Егор Кузьмич Редин первый искусствовед Харьковского университета - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбоу «сош №61» Мои прадеды 1 47.92kb.
ДС–ДС–дс творческий сезон стартовал! 1 29.49kb.
Комиссия для выработки проекта нового устава духовных академий 1909 г. 1 159.38kb.
На прошлой неделе Южная дорога отметила свой очередной День рождения. 1 23.37kb.
Ф. Л. Литвин (к 90-летию со дня рождения) 1 20.83kb.
Информация о заселении студентов 1 курса Самарского государственного... 1 36.03kb.
Использование инновационных образовательных технологий для подготовки... 1 141.13kb.
Баторов егор васильевич Влияние мезенхимальных стромальных клеток... 1 350.75kb.
Экспедиция Харьковского частного музея городской усадьбы в Двуречанский... 3 448.15kb.
1 сентября 1963 года открылись двери школы 172, 2066 учащихся начали... 1 151.02kb.
«станция юных техников №1 харьковского городского совета» 1 31.79kb.
Литература в германии и нидерландах XV-XVI вв 1 8.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Егор Кузьмич Редин первый искусствовед Харьковского университета - страница №1/1

Павлова О.Г.

Егор Кузьмич Редин первый искусствовед Харьковского университета.


Имя Е.К. Редина все больше и больше занимает достойное место в научной и культурной жизни Харькова. Своей личностью он олицетворяет ученого искусствоведа, музееведа, педагога, общественного деятеля. Его многосторонняя деятельность дает возможность распознать в нем человека большого научного и духовного потенциала, силу внутренней энергии, безмерно скромного человека.

К сожалению, до этого времени, его творческое наследие еще не вошло в полной мере в научный оборот и остается известно отдельной группе специалистов.

В начале ХХ века его знала практически вся образованная общественность Харькова. Его многосторонняя деятельность способствовала развитию искусствоведения, музееведения, а также популяризации знаний по истории отечественного искусства и мировой культуры среди харьковчан. Вклад Е.К. Редина в развитие византийского искусства еще при жизни был оценен не только отечественными, но и западными учеными. Особенно высоко был отмечен труд Е.К. Редина о равенских мозаиках, к изучению которых обращались многие ученые, однако, харьковский искусствовед впервые провел детальное сравнительное их изучение. И все-таки, почти весь ХХ век его имя оставалось в забвении. И лишь в 90-е годы ХХ века его научное и культурное наследие начали активно вводить в научный оборот харьковские ученые и общественность.

Среди профессоров Харьковского университета, которые своими занятиями участвовали в создании искусствоведческого направления, Е.К. Редину принадлежит особая роль. Ученые университета II половины ХIХ века Д.И. Каченовский, А.И. Кирпичников, А.Н. Деревицкий и др., исследуя вопросы искусства и культуры, непосредственно закладывали основы для развития истории искусства. Но именно Е.К. Редин является первым искусствоведом и основателем харьковской школы искусствоведения.

Егор Кузьмич Редин родился в селе Старшем Дмитриевского уезда Курской губернии в крестьянской семье. Среднее образования получил во второй Тифлисской гимназии. Затем в 1884 г. поступил учиться в Новороссийский университет [8]. Обучаясь на историко-филологическом факультете быстро определяется круг его научных интересов: литература и искусство. Однако, под влиянием лекций по истории искусства Н.П. Кондакова и А.И. Кирпичникова, уже в студенческие годы, избирает дальнейшим направлением своих научных изысканий историю искусства. В университете также определяется и его центральный научный интерес – история христианского искусства. Видимо, это было не случайным, так как во второй половине ХІХ века отечественная искусствоведческая наука начинает особенно быстро развиваться, определяются многие направления в этой области исследования. Но особенно внимание ученых привлекала история христианского искусства, которое веками развивалось на территории Украины, занимало центральное место в истории отечественной культуры, влияло на нравственные основы жизни нашего народа. Многие ученые обращаются к истокам древнерусского искусства – византийской культуре. В связи с этим в отечественной культурологической мысли уже в ХІХ веке начинает складываться целое научное направление – византология, ярким представителем которого в будущем стал и Е.К. Редин.

