм труда. Виды нормативов по труду: нормативы режимов работы оборудования, нормативы времени, нормативы темпа работы, нормативы численности работников.

Классификация затрат рабочего времени: цели, задачи. Структура затрат рабочего времени. Нормируемые и ненормируемые затраты рабочего времени. Структура нормы времени. Норма штучно-калькуляционного времени.

Исследование затрат рабочего времени. Методы исследования: хронометраж, фотография рабочего времени (ФРВ), фотохронометраж. Виды ФРВ.

Тема 10. Производительность и эффективность труда.

Понятие эффективности, производительности труда. Показатель производительности труда как основной и обобщающий критерий его эффективности.

Влияние на производительность труда величины экстенсивного использования труда, интенсивности труда, технико-технологического состояния производства. Основные показатели производительности труда: выработка и трудоемкость. Сущность производительности труда, методы ее измерения: натуральный, трудовой, стоимостный. Понятие трудоемкости, Структура трудоемкости: технологическая, обслуживания, производственная, управления, полная. Нормативная, плановая, фактическая трудоемкость.

Факторы, влияющие на уровень производительности труда: материально-технические, организационно-экономические, структурные, социально-психологические. Резервы и факторы роста производительности и эффективности труда. Эффективность инвестиций в человеческий капитал.

Управление производительностью труда. Планирование производительности труда.

Тема 11. Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений.

Сущность социального партнерства. Субъект и механизм социального партнерства. Кризис и перспективы профсоюзного движения. Особенности становления социального партнерства в России.



Тема 12. Распределение доходов и оплата труда в России.

Экономическая природа доходов населения и факторы их определяющие. Сущность и функции заработной платы. Структура дохода работника. Основные компоненты дохода: тарифная часть заработка, оклад; доплаты и компенсации; надбавки; премии; гонорар; социальные выплаты; дивиденды, опционы. Факторы, определяющие структуру дохода. Бестарифная система оплаты труда.

Формы и системы заработной платы. Сдельная форма оплаты труда: сущность, условия использования, системы. Повременная оплата труда: сущность, условия использования, системы. Тенденции развития форм и систем оплаты труда.

Дифференциация доходов населения России. Регулирование оплаты труда.



Тема 13. Фонд заработной платы.

Оплата труда сдельщиков. Оплата труда повременщиков. Фонд заработной платы. Планирование фонда заработной платы. Расчет фонда заработной платы предприятия.



Темя 14. Анализ трудовых показателей.

Значение и задачи анализа трудовых показателей организации. Методика анализа трудовых показателей.

Анализ и оценка трудовых ресурсов организации. Основные показатели трудового потенциала. Анализ состава по полу, возрасту, стажу работы, образованию.

Анализ использования рабочего времени. Средняя фактическая продолжительность рабочего дня. Динамика показателей по сравнению с прошлым годом. Анализ выполнения норм выработки. Анализ заработной платы. Показатели удельного веса оплаты по тарифу в структуре заработной платы, удельного веса дополнительной заработной платы. Показатель средней заработной платы. Анализ средств, направленных на потребление.



Тема 15. Планирование трудовых показателей.

Показатели плана по труду организации. Численность персонала по категориям работающих, соотношения их удельных весов в общей численности. Профессиональная структура персонала. Структура персонала по уровню образования и квалификации, по формам оплаты труда.

Текучесть кадров. Показатели использования персонала. Планирование производительности труда. Планирование баланса рабочего времени одного среднесписочного работника.

Тема 16. Социальное развитие и уровень жизни.

Социальное развитие и уровень жизни: понятие, показатели.

Потребительские бюджеты. Оценка уровня жизни в современной России. Динамика доходов и расходов населения.

Первоочередные меры по решению неотложных проблем. Социальная защита населения России. Уровень жизни населения в Новосибирской области.



Тема 17. Управление трудов в системе рыночных отношений.

Необходимость, методы, формы, уровни управления трудом.

Кадровая политика. Понятие, основные характеристики кадровой политики организации. Цели, направления и принципы формирования кадровой политики. Типы кадровой политики организации.

Социальное партнерство как ключевое направление регулирования социально-трудовых отношений.


Раздел 3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Итоговая аттестация. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

Текущий и промежуточный контроль. В течение семестра выполняется работа включающая решение задач и тестирование. Результаты выполнения работы являются основанием для выставления оценок текущего контроля.
3.1. Пример промежуточного контроля.

Тестовые задания для промежуточного контроля студентов

1. Тарифные коэффициенты показывают:

а) во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше ставки первого разряда;

б) во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше ставки предыдущего разряда;

в) тарифную ставку данного разряда.

2. Выработка в единицу времени - это:

а) количество времени, затрачиваемое на изготовление данного изделия;

б) количество продукции, произведенное в единицу времени;

в) плановое задание по производству изделий в смену.

3. Трудоемкость производства единицы продукции - это:

а) время, необходимое для производства и реализации продукции;

б) время, затраченное на производство единицы продукции;

в) количество изделий, произведенных в единицу времени.

4. Элементами тарифной системы оплаты труда являются:

а) тарифно-квалификационный справочник;

б) окладная система;

в) тарифная сетка;

г) специальность;

д) выработка на одного рабочего;

с) районный коэффициент.

5 Тарифные коэффициенты зависят от:

а) отрасли, условий труда;

б) отрасли, условий труда, формы оплаты труда;

в) отрасли, системы оплаты труда;

г) производительности труда;

д) формы оплаты труда.

6. Тарифная ставка пятого разряда определяется по формуле:

а) ставка первого разряда * тарифный коэффициент пятого разряда;

б) ставка четвертого разряда х тарифный коэффициент пятого разряда;

в) тарифная ставка пятого разряда дана в тарифной сетке.

7. Тарифно-квалификационный справочник - это документ, в котором содержатся:

а) теоретические знания по данному разряду данной профессии;

б) практические навыки, которыми должен обладать работник данного разряда данной профессии;

в) тарифные коэффициенты;


Д)а) + б);

с) а) + б) + в).

8. Сдельная форма оплаты труда - это оплата за:

а) отработанное время;

б) количество произведенной продукции.

9. Баланс рабочего времени одного работающего в итоге показывает:

а) сколько дней в году рабочий выходит на работу;

б) сколько часов в году номинально по плану должен отработать работник;

в) сколько часов действительно должен отработать работник в плановом году.

10. Тарифная сетка содержит:

а) районные коэффициенты;

б) тарифные коэффициенты;

в) тарифные ставки;

г) б) + в).

11. Выработка на одного среднесписочного работника предприятия - это показатель использования трудовых ресурсов?

а) да;


б) нет.

12. Структура кадров предприятия характеризует:

а) текучесть кадров;

б) численность работников;

в) соотношение различных категорий работников.

13. При повременной оплате труда мерой труда является:

а) количество произведенной продукции;

б) отработанное время.

14. Годовая выработка предприятия - это:

а) годовой фонд рабочего времени работников предприятия;

б) годовой фонд рабочего времени производственных фондов;

в) фактический выпуск продукции.

15. В тарифной сетке указывается тарифная ставка первого разряда?

а) да.


о) нет.

16. Производительность труда измеряется фондовооруженностью работников предприятия?

а) да.

6) нет.


17. Эффективность труда характеризуется: I а) фондоотдачей; ;

б) рентабельностью продукции;

в) коэффициентом оборачиваемости;

г) производительностью труда.

18. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит:

а) договорная система отношений работника и администрации предприятия;

б) система окладов работников;

в) оплата труда с учетом районных коэффициентов.

19. Оборот кадров характеризуется:

а) отношением числа уволенных работников к среднесписочной численности за период;

б) отношением выбывших по причинам текучести работников к среднесписочной численности за период;

в) отношением числа принятых за определенный период времени к среднесписочной численности кадров за тот же период.

г) верно б) + в);

д) верно а) + в).

20. Текучесть кадров возникает вследствие:

а) причин физиологического характера (болезнь, смерть);

б) призыва в армию, поступления в учебные заведения;

в) увольнения по собственному желанию;

г) увольнения за нарушение трудовой дисциплины.