О том, что именно интерес к своей культуре, необходимость понять, исследовать и объяснить ее развитие свидетельствует и первое его исследование «Киевский собор. Исследование мозаичной и фресковой живописи»[1]. Эта первая серьезная научная работа, была написана в соавторстве со своим другом со студенческой скамьи, известным искусствоведом Д.В. Айналовым, стала его дипломом, который он успешно защитил с золотой медалью в 1888 году.

По окончании университета он, как способный студент, был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В течение двух лет(1899-1891), при Петербургском университете под руководством Н.П. Кондакова, он продолжает занятия. В 1891 году, после успешной сдачи магистерских экзаменов, для усовершенствования своих знаний по общей истории искусства был направлен в двухлетнюю заграничную командировку [7]. Молодой ученый побывал в библиотеках и музеях Италии, Франции, Германии, Англии, где кроме общих занятий, специально занимается исследованием древне - христианского и византийского искусства [10]. В этот период Е.К. Редин собрал материал и закончил работу над магистерской диссертацией, посвященной мозаикам Равеннских церквей, а также пишет ряд небольших специальных статей, посвященных некоторым памятникам византийского и западного искусства, особенно обращает внимание на византийские мозаики и миниатюры. Здесь же Редин серьезно увлекся историей итальянской живописью эпохи Возрождения. Изучение итальянской живописи дало возможность увидеть связь западноевропейского искусства с древнехристианским, проследить значительное влияние Византии на последующие иконографические композиции. Но главная задача всех научных исследований Е.К. Редина по истории византийского искусства заключалась в познании русской и украинской художественной старины, отечественного многовекового культурного наследия.

В 1893 году Е.К. Редин был назначен профессором по кафедре истории и теории искусств Харьковского университета [3]. С этого момента его жизнь и деятельность неразрывно были связаны с Харьковом. В 1896 году он защитил магистерскую диссертацию «Мозаики Равеннских церквей» и получил степень магистра теории и истории искусств. В 1901 г. получил звание экстраординарного профессора.


Утвержденная в 1863 году по штату кафедра истории и теории искусств Харьковского университета практически оставалась вакантной до 1893 г. Периодически лекции по истории искусства читали профессора истории и литературы. В частности, А. И. Кирпичников, Н.А. Деревицкий, А.И. Успенский и др. Но именно с появлением Е.К. Редина мы можем говорить о начале становления искусствоведческой школы в Харькове.

Владея широкими знаниями в области истории искусства Е.К. Редин начал читать глубокие лекции, охватывающие разнообразные вопросы истории мирового искусства. Одним из любимых его курсов стал «История византийского искусства» [5]. Особенно увлеченно он останавливался на истории византийской мозаики и миниатюры. Вторую группу лекций составляли курс по истории искусства Древнего Востока. Эти лекции знакомили студентов с историей Древнего Египта, Ассирии, Финикии, Персии, Индии. Среди других курсов, он читал историю древнегреческого, итальянского искусства, историю археологии. Учебным планом университета для лекций по истории искусства отводилось по два часа в неделю. Редин считал за необходимость не только читать, но и на практике знакомить студентов с историей искусства. Недостаточное количество учебной литературы, заставляло часто только рассказывать, давать схемы того, что необходимо было продемонстрировать.

Поэтому большинство занятий по истории древнего и византийского искусства, в том числе и практических, он проводил в университетском музее изящных искусств и древностей, заведующим которого он стал сразу по прибытию в Харьковский университет [16]. Кроме этого он также проводил консультации после занять.

Для пополнения учебной базы он ходатайствовал о выписке диапозитивов по истории искусства, беспокоился о пополнении библиотеки изданиями по искусству. Однако, важным в этом отношении было проведение занятий в музее, что давало возможность формировать и развивать художественный вкус у студенческой молодежи, придать лекциям живой характер и превратить музей в действительно действующий культурный центр на Слобожанщине.

Педагогическая деятельность Е.К. Редина не ограничивалась университетом. В 1894 –1898 учебных годах он преподавал русский язык и словесность в женской гимназии Д.Д. Оболенской. В 1906 г. Уставом городской школы рисования официально был утвержден предмет история изящных и прикладных искусств. Администрация школы (а с 1 сентября 1907 г. художественного училища) пригласила читать лекции по истории искусства Е.К. Редина. Учебным планом устанавливался двухлетний курс лекций. Лекции по истории искусства читались раз в неделю по воскресеньям и были обязательны для всех учащихся, исключением были только малоподготовленные для таких занятий ученики. Следует отметить, что эти лекции Редина посещали и ученики декоративно-рисовальной школы им. Н. И. Бородаевского Товарищества по распространению грамотности.

Е.К. Редин читал лекции в художественном училище на протяжении 1906-1908 гг. В 1906-1907 учебном году искусствовед прочитал курс истории искусства Древнего Востока. В рамках программы этого курса он обращал внимание учеников на искусство Египта, Халдеи, Ассирии, Финикии и Греции до эпохи Фидия. В 1907-1908 учебном году, из-за состояния здоровья, лекции были прочитаны только в первом полугодии. Преподавание искусствоведческого курса сопровождалось демонстрацией диапозитивов памятников архитектуры, скульптуры, живописи, исполненных талантливыми отечественными и зарубежными художниками, а также использовались возможности университетского музея. Он взял на себя беспокойство о пополнении коллекции диапозитивов. Например, в 1906 г. были приобретены диапозитивы по истории искусства Египта, Финикии, Халдеи, Иудеи, Персии, а в 1907 году коллекция пополнилась еще 536 диапозитивов. В общем он выписал для училища свыше трех тысяч диапозитивов по истории искусств.

Следует отметить, что параллельно с педагогической деятельностью в Харьковском университете, Е.К. Редин много сил прикладывал для развития Музея изящных искусств и древностей. Под его руководством коллекция музея окончательно прошла научную обработку, а фонды намного пополнились и расширились, были созданы новые отделы. Например, отдел церковного искусства был создан исключительно благодаря деятельности Е.К. Редина, отделы археологии и местного искусства в значительной степени собраны по личной его инициативе. Благодаря его неутомимой собирательской деятельности и при непосредственном участии был открыт при университетском музее и отдел картин местных художников. Основу, которого составили картины, подаренные местными художниками К.П. Пынеевым, Л.И. Тракалом, А.Н. Выезжевым, Фельдманом и др.

В большей степени собирательская деятельность ученого была связана с подготовкой и проведением ХІІ Археологического съезда в Харькове в 1902 году. Е.К. Редин, будучи секретарем Предварительного комитета по организации и проведению ХІІ Археологического съезда, целиком взял на себя организацию выставок и создание каталогов о них [16].

Во время подготовки к съезду он осуществил ряд научных экспедиций по нескольким уездам Слобожанщины. Его целью было осмотреть и исследовать памятники искусства и древностей. Во время этих поездок он тщательно осмотрел церкви, иконостасы, церковную утварь, фотографировал памятники, храмы, церковные предметы [3]. В результате этого в музее сосредоточилось большое количество снимков. Он детально изучил и описал церкви Харькова и произведения искусства, которые в них сохранялись. Кроме описания и фотографирования во время научных экскурсий 1900 и 1901 гг. он собрал множество старинных церковных предметов, которые после окончания церковно-археологической выставки в большем количестве составили церковно-археологический отдел Харьковского университета.