21. К потерям рабочего времени относят:

а) неявки на работу по любой причине;

б) неявки с разрешения администрации;

в) неявки, связанные с выполнением гособязанностей;

г) прогулы;



д) внутрисменные потери.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение персонала фирмы.

  2. Назовите категории персонала фирмы.

  3. Что такое профессия?

  4. Каковы характеристики квалификации работника?

  5. Как определяется среднесписочная численность работников предприятия?

  6. Что такое баланс рабочей силы?

  7. Назовите показатели наличия и движения кадров.

  8. Что такое оборот кадров?

  9. Дайте понятие и причины текучести кадров.

  10. Что такое баланс рабочего времени одного рабочего и как он составляется?

  11. Как определяются фонды рабочего времени - календарный, максимально возможный (номинальный), явочный, полезный (эффективный)?

  12. Как рассчитывается средняя продолжительность рабочего дня?

  13. Что такое потери рабочего времени?

  14. Какие факторы улучшения использования рабочего времени Вы знаете?

  15. Назовите методы выявления улучшения использования рабочего времени (самостоятельное изучение).

  16. Что такое производительность труда? Какими показателями она измеряется?

  17. Назовите факторы повышения производительности труда.

  18. Дайте определение и назовите виды заработной платы.

  19. Какие Вы знаете системы оплаты труда? Дайте их характеристику.

  20. Какие формы оплаты труда может использовать предприятие?

  21. Приведите методику расчета заработной платы сдельщиков и повременщиков.

  22. Как формируется фонд заработной платы предприятия?


Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература.

  1. Бухалков М.И., Управление персоналом:развитие трудового потенциала: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

  2. Генкин Б.М., Экономика и социология труда.: учеб. Для вузов. – М.: НОРМА, 2003.

  3. Дементьев А.Г., Управление персоналом: учебник. М.: Магистр, 2011 г.

  4. Злоказов Ю.И. Управление производительностью труда: нормативный подход. М.: Финансы и статистика, 2008.

  5. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. — М: Гардарики, 2008.

  6. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А, Волгина, Ю.Г. Одегова. — М.: Экзамен, 2004.

  7. Экономика труда: учеб. / Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. — М.: Юристь, 2003.

  8. Экономика труда : Учебник для вузов (гриф)/М.А. Винокуров. – СПб.: Питер, 2004. -656 стр.


4.2. Дополнительная литература.

  1. Бобков В. Влияние кризиса на уровень и качество жизни // Экономист. 2010. № 4. С. 66-78.

  2. Бобков В. Главное препятствие на пути модернизации – кризисное состояние отечественного образования и науки //Человек и труд. 2010. № 11. С. 37-42; № 12. С. 18-20.

  3. Мазин А., Мазин А., Низкие доходы работников препятствуют инновационному развитию экономики // Человек и труд. 2011. № 2. С. 11-16.

  4. Свергун О. Принципы оценки политики оплаты труда//Справочник по управлению персоналом.- 2010.- № 3. –С. 88-94.

  5. Свергун О. Тенденции международного рынка труда в период рецессии // Справочник по управлению персоналом. – 2010. - № 1.- С. 118-123.

  6. Бентли Р. Чем измерить человеческий капитал? // Справочник по управлению персоналом.- 2009.- № 1.- С. 116-118.

  7. Когда текучесть кадров – это хорошо / подгот. О.Абашкина // Справочник по управлению персоналом.- 2009.- № 1.- 119-120.

  8. Кулагин О. Оценка удовлетворенности персонала // Справочник по управлению персоналом.- 2009. - № 8.- С. 56-60.

  9. Николина Н. Рабочее время: используем рационально// Справочник по управлению персоналом.- 2010.- № 1.- С.83-88.

  10. Гудков А. Работа по часам: в борьбе за дисциплину // Справочник по управлению персоналом. – 2010.- № 1.- С. 102-106.

  11. Жучков Ю. «Золотое сечение» инвестиций // Справочник по управлению персоналом .- 2009.- С. 8-9.