При участии Е.К. Редина во время съезда было организовано ряд выставок. Это позволило написать ряд исследований о местных церковно-археологических древностях, местных ученых и культурных деятелях. Например, в отдельной работе он описал церкви города Харькова, посвятил статью местным лицевым синодикам и статью иконе “Недреманое око”, иконография которой представляет собой младенца Христа, который лежит на кресте. Насколько глубоко ученого интересовали вопросы развития местного искусства и культуры свидетельствуют и его исследования «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», «Памятники церковных древностей Харьковской губернии», «Очерк движения искусств в Харькове 1897-1898» и др., которые и до этого времени остаются ценнейшими источниками при изучении истории искусства Слобожанщины.

Таким образом, работая на протяжении 2-3 месяцев, он сумел организовать несколько отделов выставки, составил и издал 7 больших каталогов, собранных и представленных на выставках разнообразных экспонатов. Кроме этого он отредактировал 2 огромных тома трудов Предварительного комитета.

Благодаря деятельности Е.К. Редина на съезде одной из определяющих тем стала история христианского искусства. Особенно активно ученые обсуждали вопрос изучения украинского «религиозного» искусства ХVII -XVIII вв., в частности, зарождение и развитие украинской иконописи и пути создания слобожанского иконописного стиля [6]. В своем докладе «Религиозные памятники искусств Харьковской губернии» Е.К. Редин дал отчет о научной экспедиции 1900-1901 гг., а также отметил, что развитие местной иконописи имело западноевропейское влияние, особенно прослеживается связь с итальянским искусством [17]. Следует отметить, что многие искусствоведы и ученые (Г.Г. Павлуцкий, Н.В. Покровский, Н.И. Петров, В. Нарбеков и др.), участвовавшие в обсуждении этого вопроса, в конечном итоге соглашались с прямым или косвенным влиянием западноевропейского искусства на слобожанский иконописный стиль [9, 4]. Это было первое научное обращение к исследованию слобожанской иконописи, которое основывалось на собранной к съезду Рединым коллекции.

Отдельно заслуживает внимания и научно-просветительная деятельность харьковского ученого-искусствоведа в историко-филологическом обществе. Многие годы он был секретарем общества. Одной из первоочередных задач общества было сбор памяток истории и искусства и передача их университетскому музею [18]. Например, благодаря деятельности членов общества, университетский музей пополнился картиной Г.Г. Мясоедова «Засуха» [19]. Приход в общество Редина способствовал активизации в его работе искусствоведческого направления. Уже в 1893 г. Редин знакомил общество с некоторыми своими исследованиями в области истории христианского искусства, а также прочитал реферат в память о художественном критике и жертвователе харьковскому университету художественной коллекции и библиотеки, А.М. Матушинском. В 1895 г. представил реферат «О превосходном издании византийских эмалей Звенигородского», «Памятники церковных древностей России», «О времени мозаик купола Св. Софии Солунской», 1898 – «О некоторых лицевых рукописях собрания графа А.С. Уварова», 1899 – «Памяти профессора Добберта». В 1901 г. члены историко-филологического общества заслушали два доклада Е.К. Редина «И.Е. Бецкий и музей изящных искусств и древностей Харьковского университета» и «Икона Недреманое око». Интерес вызвали и его другие доклады « По поводу рукописных сборников ХІІ в. из собрания П.А. Овчинникова», где автор сравнивает украшающие произведения Экзарха Болгарского с миниатюрами лицевых рукописей произведений Козьмы Индикоплова русской редакции. В другом докладе, заслушанном на заседании общества, «Исследование миниатюр псалтыри трирского архиепископа Х в. Эгберта». Эти миниатюры имели византийский характер, но исследователь указывал и на их значение для истории древнерусского искусства, в частности, Остромирового еванглие, Изборника Святослава.

Е.К. Редин отличался удивительным трудолюбием и широтой научных интересов. В своих научных трудах он охватывает общие и местные проблемы развития истории искусства. Основную массу научного наследия Е.К. Редина составляют небольшие исследования в области византийской миниатюры, мозаики, а также небольшие экскурсы в области византийской и древнерусской иконографии.

Для более глубокого изучения византийской художественной традиции Е.К. Редин совершил неоднократные путешествия по западноевропейским странам, где исследовал памятники древнехристианского, византийского, средневекового искусства и итальянского Возрождения [3].

В своих работах по истории византийского искусства Е.К. Редин стремился опровергнуть негативное отношение к византийскому искусству как мертвому церковно-косному и доказать высокий уровень развития истории, литературы искусства Византии. Исследование византийского искусства он считал верным путем для познания культуры Древней Руси. Редин доказывал необходимость обосновывать свои исследования не только на примерах поздних памятников византийского искусства, которые знаменовали падение византийской культуры, но и показывал, что научная история византийского искусства начинается намного раньше.

Надо заметить, что об авторитете ученого в области христианского искусства говорит факт избрания его членом экспедиции для изучения памятников Афона, организованной Академией наук в 1898 г. [8]. Задание экспедиции полностью отвечало его научным запросам. Работала экспедиция в Италии с мая по сентябрь 1898 г. Редин исследует монастыри Афона и выносит отсюда новый запас материала и художественных впечатлений.

Как уже отмечалось, особенное внимание искусствоведа привлекал центр византийской культуры город Равенна. Здесь сохранилось наибольшее количество памятников византийского искусства V-XI вв. Редин с присущей ему глубиной осмотрел мозаики, орнаменты, проследил эволюцию мозаичных сюжетов в древнехристианском и византийском искусстве, изучил письменные источники и литературу. В своей работе «Мозаики Равеннских церквей» автор пытался дать ответ на противоречивое мнение в тогдашней историографии о происхождении равенских мозаик[12]. В результате исследований он пришел к выводу о византийском характере мозаик и признал частичное влияниие римской школы. Хронологично относил мозаики к двум периодам византийского искусства - начальному и периоду расцвета. Эта работа получила высокую оценку у отечественной и западноевропейской историографии [18]. Искусству Равенны Е.К. Редин посвятил и другие статьи. Их исследования принесли ученому авторитет византолога европейского масштаба и подвели ученого к новому этапу научной деятельности – изучению истории отечественого искусства.

Научным исследованиям Е.К. Редина присуща глубина и фундаментальность, стремление детально и разносторонне рассмотреть и разработать проблему. Он уверенно владел разработанными западноевропейскими и отечественными учеными методами исследования, глубокими знаниями и большой эрудицией. Придерживался строго научного и объективного метода исследования, шел от частного к общему, в чем четко прослеживается его следование школе Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова [3]. Вместе с тем при изучении русской иконописи и миниатюры он использовал историко-сравнительный метод [1]. Он одним из первых в Харькове использовал строго научный и объективный метод при изучении церковной археологии. В своей научной деятельности ученый не ставил специальной задачи проводить теоретические исследования. Частично эти вопросы он рассматривал в статьях «История искусства и русские художественные древности», «Критический разбор научных исследований» и др.

Особенно эти черты научного подхода исследования выразились в капитальном исследовании по истории византийского и русского искусства в диссертации «Христианская топография Козьмы Индикоплова»[15]. Избирая тему дальнейшего своего научного изыскания, Е.К. Редин при поддержке Н.П. Кондакова останавливается на изучении русских рукописей Козьмы Индикоплова. Работы Козьмы Индикоплова были главными источниками средневекового западного и русского мировоззрения. Рукописи были богато иллюстрированы. Исследуя рукописи трудов Козьмы Индикоплдова, он поставил задачу проследить трансформацию элементов и художественных форм античности в христианское, в том числе и древнерусское искусство. Изучению этих миниатюр искусствовед посвятил как ряд отдельных статей, так и главный свой труд [12]. В процессе работы ученый собрал и исследовал греческие и русские списки, отметил общие черты и выяснил их отличия. Е.К. пришел к выводу, что христианское искусство восприняло технику и много образов античности, что характерно не только для раннехристианского периода, но встречается и в поздневизантийских памятках искусства, а также подтвердил ранее сделанный вывод Ф.И. Буслаева, что византийские рукописи были не только проводником древнехристианских идей в Древней Руси, но и античных форм.