  12. Рофе A.M. Организаиия и нормирование труда: учеб. для вузов. — М.: МИК, 2003.

  13. Ветлужских Е. Преимущества и недостатки подходов к системе оплаты труда // Справочник по управлению персоналом.- 2009.- № 9.- С. 104-108.

  14. Финкельштейн Г. Нормирование численности персонала // Справочник по управлению персоналом.- 2010.- № 1.


4.3. Интернет-ресурсы.

1. www.consultant.ru Официальный сайт компании «Консультант Плюс»

2. rg.ru Российская газета

3. garant.ru информационно правовой портал Гарант


Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение курса «Экономика труда и социально-трудовые отношения в России» предполагает использование необходимых учебно-методических материалов: которые включают тексты лекций, список рекомендуемых учебников, методических пособий и справочников.

В целях эффективного усвоения данного курса не следует ограничиваться только изучением текста лекций, необходимо по возможности использовать литерату­ру из библиографического списка, выдержки из отдельных источников содержатся в хрестоматии.

При подборе литературы необходимо исходить из того, что эта дисциплина не только носит теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе экономистами-практиками. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы. Первая — учебные пособия, в которых излагаются основные понятия экономики труда, определения, взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые на сегодняшний день имеются в социально-трудовой сфере. Вторая группа — методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе.

Первоначально необходимо готовиться по учебным пособиям, а затем для более углубленного усвоения вопросов изучать методические пособия.

Курс изучает трудовую деятельность человека и пути повышения се эффективности. Основные разделы курса должны изучаться именно в той последовательности, как они изложены в рабочей программе.
5.1. Методические рекомендации для преподавателей.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией о макроэкономических событиях в России.

На занятиях необходимо не только сообщать обучающимся те или иные знания по дисциплине, но и развивать у студентов логическое мышление, расширять их кругозор.

Для более глубокого освоения дисциплины следует заинтересовывать студентов в научно-исследовательской работе, в участии в конференциях, конкурсах, в написании рефератов.

Для обеспечения оценки уровня подготовленности студентов следует использовать разнообразные формы контроля усвоения учебного материала.

Ведение подробных конспектов лекций способствует успешному овладению материалом, наличие записей облегчает в дальнейшем подготовку студентов к зачету.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебной работы и предназначена для достижения следующих целей:


  • закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков;

  • подготовка к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам;

  • формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Преподавателям следует объяснить студентам необходимость самостоятельной работы для успешного освоения курса экономической теории.

Средствами обеспечения самостоятельной работы студентов по экономической теории являются учебники и учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Кроме того, студент может использовать Интернет-ресурсы.

Литература, приведенная выше, имеет рекомендательный характер. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать. Желательно использовать на занятиях материалы публикаций в периодической печати для обсуждения наиболее важных проблем экономической политики и особенностей проявления общих закономерностей экономического развития в российской экономике.
5.2. Методические рекомендации студентам.
Учебный процесс, все его формы являются основой профессиональной подготовки студентов, в которой глубокое изучение каждой дисциплины, предусмотренной учебным планом, является важным фактором не только овладения предметами сугубо профессионального значения, но и последующей практической деятельности по полученной специальности. Поэтому студенты должны в полной мере использовать все возможности каждой формы учебного процесса при изучении каждого преподаваемого им предмета. Особое значение экономической науки определяется тем, что она представляет собой фундаментальную теоретическую основу ряда профессиональных дисциплин.

Посещая лекции по экономике, студентам следует вести их конспекты; форма и характер конспектов – личное дело каждого студента, но в них в обязательном порядке должны быть зафиксированы основные положения (выводы) лекции, логика доказательства.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время начинается с редактирования конспектов, приведения их в вид, способствующий нормальному пользованию в последующей работе. Следующим шагом самостоятельной работы является изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, которая, с одной стороны, позволит дополнить конспекты новыми сведениями, различными точками зрения по одной и той же проблеме, а с другой стороны, является важным моментом в подготовке к семинарскому занятию.

Оценить уровень своей подготовки студент сможет, пройдя компьютерное тестирование.






izumzum.ru