Особое место в творчестве Е.К. Редина занимают статьи, посвященные отечественным и западноевропейским искусствоведам, археологам, историкам, деятелям культуры, в которых он объективно оценивает их вклад в развитие истории искусства. Изучая различные точки зрения на развитие многих вопросов отечественного и мирового искусства, используя результаты своих исследований он показывал свое отношение к достижениям своих предшественников и современников, вносил изменения и дополнения в историю искусства.

Таким образом, творческий вклад Е.К. Редина в развитие отечественной культуры и искусства очевидный. Немаловажное значение имеет его деятельность и для изучения искусства и художественных древностей Слобожанщины. Своими трудами по истории византийского искусства он заслужил мировой авторитет и признание, исследованиями в области отечественного искусства он развивал научные искусствоведческие направления на Украине.

Сегодня его научная, педагогическая, общественная деятельность изучается на достаточно научном уровне, однако его научное наследие наряду с глубоким изучением, требует более широкого освещения и популяризации в современной исторической, искусствоведческой науке и научно-популярной литературе.

Источники и литература:




  1. Айналов Д.В., Редин Е.К. Киево-софиевский собор: Иссл. древн. мозаичн. и фреск. живописи.- Спб: Тип. Имп. АН., 1889.- 158 с.

  2. Айналов Д. Равенна и ее памятники// ЖМНП.- 1897.- 1897.- Т.6.

  3. Белецкий А. Е.К. Редин, как историк византийского искусства // Х.: Тип. Печ. дело, 1913.

  4. Нарбеков В. Южно-русское религиозное искусство ХVII-XVIII вв.: По памятникам церковной старины, бывшими на выставке ХII Археологического съезда в Харькове // Казань: Типо-литогр. имп. ун-та, 1903.

  5. Павлова О.Г. Викладання історії мистецтва у Харківському університеті в ХІХ-на початку ХХ століть// ВХУ. Сер. Історія.- 1998.- Вип. 30.

  6. Павлова О.Г. ХІІ Археологічний з’їзд та проблеми вивчення церковного мистецтва та старожитностей Харківщини// Віра і розум.- 2000.- № 1.

  7. Павловский А. Егор Кузьмич Редин. Профессор истории искусств Харьковского университета// Сб. ХИФО.- 1913.- Т. 19.

  8. Побожий С.И. Е.К. Редин// Искусство. - 1989.- № 11.

  9. Петров Н. Об иконописном отделе выставки и рефератах о нем на ХII Археологическом съезде в Харькове.- / Б.м..,/Б.г.

  10. Редин Е.К. Италия: Из писем к друзьям // Х.: Тип. губ. правл., 1903.

  11. Редин Е.К. Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова // Х.: Тип. Печ. дело, 1905.

  12. Редин Е.К. Мозаики Равеннских церквей // Спб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1896.

  13. Редин Е.К. Памятники церковных древностей Харьковской губернии // Х.: Тип. губ. правл., 1900.

  14. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам // Под ред. Д.В. Айналова.- М.: Тип. Лиснера и Д. Собко, 1916.

  15. Редин Е.К. Ученая деятельность историко-филологического общества при императорском Харьковском университете за первые двадцать пять лет его существования (1877-1902) // Х., 1904.

  16. Сумцов Н.Ф. Человек золотого сердца: Профессор Егор Кузьмич Редин // Х.: Тип. Печ. дело, 1909.

  17. Труды ХII Археологического съезда в Харькове // Под ред. П.С. Уваровой.- М.: Тип. Воронова, 1905.- Т.3.

18. Устав историко-филологического общества при императорском Харьковском университете // Х., 1877.

19. Российский Государственный исторический архив (Санкт-Петербург) Ф.733, оп. 149, ед. хр. 429.